Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарные условия функционирования экономики России в период до 2001 г.






Главными целями социально-экономического развития на перспективу до 2001 г. являются:

Ø обеспечение устойчивого экономического роста и активизация инвестиционной деятельности;

Ø рост реальных доходов и потребления населения при снижении дифференциации по уровню доходов;

Ø формирование условий становления среднего класса общества;

Ø рационализация бюджетной системы;

Ø резкое сокращение затрат на обслуживание государственного долга.

Основной вариант социально-экономического развития предполагает выход на устойчивые положительные темпы прироста ВВП к 2001 г. в размере около 5%. По второму варианту темпы прироста на 1—2 пункта ниже из-за более сильного влияния негативных факторов: низкой собираемости налогов, неплатежей, мирового финансового кризиса и др.

Прогноз по первому варианту основывается на оценке экономической ситуации и задачах перехода к устойчивому росту. Наиболее существенными из них являются: возобновление инвестиций, сохранение низкого уровня инфляции, укрепление национальной валюты, преодоление последствий и снижение зависимости от кризисов на мировых фондовых рынках, проведение институциональных и структурных реформ.

Его реалистичность определяется также воздействием объективных факторов:

Ø усиливающимся процессом интеграции финансового и промышленного капитала;

Ø изменением потребительских предпочтений в пользу продукции отечественного производства;

Ø инвестиционной направленностью сбережений населения под воздействием укрепления национальной валюты;

Ø организационными и технологическими изменениями в реальном секторе экономики, определяющими его возможности по удовлетворению внутреннего и внешнего спроса.

Позитивные процессы закрепляются реализацией мер государственной политики, направленных на комплексное проведение экономических и социальных реформ, смягчение или устранение факторов, препятствующих развитию страны, нормализацию отношений между различными социальными и экономическими группами.

В общем объеме промышленного производства продолжится рост доли продукции обрабатывающих отраслей, что будет определяться увеличением инвестиций и расширением выпуска продовольственных товаров.

Будет развиваться процесс сглаживания структурных диспропорций между экспорториентированными отраслями и высоко технологичными секторами потенциального импортозамещения. Приоритетное значение приобретают технологическое обновление производства, энергосберегающие и экологосберегающие технологии.

Рост выпуска промышленной продукции прогнозируется за счет расширения внутреннего спроса, дальнейшей реформы предприятий и совершенствования системы контроля за ценообразованием на продукцию естественных монополий. При этом несколько повысится удельный вес малых и средних предприятий. Начнется процесс улучшения конъюнктуры товарных рынков, связанный с тенденцией сокращения запасов готовой продукции на складах предприятий-изготовителей, перспективами увеличения потребительского спроса и возможностями нормализации ситуации с оборотными средствами и своевременностью расчетов с поставщиками и бюджетом.

По мнению Минэкономики России, основными факторами роста объемов производства продукции в агропромышленном комплексе будут реформирование сельскохозяйственных и других предприятий, развитие кооперации и агропромышленной интеграции, коренные изменения в земельных отношениях, осуществление реального оборота сельскохозяйственных угодий и завершение адаптации к рыночным условиям товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Минсельхозпрод России считает, что эти факторы не являются решающими. Основной причиной, сдерживающей развитие АПК, была и остается неэквивалентность в товарообмене между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Рост сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет использования интенсивных ресурсосберегающих технологий, высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, достижений отечественной и мировой биологической науки, повышения плодородия почвы, совершенствования структуры производства, укрепления производственно-технической базы отрасли через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.

Наращивание объемов сельскохозяйственной продукции позволит укрепить сырьевую базу перерабатывающей промышленности, снизить ее зависимость от импорта, более полно удовлетворять потребительский спрос населения за счет отечественных продовольственных товаров.

Государственная поддержка направляется на повышение доходности сельскохозяйственного производства и спроса на продукцию АПК. Формируется кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Она базируется на гарантированной возвратности средств с использованием залога движимого и недвижимого имущества.

Реформирование промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий обеспечит передачу имущества эффективным производителям, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятий и располагающим необходимыми инвестиционными ресурсами, а также выполнение ряда требований, которым должно отвечать предприятие. К ним относятся ведение реестра акционеров независимыми регистраторами, переход к работе на основе бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу и международных стандартов бухгалтерского учета, уплата налога на добавленную стоимость и акцизов по мере отгрузки продукции, ликвидация неденежных расчетов, обеспечение гарантий удовлетворения требований кредиторов за счет ликвидных активов.

