Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активная фаза «культурной революции» и Кан Шэн 6 страница






Итак, 23 августа 1966 г., по воспоминаниям его сына, Лао Шэ вместе с другими тридцатью представителями творческой интеллигенции затащили во двор конфуцианского храма в Пекине и подвергли унизительной процедуре стрижки «по фасону инь–ян», обрив половину головы. Затем на лица им выплеснули пузырьки черной туши, а на грудь попытались повесить табличку с надписями: «проводящий контрреволюционную деятельность черный бандит». «Отец решительно отказался вновь склонять голову, вешать табличку и не желал больше разговаривать, — вспоминал его сын. — Он возмущенно поднял свою голову (всю в ранах, в кровоподтеках. — «Склони голову! Надень табличку!» — послышался приказ хунвэйбинов.

Отец, собрав все оставшиеся силенки, выбросил находившуюся у него в руках табличку на землю. Он немедленно был схвачен, да, схвачен…»429

После этого хунвэйбины поставили свои жертвы на колени и принялись хлестать их прутьями и кожаными военными ремнями. Лао Шэ пинали ногами, били по голове, таскали за волосы. Разбили очки. Некая женщина лет сорока надрывно кричала: «Я хочу разоблачить его: до Освобождения Лао Шэ запродал Америке права на издание романа «Рикша». — «Я не предавал родину. Я честный человек, — парировал писатель. — Говорить надо правду. Я не могу выдумывать того, чего не было». Когда от Лао Шэ хунвэйбины потребовали «признать свои преступления», сунув в его руку бумагу и ручку, он дрожащей рукой написал: «Я бил хунвэйбинов. Лао Шэ». И это было последней строкой знаменитого писателя.

Шестидесятисемилетний Лао Шэ потерял сознание. Когда рано утром следующего дня знаменитого писателя принесли домой, одежда его была так пропитана кровью, что жене его пришлось разрезать заскорузлую, засохшую корку из сочившейся крови ножницами. Она аккуратно промыла его раны.

Через сутки Лао Шэ покончил с собой, бросившись в воду неглубокого пруда рядом с Запретным городом.

На центральных площадях китайских городов (а не только в столице) высились горы книг, добытых хунвэйбинами в храмах и библиотеках, магазинах и частных коллекциях. Вот как вспоминал об аналогичной сцене, имевшей место далеко от Пекина в городе Аомэне в сентябре 1966 г., один из молодых людей:

«В городских библиотеках не осталось ни одного тома: в желтых и черных обложках, все они, ядовитые творения человеческого разума, были здесь. Большая их часть представляла собой вручную переплетенные фолианты. Своей очереди отправиться в огонь ждали «Сутра золотого лотоса», «Троецарствие», «Рассказы о людях необычайных». Около шести вечера на груду вылили литров пятьдесят керосина и подожгли. Языки пламени взметнулись на три этажа вверх… Костер полыхал трое суток».

В качестве наиболее ярких примеров травли Мао Цзэдуном и его ближайшим окружением уже в начальный период «культурной революции» китайской профессуры можно привести в качестве примера также судьбу ректора Уханьского университета, известного ученого, участника I съезда КПК 1921 г., члена Общества китайско-советской дружбы Ли Да. Уже к лету 1966 г. в местной печати была начата кампания травли и преследований Ли Да. 19 июля 1966 г. он был вынужден обратиться к Мао Цзэдуну с пиьмом, в котором просил «спасти его жизнь». Однако это было гласом вопитющего в пустыне, 4 августа Ли Да в «Жэньминь жибао» был назван «черным бандитом». В результате жестоких репрессий 86-летний ветеран партии скончался 24 августа 1966 г.

