Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоэволюционная теория эмоций






Впервые она была опубликована в 1958 году (Plutchik, 1958). Развита 4 года спустя в солидном монографическом исследовании (Plutchik, 1962), она затем была значительно расширена и дета­лизирована в серии статей и книг (Conte & Plutchik, 1981; Plutch­ik. 1970, 1980, 1983, 1984, 1989; Plutchik, Kellerman& Conte 1979; Plutchik & Platman, 1977). Получив международное признание, она использовалась для раскрытия инфраструктуры групповых процессов и интеракций личности (Kellerman, 1979), природы кошмаров (Kellerman, 1987) и аффективной структуры категорий Роршаха (Kellerman, 1989). Описано также приложение основных идей теории к практике психотерапии (Plutchik, 1990). Cyть пси­хоэволюционной теории может быть изложена в шести фундамен­тальных постулатах.

1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обрат­ными связями, которые создают некоторый тип поведенческого гомеостаза.

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в { виде трехмерной структурной модели.

 

6. Эмоции соотносятся с рядом производных концептуаль­ных областей

Каждый из этих постулатов Р.Плутчик детально рассматривает в той или иной из научных работ, перечисленных выше. Здесь будут даны только короткие комментарии к постулатам 1, 4, 5 и 6, представ­ляющим теоретическую ценность для нашего исследования.

Эволюционная теория предполагает, что естественная окружающая среда ставит проблемы выживания перед каждым ор­ганизмом и видам. Эти проблемы включают дифференцирован­ное реагирование на жертву и хищника, пищу и особь своего вида, тем, кто заботится, и тем, кто требует заботы и т.д. Эмоции могут быть концептуализированы как базисные адаптивные паттерны, которые, что неоднократно подчеркивает автор, могут быть идентифицированы на всех филогенетических уровнях. Иначе говоря, эмоции это ультраконсервативные эволюционные поведенческие средства адаптации (такие же как аминокислоты, ДНК и гены), повышающие шансы организмов на выживание. Они, следовательно, сохраняются в функционально эквивалент­ных формах через все филогенетические уровни.

Специфические способы поведения, с помощью которых осу­ществляются эти функции, будут в животном мире очень разно­образны, но базисный прототип их остается инвариантным. Ссы­лаясь на некоторых социобиологов и натуралистов (Wilson, 1975; Van Hoff, 1973; Scott, 1958), Плутчик затем модифицирует данное Скоттом описание общих классов адаптивного поведения (Plutchik, 1962). Модификация преследует одну цель: достижение наи­большей общности через все филогенетические уровни. Получив­шийся список выглядит следующим образом.

ИНКОРПОРАЦИЯ. Поедание пищи или принятие благо­приятных раздражителей вовнутрь организма.

ОТВЕРЖЕНИЕ. Избавление организма от чего-либо не­пригодного, что было воспринято ранее.

ПРОТЕКЦИЯ. Поведение, призванное обеспечить избе­гание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между орга­низмом и источником опасности

РАЗРУШЕНИЕ. Поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.

ВОСПРОИЗВОДСТВО. Репродуктивное поведение, ко­торое может быть определено в терминах приближения, тенден-

 

ции к сохранению контакта и смешивания генетических матери­алов

РЕИНТЕГРАЦИЯ. Поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались Его функция в обретении вновь опеки.

ОРИЕНТАЦИЯ. Поведенческая реакция на контакт с не­известным, новым или неопределенным объектом

ИССЛЕДОВАНИЕ. Поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде

Таким образом, ценность первого постулата психоэволюци­онной теории эмоций состоит в определении восьми базисных адаптивных реакций, которые являются прототипами восьми базисных эмоций, а в комбинациях —всех существующих эмоций. Механизмы психологической защиты, как будет показано ниже, являются производными эмоций и, следовательно, могут быть концептуализированы в подобных же терминах. Выбор именно этих прототипов и их обозначений обусловлен тем, что, во-пер­вых, в них резюмируется содержание многих литературных ис­точников по предмету, касающихся людей и животных; во-вто­рых, они идентифицируются на всех филогенетических уровнях; в-третьих, они способны создать основу структурной модели, а также выявить связи между некоторыми психическими феноме­нами, традиционно рассматривающимися отдельно друг от друга: эмоциями, механизмами защиты, характерологическими особен­ностями и диагнозами.

