Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительное слово к русскому изданию






В наше время недостаточно рассматривать модернизацию в духе ХХ столетия: только как про­цесс перехода от традиционных обществ к современным. Конечно, это классическое ее пони­мание сохраняется по отношению к традиционным обществам. Но в контексте глобализации возникли планетарные экологические риски, угрозы национальной безопасности стран в век ядерного оружия, разрывы между условиями жизни трех-четырех миллиардов бедных/нищих людей и одного «золотого миллиарда». В условиях этих и иных фундаментальных рисков обо­стряется конкуренция между странами и обществами за успешное развитие. Поэтому процессы модернизации происходят и в современных обществах, но они приобретают иной характер и требуют новых подходов к их изучению.

Модернизация в XXI веке есть комплексный способ решения политических и управленче­ских, экономических и социальных, культурных и личностных задач, которые в полном объ­еме стоят перед государствами, обществами и индивидами в контексте внутренних и внешних угроз и рисков; это совокупность процессов технического, экономического, социального, куль­турного, политического развития общества (страны и ее регионов). Целевые функции совре­менной модернизации: безопасность государства и общества, устойчивое функционирование всех их структур, включая повышение условий жизнедеятельности населения (качества жизни) не ниже среднего состояния, достигнутого странами того мегарегиона человеческого сообщества, к которому относится данное общество. Достижение этих целей той или иной страной требует отчетливого знания состояния и динамики ее модернизации в сравнении с другими странами.

В Китайской академии наук создан и активно работает Центр исследования модерниза­ции, а в его составе — Группа по изучению стратегии модернизации Китая. Директор Центра и руководитель Группы — профессор Хэ Чуаньци; имеется представительная группа советни­ков; издается электронный журнал на английском языке Modernization Science Newsletter, главным редактором которого также является Хэ Чуаньци. Систематизированные результаты исследова­ний опубликованы в 2001 — 2010 гг. в виде 10 ежегодных докладов. Их содержание подытожено в обзорном докладе «China Modernization Report Outlook (2001-2010)». Настоящая книга представ­ляет собой перевод этого доклада под названием «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001 — 2010)».


Книга состоит из двух частей. В первой части изложены концепция и систематизирован­ные (ранжированные) данные о состоянии и тенденциях модернизации в 131 стране мира, вклю­чая Россию. В первой главе Хэ Чуаньци предлагает проверить красивую мифологическую и одновременно философско-историческую гипотезу о типах сообществ людей, живущих в долине длинной реки Янцзы (третья в мире по протяженности), являющуюся моделью исторических эпох человеческой цивилизации. Автор приглашает читателя совершить путешествие от верхо­вьев этой реки, находящихся на западе страны, высоко в Тибете, к среднему, затем нижнему ее течениям и, наконец, к ее устью на востоке Китая, при впадении в залив Желтого моря, недалеко от Шанхая. При этом он прослеживает типы сообществ людей, ныне живущих по всему течению реки. Перед взором путешественника предстает картина четырех исторических эпох, которые перетекают одна в другую, воплощаясь в смене типов обществ: первобытного общества — аграр­ным, из которого возникает индустриальное общество, а из него вырастает информационное общество, основанное на знаниях. Эта картина проиллюстрирована рисунками и снабжена таблицами статистических данных, которые подтверждают исходную гипотезу.

Во второй главе профессор Хэ Чуаньци излагает свою концепцию модернизации как одного из видов глубоких изменений цивилизации, начавшихся с промышленной революции XVIII века. Вначале автор приводит анализ основных стадий всемирного процесса модерниза­ции, затем рассматривает эволюцию теорий модернизации, возникших с середины ХХ века, оценивает вклад каждой из них и прослеживает эволюцию их совокупности вплоть до начала XXI века. Большое внимание он уделяет проблеме стадий модернизации, которые представлены в существующих теориях модернизации, и этапам исторического развития самих теорий — от классических до новейших: теории экологической, рефлексивной, продолжающейся модер­низации и т. д. К новейшим концепциям Хэ Чуаньци относит и собственную теорию вторичной модернизации, основные положения которой были впервые опубликованы в 1998 году.

