Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аппаратные средства






Казань 2009


Печатается по рекомендации

редакционно-издательского совета

факультета вычислительной математики и кибернетики

Казанского государственного университета

Рецензенты: д.ф.-м.н., профессор Даутов Р.Г.

к.ф.-м.н., доцент Шакирзянов Р.А.

При подготовке учебного пособия использованы компьютерные технологии производства оригинал-макетов книг, журналов, газет и электронных СМИ на татарском языке, разработанные в совместной лаборатории АНТ и КГУ «Проблемы искусственного интеллекта» («Шә кли фә һ ем»), а также курсы лекций, прочитанные авторами на факультете журналистики и социологии и на факультетах татарской филологии и истории Казанского государственного университета, Татарского национального университета, Казанского государственного гуманитарно-педагогического университета, Российского исламского университета и Института развития образования РТ. Данный учебный материал может быть использован при изучении раздела информационных технологий в школьном курсе информатики, а также как справочный материал при компьютерной подготовке электронных изданий.

ã Р.М.Хадиев, Д.Ш.Сулейманов, Р.С.Якушев

ã Казанский государственный университет


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 5

1. АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА.. 7

1.1. Клавиатура Тө ймә сар. 7

1.2. Дисплей Кү рә к. 10

1.3. Принтер. 11

1.4. Мышь Тычкан, Йомры.. 12

1.5. Сканер. 12

1.6. Цифровой фотоаппарат и видеокамера. 13

1.7. Аудиоустройства. 13

1.8. Модем и факс-модем.. 13

1.9. Съемные диски с большим объемом памяти Зур кү лә мле алынма дисклар. 14

1.10. Проекторы и жидкокристалические панели. 15

1.11. Процессоры.. 15

1.12. Сервер. 15

2. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS DOS Гамә ли система. 16

2.1. Файловая система. 19

2.1.1. Структура файловой системы.. 19

2.1.2. Имена файлов Файл исеме. 19

2.2. Основные операции MS DOS. 20

2.2.1. Аварийное прерывание любой команды.. 20

2.2.2. Просмотр файлов. 21

2.2.3. Создание и удаление файлов. 21

2.2.4. Создание и удаление каталогов. 21

2.3. Драйвер русско-татарской клавиатуры keyrust.exe. 22

2.4. Сервисная программа NORTON COMMANDER.. 22

2.4.1. Принцип работы NC.. 22

2.4.2. Функциональные клавиши NC.. 23

2.5. Операционная система Windows. 25

2.5.1. Запуск и завершение работы Windows. 25

2.5.2. Виды окон Тә рә з рә вешлә ре. 26

2.5.3. Работа с окнами. 26

2.5.4. Рабочий стол. 27

2.5.5. Татарская локализация среды WINDOWS. 29

2.6. Архиваторы.. 29

2.7. Антивирусные программы.. 30

2.8. Форматирование дискеты.. 31

3.ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ (ПРОЦЕССОРЫ) 32

3.1. История развития текстовых редакторов. 32

3.2. Перспективы развития редакторских систем.. 36

4. ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР WORDPAD.. 37

4.1. Запуск системы.. 37

4.2. Установка шрифтов. 37

4.3. Первоначальный набор текста. 38

4.4. Редактирование текста. 38

4.5. Печать текста. 39

4.6. Выход из редактора. 39

4.7. Определение атрибутов страницы.. 39

4.8. Поиск и замена текста. 39

4.9. Конвертирование текстов из ДОС.. 40

4.10. Панель инструментов. 40

5. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССОРЫ... 40

5.1. Программы проверки корректности текста (Spellchecker) в среде Windows. 41

6. ОФИСНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ MS Office. 41

7. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА И ИНТЕРНЕТ.. 42

7.1. ИНТЕРНЕТ.. 43

7.2. Поиск информации в Интернете. 47