Возобновление экономического роста требует прежде всего увеличения инвестиций. Инвестиционный подъем опирается на проводимую налоговую реформу, совершенствование амортизационной политики, развитие рынка ценных бумаг, повышение инвестиционной направленности приватизации государственного имущества, стимулирование привлечения сбережений населения в инвестиционную сферу, приток иностранного капитала. Существенное увеличение инвестиционных ресурсов прогнозируется на основе реализации следующих мероприятий:

Ø замедления роста государственного долга и расходов на его обслуживание за счет сокращения дефицита государственного бюджета и снижения доходности государственных ценных бумаг;

Ø дедолларизации экономики и прекращение использования денежных суррогатов;

Ø укрепления национальной валюты и повышения привлекательности рублевых сбережений;

Ø осуществления комплекса мер по наращиванию объемов и доступности кредитных ресурсов, привлекаемых на финансирование основного и оборотного капитала предприятий;

Ø развития страхования;

Ø остановки утечки отечественного капитала за рубеж и возвращения его в Россию.

В структуре ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, уменьшится сегмент, представленный государственными ценными бумагами. Одновременно возрастет значение этих ценных бумаг в качестве важнейшего инструмента государственной денежно-кредитной политики. В составе государственных ценных бумаг увеличится доля долгосрочных. Возрастет сегмент рынка, занимаемый корпоративными ценными бумагами, что позволит им стать важным инструментом инвестирования. Увеличение инвестиционного потенциала населения повысит устойчивость российской экономики к негативному влиянию мировой финансовой конъюнктуры.

Формировать потребительский рынок и структуру отечественного производства будет спрос среднего класса в отличие от существующего положения, когда основной спрос приходится на наиболее и наименее обеспеченные слои населения и покрывается в значительных количествах за счет импорта.

Реструктуризация бюджетной сферы необходима для оптимизации доходных и расходных статей бюджета, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств и расходами бюджетных организаций. Основным ее направлением является реформирование налоговой системы.

Налоговая реформа должна ослабить финансовую нагрузку на реальный сектор экономики при упрощении всей системы сборов и обязательных платежей и существенном повышении собираемости налогов, обеспечив постепенное сокращение доли налоговых изъятий в ВВП до уровня 30%. Возрастающая роль будет принадлежать косвенным налогам (таможенные пошлины, акцизы на алкоголь, автомобили и другие товары). Будет обеспечиваться постепенное перераспределение налоговой нагрузки с реального сектора экономики на сферу обращения и домашние хозяйства. Сокращение налогов на производство будет способствовать росту его объемов и таким образом расширению доходной базы бюджетов всех уровней. Снижение доли налогов в ценах производителей позволит получить домашним хозяйствам выигрыш в затратах на приобретение товаров и оплату услуг.

Основными приоритетами в финансировании государственных расходов являются:

Ø проведение военной реформы, конверсии оборонной промышленности;

Ø формирование полноценной судебной системы и обеспечение эффективного функционирования правоохранительных органов;

Ø осуществление социальной реформы и поддержка социальной сферы;

Ø развитие фундаментальной науки, прежде всего исследований в области национальных приоритетов;

Ø инвестиции в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли экономики.

До существенного расширения доходной базы бюджета за счет факторов экономического роста со снижением налогового бремени для предприятий снизятся и налоговые доходы бюджета. В этих условиях необходимо ограничение расходов, как минимум, на период до конца прогнозируемого срока.

Рационализация государственных расходов включает существенное сокращение числа федеральных целевых программ, повышение требований к их отбору и финансированию; постепенное уменьшение количества организаций, финансируемых из бюджета. В результате доля ВВП, перераспределяемого через бюджеты всех уровней, включая внебюджетные фонды, снизится с 40% в настоящее время до 34—35% в 2005 г.

Денежно-кредитная политика ориентирована на сохранение финансовой стабилизации, закрепление имеющихся позитивных тенденций и скорейшее разрешение ситуации на российских финансовых рынках, поддержание стабильности национальной валюты, создание предпосылок для изменения инвестиционного климата. Создается экономическая среда, препятствующая «вымыванию» платежных средств из реального сектора, когда наиболее ликвидные платежные средства концентрируются в теневом секторе экономики.