Ключевой характер имеет выделение автором двух стадий модернизации: первичной («пер­вой модернизации», «first modernization») и вторичной («второй модернизации», «second modernization»). Каждая стадия связана с соответствующей эрой цивилизационного процесса: первичная модер­низация — с индустриальной эрой, вторичная — с информационной эрой, или эрой знаний. Каждая стадия включает четыре фазы эволюции: начало, развитие, расцвет, переход к следую­щей стадии. Хэ Чуаньци называет и третье состояние — интегрированную модернизацию, которую понимает как координированное развитие первичной и вторичной модернизации.

Подытоживая, автор отмечает, что модернизация является частью межстрановой конкурен­ции: страны стараются обогнать друг друга и достичь высокого уровня по мировым меркам. Вместе с тем модернизация затрагивает и жизнь отдельных людей, отношение к ней характе­ризует их личный выбор; если кто-то не принимает ее, то уровень его жизни будет все более отставать от уровня жизни людей, участвующих в модернизации.

Используя эту концепцию, китайские специалисты обобщили в мировом масштабе стати­стические данные, взятые из авторитетных международных источников. Их систематизация и анализ представлены в третьей главе, автором которой является Чжан Фэн (Управление пла­нирования и стратегии, Китайская академия наук).

Для каждой из двух стадий модернизации создана своя модель количественной оценки, включающая свой набор индикаторов и их стандартных значений; для оценки фаз каждой ста­дии используется лишь часть индикаторов соответствующей стадии. А процесс и метод оценки, по сути, идентичны для обеих стадий и достаточно просты. Результатом оценивания служат итоговые индексы и значения фаз каждой стадии модернизации.

Характеризуя модель количественной оценки первичной модернизации, Чжан Фэн отме­тил, что она разработана с учетом индикаторов, которые были предложены известным амери­канским профессором А. Инкелесом. Учитываются 10 индикаторов, которые характеризуют три области жизни индустриального общества: экономическую, социальную, уровень знаний. В качестве стандартных для этой стадии модернизации были приняты средние значения инди­каторов, которые были достигнуты к 1960 году в 19 наиболее развитых индустриальных стра­нах. Отношение фактического значения индикатора к стандартному (в процентах) в каждой из 131 страны в тот или иной год принимается за значение оценочного индикатора; в качестве мак­симального учитывается значение не более 100% (если оно больше, то также считается равным 100% — это значит, что по данному индикатору в этой стране полностью осуществлена первич­ная модернизация). Для оценки фаз данной стадии модернизации используются 4 экономиче­ских индикатора: 2 из числа 10, учитываемых в общей модели, и 2 дополнительных. Фазовым интервалам их фактических величин формально придаются значения от 1 до 4.

Модель оценки вторичной модернизации относится к информационному обществу, осно­ванному на знаниях. Автор отмечает, что эта стадия модернизации началась лишь около 30 лет назад, ее характерные черты еще формируются. Поэтому методы и индикаторы ее оценки впо­следствии могут быть скорректированы. На данном этапе учитываются 16 индикаторов, харак­теризующих 4 области жизни информационного общества: инновации в знаниях, передача знаний, качество жизни, качество экономики. Для оценки фазовых значений данной стадии модернизации используются всего 2 индикатора: доля добавленной стоимости и доля занятости в материальной сфере экономики (их нет среди 16 индикаторов, учитываемых в общей модели данной стадии модернизации). Фазовым интервалам фактических величин придаются значе­ния от 0 до 3. Определить фазу вторичной модернизации можно только для стран, которые как минимум вошли в переходную фазу первичной модернизации. Вместе с тем есть страны, которые на 100% завершили первичную модернизацию, но еще не вступили в начальную фазу вторичной модернизации.