7.3. Разработка WEB-страниц (Веб-страниц) 49

7.4. FrontPage. 56

7.5. Анализ сообщений. 57

8. НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА.. 59

8.1. Конвертирование текста для издательской системы.. 61

8.2. Загрузка текста. 62

8.3. Обработка текста. 62

8.3.1. Исправление текста. 63

8.3.2. Обработка абзаца. 64

8.3.3. Выбор шрифта. 66

8.3.4. Выбор кегля. 68

8.3.5. Иллюстрация. 68

PHOTOSHOP. 70

8.3.6. Вставка математических формул. 76

8.4. Работа с электронными таблицами. 76

8.5. Анкетирование. 83

8.6. Работа с Базами данных. 84

8.7. Гипертекст. 86

8.8. Запись текста в память. 86

8.9. Печать документа. 86

8.10. Создание Web-страницы.. 86

9. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.. 87

9.1. Первоначальная подготовка текста в текстовом редакторе. 87

9.2. Сканирование опубликованного текста. 87

9.3. Макетирование в издательской системе. 88

9.4. Команды макетирования в среде PageMaker 93

10. POWERPOINT.. 100

Литература Кулланылган ә дә бият.. 105

Приложение 1. Cчетные устройства. 106

Приложение 2. Интернет-страницы: Татары, татарский язык. 110

Приложение 3. Бә шир Рә миев – беренче совет санакларын уйлап табучы! 113

 


 

Предисловие

 

Компьютер работает с информацией.

Информация – это совокупность сведений о всевозможных объектах, явлениях, процессах.

Информатика – это наука о способах представления, кодирования информации, оценке количества информации, способах обработки, хранения, передачи информации, исправления ошибок, возникающих при хранении и передаче.

Компьютер (санак) – это устройство, предназначенное для хранения, преобразования и передачи информации.

Первое механическое устройство, вычисляющее арифметические выражения, создано в 1642 году Блезом Паскалем. В 1673 году Г.В.Лейбниц создал арифмометр. В середине XIX века английский математик Чарлз Бэббидж создал механическое вычислительное устройство, представляющее собой аналог современного компьютера. Во время Второй мировой войны Кондрату Цузе (1943, ЦУЗЕ-1) и Говарду Эйкману (1941, МАРК-1) удалось создать первые компьютеры. В 1943 году группа специалистов во главе с Преспером Эккертом разработала электронную вычислительную машину ENIAC. Первый компьютер в СССР был разработан в 1949 году под руководством академика А.С.Лебедева[1].

Современные компьютеры открывают новые перспективы интеграции человечества. Если товарное производство позволило организовать межгосударственные отношения и стабилизировало политические проблемы, то современная информационная сфера позволяет расширить потенциальные возможности личности в познании мира и воздействии его на мир.

Яркий пример возможностей памяти компьютера демонстрирует флэш-диск (электронный диск, флә ш-диск), который прикрепляется к брелку ключа. Объем памяти такого диска сегодня достигает до 16 Гб, вмещающий текст большой библиотеки из 16000 томов, постоянно увеличиваясь в объеме памяти и уменьшаясь в объеме корпуса.

Для того чтобы оценить вычислительные способности компьютера, сравним его с вычислительными способностями человека.

Для этого подсчитаем число умственных операций, целенаправленно выполняемых человеком за всю жизнь.

Человек за 1 секунду может произвести до 200-300 операций,

за 1 час – 106,

за 1 день – 107 целенаправленных операций (10 часов в день),

за 1 год – 25 ´ 108 (250 рабочих дней в году),

за всю жизнь – 1011 (40 рабочих лет).

Современные 4-х процессорные компьютеры выполняют 4´ 4´ 109 операций в секунду[2], т.е. задачи, которые решаются на компьютере за одну секунду, могут потребовать от человека всей его жизни.