В четвертом постулате теории говорится о том, что эмоции— это составные цепи последовательных событий со стабилизиру­ющими обратными связями, создающими некий тип поведенчес­кого гомеостаза. Рисунок 1 иллюстрирует эту мысль.

Эмоции вызываются различными событиями, которые долж­ны быть когнитивно оценены с точки зрения значимости для бла­гополучия индивида. Результатом оценки являются различные пере­живания, а также определенные физиологические изменения. Фи­зиологические изменения носят характер реакций антиципации, свя­занных с различными напряжениями или импульсами: побуждени­ем к исследованию, атаке, отступлению или спариванию. В зави­симости от силы этих разнородных импульсов появляется вектор­ная равнодействующая в форме наблюдаемого действия, которое призвано оказать эффект на стимулы, вызвавшие первоначально эту цепь событий. Так, сигналы дистресса, исходящие от щенка,

 

Рисунок 1. Составная цепь событий, определяемая как эмоция

Таблица1. Комплексная последовательность событий, вклю­ченных в развитие эмоции

Стимульное событие Подразуме­ваемая когнитация Переживание Поведение Эффект
Угроза «Опасность» Страх, ужас Бегство Самосохра­нение
Препятствие " Враг" Гнев, ярость Нападение; кусание Разрушение
Потенциаль­ный партнер " Обладать" Радость, экстаз Ухаживание спаривание Воспроиз­водство
Потеря значимого индивида " Заброшен­ность" Печаль, горе Призыв к помощи и воссоедине­нию Реинтегра­ция
Член группы   " Друг" Принятие, доверие Ухаживание содействие Аффиляция присоедине­ние
Отврати­тельный объект " Отрава" Отвраще­ние, ненависть Изверже­ние, оттал­кивание Отвержение
Новая территория " Что там? " Ожидание Обследова­ние, организация Исследова­ние
Неожидан­ный новый " Что это? " Удивление Остановка, тревога Ориентация

 

или плач младенца повышают вероятность появления матери или существа, заменяющего ее. Эффективность этой комплексной сис­темы с обратной связью состоит в снижении угрозы или в измене­нии опасной ситуации таким образом, что достигается временный поведенческий гомеостатический баланс.

Исходя из задач нашего исследования, теоретическая значи­мость данного постулата заключается в построении гипотетичес­кой модели реагирования на значимый стимул на интра- и интерп­сихических уровнях. Особенно важным представляется последова­тельность расположения когнитивного, эмоционального и поведен­ческого компонентов; поскольку именно на этих этапах и с той же последовательностью происходит онтогенетическая организация и актуальное функционирование механизмов зашиты.

Эта мысль может быть проиллюстрирована с помощью таб­лиц 1, 3 и рисунка 2.

В таблице 1 показано, как происшествие определенных стимульных событий, например угрозы со стороны врага или потери родителя, приводит к когнищш (интерпретации), такой как «опас­ность» или «заброшенность». Данная когниция может быть (не быть) рефлексивна или бессознательна, она будет приводить к интраспективному переживанию в виде «страха» или «печали», о которых мы обычно думаем как об эмоциях. Состояние пережива­ния — лишь звено в цепи реакций, за ним будет следовать, с определенной вероятностью, какой-то тип соответствующего по­ведения. Такие действия эффективны и ведут к сохранению ин­дивида или помощи от родителя или другого члена группы. Слово «эмоция» Р.Плутчик относит ко всей этой комплексной цепи реакций, обладающих адаптивной ценностью для индивида в деле преодоления различных жизненных кризисов или проблем выживания.

Рассматривая комплексную цепь реакций, названную эмо­цией, автор обращает внимание на ряд превратностей, которые могут произойти с этой последовательностью Несколько замеча­ний представляются нам здесь особенно важными. «С одной сто­роны, — пишет Р.Плутчик, — инициирующая когниция может быть ошибочна, например, угроза недопонята или не так интер­претирована Зашиты Эго, такие как отрицание или проекция, играли бы здесь несомненную роль. Если когниция точна, все-таки возможно, что переживательный аспект эмоциональной цепи будет блокирован, модифицирован или искажен. Такие защиты Эго, как

 

замещение или компенсация могут действовать в этой точке, транс­формируя переживание соответствующим образом.

