Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и формы психологической помощи.






Задачи, связанные с личностью клиента. Первой из таких предметных перспектив, несомненно становится личность. Задачи которые челове стремиться решить: самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии); совладания с критической (кризисной) ситуацией и т.п.; Едва ли не самым существенным моментом здесь является то, что цели и задачи зачастую определяются самим клиентом.

Задачи, связанные непосредственно с процессом оказания психологической помощи. Где самостоятельными задачами, обеспечивающими вспомоществовательный потенциал процесса, являются: установление отношений доверия и принятия; обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента; проработка или, наоборот, снятие психологических защит; Самостоятельными задачами становятся определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.

Третья группа задач относится к психологической помощи сообществу —Основные и возможныезадачи: адекватная ориентировка в ситуации, идентификация и локализация (при необходимости) конфликта; снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно-смысловой переориентации группы; повышение (при необходимости) сплоченности и помощь в определениилидера.

Задачи, затрагивающие личность психолога. Совершенно особые задачи, стоящие перед профессионалом, — это задачи, которые касаются уже не непосредственно процесса психологической помощи: задачи, относящиеся к его (профессионала) собственному личностному развитию и благополучию, к его профессиональному мастерству. Недостаточная проработанность личностных проблем (фрустрированных или нереалистичных потребностей, фантазий, страхов, конфликтов, защит, ценностных смыслов, самооценок, мотивов и т.п.) И недостаточная профессиональная (техническая и теоретическая) подготовка легко могут вместо психологической помощи травмировать как клиента, так и консультанта и добавить к неразрешенным проблемам психогенные расстройства.

В зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи применяются две основные формы работы— индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа проводится в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы, например, измена, горе; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) Групповая форма психологической помощи не представляется возможной.

Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна во всех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, в 1970-е годы в США, несомненное преимущество находится на стороне групповой работы. Возможность разноплановой обратной связи, групповая динамика, сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе — важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного.

  Понятие о психическом и психологическом здоровье личности Термин «психическое здоровье» был введен ВОЗ в 1979 г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. М.Ягода указ.на 6 критериев психич. Здоровья: 1) позитивная установка по отн-ю к собств. Л-сти; 2) дух. Рост и самореал-ция; 3) интегрир-сть л-сти; 4) автономия; 5) адекв-сть воспр-я реальности; 6) компетентность в отношении требов-й окруж. Мира. Критерии психич. Здоровья по ВОЗ: -осознание и чувство постоянства и идентичности своего физического и психического Я. - чувство постоянства и идентичности переживаний в различных ситуациях. - соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий. - способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами. - способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. - способность изменять поведение в зависимости от смены обстоятельств. Подход к проблеме психич. Здоровья с т.зр. Полноты, богатства разв-я л-сти: А.Маслоу писал гл. Обр. О 2 составл-х психич. Здор. (стремл-е людей быть «всем, чем они могут», разв. Весь свой потенциал ч-з самоакт-цию; стремл-е к гуманистич. Ценностям – принятие других, автономия, спонтанность, чувствит-сть к прекрасному, ч-во юмора, альтр-м, творч-во). В обл. Душевн. Здор-я между полюсами полного психич. Здор-я и проявл-ми психопатологии сущ. Зона погранич. Сост-й (третье сост-е), когда чел-ка нельзя одн-но назв. Ни больным, ни здор. В науч. Лексикон термин «психол. Здор-е» ввела И.В.Дубровина: «психол. Здор-е предполаг. Интерес чел-ка к жизни, свободу мыслей и иниц-ву, творч-во в самых разных сферах жизни и деят-сти». Н.К.Смирнов опред. Психол. Здор-е как «высок.ур. Соц.-психол. Ад-ции, проявл. В гармонич. Отнош-ях с окруж.,».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.