В 1976 году при решении проблемы четырех красок[3], упоминавшаяся еще в 1840 году в трудах известного ученого математика Августа Мебиуса, для проверки некоторых утверждений американские математики В.Ханкен и К.Аппель использовали расчеты на компьютере. При доказательстве было проверено 1482 базовые карты на раскрашиваемость четырьмя красками, что потребовало 1200 часов компьютерного времени при скорости компьютера 106 оп./сек. При доказательстве теоремы на компьютере было выполнено 1200*3600*106=12*36*1010= 43.2*1011 операций. А для решения этой задачи без компьютера потребовалось бы 43 поколения =1700 лет=17 веков целенаправленной работы с передачей полученных результатов из поколения в поколение, что практически невозможно даже представить. Дальнейшее исследование этого доказательства сократило систему базовых карт до 633 и время проверки уже занимает на современных компьютерах существенно меньшее время – около часа. Что, впрочем, также непосильно человеку, поскольку требует непрерывного счета представителей порядка 10 поколений или 4 веков.

Внедрение компьютерных систем по запоминанию и обработке информации привели к созданию компьютерных технологий в издательской деятельности, позволяющих максимально автоматизировать процесс подготовки издания. ТВ, Интеренет, издательства уже нельзя рассматровать как отдельную сферу деятельности средств массовой информации (СМИ). Они активно используют компьютерные средства подготовки, обработки и передачи информации.

Далее в этой книге рассматриваются компьютерные технологии, применяемые для организации, переработки и тиражирования информации при подготовке печатной продукции, включая СМИ.

В качестве основных составляющих этой технологии будут рассмотрены:

* архитектура и составные части компьютера;

* файловая система на компьютерах;

* основные операционные системы, принципы их работы;

* вспомогательные программы по сопровождению работы с информацией;

* текстовые процессоры и их функциональные возможности и тенденции развития

* вопросы сопровождения ИНТЕРНЕТ-технологий;

* программные средства по подготовке и анализу текста, средства перевода информации с языка на язык;

* программные средства по подготовке аудио, видеографических материалов;

* проблемы компьютерного обучения.

В данном учебнике также содержится информация по настройке компьютерных информационных систем на англо-русско-татарскую языковую среду, в силу чего, пособие может служить методическим руководством для аналогичной организации многоязыковых компьютерных сред в республиках Российской Федерации.


АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА

Компьютер, как и человек, имеет «тело» (аппаратную часть), называемое HARDWARE или аппаратное обеспечение, и «сознание» (программную часть), называемое SOFTWARE или программное обеспечение.

Аппаратное обеспечение компьютера состоит из следующих частей:

Системный блок -

· процессор

· оперативная память (эш хә тере,)

· порты ввода/вывода (уку-язу портлары)

· дисководы (дискйө рткечлә р).

Процессор компьютера – это логико-арифметическое устройство, мозг и нервная система компьютера.

Оперативная память предназначена для хранения исполняемой программы и хранения оперативной информации, необходимой при работе программы.

Порты ввода/вывода обеспечивают передачу информации из процессора и памяти на внешние устройства и обратно.

Компьютер может иметь дисковод для гибких магнитных дисков, с помощью которого обеспечивается перенос и хранение информации. Часто, для удобства хранения информации и работы с информацией, компьютеры комплектуются двумя типами дисководов CD/DVD дисков, дисководами типа винчестер и USB-порт для флэш-диска (флә ш-диск), которые монтируются в системном блоке.

Диски обычно получают следующие имена:

Имя диска - диск исеме тип диска - диск тө ре

A: B: для не используемых в современных компьютерах дисков

C: D:... для несъемного диска типа винчестер – HDD

E: F: для диска типа CD/DVD

G: для флэш-диска (флә ш-диск)

N: для сервера

1.1. Клавиатура
Тө ймә сар

Клавиатура компьютера предназначена для ввода символьной информации и управления компьютером. Она состоит из трех групп клавиш:

· Символьные клавиши

· Функциональные клавиши

· Клавиши управления

Символьный блок напоминает клавиатуру печатающей машинки, где имеется клавиша ENTER (Ввод), используемая, как правило, для окончания ввода того или иного объекта. Эта клавиша может использоваться для подтверждения намечаемого действия. Например, при наборе текста в редакторе документов нажатие клавиши Enter завершает запись абзаца. Самая длинная клавиша – применяется для ввода пустого символа Пробел (Буш ара, Бушара). Клавиша Backspace обычно удаляет символ, находящийся слева от курсора. Клавиша Tab (Табуляция) при редактировании текста используется для перехода к следующей позиции табуляции. В разных программах она может быть использована в различных целях. Например, в программе Norton Commander эта клавиша используется для переключения между правой и левой панелями. Клавиши Shift (Сдвиг), Ctrl (Управление – Идарә ) и Alt (Альтернатива) предназначены для изменения значений символьных клавиш (Хә реф тө ймә лә ренең кулланышын ү згә ртү). Комбинации этих клавиш многими программами используются для кодирования выполнения определенных действий. Также при вводе текста иерографического типа используется фонетический алфавит.

Удобство набора текста зависит от расположения символов алфавита на клавиатуре с учетом их частотности. Частотность появления тех или иных букв в тексте для разных языков различны, к тому же, как правило, алфавиты языков также различаются как по составу, так и по начертанию. В связи с этим очевидно, что наиболее оптимально для языка, когда для него разрабатывается свой стандарт размещения символов на клавиатуре.

1) Стандарт английской клавиатуры (его часто называют QWERTY).

Из рисунка видно, почему так называется английская клавиатура.

 
 

Клавиши 'F' и 'J' отмечены выступами для ориентации при наборе текста " вслепую".

Как известно, раскладка символов QWERTY не учитывает в полной мере частотные характеристики английских букв[4].

Размещение символов на клавиатуре компьютера легко перенастраивается программным способом. При необходимости раскладку клавиатуры можно сменить на более удобный вариант или другой набор символов. Различные фирмы предлагали более оптимальные варианты размещения латинских символов на клавиатуре, но эти предложения не находят отклика из-за силы привычки, сложившейся в практике использования машинок. Как известно из психологии, смена привычки возможна лишь в случае повышения эффективности на 30% и более. Однако пока такого эффекта новые варианты клавиатуры не дают, да и новые способы ввода текстовой информации (сканирование текста и анализатор речи) снимают остроту данной проблемы.

2) В связи с техническими и программными реформами, происходящими в компьютерных информационных технологиях, стандарт раскладки русской клавиатуры до недавнего времени претерпевал постоянные изменения. Эти изменения относятся как к внутренней кодировке символов, так и расположению символов на клавиатуре, что вызывало постоянные проблемы при освоении русской клавиатуры и разработке программного обеспечения по обработке русского текста. При этих реформах на клавиатуре менялось расположение редко используемых символов («ё», «ъ», «.», «,», «?»).

Стандарт русской клавиатуры учитывает частотные характеристики используемых букв.

3) Стандарт татарской клавиатуры. В современном татарском языке используется большое число заимствованных, неассимилированных слов из русского языка (по данным исследователей, до 40% заимствованных татарских слов являются неассимилированными). В начале 90-х годов в качестве рабочего варианта татарской клавиатуры была принята расскладка символов русского алфавита, дополненная шестью специфичными буквами татарского языка. Для размещения дополнительных букв использовались символы цифрового ряда: ~ - Җ, 1 – Һ, 2 – Ө, 3 – Ү, 8 – Ә, + – Ң.

В конце 90-х годов распространение получили программы (драйверы), реализующие до 15 различных вариантов размещения татарских букв на клавиатуре. Такое многообразие драйверов раскладки татарских букв на клавиатуре привело к возникновению пуатницы при работе с татарскими текстами, некорректному отображению текста, набранного на другом компьютере.

По предложению Академии наук РТ в 1996 году Кабинетом Министров РТ был принят стандарт применения татарского языка в компьютерных технологиях (Постановление КМ РТ N 1062 от 9 декабря 1996 г.). Разработка стандарта раскладки символов татарского языка – элемент базовой национальной локализации компьютерных систем. Она служить унификации программной реализации отображения татарских букв в компьютерных системах, расширению функционального пространства татарского языка и внедрению его в информационные технологии наравне с такими мировыми языками как русский и английский.

Клавиатура блока управления работает в трех режимах:

Num Lock / *
Home ñ PgUp +
ï   ð
End ò PgDn Enter
Ins . Del

1. Индикатор Num/Lock светится (при нажатой клавиши Num/Lock) – клавиатура блока управления работает в цифровом режиме.