Иначе говоря, когнитивная оценка ситуации может быть изначально ошибочной или жесначала адекватной, но затем может быть искажена в целях модификации эмоционального пере­живания. Это очевидно, поскольку существование и качество любой эмоции предполагает наличие определенной инициирующей когниции. Здесь имеет смысл обратиться к определению защиты, которого в явном виде Плутчик не дает, но, которое исходя из контекста, может быть реконструировано следующим образом

Психологическая защита — это последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющей образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью.

 

Рисунок 2. Переходящая схема когнитивно-эмоционального функционирования

29

 

Следующая ниже схема представляет собой попытку Р. Плутчика описать гипотетические процессы, как части, включенные во все когнитивные акты (Plutchik, 1980). Она базируется на том, что когниции понимаются как ряд развивающихся функции, основанных на механизмах мозга, которые призваны составлять схемы окружающей среды, предвидеть будущее и организовы­вать адекватные действия. В общем виде, для успешной адапта­ции организма к потенциально опасной среде он должен иметь способ накопления информации об этой среде в памяти, иметь способ востребовать информацию в случае необходимости и способ использовать возвращенные сигналы как базис действий Мы попытались продолжить эту схему, введя в нее три группы защитных механизмов, являющихся по существу искажением существующих психических процессов. Под нормой в данном случае понимается протекание этих процессов у данного инди­вида в эмоционально нейтральной ситуации. Детали резюмиру­ются на рисунке 2.

Включение нами защитных механизмов в схему когнитивно-эмоционального функционирования основано на очевидности того факта, что субъективное искажение реальности может происходить трояким образом. Нежелательная информация может игнорироваться или не восприниматься, может будучи воспринятой забываться, и может, в случае допуска в систему и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Соответственно, в схему включены те или иные психические процессы Функционирование защит, связанных с процессами восприятия, внимания и памяти может быть также объяснено и на физиологическом уровне (см 1.1.). При этом большинство за­щитных механизмов занимает как бы промежуточное положение между первой, второй и третьей группой, так как информация может быть частично воспринята, частично забыта или трансфор­мирована. Разумеется, дифференцировать защитные механизмы можно только условно из-за близкой соотнесенности многих из них друг с другом. Приведенная в схеме гипотетическая шкала «примитивности — развитости» отражает наши представления о связи между личностной и интеллектуальной зрелостью индивида и использованием им тех или иных механизмов зашиты.

 

Рисунок 3. Трехмерная модель эмоций

 

Пятый постулат теории предполагает, что отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структур­ной модели, имеющей форму конуса. Вертикальное измерение отражает интенсивность эмоций, круг характеризует их сходство, а полярность представлена противоположными эмоциями в этом круге (Рисунок 3).

Этот постулат также включает положение о том, что неко­торые эмоции являются первичнымии, а другие - производными, или смешанными (Рисунок 4)

Ряд опубликованных исследований доказывает правомерность той модели, которая отражена на рисунке 4 (Fisher, Heise, Bohrn-stedt & Lucke, 1985; Conte & Plutchik, 1981; Plutchik, 1980, Russell, 1989. Wiggins, 1985).

Пятый постулат представляет несомненную важность для нашего исследования, так как структурная модель эмоций явля­ется основой построения теоретической модели зашиты. При этом, исходя из модели Р.Плутчика. мы затем расширяем ее за счет включения соответствующих особенностей защитного поведения

 

Рисунок 4 Базисные и производные эмоции

 

в норме, акцентуаций характера, возможных девиаций поведения, психосоматических расстройств, типов ролей в группе и некото­рых аспектов организации механизмов защиты в онтогенезе. Эти позиции отражены в разделе 1.3. настоящего исследования.

Представление о первичных и производных эмоциях ведет к шестому базисному постулату, где автор утверждает, что эмоции имеют связь с группой производных концептуальных областей.

Эта идея разрабатывается Плутчиком несколькими разными путями Так, он доказывает, что язык смешанных эмоций иден­тичен языку черт характера, личности. Жесткость считается со­четанием гнева и отвержения, общительность — сочетанием ра­дости и принятия, осторожность —комбинацией опасения и ожи­дания и т д. Эмоциональные компоненты идентифицируются во многих чертах характера личности. Кроме того, очевидно, что черты характера, также как и эмоции, могут быть представлены в виде кругообразной модели.

 

Идея производных развивается автором и далее Диагности­ческие термины, например, «депрессия», «маниакальность», «пара­нойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение. Некоторые исследования по­казывают, что язык диагнозов также имеет кругообразную струк­туру (Plutchik & Platman, 1977; Schacter & Plutchik, 1966).