По далеко неполным данным, представленным Пекинским отделением министерства общественной безопасности КНР, с 23 августа по конец сентября 1966 г., то есть в течение только одного месяца, в столице хунвэйбинами были убиты 1722 человека. Только с 27 августа по 1 сентября 1966 г. в 48 коммунах уезда Дасин под Пекином были уничтожены 325 человек, из них самому старшему было 80 лет, а самому маленькому (38 дней от роду, 22 двора были вырезаны полностью430. За это время конфисковано имущество у 38 тыс. 695 семей, произведены обыски и изгнаны и сосланы из Пекина 85 тыс. 198 человек. В Шанхае только за две недели с 23 августа по 8 сентября 1966 г. произведены обыски в 84 тыс. 222 домах, и среди них 1231 дом преподавателя либо интеллигента, в Тяньцзине — в 12 тыс. Только в Сучжоу были конфискованы материальные ценности в 64 тыс. 56 домах — среди них: книги, свитки с каллиграфией, культурные ценности численностью более 170 тыс. экземпляров. Из 6843 исторических и культурных памятников Пекина, с 1958 г. охраняемых как национальное достояние, 4922 подверглись разрушению, причем большинство из них в августе—сентябре 1966 г.431

Во время обысков вызывало подозрение, а значит, подлежало конфискации абсолютно все: предметы антиквариата, каллиграфические свитки, иностранная валюта, золото, серебро, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, живопись, фарфор, старые фотографии, манускрипты, научная литература. То, что не уносили с собой, ломали и разбивали вдребезги. В Шанхае в результате таких обысков конфисковали 32 тонны золота, 150 тонн жемчуга и нефрита, 450 тонн ювелирных изделий и более шести миллионов долларов США наличными деньгами432. В Пекине примерно только за месяц таких обысков, проводимых хунвэйбинами найдено 5 155 кг золота, 17 260 кг серебра и 55 млн 456 тыс. 600 юаней наличными деньгами: было конфисковано 613 тыс. 600 единиц материальных ценностей и драгоценностей433. За 1966—1976 гг. у частных лиц незаконно было конфисковано 520 тыс. комнат, среди них 82 тыс. 230 домов частных владельцев. В 12 районах Шанхая в этот же период было незаконно конфисковано 1 млн 240 тыс. кв. метров частной площади434.

 

К 3 октября 1966 г. по всей стране из городов были изгнаны 397 тыс. 400 человек, попавших в разряд «нечисти»435.

В итоге действий хунвэйбинов по борьбе с «четырьмя старыми» было разрушено, по неполным данным, более 6 тыс. памятников культуры, уничтожено 2 млн 357 тыс. исторических книг, 185 тыс. картин и свитков с каллиграфией, 538 единиц других культурных ценностей436, разбито более 1 тыс. стел, имеющих историческую ценность. Среди них более 70 единиц — это бесценные памятники литературы, охраняемые ранее государством как национальные реликвии437.

Кан Шэн и здесь попытался погреть руки. У него были сведения о ценных литературных и художественных памятниках, хранящихся в личных канцеляриях, и он решил, что пришло время их изъять для своей коллекции с помощью отрядов хунвэйбинов. В 50-х годах он водил «дружбу» с Дэн То — главным редактором «Жэминь жибао», и будучи однажды в него дома в гостях, увидел несколько очень ценных книг. Дэн То по простоте душевной раскрыл свой книжный шкаф и с гордостью показал все имеющиеся у него уникальные старые издания и рассказал, что они были куплены в столице на Люличане сразу же после освобождения страны по довольно умеренным тогда ценам. Кан Шэн это запомнил. Известно, что Дэн То стал первым объектом, по которому был нанесен удар в начале «культурной революции», и он в знак несогласия с проводимой политикой покончил жизнь самоубийством в ночь с 17 на 18 мая 1966 г.

