Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство в рыночной экономике 4 страница






Целевой прогноз развития науки и техники предусматривает необходимость концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, создание условий для здоровой конкуренции в сфере прикладной науки и техники, свободы научного творчества, повышения качества и эффективности научно-технического потенциала. Показатели прогноза характеризуют объемы, структуру и ресурсное обеспечение научно-технической деятельности, долю в общем объеме продукции промышленности новых видов продукции. Они используются для оценки и принятия решений о государственной поддержке целевых программ и проектов, государственных центров, конкретных научных исследований и разработок. При этом доля затрат на приоритетные направления должна составлять основную часть всех средств федерального бюджета на финансирование науки. Кроме прямой финансовой поддержки используются косвенные методы: налоги, кредиты, таможенные и Другие льготы, стимулирующие научно-техническую деятельность.

Развитие науки и техники в конечном счете направлено на повышение производительности труда, снижение затрат на единицу национального дохода, повышение качества продукции.

При разработке прогнозов по инвестиционной деятельности учитываются капиталообразующие инвестиции по всем источникам финансирования, показатели воспроизводства основных фондов во всех предприятиях независимо от форм собственности. Общий объем капитальных вложений по министерствам, ведомствам, субъектам РФ прогнозируется с распределением по источникам финансирования, отраслям экономики и социальной сферы. Показатели инвестиционной деятельности прогнозируются с учетом необходимости реализации федеральных целевых программ, программ регионального уровня, указов Президента РФ и других нормативных актов[17].

Определяются размеры государственной инвестиционной поддержки из средств федерального бюджета, в том числе выделяемых непосредственно субъектам РФ, по министерствам, ведомствам, территориям, отраслям и федеральным целевым программам, а также инвестиционной программе. Капитальные вложения определяются также по конкретным статьям бюджета: государственные инвестиции, дотации угольной промышленности, поддержка агропромышленного комплекса и т. д. Приводится и перечень строек, которым оказывается государственная поддержка за счет средств федерального бюджета.

Для учета изменения цен в инвестиционной сфере используются индексы-дефляторы по капитальным вложениям: за отчетный период — по данным Госкомстата РФ, на прогнозируемый период — по расчетам Минэкономики РФ. По отдельным отраслям, регионам, видам работ рассчитываются коэффициенты, определяющие изменение цен на прогнозируемый период, а также на единицу мощности (услуг) и свидетельствующие о капитальности или эффективности затрат.

Динамика промышленного производства рассчитывается на основе прогнозируемого выпуска важнейших видов продукции в натуральном выражении[18].

Основными факторами промышленного роста являются наличие платежеспособного спроса, производственных мощностей, сырьевых и материально-технических ресурсов, их рациональное использование, повышение эффективности производства и качества продукции. В стоимостном выражении объем продукции исчисляется в действующих и сопоставимых ценах. В качестве действующих принимаются отпускные цены предприятий без НДС и акциза с корректировкой на индексы-дефляторы оптовых цен на промышленную продукцию, сообщаемые Минэкономики РФ. В случае значительного отклонения индексов по регионам от средних по РФ рассчитываются региональные индексы. В качестве базы для расчета объема промышленной продукции в сопоставимых ценах используются отчетные данные за предыдущий год в действующих ценах.

Объем промышленной продукции исчисляется по отраслям, регионам, министерствам и ведомствам, акционерным обществам, предприятиям.

Данные об объеме производства в целом и отраслевой структуре показываются по полному кругу предприятий, включая малые и совместные, а также по крупным и средним предприятиям. По предприятиям оборонной промышленности и Минатома РФ выделяются объемы военной и гражданской продукции.

Прогнозные показатели развития агропромышленного комплекса определяются с учетом влияния следующих факторов:

Ø возможные изменения платежеспособного спроса на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

Ø состояние производственного потенциала сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

Ø совершенствование экономических условий развития АПК, включая меры государственной поддержки сельского хозяйства, межотраслевых связей, ускорение интеграции товаропроизводителей.

Валовая продукция сельского хозяйства исчисляется в действующих ценах и сопоставимой оценке по всем категориям хозяйств, в том числе по сельхозпредприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам населения. Перечень видов продукции определяется Минэкономики РФ совместно с Минсельхозпродом РФ. Культуры и продукты, которые не показываются отдельной строкой, включаются в суммарном выражении как прочая продукция.

Валовая продукция в действующих ценах рассчитывается с применением индексов-дефляторов закупочных цен на растениеводческую и животноводческую продукцию и в целом по отрасли «Сельское хозяйство».