Интегрированная модернизация понимается как совокупное состояние двух ее стадий, фик­сирующее характер их взаимной координации в данной стране (или регионе) и отличие от передового мирового уровня такой координации. В модели оценки интегрированной модерни­зации учитываются 12 индикаторов: 10 из них используются в моделях первичной и вторичной модернизации, а 2 введены дополнительно: доля занятых в сфере услуг в общей занятости и эффективность использования энергии. Фазы и фазовые значения интегрированной модерни­зации не рассматриваются.

С помощью описанной выше методики китайские специалисты ежегодно определяют три вида индексов модернизации для каждой из стран, численность населения которых более одного млн. человек, при наличии надежных статистических данных. В 90-е годы такие данные отсут­ствовали для ряда восточно-европейских и других стран. Поэтому на первых этапах исследова­ний количество изучаемых стран составляло 108. Однако затем повысилось качество статистики в прежде не учитывавшихся странах. Это позволило включать в исследование уже 131 страну — в них проживают 97% всего населения нашей планеты. Поскольку неизбежен временной лаг на получение и обработку данных, последней датой большинства данных, анализируемых в обзор­ном докладе 2010 года, стал 2006 год.

Результаты подлинно всемирного исследования свидетельствуют о том, что в 2006 году 12 стран (из 131) еще не начинали модернизацию, оставаясь на уровне традиционного аграр­ного общества; 90 стран находились в стадии первичной модернизации; 29 стран уже всту­пили во вторичную модернизацию. Интервалы между индексами вторичной модернизации исследователи приняли как основание для выделения четырех групп стран по уровню их раз­вития. Средний индекс вторичной модернизации для всего мира в 2006 году был равен 51. Поскольку самый низкий индекс был равен 12, то исследователи приняли такие (примерно равные) интервалы для двух групп стран ниже среднего уровня развития: 12 — 29 и 30 — 51. А поскольку самый высокий индекс был равен 109, то были приняты следующие интервалы для групп стран выше среднего уровня развития: 52 — 79 и 80 — 109. В результате оказалось, что в современном в мире (131 страна) имеются: 49 низко развитых стран (38%), 37 предварительно развитых (28%), 25 среднеразвитых (19%) и 20 развитых стран (15%). В целом эти результаты представляются достаточно убедительными.

Согласно этим расчетам, Китай оказался в числе предварительно развитых стран и имеет следующие индексы и места: по первичной модернизации — 87% и 68-е место, по вторичной — 40% и 70-е место, по интегрированной — 38% и 75-е место. Большой заслугой исследователей является то, что они не ограничились получением индексов модернизации по стране в целом, а определили индексы стадий и фаз модернизации для каждого из 34 регионов. В 2006 году 3 провинции Китая оставались неразвитыми, 22 — предварительно развитыми, 4 — среднераз­витыми, а 5 провинций вошли в стадию вторичной модернизации и относились к развитым (Пекин, Шанхай и 2 специальных административных района — Гонконг (Сянгон), и Макао (Аомынь), а также Тайвань).

Вторая часть книги представляет собой совокупность резюме и оглавлений 10 ежегодных докладов. В каждом докладе рассмотрена одна из ключевых тем процесса модернизации, а также приведены и проанализированы данные о состоянии всемирной модернизации (первичной, вторичной, интегрированной) на соответствующий год. Их тематика обобщенно представлена в предисловии Хэ Чуаньци к настоящему изданию.

Уже в первом ежегодном докладе (2001 год) авторы так охарактеризовали три варианта стра­тегии модернизации Китая. «Согласно первому, нам следует продолжать стремиться к завер­шению первичной модернизации и затем перейти к вторичной. Второй вариант заключается в одновременной реализации как первичной, так и вторичной модернизаций. Согласно тре­тьему, можно прямо сейчас перейти непосредственно к вторичной модернизации. Настоящий доклад обосновывает мнение о недостаточной эффективности первого подхода и невозможно­сти осуществления третьего. Следовательно, нам остается только второй вариант».