Кан Шэн позвонил одному своему человеку и пригласил его приехать в Дяоюйтай — резиденцию для высокопоставленных гостей, которую он, Чэнь Бода и Цзян Цин облюбовали для работы в летний жаркий период в столице. Они жили в восемнадцатиэтажном новом здании под номером 10: Чэнь Бода занимал первый этаж, Кан Шэн — восьмой, Цзян Цин — семнадцатый. Вскоре гость уже был в кабинете Кан Шэна. «Сегодня я пригласил тебя, чтобы поручить тебе очень важную задачу, — начал хозяин. — Ты должен подобрать несколько надежных ребят для проведения обыска в квартирах Дэн То, А Иня, Лун Юя, Чжан Кайци, Чуань Сихуа, Чуань Чжунмо, Чжао Юаньфана, Ци Байши, Шан Сяоюя. При обыске смотреть только ценные книги, известную каллиграфию и живопись, старинные вещицы. Не должно быть укрыто ни одной вещи. Все эти предметы являются государственным достоянием, однако они превратились в частные коллекции. Сейчас вы пойдете и конфискуете эти вещи… Вы должны произвести тщательный обыск, чтобы не исчезло ни одной вещи. Затем передайте их в хранилище, занимающееся охраной культурных ценностей». Далее Кан Шэн предупредил, что действовать они должны следующим образом: надеть повязки с иероглифом «хунвэйбин» и ни в коем случае не обнаруживать, из какого они ведомства на самом деле. Во время операции сохранять абсолютную секретность, в квартирах обыскиваемой интеллигенции не говорить ни слова, чтобы не выдать себя.

Вскоре были образованы несколько групп, которые под видом «красных охранников» приступили к выполнению задания по указанному шефом списку. Для удобства и быстроты действий им были предоставлены армейские грузовики. И вот одетые в зеленые военные шинели с нарукавными повязками «хунвэйбин» молодые люди шныряли по Пекину по указанным адресам, исполняя указания своего шефа. Через некоторое время в квартире Кан Шэна раздался телефонный звонок, хозяин взял трубку и услышал отчет о проделанной операции: задание выполнено, потерь в живой силе нет, кроме одного раненого во время потасовки, вся операция осуществлялась в тайне. Шеф был доволен.

Через определенное время Кан Шэн уже был в государственном хранилище культурных ценностей. Он спешил, так как знал, что к конфискованным ценностям проявляют интерес также Чэнь Бода, Линь Бяо, да и сама мадам Цзян Цин. Проникнув на склад, он сел перед грудой конфискованных в последнее время вещей, внимательно рассматривая каждую из вещиц, находящихся в куче, при тусклом свете лампочки. Он не обращал внимания на пыль, которая осела на вещах, его интересовало содержание этой кучи. Гость не спеша внимательно разглядывал и оценивал каждую вещицу, а затем откладывал ее в одну их трех новых горок, которые потихонечку росли по мере уменьшения основной общей кучи конфискованных вещей. Он так увлекся своей работой, что незаметно прошло несколько часов. Кан Шэн, посмотрев на часы, закончил осмотр вещей, встал, позвал смотрителя и заявил, что вещи из первой горки у него вызывают сомнение насчет их реальной ценности, поэтому он просит отнести их в свою машину, он позже не спеша еще раз определит их ценность и вернет в хранилище. Описывать пока эти вещицы не обязательно, так как он их все вскоре вернет. Однако позже даже след самых ценных из этих вещей пропал. Кан Шэн приезжал в хранилище еще несколько раз, вернул незначительные вещи, некоторые вещицы из второй и третьей кучки забрал для оценки, часть из них затем подарив Чэнь Бода, Цзян Цин и Линь Бяо.

В те дни китайская пресса подробно освещала деятельность хунвэйбинов по переименованию улиц, магазинов, зданий, больниц Пекина, Шанхая. Тяньциня, Нанкина, Уханя, Чанша, Наньчана, Гуйчжоу, Хэфэя, Цзинани, Харбина, Чунцина, Наньнина, Гуйяна, Куньмина, Гуанчжоу и других городов. Страну захватила охота к перемене имен: старые «феодальные» вывески сменялись звучными современными названиями типа «Вэйдун («Защитим Мао Цзэдуна»), «Ханьбяо» («Сплотимся вокруг Линь Бяо»). «Юнгэ» («Непрерывная революция»). В Шанхае 29 августа 1966 г. на одном из крупнейших универмагов города хунвэйбины предлагали его из «Юнхун» («Вечно красный») переименовать в «Юндоу» («Постоянная борьба») или «Хунвэй» (от слова хунвэйбин). На развлекательном и увеселительном центре Шанхая «Да шицзе» («Великий мир») сняли вывеску вообще. В Тяньцзине все из 400 отделов и магазинов, названия которых существовали до 1949 г., были переименованы. Пассаж «Цюанье чан» в этом городе был переименован в «Народный пассаж». А такой же пассаж в Пекине «Дунань шичан» («Восточное спокойствие») был переименован в «Дунфэн шичан» («Ветер с Востока»), улица, ведущая к советскому посольству, была переименована в «Антиревизионистскую» улицу. На улице были вывешены лозунги и дацзыбао воинственного, националистического содержания, которые должны были запугать сотрудников советского посольства. Вот что писалось в одной дацзыбао от 20 августа 1966 г., подписанной «красными охранниками» Пекинского института китайской медицины: «Довольно! Довольно! В наших сердцах клокочет вся старая и новая ненависть! Мы не забудем о ней ни через сто, ни через тысячу, ни через десять тысяч лет. Мы обязательно отомстим. Сейчас мы не мстим только потому, что еще не пришло время мщения. Когда же настанет это время, мы сдерем с вас шкуру, вытянем из вас жилы, сожжем ваши трупы и прах развеем по ветру!»