Продвигаясь еще на один шаг в рассмотрении понятия про­изводных, Р.Плутчик убедительно доказывает, что язык защит Эго может быть концептуализирован как имеющий отношение к эмоциям. Например, «замещение» рассматривается как бессознательный способ справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно Аналогично, «проекция» считается бессознательной попыткой справиться с самонепри­ятием путем атрибуции этого чувства другим людям. Подобные параллели, которые мы детально рассмотрим ниже, могут быть проведены для каждой из первичных эмоций. Идея производ­ных более полно иллюстрируется в таблице 2, где показаны концептуальные связи между аффектами, поведением, функ­циями, чертами характера, диагнозами и защитами. Сюда до­бавлены также стили совладения, которые автор гипотетичес­ки определяет как осознанные варианты бессознательных за­щит. Так, нахождение недостатков соотносится с проекцией, превращение в противоположность — с реактивным образова­нием, а схематизирование — с интеллектуализацией. Автора­ми предлагаются и другие производные области (Таблица 2) Теоретическая ценность шестого постулата в свете задач нашего исследования заключается в обосновании базисного прин­ципа структурной теории защиты. Исходя из концепции производ­ных, мы можем на строго научной основе рассматривать не затра­гиваемые Р.Плутчиком сферы жизнедеятельности индивидов и групп с точки зрения психологической защиты. Конкретно имеют­ся в виду норма и девиации защитного поведения, типы ролей в группе, типы родительского отношения, конфликты, психотера­пия и т.д. Эти аспекты будут отражены в разделах 1.3. и 1.4. В перспективе возможно также внедрение рассматриваемой ниже структурной теории в более широкий социальный контекст.

Механизмы защиты как регуляторы эмоций

Теоретическая модель механизмов защиты была разработа­на Р Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Контом в

 

Таблица 2 Эмоции и их производные

 

Биологичес­кие регуля­тивные процессы Поведение экспрессия Адаптив­ная функ­ция Субъек­тивные состояния Черты характера Диагнозы Механиз­мы за­щиты Стили совлада-ния Социаль­ные ин­ституты
Избегание   Приближение     Объединение     Разделение     Глотание     Выброс   Начало действий   Остановка Бегство   Атака   Спаривание     Сигнал дистресса   Еда     Извержение Разведка     Замирание Самосох­ранение     Разрушение     Воспроиз­водство     Воссоеди­нение   Инкорпорация   Отвержение Исследо­вание   Ориентирование Страх   Гнев   Радость   Печаль     Принятие     Отвраще­ние Ожидание   Удивление Робкий   Скандаль­ный Сварливый Дружелюб­ный, Общитель­ный Унылый     Доверчи­вый Враждебный Любопыт­ный   Импульсивный Пассив­ность Тревож­ность Агрессив­ность     Маниакальность     Депрес сивный   Истерия     Паранойя Навязчи­вость   Неустой­чивость Подавле­ние     Замещение     Реактивное образова­ние Компенсация   Отрицание Проекция   Интеллектуализация Регрессия Вытесне ние Избегание Подстанов­ка     Превраш в цроти-воположность Замены     Игнориро­вание Обвинение Схематизи­рование   Просьба о помощи   Религия   Война спорт, полиция   Семья и брак     Искусство и творчест во Психотера­пия, культура Медицина   Наука и Tехнология Игры  

1979 году. Затем он неоднократно возвращался к ней в виде статьи с уточнениями, дополнениями, а также используя ее, как теоре­тическую и методологическую основу при разработке теста-оп­росника механизмов защиты «LIFE STYLE INDEX» (156, 157. 158. 159, 160).

Краткое содержание этих научных работ сводится к сле­дующему

Полностью признавая концепцию защиты одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности, в теорию пси­хической адаптации, а также в теорию диагнозов и прогнозов, Р. Плутчик отмечает количественную ограниченность и качест­венную несостоятельность попыток построения теоретической мо­дели защиты для понимания

1) отношений между специфическими защитами,

2) отношений между специфическими защитами и специфи­ческими эмоциями;

3) адаптивного значения этих отношений.