В прогнозируемом периоде будет удовлетворяться растущий спрос на платежные средства при сохранении контроля над уровнем инфляции, что позволит сделать финансовые ресурсы доступными для предприятий реального сектора. Динамика ставки рефинансирования в основном будет соответствовать динамике инфляции и ставок, преобладающих на денежном рынке, прежде всего доходности по государственным ценным бумагам.

Снижение ставки процента по государственным займам предполагается обеспечить за счет:

Ø сокращения бюджетного дефицита и повышения доверия к бюджетной политике;

Ø привлечения на финансовые рынки той части сбережений населения, которая в настоящее время исключена из хозяйственного оборота (ожидаемый эффект дедолларизации);

Ø снижения кредитных рисков посредством предоставления государственных гарантий при финансировании инвестиций в реальном секторе экономики;

Ø совершенствования рефинансирования коммерческих банков;

Ø введения страхования банковских депозитов как условия роста вкладов.

В целях снижения инфляции усиливаются контроль за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности, правовая регламентация естественных монополий, укрепляется курс национальной валюты.

Стратегической целью экономического развития является формирование нового социального облика общества, который определяется возросшим уровнем и качеством жизни граждан, свободным развитием деловой и трудовой активности населения, предоставлением каждому человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью повышать благосостояние семьи. Государство обеспечивает выполнение своих обязательств перед социально незащищенными слоями населения, придавая социальной поддержке дифференцированный, целевой и адресный характер.

Основой развития социальной сферы станет введение государственных минимальных стандартов с учетом приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума.

Большинство видов услуг предоставляются отраслями социальной сферы, включая медицину, высшее образование, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, объекты культуры при новых соотношениях платных и бесплатных форм. Они станут платными в меру покрытия текущих издержек и капитальных затрат. А возможное субсидирование будет проводиться на основе заявочного принципа (по нуждаемости), через надбавки к личным доходам, пенсиям и пособиям действительно социально уязвимых категорий граждан.

Повышение тарифов для населения до экономически обоснованной величины и доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе будет тесно увязываться с динамикой основных макроэкономических показателей и пропорций, таких, как распределение граждан по социальным группировкам, величина прожиточного минимума, темпы инфляции, динамика реальных доходов, структура потребительских расходов населения.

В структуре расходов населения все больший удельный вес будут занимать налоги, оплата коммунальных услуг, а также услуг здравоохранения, образования, транспорта и другие регулярные платежи. Это полностью соответствует заложенному в программу Правительства Российской Федерации переносу налогового бремени с корпоративных на личные доходы.

Под воздействием структурных преобразований в экономике и формах собственности продолжатся изменения в занятости. Доля безработных по отношению к экономически активному населению составит 4, 5%. Хотя ее уровень будет сравнительно небольшим, конкуренция на рынке труда резко обострится в связи с ростом численности трудоспособного населения, увольняемых из рядов Вооруженных Сил, миграцией и другими причинами.

Снизится дифференциация населения по уровням доходов путем перераспределения их через налоги, когда богатые принуждаются оплачивать часть расходов бедных, а также за счет перехода значительной части семей из нынешней категории малообеспеченных в категорию населения со средними доходами.

Сценарные условия национальной безопасности включают действие как внутренних, так и внешних факторов экономической, политической, территориальной и других видов безопасности.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, а Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента от 17 декабря 1997 г. № 1300. Предусматривается проведение комплекса работ, включающих в себя выявление ситуаций, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития могут выйти за пределы пороговых значений, разработку механизмов по их преодолению при подготовке прогнозов и программ социально-экономического развития.

Главной целью современного этапа военного строительства является качественное преобразование системы обороны страны, приведение ее в соответствие с военно-политической обстановкой, реальными социально-экономическими возможностями исходя из задач предотвращения отражения угроз безопасности государства.

Предусматривается осуществить поэтапную структурную, технологическую и организационную перестройку оборонной промышленности в соответствии с Федеральной целевой программой реструктуризации и конверсии оборонной промышленности при сохранении ее наиболее ценных элементов и критических технологий, стабилизации производства военной техники и поддержании процесса разработки новейших образцов оружия как основы модернизации Вооруженных Сил, перепрофилирование и модернизацию высвобождаемых из военного производства производственных мощностей под выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной гражданской продукции.