Итак, уже первые недели деятельности хунвэйбинов в Пекине и на периферии ознаменовались разгулом политического хулиганства, актами вандализма и изуверства, кровавыми насилиями над неугодными инициаторам «культурной революции» кадрами, интеллигенцией, взрывом антисоветизма. В ходе «культурной революции» и после нее стали известны факты жесточайших пыток при допросах ни в чем не повинных людей, в ходе которых применялось от 50 до 100 видов изощренных пыток, «ничем не уступающих фашистским».

Бесчинства хунвэйбинов встретили отпор сознательных слоев трудящихся и общественности страны. По призыву местных партийных руководителей, а также чаще всего стихийно, рабочие, служащие, часть трудящихся, члены КПК и КСМК вставали на защиту парткомов, выгоняли хувнэйбинов из захваченных ими учреждений, взывали к Центру с требованием пресечь произвол и беззаконие. Так, когда приезжие «красные охранники» вкупе с местными из института торговли в г. Бэньпу (провинция Аньхуй) попытались устроить погромы в парткомах различных степеней, около 2 тыс. рабочих Бэньпу под руководством секретарей парткомов в течение трех дней с 1 по 3 сентября 1966 г. блокировали их. 4 сентября приехавшие в Шанхай хунвэйбины (более 1 тыс. человек), осадили здание Бюро ЦК КПК по Восточному Китаю и горком партии для расправы над «окопавшимися там ревизионистами», но получили должный отпор со стороны шанхайских рабочих и служащих. 6 и 7 сентября, когда хунвэйбины окружили здание парткома провинции Цзянси, рабочие, крестьяне и партийные работники разогнали их и устроили манифестацию под лозунгом: «Долой правых студентов!», «Решительно защитим партийные комитеты!». Организованные и стихийные выступления рабочих и крестьян против «красных охранников» в тот период имели место также в Циндао, Чанша, Тяньцзине, Сиани и многих других городах и районах страны.

Ознакомившись со срочным донесением Линь Бяо, Кан Шэна, Чэнь Бода и Цзян Цин о сопротивлении рабочих и крестьян, Мао Цзэдун 7 сентября 1966 г. недовольно ответил им: «С материалами ознакомился. Положение, создавшееся в Циндао, Чанша, Сиани и других местах, везде однозначно, всюду рабочие и крестьяне организованно выступают против учащихся. Если так будет продолжаться и дальше, разрешить имеющиеся проблемы будет невозможно. По-видимому, следует от имени ЦК издать директиву о повсеместном запрещении подобных действий, а затем выступить с редакционной статьей, убеждающей рабочих и крестьян не вмешиваться в движение учащихся». Вскоре был издан ряд директив (в частности, «Решение ЦК КПК из 4 пунктов» от 11 сентября), запрещавших рабочим и крестьянам вмешиваться в «движение» учащихся и бороться с ними, кадровым работникам запрещалось «подстрекать» рабочих на борьбу с хунвэйбинами.