Подробный анализ научных публикаций, касающихся данной проблематики, позволяет ему сделать вывод о том, что в литера­туре существует по крайней мере три концепции механизмов за­щиты. Одна утверждает, что эти механизмы частично совпадают друг с другом и варьируются по степени сходства. Вторая пола­гает, что некоторые защиты есть полярные противоположности Третья, часто встречающаяся точка зрения, заключается в том, что некоторые защиты более примитивны, чем другие Очевидно. что первые две позиции могут быть графически представлены на круговой схематической диаграмме Правомерность и конкретное содержание этой модели он обосновывает теоретически, а затем подтверждает экспериментально Рассмотрим более подробно некоторые исходные моменты, положения и выводы структурной теории защиты

При разработке первоначальной модели Р.Плутчик исхо­дит, во-первых, из того, что защитные механизмы соотносятся с аффективными состояниями и диагнозами Так, связь между защитным механизмом замещения и клиническим состоянием гнева или агрессии проходит через всю социально-психологичес­кую литературу по пассивно-агрессивному поведению Подоб­ным же образом защита по типу подавления наблюдается обыч­но в крайних формах среди пациентов, являющихся пассивными, инертными, бездеятельными личностями. Такие индивиды обыч-

 

но ищут спокойного, " ничем не угрожающего окружения и ста­новятся сильно обеспокоены и испуганы когда их безопасности что-либо угрожает

Другим примером соотношения между защитным механиз­мом аффективным состоянием и диагностической концепцией является соотношение между защитной проекцией и паранойей Лица, страдающие этим заболеванием, имеют тенденцию к выра­жению чрезвычайной критичности, подозрительности и неприятия Использование проекции становится попыткой увидеть мир как угрожающую среду в целях оправдания своего собственного чрез­мерного неприятия и критичности

Еще один пример соотношения между защитным механиз­мом и клиническим аффективным состоянием — это отношение между защитным отрицанием и истерическим личностным пат­терном Главная характеристика истерической личности — вы­сокая внушаемость. Защитное отрицание используется истери­ком во избежание критического отношения к чему бы то ни было, для выработки общего приемлемого отношения к среде и к само­му себе. Высокая внушаемость отражает сверхзначимость чув­ства принятия.

Эти примеры подтверждают мнение, согласно которому защитные механизмы и аффективные состояния взаимосвязаны. Они подтверждают и ту мысль, что личностные свойства и диагнозы соотносятся с защитами. Если, кроме прочего, учесть три выше­названные характеристики защит — варьируемость по степени сходства, полярность и разную степень примитивности —описа­ние их заметно напоминает описания, используемые автором для характеристики эмоций. Напомним, что Р.Плутчик различает эмоции по степени сходства и интенсивности и отмечает их по­лярность Кроме того он утверждает, что области личностных свойств и диагнозов тесно связаны с областью эмоций.[Коротко, авторская модель эмоций постулирует следующее, существует четыре пары основных биполярных эмоций, различающихся по степени сходства одна с другой Важно также подчеркнуть, что соотношения между эмоциями (поведенческими проявлениями и чертами характера) могут быть схематично представлены в виде круга (Рис 3.4) Пытаясь развить эту мысль далее, автор считает возможным включить в свою модель и защитные механизмы. Между диагнозами и аффектами существует очевидная связь, но предло-

 

женная связь между защитами диагнозами и аффектами гипотетична и подразумевает ряд моментов

Прежде всего имеется в виду, что личности с сильно выраженными чертами характера вероятно, имеют тенденцию поль­зоваться определенными механизмами защиты как средствами совладания с различными жизненными проблемами Например, личность с сильным самоконтролем будет, возможно использовать интеллектуализацию как главный механизм совладания Во-вторых, модель подразумевает что каждый из основных диагнозов описывающих реально сушествующие психические рас­стройства личности, связан с доминирующей защитой. Самый очевидный тому пример — факт связи параноидных состоянии с проекцией

В-третьих, модель предполагает существование малого коли­чества базисных защит различные перечни их, предлагаемые раз­ными авторами, отражают либо идеи наложения (разного назва­ния одних и тех же явлений), либо сочетания базисных защит Это может быть проиллюстрировано следующим замечанием по мне­нию автора механизмы изоляции, рационализации и аннулирова­ния представляют из себя варианты защиты по типу интеллекту­ализации и составляют существо защитного синдрома навязчи­вости И последнее модель Плутчика предполагает, что сущест­вуют некоторые явные противоположности среди защитных ме­ханизмов. Конкретно отмечается биополярность подавления и за­мещения, реактивного образования и компенсации, проекции и отрицания, интеллектуализации и регрессии. Правомерность этих положений убедительно доказывается итоговыми результатами многих эмпирических исследований и психометрических проце­дур (156, 159, 160). При разработке общей концепции зашиты было изучено значительное количество источников, среди кото­рых были как психоаналитические работы так и психиатрические и общепсихологические (Aneti 1974 Chapman, 1967, Coleman 1956 English & Finch, 1964 E\\alt & Farnsworth, 1963 Femchel 194S Freedman, Kaplan & Sadock, 1975 Gilbert, 1970 Oregon 1968 Lazarus, 1966, Noyes& Kolb 1949 Reich, 1945, White 1945) Эти работы послужили основой выделения 16 защитных механиз­мов, составляющих сферу психологической защиты. Из них же были синтезированы общие определения каждого механизма Каждое определение используется для обозначения универсаль­ного содержания каждой защиты