Валовая продукция в сопоставимой оценке исчисляется в ценах 1994 г. Такая оценка применяется только для характеристики динамики производства и изменений в его структуре по категориям хозяйств.

При прогнозировании производства сельскохозяйственной продукции в регионах учитываются объемы, определенные в соответствующих федеральных, отраслевых и региональных программах развития АПК, предусматривающих снабжение населения продовольствием, экспортные поставки, а также необходимость поставок для государственных федеральных и региональных нужд, создания страховых фондов семян, обеспечения собственных потребностей сельских товаропроизводителей в семенах, кормах, для продажи членам трудовых коллективов и реализации сверх заключенных договоров.

Прогнозирование производства потребительских, в том числе продовольственных, товаров осуществляется всеми предприятиями, имеющими статус юридического лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. При этом учитываются показатели спроса: денежные доходы населения, прожиточный минимум, структура расходов покупателей.

Прогнозные показатели по грузовым перевозкам рассчитываются с использованием данных об объемах производства грузообразующих видов продукции и потребностях в перевозках, исходя из намерений грузоотправителей, независимо от форм собственности. Учитываются повторные перевозки, возникающие при перевалке грузов с различных видов транспорта, вывоз с баз государственных резервов, накопительных и оптовых баз.

По пассажирским перевозкам в условиях неустойчивости статистических рядов показателей методами экспертной оценки определяются объемы пассажирооборота, транспортная подвижность населения. Учитываются также перспективы развития транспортной сети: протяженность и разветвленность пассажирских маршрутов, насыщенность их подвижным составом и т. д.

Утверждена система показателей для оценки и прогнозирования разбития торговли, сферы услуг и товарных рынков [19].

При прогнозировании основных показателей развития торговли и платных услуг учитываются денежные доходы и расходы населения, объемы предлагаемой на рынок товарной массы отечественными и зарубежными товаропроизводителями, индексы цен. Объем розничного товарооборота, платных услуг населению определяется в соответствии с инструкциями Госкомстата РФ[20] с учетом исходных данных на перспективу.

Основными показателями, используемыми при прогнозировании фонда заработной платы, являются:

Ø индекс потребительских цен;

Ø компенсации дополнительных расходов, связанных с ростом потребительских цен;

Ø минимальный размер оплаты труда;

Ø ставка (оклад) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы;

Ø изменение численности работающих в связи со структурной перестройкой экономики, уровень безработицы.

Учитывается государственная политика в области оплаты труда, направленная на увеличение реальной заработной платы, восстановление ее роли как основного источника доходов, усиление договорного регулирования оплаты во всех звеньях социального партнерства, обеспечение экономически обоснованного соотношения между уровнями оплаты работников, занятых в производственных отраслях и непроизводственной сфере, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда.

В бюджетной сфере уровень оплаты труда формируется на основе Единой тарифной сетки с учетом механизма надбавок и доплат для стимулирования высококвалифицированных работников.

 

 

Методы прогнозных и плановых расчетов

 

Методы прогнозирования и планирования выражаются в способах и приемах разработки прогнозных и плановых документов и показателей применительно к различным их видам и назначениям.

Основой методики прогнозирования и планирования являются проведение аналитического исследования, подготовка базы данных, изучение и соединение информации в единое целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложившаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок прогнозирование превращается в вероятностное гадание.

Для решения крупных комплексных задач применяются системный анализ и синтез. В качестве системы выступают народное хозяйство в целом, его сферы, части, отрасли, предприятия;

выделяются подсистемы, входящие в систему более высокого порядка. Система предполагает целостность, единство своих элементов, которые взаимообусловлены и иерархически соподчинены. При системном анализе острее и непосредственнее обнажаются проблемы и выявляются способы их решения. Эффективность системного анализа обусловлена тем, что целое всегда больше суммы его частей.

Выделяются следующие стадии системного анализа: постановка задачи; определение целей и критериев оценки; структурный анализ факторов, тенденций, их взаимодействия; разработка концепции и вариантов развития системы. Факторы классифицируются на:

Ø связанные с общеэкономической ситуацией в стране;

Ø зависящие от деятельности непосредственно производителей;

Ø формируемые под воздействием рыночных отношений и

Ø государственного регулирования.

Каждый фактор обусловливает понижающую, повышающую или стабилизирующую тенденцию.

Анализ включает морфологический, по аналогии, регрессивный, корреляционный, группировки, расчет индексов и другие приемы исследования. Морфологический анализ позволяет получать систематизированную информацию по всем возможным решениям проблемы и предполагает полное и всеобщее знание об объекте. В результате такого анализа вырабатывается новая информация, разные комбинации параметров (их варианты), альтернативные способы их достижения.