4—5 октября состоялось заседание Военного совета ЦК КПК, на котором по указанию Мао Цзэдуна и Линь Бяо было принято решение о проведении «культурной революции» в военных академиях и училищах. Еще летом 1966 г. Военный совет ЦК КПК образовал внутри Главного политического управления «Канцелярию по культурной революции», которая в августе была расширена до «Всеармейской группы по делам культурной революции», подчинявшейся непосредственно Военному совету ЦК. Группу возглавил заместитель начальника Главпура Лю Чжицзянь. Специальная резолюция ЦК КПК от 5 октября 1966 г. одобряла вышеназванное решение и считала пригодным для применения в обычных вузах и школах. Вслед за заявлениями в китайской пропаганде, инициированными ГКР и, видимо, Мао Цзэдуном, что «среди руководства НОАК имеется горстка негодяев, с которыми необходимо бороться», была развернута кампания по дискредитации таких известных военачальников, героев китайской революции, как Пэн Дэхуай, Хэ Лун, Чжу Дэ, Не Жунчжэнь и других.

Одновременно требовали усиления идеологической обработки КПК и НОАК. 10 октября 1966 г. «Жэньминь жибао» сообщила об «исключительно важных указаниях» Линь Бяо, который требовал «последовательно внедрять идеи Мао Цзэдуна во всю партию, всю армию и весь народ», чтобы достигнуть «единства на основе идей Мао Цзэдуна» во всей армии.

С 9 по 28 октября в Пекине по инициативе Мао Цзэдуна и под его руководством было проведено рабочее совещание ЦК КПК, которое фактически явилось «продолжением 11-го пленума ЦК». Первоначально планировалось провести совещание за три дня, в течение которых следовало обсудить вопрос об отношении различных руководящих кадровых работников к «культурной революции», причинам неожиданного сопротивления новой политической кампании. Однако в связи с тем, что «большинство участников совещания» выразили резкое недовольство участием членов ГКР в совещании, обстановкой в стране, связанной с серьезными беспорядками, созданными анархистскими действиями под лозунгом «бить всех», провоцируемыми инициаторами «культурной революции», совещание растянулось на 17 дней, став более длительным, чем 11-й пленум ЦК 8-го созыва.

На рабочем совещании было роздано более десятка подготовленных документов и материалов, якобы подтверждающих «большие достижения» «культурной революции». В одном из них говорилось, что к 3 октября 1966 г включительно уже раскрыто 1788 «контрреволюционных» дел, собрано 1 млн 188 тыс. лян (59, 4 тонны) золота, из городов выгнаны 397 тыс. 400 лиц «нечисти»438. В другом документе говорилось, что хунвэйбинами были произведены обыски в 1776 домах работников министерств (культуры, образования, здравоохранения), комитетов (комитет спорта, комитет по реформе письменности) и непосредственно им подчиняющихся ведомств. Проверенными оказались 6% от общего числа (составляющего 29 тыс. 975 человек) сотрудников этих министерств и ведомств439.

С основным докладом на совещании «Две линии в великой пролетарской культурной революции» 16 октября 1966 г. выступил Чэнь Бода. Уже само название доклада говорило за то, что Мао Цзэдун и руководители ГКР фактически разработали план перевода «культурной революции» на этап непосредственной борьбы против главных политических противников — Лю Шаоци и его сторонников, против центральных и местных руководящих органов партии и народной власти.

Чэнь Бода, подводя итог нескольких месяцев кампании, констатировал, что «линия культурной революции одержала большие победы», а противоположная линия «потерпела поражение». Чэнь Бода подверг резкой критике «рабочие группы» и их деятельность как «ошибки в линии». Он набросал программу, в соответствии с которой следовало определить виновных и разобраться в вопросах об «ошибках в линии». «Вопрос о линии нужно рассматривать раздельно: выдвижение линии и ее осуществление. Представителями тех, кто выдвинул ошибочную линию, являются два товарища — Лю Шаоци и Дэн Сяопин. На этих двух товарищах лежит главная ответственность». «Ошибочная линия Лю Шаоци и Дэн Сяопина имеет социальную основу. Этой социальной основой является главным образом буржуазия. Ошибочная линия имеет определенный сбыт внутри самой партии, поскольку в ней есть ничтожная горстка лиц, облеченных властью и идущих по капиталистическому пути». Всех, совершивших ошибки в линии, он разделил на тех, кто совершил их сознательно (меньшинство), и тех, кто совершил их несознательно (таких оказалось большинство).