Структура расходов на оборону при сокращении текущих расходов на содержание армии, за исключением расходов на боевую подготовку, должна измениться в сторону опережающего роста затрат на НИОКР, на закупку вооружений и военной техники. Верхняя граница расходов на национальную оборону прогнозируется на уровне 3, 5% к ВВП при некотором сокращении этой доли в последующие годы при увеличении реальных объемов.

Сохранение территориальной целостности России связано не только с оборонным строительством, но и с государственной, региональной политикой. Поэтому региональная политика направлена на повышение экономического потенциала субъектов Российской Федерации как основы обеспечения социальных стандартов жизни населения на всей территории страны, укрепления единого экономического пространства. Предусматривается государственная поддержка районов со сложными условиями хозяйствования (Крайний Север, Дальний Восток, приграничные районы), с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами; районов, пострадавших в результате экологических и стихийных бедствий, а также регионов, успешно осуществляющих экономические реформы.

Во внешнеэкономической сфере главной задачей является повышение эффективности участия России в международном разделении труда.

Развитие мировой общехозяйственной конъюнктуры в рассматриваемый период будет оказывать стимулирующее влияние на объемы международной торговли, что, по всей видимости, обеспечит умеренный рост товарооборота России со странами дальнего зарубежья в среднем на уровне 3—6% в год. В то же время прогнозируется некоторое снижение цен по группе топливно-энергетических товаров, составляющих основу российского экспорта, незначительное снижение на продукцию обрабатывающей промышленности. Среди других товарных групп ожидается умеренное увеличение цен на металлы и продовольствие.

Государство предпринимает меры по созданию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. Среди них:

Ø укрепление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

Ø расширение технического содействия зарубежным странам в реализации перспективных проектов;

Ø упорядочение и дальнейшая активизация военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами;

Ø создание необходимых условий для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции;

Ø защита на межгосударственном уровне и в рамках международных организаций интересов российских экспортеров.

Развитие внешнеэкономических связей страны будет определяться принятием Россией обязательств при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Основные показатели к сценарным условиям приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Основные показатели к сценарным условиям развития Российской Федерации на период до 2001 года*

 

 

Показатель   1996   1997 оценка Прогноз
1998 2001
  Численность населения (в среднегодовом исчислении), млн чел. Валовой внутренний продукт (ВВП), млрд руб. Индекс-дефлятор ВВП, % к предыдущему году Инфляция (рост потребительских цен), % к предыдущему году Продукция промышленности, млрд руб. Индекс-дефлятор продукции промышленности, % Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, % к предыдущему году Индекс-дефлятор продукции сельского хозяйства, % 147, 4   2256, 0 145, 5 121, 8   1414, 0 140, 0   94, 9   150, 3   146, 9   2680, 0 118, 3 111, 0   1571, 0 109, 1   99, 0   113, 5   146, 5   2900, 0 106, 1 106, 3   1697, 5 105, 0   99, 5   106, 9   145, 4   3720, 0 103, 6 103, 7   2205, 0 103, 5   103, 0   103, 6
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд руб. Индекс-дефлятор инвестиций, % Иностранные инвестиции прямые, млрд долл Розничный товарооборот, млрд руб. Индекс цен, % к предыдущему году Объем платных услуг населению, млрд руб. Индекс цен, % к предыдущему году Прибыль по всем видам деятельности, млрд руб. Амортизационные отчисления, млрд руб. Фонд заработной платы, млрд руб. Уровень безработицы, % к экономически активному населению Экспорт, млрд долл. в том числе вне стран СНГ Импорт, млрд долл. в том числе из стран вне СНГ млрд долл. 376, 0   172, 0 2, 1 753, 0   142, 1   200, 0   188, 0 220, 0 330, 0 540, 3   3, 6   89, 1 71, 9 62, 3 44, 0 408, 0   114, 8 3.2 855, 0   112, 3   269, 0   129, 7 230, 0 400, 0 650, 0   3, 2   87, 0 70, 0 66, 0 50, 0 435, 0   107, 2 4, 8 915, 0   105, 1   325, 0   18, 0 270, 0 455, 0 710, 0   3, 6   91, 4 73.5 69.5 52, 0 587, 0   103, 7 10, 4 1095, 0   102, 8   490, 0   107, 1 380.0 550, 0 940, 0   4, 5   108, 1 86, 0 85, 1 64, 0

*По данным Минэкономики РФ.