Прогнозирование по аналогии базируется на законах формальной логики, логических конструкциях, устанавливающих схемы умозаключений. Основные законы: непротиворечивость, исключение третьего, двойное отрицание и т.д.; логические конструкции: «если, то», «или», «либо», «неверно, что» и др. Историческая аналогия является одним из самых древних методов прогнозирования.

Регрессивный анализ предусматривает исследование зависимостей определенной величины от других величин. Используется при прогнозировании сложных многофакторых объектов (продажи, инвестиции, прибыль) в среднесрочной и долгосрочной перспективе при наличии показателей за ряд лет.

Корреляция (парная и множественная) устанавливает взаимосвязи между разными показателями, тенденциями, их взаимное влияние. Парная корреляция характеризует взаимосвязь между двумя, а множественная — между несколькими показателями.

Анализ ситуации в стране проводится с помощью наиболее важных и всеохватывающих макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт (ВВП), инфляция, качество жизни, занятость и др.

Валовой внутренний продукт служит системообразующим показателем, все другие показатели отражают его изменения. При стабильном росте ВВП стране не страшны ни дефицит бюджета, ни госдолг. Экономика деградирует при отсутствии роста, при неизменном ВВП опасны госзаймы, так как возвращать долги будет нечем. В России экономического роста нет в основном из-за внешней конкуренции и отсутствия платежеспособного спроса. В условиях наличия простаивающих производственных мощностей и рабочей силы такое положение стало следствием неэффективного государственного регулирования экономики, что и должно быть учтено при социально-экономическом прогнозировании и планировании.

Инфляция в обычных экономических условиях — это изменение масштаба цен, обусловленное монополией производителя на рынке. Главная ее причина в России заключается в отсутствии контроля за ценами. Однако на вооружение взята монетаристская модель и борьба с инфляцией ведется ограничением количества денег в обращении, что дезорганизует формирование рынка.

Реформы начались под лозунгом обеспечения каждому достойной жизни. Но продолжается демонтаж системы социальной защиты человека, унаследованной от прежнего общественного строя. В рамках целевого социально-экономического прогноза и государственного планирования должны быть найдены и задействованы противодействующие факторы.

Анализируются также перспективы действия таких факторов, как демографическая ситуация, состояние природных ресурсов, национальное богатство, научно-технический потенциал, социальная структура общества, внешнее положение страны. Проводится комплексный анализ состояния каждой отрасли во взаимосвязи с общим социально-экономическим положением в стране и регионе, выявляются устойчивые тенденции и факторы, влияющие на их направления.

Прогноз строится на основе исходных данных и предположений о будущем. Его качество определяется надежностью информации и обоснованностью предстоящих изменений в направлении факторов и тенденций. Исходные данные должны содержать неопровержимые с позиции сегодняшнего дня факты, утверждения. Обоснование предположений о будущем является наиболее сложной стадией прогнозирования. В условиях рынка предположения не являются определенными и однозначными. Например, на вопрос, будут ли повышаться цены, при директивном планировании ответ был очевиден: цены останутся неизменными, так как это предусматривает политика государства. В условиях рынка на вопрос, прекратится ли рост цен, ответ можно получить только в виде предположения, так как поддержание стабильности цен не является элементом политики государства.

Чтобы предвидеть возможные варианты и оценить будущую ситуацию в целом, используются соответствующие методы прогнозирования.

Метод экстраполяции применяется при стабильности системы, устойчивости явлений, когда динамика процессов, показателей в перспективе определяется тенденциями их изменения в прошедшем периоде. Предполагается, что развитие идет непрерывно, гладко, силы прошлого в состоянии контролировать будущее. Прогноз становится проекцией прошлого в будущее.

Будущее воспроизводит прошлое только в случаях, если в прогнозном периоде не будут действовать факторы, влияние которых изменит характер тенденций прошедших лет. Поэтому нужно иметь информацию об устойчивости тенденций за срок, в 2—3 раза превышающий срок прогнозирования. Например, тенденции рождаемости, смертности выявляются при анализе долгосрочных периодов; они достаточно устойчивы и их возможно экстраполировать с учетом появления новых факторов.

Важным элементом экстраполяции является анализ временных рядов, обработка ретроспективного ряда. Временной ряд содержит изменяющиеся, упорядоченные во времени показатели и характеристики. Результат во многом зависит от того, за какой период построен ряд, сколько лет велось наблюдение.

Обработка временного ряда включает сглаживание и выравнивание, поиск коэффициентов, минимизирующих отклонения. Применяют методы скользящего среднего и экспоненциального сглаживания.