 

Синтезированные определения l6-ти механизмов защиты (по Р. Плутчику)

Двигательная активность — понижение беспокойства, вы­званного запретным побуждением, путем разрешения его прямо­го или косвенного выражения без развития чувства вины

Компенсация — интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или пси­хологической несостоятельности

Отрицание — отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания

Замещение — высвобождение скрытых эмоций, обычно гне­ва, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции

Фантазия — бегство в воображении с целью ухода от реаль­ных проблем или во избежание конфликтов

Идентификация -— бессознательное моделирование отноше­ний и поведения другого лица, как путь к повышению самоценнос­ти или совладанию с возможным разделением или утратой

Интеллектуализация — бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на раци­ональное истолкование событий

Интроекция — присвоение ценностей, стандартов или черт характера других людей в целях предупреждения конфликтов или угроз с их стороны

Изоляция — восприятие эмоционально травмирующих си­туаций или воспоминание о них без чувства тревоги, естествен­но связанного с ними

Проекция — бессознательное отражение собственных эмо­ционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и при­писывание их другим людям

Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприем­лемыми чувствами

Образование реакции — предупреждение выражения непри­емлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, пу­тем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения

 

Регрессия — возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения

Подавление — исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций, или опыта и связанных с ним эмоций

Сублимация — удовлетворение вытесненного инстинктив­ного или неприемлемого чувства, особенно сексуального или агрессивного, путем осуществления социально одобряемых аль­тернатив

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, сопровождаемых сильным беспокойством или чувством вины

Помимо подтверждения гипотезы круговой структуры, как под­ходящей модели для отражения отношений между защитами по смеж­ности и полярности, результаты экспериментальных исследований позволили Р. Плутчику сделать несколько важных выводов

С помощью метода экспертных оценок было подтверждено предположение о том, что пациенты с различными выраженны­ми диагнозами имеют тенденцию использовать соответствующие защитные механизмы как типичные. Он, однако, оговаривается, что высокая степень согласия между экспертами может отра­жать также общую направленность их подготовки. Другой важ­ный вывод, который можно извлечь из данных факторного ана­лиза корреляций между шкалами защитных механизмов первой версии опросника «LIFE STYLE INDEX» состоит в том, что боль­шинство механизмов зашиты характеризуется наличием общих черт Этот вывод совпадает с психоаналитическими наблюде­ниями, согласно которым беспокойство есть общий инградиент всех защит, поскольку первоначальное развитие каждой защиты это попытка справиться с беспокойством, вызванным угрожаю­щей или конфликтной ситуацией Кроме того, все защиты имеют общую функцию самопротекции.

Полученные в вышеупомянутых анализах результаты обу­словили попытку сократить количество предполагаемых основ­ных защитных механизмов. Здесь, кроме чисто эмпирического подхода к проблеме группирования, автором учитывалась как пси­хоаналитическая теория, так и теория эмоции, описанная выше На этой основе было разработано восемь шкал основных защит­ных механизмов При этом шкала подавления включила в себя стимульные утверждения из предыдущих шкал подавления, изо­ляции и интроекции; шкала компенсации — из шкал компенса-

 

ции. идентификации и фантазии шкала регрессии — из шкал регрессии и двигательной активности, наконец, в шкалу интеллек­туализации добавились стимульные утверждения из шкал раци­онализации, аннулирования и сублимации Четыре шкалы: отри­цание, проекция, замещение и реактивное образование остались неизмененными. Структурная валидность новых шкал была затем неоднократно подтверждена в экспериментальных исследовани­ях, среди которых сравнение показателей у больных шизофре­нией и здоровых людей, вычисление корреляций со шкалами самооценки и личностной тревожности, исследование параллель­ной надежности и т.д. Все это говорит о том, что восемь механиз­мов защиты могут рассматриваться как базис всех защитных стратегий личности и могут, на этом основании, быть включены в структурную модель.