Подобные стратегические выводы имеют большое значение для любой страны. Посмотрим на предпосылки тех или иных выводов для России. В таблицах о всемирной модернизации, представленных в главе 3 первой части «Обзорного доклада», приведены обобщенные данные о России: индекс первичной модернизации составляет 97% и соответствует 41-му месту; индекс вторичной модернизации равен 66% (31-е место в мировом списке); индекс интегрированной модернизации — 59% и 37-е место соответственно. Однако обобщенных данных недостаточно для конкретных выводов. По просьбе редактора русского издания, профессор Хэ Чуаньци при­слал специализированные таблицы значений индикаторов первичной, вторичной и интегри­рованной модернизации России в 2006 году, а также данные о динамике трех индексов модер­низации России с 2000 по 2006 год. Эти таблицы опубликованы в качестве приложения к главе 3 первой части настоящей книги.

В соответствии с методологией китайских коллег, мы дополнили таблицы фазовыми значе­ниями первой и второй стадий модернизации (на основе данных российской статистики). Ока­залось, что на стадии первичной модернизации России три индикатора (отношение добавлен­ной стоимости в сельском хозяйстве к ВВП, занятости в сельском хозяйстве к общей занятости и к занятости в промышленности) свидетельствуют о «фазе расцвета» данной стадии, а четвертый индикатор (отношение добавленной стоимости в сельском хозяйстве к добавленной стоимости в промышленности) — о начале перехода к вторичной модернизации. Среднее фазовое значение первичной модернизации = 3, 5 (максимально возможное значение = 4). Следовательно, первич­ная модернизация в России находится в фазе расцвета и в начале перехода к вторичной модернизации.

В целом по России 8 из 10 учитываемых индикаторов первичной модернизации реализованы на 100%, их средний индекс повысился с 91% в 2000 г. до 97% в 2006 г. (см. приложение к главе 3, таблица 4). При таком темпе роста (1% в год) в России уже к 2010 г. должна была реализоваться первичная модернизация на 100%. Но этого не случилось, потому что движение сдерживают две тяжелые «гири»: низкий доход на душу населения и упавшая ожидаемая продолжитель­ность жизни населения; избавление от этих «гирь», даже при очень больших усилиях, вероятно не ранее 2015 года.

Согласно расчетам китайских специалистов, индекс реализации вторичной модернизации в России в 2000 — 2004 гг. поднялся с 57% до 66%, а затем оставался на этом уровне в 2005 и 2006 гг. Из четырех групп параметров этой стадии модернизации две группы (передача знаний и каче­ство жизни) имеют достаточно высокие индексы (по 82%). Из 8 индикаторов этих параметров 3 имеют значения 100% и более: это доля студентов среди соответствующих возрастов населения; распространенность телевидения; число врачей на 1000 жителей. Но качество жизни омрачено высокой детской смертностью (индекс составляет 44% от стандартного значения), а передача зна­ний — малой распространенностью сети Интернет (31%). Безрадостная картина сложилась в двух других группах параметров: инновациях в области знаний (51%) и качестве экономики (46%).


Первый из них снижен из-за малой доли жителей, получающих патенты (21% от стандартного значения), а второй — из-за низкого уровня ВНП на душу населения (16% от стандарта вторич­ной модернизации). В целом из двух индикаторов фазовых значений вторичной модернизации в России один (отношение добавленной стоимости в материальной сфере к ВВП) свидетельствует о ее подготовительной фазе, а второй (доля занятости в материальной сфере) - о ее начальной фазе. Задача выхода России даже в фазу развития вторичной модернизации, не говоря уже о ее расцвете, представляется весьма сложной, а для ее решения требуется значительное время.

Индекс интегрированной модернизации для России (59%) означает 37-е место среди 131 страны и 16-е место среди 25 среднеразвитых стран, к которым она отнесена. Из трех групп параметров этого индекса, включающего 12 индикаторов, в России наиболее высокое значение имеет социальный индекс — 75%, что достаточно высоко для среднеразвитых стран. Из четы­рех его индикаторов медицинские услуги в 1, 6 раза превышают стандартное значение (100% и выше). Близка к стандартному значению доля городского населения (93% от стандарта). Но существенно отстает ожидаемая продолжительность жизни (83%) и катастрофически низка эко­логическая эффективность, измеряемая эффективностью энергетической сферы, точнее, соот­ношением ВВП на душу населения и потребления энергии на душу населения. Низкий уро­вень этого соотношения (24% от стандарта) служит главным тормозом дальнейшего повышения социального индекса в России, а достижение 100%-й его реализации — задача длительного вре­мени, решение которой требует роста эффективности энергозатрат в несколько раз.