Метод скользящего среднего предполагает, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней за последние месяцы (годы) величине, например средней за последние 3 месяца. Прогноз при экспоненциальном сглаживании определяется как сумма фактических и прогнозных данных за период, взвешенных с помощью специальных коэффициентов, определяемых статистическим путем.

На этом основаны, например, предсказания экономической конъюнктуры Гарвардской школы политэкономии. Ею предложен так называемый конъюнктурный барометр, включающий три показателя:

Ø индекс спекуляции — отражает изменения на рынке ценных бумаг;

Ø индекс бизнеса — характеризует изменения на товарных рынках;

Ø индекс денежного рынка — фиксирует изменения в области кредита.

Конъюнктура предсказывается на основе данных о периодических повторениях положительных и отрицательных отклонений от среднего уровня.

При глобальном макроэкономическом прогнозировании экстраполяция опирается на опыт прошлого, объективно существующую цикличность, волнообразность развития.

Ф. Энгельс еще в середине XIX в. доказал цикличность промышленного развития, выделив циклы длительностью 5 и 10 лет. К. Маркс обосновал повторяемость экономических кризисов через 7, 10, 11 лет.

Н. Кондратьев открыл волнообразные циклические колебания экономики. Для деловой активности им выделены 4 вида циклов:

1. Очень короткие сезонные колебания;

2. Короткие — длительностью 3—3, 5 года;

3. Средние (торгово-промышленные) —7—11 лет;

4. Длинные (большие циклы конъюнктуры) — 50—60 лет.

В каждом цикле имеются две волны: повышательная и понижательная. Материальной основой больших циклов являются сроки создания и дееспособности средств производства длительного пользования (заводы, порты, железные дороги, ГЭС и т.д.). Большие циклы Н. Кондратьев распространял на саморегулирующуюся (без вмешательства государства) рыночную экономику. Саморегулирование экономики не позволяет ей разрушиться при переходе от одного цикла к другому. Начало очередного большого цикла Н. Кондратьев предсказал (1929—1933 гг.). Если следовать этой методологии, то Россия завершает скольжение по понижательной волне большого 60-летнего цикла и стоит накануне нового цикла, с которым должен начаться экономический рост (повышательная волна). Но подъем может и задержаться на ряд лет, так как система рыночного саморегулирования еще не сложилась, а прежняя государственная система экономического управления разрушена.

Познание характера и продолжительности по времени того или иного цикла позволяет составлять надежные прогнозы развития. Естественно, что задачей экономической науки и практики является не только изучение протекания циклов. Важно предотвратить или смягчить неблагоприятную фазу течения цикла (понижательная волна). Казалось бы, при объективной сущности чередования циклов это невозможно и надо полагаться только на рыночное саморегулирование. Но это не так: параметры любой фазы цикла можно регулировать на основе государственного вмешательства.

Метод экспертной оценки базируется на рациональных доводах и интуиции высококвалифицированных специалистов (экспертов), обработке их информации о прогнозируемом объекте. Он широко применяется в прогнозировании природных ресурсов, технических достижений, развития науки, в случаях большой неопределенности, отсутствия достоверной информации в экстремальных условиях, если объект не поддается предметному описанию или математической формализации.

В качестве экспертов используются экспертные комиссии и советы органов власти, научные советы институтов, отдельно взятые лица. Одно из основных условий — они не должны быть заинтересованы в результатах экспертизы. Для экспертной оценки определяется состав экспертов; разрабатывается процедура экспертизы (опрос, шкала оценок, способы выявления коллективного мнения, анализ результатов). Экспертиза может быть индивидуальной и коллективной и выражаться в форме докладной записки, сценария, интервью и т.д. Индивидуальная экспертиза осуществляется путем выявления мнения экспертов, не связанных между собой.

Коллективная экспертиза проводится разными способами: созданием комиссий (круглых столов), где согласуются мнения; проведением мозговой атаки, т. е. коллективного решения проблемы на основе спонтанной лавинообразной генерации новых идей; проведением последовательных анкетных опросов специалистов до получения наиболее узкого диапазона мнений и фиксации коллективного мнения (метод Дельфи). При этом по итогам одной анкеты раздают другую, и так несколько раз; эксперты имеют возможность взвешивать свои суждения с учетом доводов коллег.

Для надежности экспертных оценок нужно выполнение по крайней мере двух условий: наличие высококвалифицированных экспертов и обеспечение объективности, независимости их мнений.

Нестабильность в обществе, экономике затрудняет применение, экстраполяции и экспертной оценки в прогнозировании.

Нормативный метод применяется для расчета и прогнозных и плановых показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма — это максимально допустимая величина. Норматив — соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы).