 

 

Организация плановой работы на предприятии

 

 

В рыночной экономике, не исключающей стихийности хозяйственных связей в масштабе общества, существенно возрастает значение планирования на предприятиях. Никакое дело нельзя начинать и эффективно вести без заранее всесторонне обоснованного плана с расчетом на успех. Планирование позволяет выбрать кратчайшие пути рационального использования производственных ресурсов, повышения конкурентоспособности продукции, доходности. Не случайно предприятия, сохранившие традиционные формы планирования, характерные для прежней экономической системы, оказались более приспособленными и к рынку.

В настоящее время наличие на предприятии планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу стало важнейшим оценочным критерием их реформированное™ и условием инвестиционной привлекательности.

Основная часть предприятий все вопросы производственно-финансовой деятельности, в том числе выпуск качественной продукции, сокращение и набор рабочей силы, поиск рынков сбыта, повышение доходности, решает самостоятельно в условиях внутренней и внешней конкуренции, ценовой неопределенности, инфляции.

Роль государства в планировании производства проявляется в экономическом принуждении к деятельности по установленным правилам, в том числе с применением жестких мер (лишение лицензий, угроза банкротства, внешнее управление и др.), которые не. применялись в прежней экономике. Кроме того, по регулируемым видам деятельности государство устанавливает объекты контроля, которые, как правило, становятся объектами и планирования. Так, постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 700 для энергоснабжающих организаций независимо от организационно-правовой формы установлен раздельный учет продукции в натурально-стоимостном выражении и состава затрат по следующим видам деятельности:

Ø производство электрической энергии (мощности);

Ø производство тепловой энергии;

Ø услуги по передаче электрической энергии (мощности);

Ø услуги по передаче тепловой энергии.

Для федеральных государственных унитарных предприятий Правительство РФ утверждает предельные цены на продукцию, работы, услуги, сметы расходов, штатное расписание, перечень банков, в которых они могут открывать счета. Контрактные цены на продукцию и услуги предприятие определяет самостоятельно. Образуется наблюдательная комиссия по обеспечению контроля деятельности предприятия и его финансового состояния. Ее состав (представители федеральных органов исполнительной власти) утверждается Правительством РФ. Однако такое предприятие остается коммерческой организацией, действует на принципах хозяйственного расчета.

Предприятия разрабатывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы. Продолжительность планового периода зависит от целей, конкретных условий планирования. При стабильной работе продолжительность планового периода можно увеличить. Чем длиннее плановый период, тем в большей степени план приобретает черты прогноза. Уменьшение продолжительности планового периода увеличивает оперативность принятия решений и объем расчетно-аналитической работы.

Краткосрочный план (месяц, 6 месяцев, год) служит ориентиром в текущей деятельности, поиске путей рационального использования ресурсов, он может дополняться суточными производственными графиками. В развитых западных странах основной формой краткосрочных планов является годовой бюджет фирмы с разбивкой по кварталам и месяцам. Среднесрочный план определяет конкретные цели, количественные характеристики и обобщающие показатели производства в натуральном и стоимостном выражении, средства достижения целей на перспективу 2—3 лет. Долгосрочный план (на 5 лет и более) определяет общую стратегию и главные цели, содержит четко сформулированные задачи. Долгосрочные планы составляют, как правило, крупные развивающиеся предприятия. При этом для 1 и 2 года рассчитываются поквартальные и помесячные показатели, так как для начального периода известны будущие покупатели, поставщики.

Разновидностью долгосрочного планирования является стратегический план, который формулирует основные цели предприятия и пути их достижения, обосновывает приоритеты распределения ресурсов. Целям в плане соответствуют потенциальные возможности. Для каждой цели возможна своя стратегия, для каждой стратегии разрабатываются планы конкретных мероприятий. Планируется весь жизненный цикл продукции от поступления на рынок до снятия с производства, от подъема до спада.

Стратегический план охватывает новые товары, рынки, источники сырья, крупные заказы отечественных и иностранных фирм, ноу-хау, нацелен на совместное производство с другими фирмами. Он реализуется проведением производственно-технологической, инновационной, инвестиционной, снабженческо-сбытовой, финансовой, ценовой, кадровой политики.