Еще сложнее оценить состояние экономической сферы России. В целом ее индекс по нормам интегрированной модернизации составляет лишь 53%. В рамках этого индекса значения выше среднего имеют индикаторы сферы услуг: доля занятых в этой сфере (83%) и ее доля в добавлен­ной стоимости (77%). Но очень низок показатель ППС на душу (36%) и катастрофически низок уровень ВНП на душу (16%). Рост этих показателей требует структурных изменений экономики и качественного повышения доли оплаты труда в добавленной стоимости.

Совсем плоха в России ситуация в области эффективности знаний — 49% (от стандарта). С одной стороны, здесь на 100% (и более) достигнута доля студентов среди молодежи соот­ветствующих возрастов. С другой стороны, индекс финансирования затрат на исследования и разработки по отношению к ВВП составляет лишь 45%, число пользователей сети Интернет на 100 жителей составляет 31%, а число жителей, получающих патенты (на 1 млн человек), состав­ляет 21%.

Наблюдается позитивная динамика индекса интегрированной модернизации России в 2000 — 2006 гг.: в этот период значения индекса выросли с 54 до 59, т. е. примерно на 1 пункт в год. Это может порадовать тех, кто склонен к простой экстраполяции: пусть медленно, но к середине XXI века Россия станет вполне модернизированной страной! Однако это не самоосу­ществляющийся прогноз.

На наш взгляд, результаты фундаментальных и прикладных исследований китайских специ­алистов свидетельствуют о том, что и в России важно различать две стадии модернизации — инду­стриальную (первичную) и информационную (вторичную), а также различные фазы их динамики в разных по экономическому и социокультурному уровню группах регионов (субъектов Россий­ской Федерации). Требуются большие скоординированные усилия, направленные одновременно на скорейшее завершение первичной и развитие вторичной модернизации. Необходимо учитывать, что вторичная модернизация не может успешно развиваться без завершения первичной, т. е. без значительного повышения качества рабочих мест, улучшения благосостояния и здоровья населе­ния, обеспечивающего рост продолжительности жизни. По сути, речь идет об интегрированной модернизации России — координации путей и результатов двух стадий модернизации.

Более конкретные ориентиры модернизационной политики предполагают фазовый ана­лиз состояния модернизации в каждом регионе (субъекте Российской Федерации) и их типоло­гию по соответствующим группам. Это позволит определить задачи институциональных изме­нений, направления и объемы инвестиций для каждой группы регионов. В результате можно будет надежнее прогнозировать эффективность использования финансовых ресурсов страны, определять потребности развития банковской системы и ее саморегулируемых организаций, возможности повышения их участия в процессах модернизации России и ее регионов.

Учитывая глубокое разрушение индустриального потенциала российской экономики в 1990-е годы, потребуется ввести в модель оценки стадий модернизации России дополнитель­ный параметр (группу индикаторов), который охарактеризует состояние технологических укладов народного хозяйства, основных отраслей экономики и позволит оценить динамику ее конкурентоспособности. Нетрудно предположить, что деградировавшее состояние технологи­ческого параметра является третьей «гирей», связывающей движение России по пути заверше­ния первичной модернизации.