В прогнозировании используются более обобщенные, а в планировании более конкретные нормы. Нормы закладываются практически во все сколько-нибудь значимые показатели. Более того, доведение норм и нормативов заменяет установление абсолютных показателей, т. е. объемов.

Нормы и нормативы подразделяются на ресурсные, экономические, социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам, регионам. Например, используются нормативы:

Ø эффективности общественного производства — национальный доход в расчете на 1 чел., на 100 руб. фондов;

Ø социального развития — потребление на душу населения, площадь жилая, количество коек в расчете на население, прожиточный минимум и др.;

Ø капитальных вложений — удельные показатели;

Ø использования мощностей;

Ø труда и оплаты труда;

Ø расхода сырья и материалов;

Ø финансовые — амортизация, уровень доходности, обязательные платежи и др.;

Ø охраны окружающей среды — расход воды, чистота воздуха и др.

Наличие норм и нормативов позволяет определять прогнозные и плановые показатели на основе прямого счета. Например, при известных объемах спроса легко определяется производственная программа по нормативам расхода ресурсов на единицу продукции.

С помощью нормативов регулируются как рыночная, так и внерыночная, в основном непроизводственная, сферы. В рыночной сфере применяются нормативы налоговых и других обязательных платежей и отчислений, резервных фондов, резервные требования, требования по минимальной величине уставного капитала коммерческих банков, продолжительность рабочего дня, недели, отпуска и др. В непроизводственной сфере используются нормативы по минимальной пенсии, расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное обслуживание и другие, обеспечиваемые за счет федерального или местных бюджетов.

Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты.

Например, установлены федеральные стандарты предельной стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг (Постановлением Правительства РФ от 30 мая 1998 г. № 536).

Они используются в планировании финансовой помощи субъектам РФ, оказываемой из федерального бюджета, минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральными органами исполнительной власти устанавливаются лимиты (объемы в натуральном и стоимостном выражении) потребления топливно-энергетических ресурсов предприятиями и организациями бюджетной сферы в соответствии с федеральной целевой программой «Энергосбережение России».

Лимит финансирования за счет федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения составляет не менее 4% расходной его части.

Вводятся также в виде нормативов пороговые значения экономической безопасности. Например:

Ø импорт продовольствия — не более 15—20% от объема потребления;

Ø объем реализации на территории РФ импортной водки — не более 10%;

Ø доля иностранного капитала во всем банковском капитале — не более 12%.

Метод моделирования социально-экономических процессов, используемый в прогнозировании и планировании, базируется на разработке экономико-математических моделей и решении задач с помощью электронно-вычислительных машин. Различают макроэкономическое и корпоративное (внутри предприятия) моделирование. Модели применяются чаще при краткосрочном планировании и прогнозировании, когда вероятность структурных изменений невелика.

Основу моделирования составляет прикладная математика, особенно ее разделы; линейное и оптимальное программирование, математическая статистика, теория игр, нелинейное (параметрическое, стохастическое и др.) программирование и т.д. Язык прикладной математики и статистики формализует экономические процессы и связи и выражает их условиями и уравнениями модели. Экономико-математическая модель обычно имеет форму компьютерной программы, включающей уравнения отношений переменных к определенному объекту.

Моделирование позволяет учитывать множество факторов, вскрывать взаимосвязи и выбирать наилучшие варианты и решения. Наибольшее применение получили модели экономического роста, размещения производства, оптимизации перевозок, межотраслевого баланса. Вместе с тем всякая модель отражает действительные явления ограниченно, в пределах заданных параметров, что необходимо учитывать при анализе результатов решения задач на ЭВМ.

Балансовый метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение как способ, увязывающий потребности с ресурсами, т. е. способствующий решению основной проблемы в экономике. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции, регулируются народнохозяйственные пропорции, обосновываются необходимые соотношения между разделами и показателями плана; выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие.

Балансы разрабатываются при планировании как на макроуровне, так и в предприятиях. Они подразделяются на материальные, трудовые и стоимостные. Материальные балансы выражают натурально-вещественные пропорции, трудовые — источники поступления трудовых ресурсов и их использование, стоимостные или денежные балансы используются при разработке финансовых планов, согласовании доходов с расходами.

Материальные балансы (производство и распределение продукции, производственных мощностей, земельных угодий и т.д.) разрабатываются в соответствующих физических единицах измерения или в условно-натуральном исчислении.

Все материальные балансы, как и подавляющая часть других балансов, имеют два раздела: в первом показываются ресурсы и источники их поступления, во втором — определяются потребности или распределение ресурсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.