Еще один вывод был сделан при анализе рейтингов защит­ных механизмов, оцененных экспертами — клиницистами по степени их примитивности. Клиническая литература предполагает, что разные механизмы защиты представляют, в некотором роде, разные уровни развития личности или разные уровни при­митивности. Это частично отражается в разнице между первич­ной и вторичной активностью защитного процесса (Рис. 2) и во взаимосвязи специфических защит с отдельными психосексу­альными стадиями развития. Ранговые оценки базисных защит, данные с этой точки зрения, выглядят следующим образом: отрицание; регрессия; проекция; замещение; подавление; обра­зование реакции; интеллектуализация; компенсация. Оказалось, что психиатры пришли к полному согласию по поводу того, что отрицание, регрессия и проекция есть очень примитивные защи­ты, а интеллектуализация и компенсация, напротив, представ­ляют более высокие уровни развития личности.

Основываясь на изложенном материале, Р.Плутчик предла­гает 5 постулатов теоретической модели защиты.

Постулат 1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.

Постулат 2. Существует восемь основных механизмов защи­ты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями

Постулат 3. Восемь основных защитных механизмов облада­ют свойствами как сходства так и полярности

 

Поступат 4 Определенные типы личностных диагнозов име­ют в своей основе характерные защитные стили

Постулат 5 Индивид может использовать любую комбина­цию механизмов защиты

Постулаты 1, 2, 3 и 4 выступают теоретическими основами некоторых аспектов нашего исследования

Первый постулат позволяет раскрыть психологическую сущность процесса организации защиты в онтогенезе как кон­фликта между первичной эмоцией (сочетанием эмоций) и эмо­цией страха (его социализированных форм) Эта позиция по­дробно рассматривается в разделе 1 4 и иллюстрируется в таблице 3 В процессе взросления каждый индивид сталкива­ется с большим разнообразием ситуаций, вызывающих такие эмоциональные состояния, как гнев, страх, отвращение, него­дование или печаль Очень часто выражение эмоционального состояния вызывает дальнейший конфликт и дополнительную опасность Так, нападение на более старшего и более сильного человека может привести к деструктивным последствиям, кри­тика родителей может обернуться ответной неприязнью, выго­вором, чревата потерей их расположения В результате ребе­нок развивает защитные стратегии, представляющие из себя косвенные пути переживания эмоционального конфликта и совладания с ним

При этом специфические защитные стратегии, развиваемые личностью, зависят от специфики эмоций, включенных в конфликт Так, один из способов совладания с гневом на более сильного противника — перемещение гнева на более слабого человека За­мещение, следовательно, представляет из себя защитный меха­низм, выработанный для решения конфликтов, связанных с эмо­цией гнева Подобным же образом, проекция — это защита вы­работанная для борьбы с чувством самонеприятия Человек чувствующий вину или раздражение на себя, может справиться с этим конфликтом путем приписывания неприятия или вины дру­гим которые, как он считает, отвергают его Можно заключить, что специфические защиты выработаны для совладания со специ­фическими эмоциями

Ценность второго постулата для нашего исследования за­качается в определении ограниченного количества базисных защитных первоэлементов, без которого невозможна предпринимае­мая нами в разделе 1 3 попытка системного подхода к проблеме

 

Для того, чтобы решить, сколько существует основных механизмов защиты следует соотнести их с эмоциями. Хотя в нашем языке есть множество терминов для обозначения эмоции, все они могут быть концептуализированы как нюансы одной или несколь­ких из восьми первичных эмоций. Следовательно, восемь защит­ных механизмов, выступающих как регуляторы восьми основных эмоций, это: замещение, проекция, компенсация, регрессия, по­дав пение, отрицание, образование реакции и интеллектуализация. В целях пояснения выбора именно этих восьми защит в ка­честве базисных предлагается к рассмотрению Таблица 4. В ней перечислены шестнадцать защитных механизмов. Они располо­жены в порядке, который показывает, какие из зашит сгруппиро­ваны под каждой из восьми главных категорий. Так, регрессия включает двигательную активность. Интеллектуализация вклю­чает рационализацию, аннулирование и сублимацию и т.д. Также в таблице 4 представлена короткая мнемоника или образ, схваты­вающий суть каждой защиты. Слово «это» обозначает в каждом