Кроме того, необходима оценка социально-политических и гуманитарных ограничений, не позволяющих откладывать сроки завершения первичной модернизации. Чтобы получить такую оценку, требуется знать, как само население оценивает условия своей жизнедеятельности, т. е. знать состояние и динамику человеческих измерений модернизации. Теперь многие люди в мире, в том числе граждане России, сравнивают ключевые параметры жизни в своей стране с жизнью в других странах и по-своему действуют: изобретают новое или следуют рутинным навыкам труда, адаптируются или протестуют, эмигрируют в другие регионы или страны, спи­ваются или отдаются во власть наркотикам, убивают себя или других. Острота задач, стоящих перед политическими деятелями и всеми гражданами каждой страны, определяется человече­скими измерениями модернизации или ее отсутствия, т. е. стагнации. Нерасчетливо рискует своей репутацией и карьерой, судьбой страны и ее граждан политический деятель, не углубляю­щийся в анализ модернизации и ограничивающийся общей ее характеристикой или видящий лишь техническое и экономическое ее содержание.

Опыт социологических исследований показал, что для действительного понимания харак­тера успехов и неудач модернизации необходимы не только данные официальной статистики и оценки экспертов, но и социологические опросы населения страны и ее регионов.

Для России особую актуальность имеет проблема соотношения условий жизни ее населе­ния с условиями в других странах того мегарегиона человеческого сообщества, который можно назвать Европейско-Российским мегарегионом (от Атлантического до Тихого океана). Острый характер этой проблемы — вызов, адресованный современной России. Конструктивный ответ на этот вызов могут дать дифференцированный анализ первичной и вторичной модерниза­ции российских регионов, сбалансированная политика интегрированной модернизации всей страны в первой трети XXI века.

Материалы настоящей книги полезны для изучения процессов модернизации в России и субъектах Российской Федерации, повышения эффективности их регулирования. Книга предназначена для специалистов и всех интересующихся проблемами модернизации в России, Китае и других странах мира.

Н.И. Лапин, член-корреспондент РАН, руководитель Центра социокультурных изменений Института философии РАН

Г.А. Тосунян, доктор юридических наук, профессор, Президент Ассоциации российских банков

Предисловие к русскому изданию

Хэ Чуаньци

Китайский Центр исследований модернизации, Китайская академия наук.

С точки зрения развития науки и техники, история человеческой цивилизации представляет собой историю инноваций. Приблизительно более двух млн лет тому назад в результате рево­люции, произошедшей в изготовлении орудий, человек выделяется из мира животных; челове­чество вступает в период развития первобытной культуры. Приблизительно 8 тыс. с лишним лет тому назад человек из собирателя пищи превращается в ее производителя; человечество всту­пает в период развития аграрной цивилизации. Приблизительно 250 с лишним лет тому назад человек из ремесленника превращается в работника механизированного труда; человечество вступает в период развития промышленной цивилизации. Приблизительно 40 лет тому назад в результате революции в области знаний и информации человек из потребителя материальных благ превращается в потребителя духовных благ (ценностей); человечество вступает в период развития цивилизации знаний. Если считать, что переход от аграрной цивилизации к про­мышленной цивилизации был первой модернизацией, то переход от промышленной цивили­зации к цивилизации знаний является второй модернизацией. Сущность модернизации в мире состоит в изменениях в передовых областях знаний и соревновании на международной арене, в непрерывном переходе исторического значения — от традиционной цивилизации к цивили­зации нового типа, в поступательном движении от одной эпохи к другой.

Если начинать отсчет модернизации в мире с 60-х годов XVIII века — с начала промышлен­ной революции, то она имеет уже 250-летнюю историю. Если вести отсчет изучения модерниза­ции с 50-х годов ХХ века, то она имеет уже приблизительно 60-летнюю историю. За прошедшие 250 лет модернизационное движение в мире добилось громадных достижений, оно накопило большой опыт, извлекло значительные уроки, в свою очередь, изучение модернизации в мире достигло прекрасных результатов, появилось большое количество научных идей и теорий. Все они являются общим богатством человеческой цивилизации. Можно предположить, что в XXI веке процесс модернизации в мире будет продолжать развиваться, в изучении его обна­ружится множество подходов, соревнование на международной арене в сфере модернизации будет по-прежнему бурным и дает богатую пищу для размышлений.

