Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. 1. А о чем вы в своем послании спрашивали меня насчет брака, то вот мой ответ: превосходное дело – всякому человеку совсем не прикасаться к женщине






1. А о чем вы в своем послании спрашивали меня насчет брака, то вот мой ответ: превосходное дело – всякому человеку совсем не прикасаться к женщине, следов., соблюдать девство; для немощных же безопаснее брак (Злат.).

2. Но не все способны сохранять девство, поэтому всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть выходит замуж. Для чего? – Для того, чтобы не впасть в блуд от невоздержания. Можно и в браке, и в безбрачии угождать Богу и спасаться, но в безбрачии удобнее, чем в браке; в браке нельзя достигнуть до такого высокого духовного совершенства, какого достигали девственники. Брак – для немощных. Немощь эта телесная и духовная. Есть сложения тела, более располагающие к похотливости, и есть сложения более трезвенные (холодные); равным образом, есть дух ревности сильный, и есть ревность слабая. Сильно ревнующий о спасении дух преодолевает и природу при благодати Божией, подающей ту ревность, а малоревностный и с трезвенным сложением тела не сладит. Поэтому выбор предлагается благоразумию и самопознанию. Но и в браке Св. Апостол побуждает к воздержанию, потому что он – во избежание блудодеяния (Злат. Феод.).

Б) Совет о брачном сожительстве (VII, 3-6).

3. Муж и жена должны сохранять взаимную верность, по доброму расположению друг к другу.

4. Бывает, что муж или жена, без соизволения живущих с ними в супружестве, ради воздержания, удерживались от брачного общения, то Св. Павел дает им такое повеление. Если супружеский закон сделал супругов одною плотью, то тело жены справедливо принадлежит мужу, а тело мужа – жене. Но здесь женам первым высказал закон; потому что у жен, большею частью, преимущественно пред мужчинами, в обычае любить воздержание. (Феод.).

5. Жена не должна, говорит Апостол, воздерживаться против воли мужа, так же и муж; потому что от такого воздержания происходит великое зло: от этого часто бывают прелюбодеяния и домашнее расстройство. Он заповедует воздержание только во время поста для усерднейшей молитвы; потому что, хотя супружеская жизнь не препятствует обычной молитве, но при воздержании она бывает совершеннее. Этого советует Св. Павел и держаться, если воздержание стойко; но если оно слабо, то опять сходиться вместе, чтобы сатана не воспользовался слабостью воздержания и не ввел в искушение невоздержанием – похотью.

6. Когда, как и на сколько времени воздерживаться супругам, этого Апостол не узаконяет, а только советует в общих чертах, позволяя им пользоваться его советом по их благоразумию.

В) Совет безбрачным и вдовам (VII, 7-9).

7. Св. Апостол Павел желает, чтобы все подражали ему в целомудрии; но не все способны на это и по своей телесной природе и по благодатным дарованиям от Бога. У иного дух так возбужден и так укреплен бывает благодатью, что он заставляет сразу умолкнуть все душевно-телесные требования, а у другого, хотя и сильно выдаются требования духа, но и низшие потребности не смолкают. Смотря по этим расположениям и дарованиям, иной воздерживается от брачной жизни и идет лучшим путем к совершенству, а иной – вступает в брак и в нем ищет угодить Богу и, при помощи благодати, и в брачной жизни преуспевает в целомудрии и других добродетелях (Феод.).

8. Тем же, которые или еще не вступали в брак, или, вступивши, овдовели, Св. Павел советует лучше оставаться в безбрачии, как и он.

9. Лучше воздержание от брака и целомудрие; но если есть в душе сильное влечение и в плоти – огонь похоти, то советует избавить себя от их воздержания, - вступить в брак, чтобы не развратиться (Злат.).

Г) Наставление брачным – не расторгать брака, (10-24): а) оба ли они из верующих (10-11), или б) одна половина из неверующих (12-24).

а) 10-11. Развод между христианами запрещен самим Господом (Мф. V, 32; XIX, 9). Поэтому и Св. Павел от лица Господа говорит: жене не разводиться с своим мужем и мужу не оставлять своей жены. Апостол эту заповедь преимущественно обращает к женам. Верно в Коринфе женщины пользовались большими правами, а мужья давали себе большую свободу. Поэтому Св. Павел смиряет жен, чтобы не быстро приступали к разводу: если жена разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем и жить с ним. Вероятно, тоже относится и к мужу. А если разводятся по причине нарушения верности? В древней церкви, как видно из заповедей Ермы (4 глава), и неверная сторона, после искреннего раскаяния, принималась снова в сожительство верной.

б) Давая наставления брачным, из коих одна сторона принадлежит к неверным, Апостол и при таких браках верующим советует не разлучаться, ба) если сочетанные с ними неверные желают жить вместе (12-16); а, чтобы расположить их к этому, изображает, бб) как он всех везде учит оставаться в том состоянии, в каком кто бывает призван к вере (17-24). Эта последняя речь будто сторонняя; но она прямо вела к цели, т.е. располагала действовать, как советовал Апостол.

ба) 12-13. Что касается до браков верующих с неверующими, т.е. когда одна сторона уверовала, а другая осталась неверующей, то Св. Павел дает им такую заповедь, хотя и не прямо от лица Господа, но не без участия Св. Духа (ст. Рим. 12, 3; 1 Кор. 15, 10; 2 Кор. 13, 3): не расторгать и такой брак, если неверующая сторона (муж ли, или жена) желает пребывать в нем. Почему же?

14. Потому, что в этом сочетании по любви, по согласию, чистота христианской стороны не нарушается, напротив, влиянием своим она может содействовать обращению в христианство язычника-мужа, или язычницы-жены, тем более детей, рожденных в таком браке.

15. Если же неверная сторона не захочет жить в супружестве с верной, то, во избежание семейного разлада, ссор, неизбежных в таких случаях, верная сторона должна разлучиться с неверной, ибо Господь призвал нас к вере не для ссор, а для мира.

16. Если же муж не беспокоит тебя своим неверием, то оставайся, говорит Св. Апостол, с ним; от этого может быть и польза; оставайся и увещевай, советуй, убеждай: никакой учитель не может убедить так, как жена. Впрочем, Апостол не принуждает жену и не требует этого от нее непременно, дабы не возложить опять на нее слишком тяжелого бремени; советует лишь не отчаиваться, возложив надежду на Бога: тайна Божия – обращение грешника к Нему. Тоже прилагается и к мужу верному (Злат.).

Так как в христианстве все зависит от веры и благодати, то внешнее в деле спасения ничего не значит: каждый, в каком звании призван, в таком и должен оставаться. Призван ли рабом, не печалься и оставайся рабом. Так и в других отношениях. Всем равно открыт путь спасения и все сокровища благодати (Злат.).

бб) 17. Если верная сторона в супружестве и не имеет надежды обратить неверную сторону к вере в Господа, то все же пусть не разводится с неверной, покоряясь той доле, какую дал ей Бог, пусть живет в том состоянии, в котором призвана. Такой закон установлен Св. Павлом во всех церквах и не относительно только брака.

1) Слав.: «должну любовь»; в греч. – должную верность.

2) Слав.: «точию»; с греч. – если не, если нет.

3) Слав.: «разделил»; с греч. – отмерил часть или долю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.