Рисунок 5. Структурная модель эмоций - механизмов защиты - диагнозов

 

Таблица 3 Образование механизмов защиты

 

Эмоции Спонтанное выражение Результат Страх и его социализи­рованные формы Механизмы защиты Переоценка стимулов
Страх Обесценива­ние Стыд Подавление " Мне это незнакомо"
Гнев Месть, наказание, обесценива­ние Страх, стыд Замещение " Вот кто во всем виноват"
Радость Наказание, отвержение Страх, стыд Реактивное образова­ние " Все, связанное с этим, отврати­тельно"
Печаль Результат отсутствует Отвержение Страх, чувство неполно­ценности Компенса­ция " Зато я... Все равно я... Когда-нибудь я…»
Принятие Равнодушие отвержение Чувство неполно­ценности Отрицание Оценка отсутству­ет
Отвержение Отвержение Страх самонеприятия Проекция " Все люди порочны"
Ожидание Обесценивание Растерянность, паника, чувство вины Интеллек- туализация " Все объяснимо"
Удивление Обесценивание Чувство вины, страх самостоя­тельности и инициа­тивы Регрессия   " Вы обязаны мне помочь"

случае стимул (событие, человека или побуждение), вызываю­щий определенную эмоцию.

Исходя из задач нашего исследования, теоретическая и практи­ческая ценность третьего постулата состоит в определении одной из важных характеристик защит — их разной степени сходства (см 1 2. 2 1 и Приложение) и соответственно их биполярности. Эта характе­ристика лежит в основе круговой модели защиты (Рис 5), разработки диагностического инструмента, интерпретации некоторых данных экспериментального исследования (Глава II, разделы 21 и 2 2)

Противоположность защитных механизмов можно доказать некоторыми примерами, приведенными выше, при рассмотре­нии паранойи и истерии и соответствующих защит — проекции

Таблица 4. Базисные и вторичные механизмы зашиты

Базисные механизмы Характеризация
Замещение - Напади на что-то, заменяющее это
Проекция - Обвини это
Компенсация - Постарайся приобрести это
Идентификация - Будь как это (чтобы не потерять его)
Фантазия - Мечтай об этом
Регрессия - Плачь об этом
Двигат активность - Сделай что-нибудь
Подавление - Не помни об этом
Интроекция - Не знай, откуда у тебя это
Изоляция - Не чувствуй этого
Отрицание *г - Не замечай этого
Образование реакции - Обрати это в противоположное
Интеллектуализация - Переопредели, переосмысли это
Рационализация - Найди оправдание этом>
Аннулирование - Отмени, перечеркни это
Сублимация - Трансформируй это

 

и отрицания или в противопоставление пассивности и агрессив­ности (подчинения — доминирования) и соответствующих за­шит — подавления и замещения. Также можно противопоста­вить интеллектуализацию и регрессию Интеллектуализация применяет контроль или немоторную трансформацию импуль­са, а в случае регрессии используется моторное выражение по­буждения, то есть имеется тенденция кутере контроля Обра­зование реакции противостоит компенсации, потому что компен­сация предполагает попытку преодолеть чувство реальной или мнимой потери, отсутствия, а реактивное образование — это попытка снизить угрозу чрезмерного наличия Одно из преиму­ществ этой круговой модели состоит в том, что диагнозы, соот­ветствующие защитным стилям, могут также иметь круговую структуру, как показано на рисунке 5

Четвертый постулат представляет для нас ценность в отно­шении принципа подхода к проблеме диагнозов Руководствуясь этим принципом, мы предположили, что определенные виды девиантного поведения также имеют в своей основе специфические защитные стили. Это положение подтвердилось в эксперименталь­ном исследовании (Глава II, раздел 2.2)

Таким образом, несомненные достоинства структурной тео­рии защитных механизмов Р.Плутчика: ее универсальность, интегративность, релевантность как эмпирического, так и теорети­ческого научного материала, наглядность предложенной модели и некоторые иные свойства, позволяют принять ее за основу сис­темной концепции защиты Правда Р.Плутчик лишь вскользь касается интерперсональных аспектов генезиса и функциониро­вания механизмов защиты А именно они представляются нам неотъемлемыми частями системного подхода к проблеме Попыт­ка такого подхода будет представлена в следующих разделах







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.