Характерно, что на этот доклад Чэнь Бода Мао Цзэдун наложил резолюцию со словами «Прекрасно!», «Распространить массовым тиражом».

На совещании дважды выступал Линь Бяо (17 и 25 октября), с одной стороны, изо всех сил прославляя необходимость и важное значение «культурной революции», а с другой стороны, выступив с поименными нападками на Лю Шаоци и Дэн Сяопина. Последних он назвал «главными вдохновителями ошибочной линии», утверждая, что они проводили «линию на подавление масс, выступали против революции», и требуя критики последних и искоренения их влияния. Он заявил, что «в течение довольного короткого периода времени эта линия Лю Шаоци, Дэн Сяопина заняла почти господствующее положение». Дэн Сяопину со стороны Линь Бяо были предъявлены обвинения в том, что он в прошлом вел борьбу против 4-й полевой армии, которой командовал Линь Бяо, был дезертиром (имелся в виду период деятельности Дэн Сяопина в 7-м корпусе Красной армии). Относительно секретарей региональных бюро ЦК, парткомов провинциального уровня Линь Бяо заявил, что они тоже несут свою часть ответственности за допущенные ошибки, и в зависимости от степени тяжести ошибок, совершенных на местах, должна определяться и мера их ответственности».

Примерно в таком же духе, как утверждает дочь Дэн Сяопина, выступил и Кан Шэн, резко критикуя Лю Шаоци и Дэн Сяопина.

Министр общественной безопасности Се Фучжи одним из первых обрушился с критикой на Дэн Сяопина. «В умах людей представление о Дэн Сяопине, — сказал он, — это представление о том, кто «всегда прав» вот уже на протяжении тридцати лет. В партии влияние Дэн Сяопина стало очень большим. Причем нельзя сказать, что не существует связи между этим влиянием и тем обстоятельством, насколько велика сила сопротивления буржуазной реакционной линии»440.

В таких условиях 23 октября 1966 г. Лю Шаоци и Дэн Сяопин вынуждены были выступить с критическими «самоанализами» на пленарном заседании.

Первый вариант «самоанализа» Лю Шаоци написал еще в сентябре и передал его Мао Цзэдуну. Тогда, просмотрев его, Мао 14 сентября написал: «Товарищ Шаоци, в основном написано очень хорошо, очень серьезно, особенно хорошо сделана вторая половина. Предлагаю, распечатав материал, передать его для обсуждения каждому в Политбюро, Секретариат, в рабочую группу (руководящим кадрам), Пекинский горком, в Группу по делам культурной революции»441. Здесь Лю Шаоци представил расширенный вариант «самоанализа», состоящий из трех частей.

Свою «самокритику» Дэн Сяопин также направил Мао Цзэдуну «на просмотр и выверку» еще 22 октября. «Товарищ Сяопин! — писал Мао в резолюции на документе — Можно выступать в соответствии с этим текстом. Однако… в первой строке после слов «восполнить недостатки и добиваться самообновления, преображаться и стать новым человеком», не добавить ли несколько фраз, чтобы это звучало более позитивно. Например, сказать, что «при условии приложения собственных активных усилий и при активной же помощи со стороны товарищей, я верю, что смогу своевременно исправить ошибки. Прошу товарищей дать мне время. Я сумею подняться и встать. Ведь я уже полжизни занимаюсь делом революции. Ну, оступился, свалился с ног. Так что же, я, раз упав, не смогу ободриться и воспрянуть духом, не буду в состоянии оправиться?»442

Как Лю Шаоци, так и Дэн Сяопин формально «повинились» в отдельных ошибках, совершенных ранее, но заявили, что исправили их благодаря Мао Цзэдуну и совещаниям ЦК. Однако они отказались признать выдвинутые против них главные обвинения — в выступлении против партии, Мао Цзэдуна и социализма, в проведении линии «современного ревизионизма» на реставрацию капитализма. Характеризуя ошибки «культурной революции», они отмечали, что кое-чего недопонимали, ибо «старые революционеры столкнулись с новыми проблемами». Подводя итог, оба обвинили себя в том, что недостаточно изучали работы Мао Цзэдуна.

