Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактор первого впечатления






Каждый человек имеет собственные представле­ния и суждения о других людях, об окружающем мире, о себе. Именно они в процессе коммуникации формируют первое впе­чатление о партнерах и собеседниках. В разных ситуациях обще­ния требуются различные представления о партнере — такие, кото­рые помогали бы выстроить поведение и общение с ним. В конк­ретных ситуациях необходимо представлять, как поведет себя партнер, чего от него следует ожидать в данном контексте. Комму­никация строится на принципе «здесь и сейчас», и представление о партнере должно следовать этому принципу.

Для процесса коммуникации фактор первого впечатления имеет большое значение, поскольку образ партнера, который на­чинает формироваться сразу при знакомстве, становится регуля­тором всего последующего поведения. Первое впечатление по­зволяет правильно и эффективно начать общение в конкретной ситуации. Дело в том, что процессы коммуникации осуществля­ются в определенном контексте, рамки которого определяют правила поведения и возможную интерпретацию происходяще­го. Факторами, формирующими контекст коммуникации, чаще всего выступают место и время встречи, намерения и цели участ­ников, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. От сочетания этих факторов и особенностей партне­ров зависит «техника» общения. Выбор техники общения дикту­ется социокультурными и личностными характеристиками парт­нера, которые позволяют отнести его к какой-то категории, груп­пе. В начале общения в фокусе восприятия оказываются те признаки парнера, которые позволяют определить его принад­лежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации общения и требованиями к построению дальнейшего поведения.

Большое влияние на первое впечатление о человеке оказыва­ет его внешний вид. Одежда человека может сказать особенно много. В каждой культуре есть модели одежды, способные сооб­щить о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабо­чая роба), иногда по ней узнают о событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает на профес­сию ее владельца. Так, человек в форме милиционера уже одним своим присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может по­мочь затеряться толпе.

Поэтому, зная «секреты» одежды, человек может создать определенный образ своего партнера по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость. В принципе это явле­ние ничем не отличается отжелания папуаса украшать себя ярки­ми и длинными перьями: их обладатель пользуется наибольшим уважением у соплеменников. Однако, прежде чем одеваться, ин­дивид должен решить, зачем, для кого или для чего он это делает. Предположим, ему предстоит официальная встреча с иностран­ным деловым партнером. В этом случае с помощью правильно подобранной одежды он может создать благоприятное впечатле­ние, вызвать доверие к себе, зарекомендовать себя надежным партнером.

В невербальном общении имеют значение цвет одежды и манера ее носить. Можно наблюдать следующие различия в одежде немцев и русских: у немцев преобладают коричневые, желтые и бежевые цвета. Удивление у русских вызывает манера немцев носить обувь: при входе в дом они часто не снимают обувь и могут даже прилечь в ней на диван или кровать. Это поведение объясняется тем, что на улицах Германии так же чисто, как и в домах. Широко известны рассказы, что немцы с шампунем моют тротуары около своих домов.

Кроме того, с помошью одежды можно передать самую разно­образную информацию о статусе человека. Так, креолки острова Ямайка могут посредством особым образом повязанного платка передать сведения о своем семейном статусе. Если женщина по­казывает только один кончик головного платка, то это значит, что она еще свободна от семейных отношений, два открытых кончика означают, что она помолвлена, три — замужем, а четыре — разведена или овдовела. Женщины острова Самоа передают похо­жие послания посредством цветов, которые вставляются либо за правое ухо, либо за левое.

Полнота и характер первого впечатления зависят от таких ка­честв воспринимающего субъекта, как степень его уверенности в себе и присущего ему отношения к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно со­ответствуют действительности, то он не будет заинтересован в обратной связи. В этом случае роль первого впечатления окажет­ся решающей. Большинство людей неоднократно переживало ситуации, когда партнер по общению никак не реагирует на ваше поведение — он уже сделал о вас свое заключение, которое невоз­можно изменить.

В действии фактора первого впечатления важным является во­прос о его правильности или неправильности. Исследования по­казывают, что почти каждый взрослый, имеющий достаточный и разнообразный опыт общения, вполне способен точно определить почти все характеристики партнера — его психологические черты, социально-демографическую принадлежность и т.п. Но эта точ­ность высока только в нейтральных обстоятельствах, т.е. в ситуа­циях, из которых искусственно устранены все возможные внеш­ние влияния, зависимости между людьми, и единственной целью является точное и полное восприятие другого человека. В реаль­ных ситуациях обязательно присутствует какой-то процент оши­бок. Чем нейтральнее отношения между партнерами по коммуни­кации, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок при первом впечатлении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.