2001 год — начало XXI века. Издаваемый с 2001 года «Доклад о модернизации в Китае» принадлежит к числу серийных изданий. Главными обсуждаемыми в нем темами являются следующие: модернизация и ее оценка, экономика знаний и модернизация, теория модерни­зации, модернизация общества, модернизация культуры, экологическая модернизация, модер­низация мирового сообщества, модернизация в мировом масштабе и региональная модерниза­ция. Методы, используемые при изучении, следующие — анализ процесса, временной анализ (дословно — «анализ в соответствии со временем года» — В.Б.), статистический анализ, анализ обстановки; объектами изучения являются 131 государство, их население составляет примерно 97% всего населения мира, временной промежуток изучения — 400 лет (1700 — 2100 гг.). В докла­дах рассматриваются процессы, результаты, движущие силы и модели модернизации, модерни­зация существующих в мире образов жизни, структур, систем и представлений, а также главных теоретических направлений в изучении модернизации. В «Обзорном докладе о модернизации в мире и Китае (2001 — 2010)» изложены содержание десяти «Докладов о модернизации в Китае», главные результаты десятилетних исследований. В нем сделана попытка дать общую панораму происходящей в мире модернизации, предоставить научную основу для ее всестороннего позна­ния и понимания.

Русская нация — великая нация. Российская академия наук пользуется всемирной известно­стью. Российские ученые не только внесли выдающийся вклад в развитие науки и техники в Рос­сии, ее модернизацию, но неоспоримы ее блестящие заслуги перед мировой наукой, техникой и человеческой цивилизацией в целом. Русское издание «Обзорного доклада о модернизации в мире и Китае (2001 — 2010)», осуществленное Институтом философии Российской академии наук, его Центром изучения социокультурных изменений, под редакцией члена-корреспондента РАН, профессора Н.И. Лапина, не только успешный пример дружеского сотрудничества уче­ных России и Китая, но и доказательство традиционной дружбы народов двух стран.

Я выражаю самые наилучшие пожелания модернизации России, желаю успехов Российской академии наук.

Перевод с китайского: профессор В.Г. Буров


Рисунок 1. Четыре формы и две модернизации человеческого общества Общество знаний Примечание. Первая (или первичная) модернизация является переходом от аграрного к индустриальному обще­ству, вторая (или вторичная) - переходом от индустриаль­ного общества к обществу знаний2. На рисунках изображены каменные орудия, плуг, паровой двигатель и компьютер как иллюстрации каждого из этих четырех периодов.

Резюме

Модернизация представляет собой одновременно и глубокое изменение человеческой цивили­зации начиная с XVIII века (рисунок 1), и международное соревнование в стремлении достичь и удержать высокий по мировым меркам уровень развития. Национальной задачей модернизации Китая является достижение среднеразвитого уровня по мировым масштабам к 2050 году и раз­витого уровня к концу XXI века. «Доклад о модернизации в Китае» (ДМК)[1] начал выходить в свет с 2001 года, каж­дый год освещая новую тему, но неизменно привле­кая к себе неослабевающее внимание. В данной книге содержатся основные положения десяти Докладов с 2001 по 2010 год, показатели модернизации в мире и Китае за 2006 год, указания на связь модернизации с человеческой цивилизацией, представление о реке Янцзы как о модели процесса человеческой цивили­зации и многое другое. В книге указаны имеющиеся в мировой литературе материалы, которые легли в основу ДМК, изложены их важнейшие результаты и представленные в них основные точки зрения.

Доклады неуклонно следуют научному, иннова­ционному, стратегическому и конструктивному пути создания систематической картины основных фактов и принципов всемирной модернизации, содержат рациональный анализ базовых черт модернизации Китая и разумных путей ее достижения. Данное иссле­дование охватывает 400 лет (с 1700 по 2100 год), 131 страну на пяти континентах и 97% населения мира. Результаты исследования касаются как деградации статуса развитых стран, так и возможного подъема ста­туса развивающихся стран, а также стратегии и путей достижения модернизации в Китае и других странах. На данный момент ДМК содержат характеристику модернизации как тенденции, оценку модернизации, теории модернизации, анализ экономической, соци­альной, культурной, экологической, региональной, международной и всемирной модернизации и многие другие ее аспекты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.