Однако в своем выступлении 25 октября 1966 г. Мао Цзэдун высказал свое недовольство Дэн Сяопином. Он заявил, что тот «туг на ухо, но во время заседаний садится всегда как можно дальше от него, Мао Цзэдуна». Мао Цзэдун также сказал, что «Дэн Сяопин никогда не обращался к нему с вопросами, а начиная с 1959 г. вообще перестал докладывать ему о своей работе»443. Чэнь Бода также в своем выступлении от 25 октября обрушился на Дэн Сяопина: «Дэн Сяопин — это такой человек, который выставлял свой ум и так подавал себя, как будто бы он — это небом рожденная энциклопедия, как будто бы нет таких вещей, которые бы он не знал, в чем бы он не разбирался. Он… произвольно решал вопросы… и в то же время, какое бы дело не заваривалось, он любил стучать молотком в знак того, что дело решено, и даже премьеру оставалось только вторить ему. Обсуждать вопросы с Дэн Сяопином, — заявил Чэнь Бода, — было труднее, чем взбираться на гору».

Тогда Мао Цзэдун откровенно заявил: «Пожар культурной революции, полыхающий уже пять месяцев, разжег я». Через всю свою речь он проводил мысль о том, что не было бы «нынешних ошибок», если бы с ним советовались по принципиальным вопросам и правильно информировали о реальном положении дел в Центре и на местах после 1959 г., когда он отошел «на вторую линию». «Будучи на второй линии, я не занимался повседневной работой, многие вопросы решались другими… Кое-какие дела должны были решаться мной, но я ими не занимался», — говорил Мао Цзэдун.

Подстрекаемые Мао Цзэдуном и членами ГКР на открытую борьбу миллионы «красных охранников» со всех концов страны стекались в Пекин. 13 октября Мао Цзэдун дал указание армии сформировать из прибывших в столицу хунвэйбинов «взводы, роты, батальоны, полки и дивизии» и провести среди них политическую и строевую подготовку. Для отработки и взаимодействия армии и «красных охранников» были выделены 300 тыс. кадровых военных. К началу ноября 1966 г. общее количество молодых людей, приехавших в столицу, стало превышать ее население. Ими были буквально забиты все вузы, военные академии, партийные и государственные учреждения, школы. Они атаковали различные ведомства и государственные учреждения в Пекине, вплоть до резиденции ЦК КПК — Чжуннаньхая.

Планируя активнее использовать их для массовых расправ над инакомыслящими, Мао Цзэдун и руководители ГКР предприняли ряд мер, развязывающих руки хунвэйбинам. Они в первую очередь позаботились о том, чтобы собранные парткомами и «рабочими группами» материалы о «преступлениях хунвэйбинов» были уничтожены. 16 ноября от имени ЦК КПК и Госсовета КНР было издано уведомление, на основании которого каникулы учащихся вузов и средних школ были вновь официально продлены еще на год (до осени 1967 г. В ноября 1966 г. была проведена «реорганизация» Пекинского управления общественной безопасности, так как якобы сотрудники этих органов в ряде мест открыто выступали против хунвэйбинов.

Члены ГКР считали, что пришло время пойти на более решительный штурм позиций своих потенциальных «противников». Сигналом к этому послужило выступление Цзян Цин 28 ноября 1966 г. на 20-тысячном митинге, формально посвященном вопросам «культурной революции» в литературе и искусстве. В работе митинга также принимали участие Чжоу Эньлай и Чэнь Бода, которые в своих выступлениях основное внимание уделили «большому вкладу Цзян Цин в культурную революцию». Цзян Цин обвинила старый Пекинский горком, Отдел пропаганды ЦК, министерство культуры в том, что они «вступили во взаимный сговор», который необходимо разоблачить. Цзян Цин, расширяя рамки «оппозиции», назвала «контрреволюционерами-ревизионистами» помимо Пэн Чжэня и пятерых других секретарей столичного горкома партии — Лю Жэня, Чжэн Тяньсяня, Вань Ли, Дэн То, Чэнь Кэханя, а также заведующего Отделом пропаганды ЦК КПК Лу Диньи и его заместителей Чжоу Яна и Линь Моханя, а также заместителя министра культуры Ли Ци, потребовав их окончательной дискредитации. Здесь же заведующий отделом культуры Главпура НОАК Се Танчжун объявил о назначении Цзян Цин «советником по делам культурной революции» в НОАК решением Военного совета ЦК КПК, а также вхождении в состав НОАК «ряда художественных коллективов (уже к концу ноября 1966 г. были фактически распущены творческие союзы и Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства) в качестве воинских частей, означавшее, что они брались под контроль армии.