2. Индикатор Num/Lock не светится (при нажатой клавиши Num/Lock) – клавиатура блока управления работает как средство выбора позиции для работы с текстом, выбора одной из альтернативных функций или значений, изображенных на экране. Insert ( Вставка ) включает режим вставки символов при редактировании документов. Delete ( Удаление ) удаляет символ, на который указывает курсор. Home ( На начало ) перемещает курсор на начало редактируемой строки. End ( Конец ) перемещает курсор на конец редактируемой строки. PageUp ( страницу вверх – бер бит ө скә ) при редактировании документов перемещает курсор вверх на 1 страницу. PageDown ( страницу вниз – бер бит аска ) при редактировании документа перемещает курсор на 1 страницу вниз.

3. Клавиатура блока управления позволяет, в случае отказа символьного блока, с помощью клавиши ALT и нажатия на разряды числа (порядкового номера символа в кодовой странице операционной системы) произвести набор нужного символа.

Блок функциональных клавиш (Гам ә ли тө йм ә л ә р) предназначен для активизации часто используемых программ или действий, которые закрепляются за функциональными клавишами.

Esc Отмена (Баш тарту) какого-либо действия, выход из режима программы и т.д.
F1...F12 Набор функциональных клавиш. Порядок использования этих клавиш определяется программой и операционной системой, с которыми работает пользователь. Программы, зачастую, назначают те или иные действия на определенные функциональные клавиши или их комбинации с клавишами Ctrl, Alt и Shift. Так, например: клавиша А– определяет строчный символ «а», Shift+А– определяет заглавный символ «А», Ctrl+А– определяет в программе WORD команду «Выделить все», Во многих программах при нажатии клавиши F1вызывается встроенная помощь при работе (Help).
Print Screen Печать образа экрана или занесение образа экрана в буфер обмена (Экрандагы сурә тне истә калдыру). В сочетании с клавишей Alt печать образа активной программы.
Scroll Lock Прокрутка части экрана.
Pause Приостановка работы процессора-программы, или, в комбинации с клавишей Ctrl, прерывание работы программы (Программа эшен туктатып тору).

Каждая символьная клавиша в сочетании с клавишами Shift, Alt и Ctrl приобретает дополнительное значение. Клавиша Shift дает прописное значение данного символа, часто с помощью клавишы Ctrl определяется одна из функций активной программы. Используя клавишу Alt и цифровые клавишы управления, можно набирать коды символов. Например, в операционной системе ДОС: Alt+191 - ┐, а Alt+192 - ┌, Alt+217 - └, а Alt+218 - ┘.

1.2. Дисплей
Кү рә к

Дисплей позволяет передавать пользователю в графическом виде оперативную и диагностическую информацию о процессе работы компьютера или визуализированный результат работы компьютера.

Существуют различные типы дисплеев – растровые и аналоговые. Аналоговые дисплеи, использовавшиеся до конца 80-х годов, имели базовую систему примитивов, реализуемых микросхемами. Растровые дисплеи, используемые в настоящее время, позволяют представлять графические объекты через точечную матрицу, накладываемую на весь экран.

Растровые дисплеи различаются разрешающей способностью, как по градации цветов, так и по множеству точек на экране.

тип дисплея число столбцов число строк число цветов
CGA      
EGA      
VGA      
SVGA 103 103 107

1.3. Принтер

Принтер служит для печати текстовой и графической информации, находящейся в компьютере. Как правило, в качестве материала для печати применяется обычная бумага, некоторые типы принтеров допускают работу и со специальной пленкой. В зависимости от формата используемой бумаги, принтеры делятся на широкие (формат А3[5]) и узкие (формат А4), а в зависимости от возможности передавать цвета на бумаге - на цветные и черно-белые. По способам получения твердых копий все принтеры разделяются на три группы:

· матричные (инә ле)

· струйные (сиптергечле, агымлы)

· лазерные (лазерлы)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.