Первый удар был обрушен на Пэн Чжэня. В ночь на 4 декабря 1966 г. хунвэйбины провели «операцию» по его захвату. Судя по их сообщениям, операция была разработана заранее и, очевидно, к ней имели отношение члены ГКР. Вот как выглядела «операция» глазами очевидцев. В 1 час 30 мин. ночи 80 хунвэйбинов, сев в грузовики, любезно предоставленные им командованием военного округа, направились к дому Пэн Чжэня. Один из «красных охранников» ударной группы перелез через забор и открыл ворота. Войдя внутрь, хунвэйбины заявили охраннику, что их действия являются революционными. Выставив со всех сторон посты, они вошли в дом Пэн Чжэня. За семь минут подняли спящего хозяина с постели, протащили через двор и втиснули в грузовик. Затем, разделившись на два отряда, поехали брать остальных. На задержание второго секретаря Пекинского горкома партии, комиссара Пекинского гарнизона Лю Жэня, заместителей заведующего Отдела пропаганды ЦК КПК Линь Моханя и Сюй Лицюня, заместителя министра культуры Ся Яня им потребовалось в общей сложности около двух часов. В ту же ночь были схвачены Вань Ли, Ляо Моша и Тянь Хань.

18 декабря 1966 г. Чжан Чуньцяо вызвал в Чжуннаньхай вожака хунвэйбинов Пекинского университета Цинхуа Куай Дафу для тайной беседы и наметил с ним план конкретных мероприятий с целью «окончательной дискредитации и свержения» Лю Шаоци и Дэн Сяопина. Было предложено шире расклеивать и распространять листовки и дацзыбао с критикой этих двух лиц. Чуть позже, выступая перед руководимыми им хунвэйбинами, Куай Дафу заявил: «Первая битва… нашего полка — нанесение удара по Лю Шаоци, распространение кампании за его уничтожение на все общество».

Уже через неделю, 25 декабря, пять тысяч «революционных учащихся» и преподавателей университета Цинхуа, невзирая на страшный холод, прошествовали к центру города на площадь Тяньаньмэнь, где и состоялся массовый митинг «принесения клятвы окончательно свергнуть Лю Шаоци и Дэн Сяопина». А 27 декабря «красные охранники» высших учебных заведений Пекина провели на стадионе «Рабочий» массовый 100-тысячный митинг под лозунгом «окончательного свержения буржуазной реакционной линии Лю Шаоци и Дэн Сяопина». От ГКР на митинге присутствовали Ци Бэньюй и Му Синь. Среди выступавших были Не Юаньцзы и Куай Дафу. Не Юаньцзы злобно нападала персонально на Лю Шаоци и Дэн Сяопина, возводя на них всевозможную клевету, первый был назван «китайским Хрущевым». На митинге заставили выступить дочь Лю Шаоци Лю Тао с критикой своего отца, представив его как «палача по подавлению культурной революции, представителя реакционной линии», и мать Ван Гуанмэй, как «буржуазного элемента». В тот же день на этом же стадионе состоялся второй аналогичный «митинг участников великого похода в Пекин по обмену опытом», на котором присутствовали Чжоу Эньлай, Кан Шэн и Цзян Цин. После этого волна «борьбы с Лю Шаоци и Дэн Сяопином» быстро распространилась по всей стране. Для документированного подтверждения «преступлений» Лю Шаоци по инициативе ГКР был разослан в различные парторганизации страны текст его «самоанализа», однако без одобрительной пометки Мао Цзэдуна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.