В условиях переходного периода стратегия у большинства предприятий фактически одна и та же: быстрее адаптироваться к изменившимся внешним и внутренним условиям, сохранить коллектив, обеспечить стабильность финансового положения. Поскольку стратегический план предопределяет будущее процветание предприятия, он обычно является коммерческой тайной.

Небольшие предприятия (малый бизнес) ограничиваются оперативным планированием, которое отражает за период работу по каждому виду производимых товаров. При этом по истечении отчетного периода определяются фактические показатели, на основе которых корректируются планы на последующий период. Однако планирование приносит наибольший эффект, если все виды планов используются в комплексе.

Разрабатываются планы различного назначения: бизнес-планы, финансовые планы, планы финансового оздоровления, социальные планы, инвестиционные проекты и др. Бизнес-план разрабатывается на различные сроки, включая долгосрочную перспективу. Он содержит многоцелевые установки, взаимонезависимые, автономные таблицы; характеризуется реалистичностью, полнотой и доходчивостью, внеинфляционностью (расчеты ведутся в твердых ценах). Бизнес-планы подразделяются на проблемные (товарные), организационные (производственные), регионально-отраслевые, по направлениям деятельности (освоение проекта, кредитных ресурсов и др.).

В бизнес-плане отражаются общие данные по предприятию (реквизиты, направления деятельности, занимаемые позиции в бизнесе); текущее состояние дел (финансовые показатели, сильные и слабые стороны, удачные реализованные проекты); характеристика продукции и услуг (специфика, новизна, патенты); рынок и продажи (секторы и сегменты, перспективные покупатели, прогнозы продаж, цены); финансы (затраты, прибыль, инвестиции, кредиты); менеджмент (число занятых работников, управленческая команда).

Бизнес-планирование позволяет предвидеть кризисные, неблагоприятные ситуации. Оно важно и для потенциальных инвесторов, установления связей с партнерами.

При необходимости решения крупных и неотложных проблем финансовый раздел бизнес-плана выводится за его рамки и разрабатывается отдельно финансовый план. Задачей финансового планирования является обеспечение финансового оздоровления предприятия, нормального кругооборота денежных средств по всем стадиям и во времени. При этом учитываются возможности инвестиций, состояние запасов, острота конкуренции, риски инфляции и другие факторы, а в условиях кризиса разрабатываются и антикризисные меры.

Финансовое оздоровление предполагает восстановление собственного капитала до величины, при которой гарантируется выполнение обязательств, возврат к нормальной и устойчивой работе. В плане финансового оздоровления предусматриваются мероприятия по следующим направлениям.

1. Сокращение расходов за счет отказа от нерентабельных направлений бизнеса, уменьшения хозяйственных затрат и численности персонала, изменения структуры управления, закрытия филиалов.

2. Увеличение доходов путем привлечения ресурсов под конкретные рентабельные мероприятия и высоколиквидные активы, проведения безрисковых и не требующих больших затрат операций, продажи активов, не приносящих доходов, сдачи имущества в аренду.

3. Помощь учредителей и третьих лиц, в том числе принятие солидарной ответственности перед кредиторами, предоставление заемных средств, отказ от получения дивидендов и др.

Среди прочих мероприятий важно предусмотреть получение льгот (отсрочки платежей и др.), обеспечение возврата ссуд (взаимозачеты, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и др.), реорганизационные процедуры (слияние, разделение и др.), создание надежного внутреннего контроля.

Мероприятия планируются по форме:

п/п   Наименование мероприятия   Ответственные исполнители   Дата планируемого выполнения мероприятия Выполнение мероприятия в случае поэтапного проведения, %   Доходность от проведения мероприятия, руб.   Примечания  
  2          

 

Форма плана финансового оздоровления утверждена Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротства) 5 декабря 1994 г. № 98-р. Она включает следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

3. Анализ финансового состояния.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

5. Рынок и конкуренция.

6. Деятельность в сфере маркетинга.

7. План производства.

8. Финансовые результаты.

Бизнес-план финансового оздоровления предприятия, предусматривающий оказание государственной поддержки, направляется для согласования органу исполнительной власти субъекта РФ, федеральному органу исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в данной сфере. Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерству финансов РФ.

Бизнес-план инвестиционного проекта является неотъемлемой частью заявки предприятия — претендента на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов. Он разрабатывается на период, превышающий на один год срок окупаемости, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470, и содержит разделы:

1. Титульный лист.

2. Вводная часть или резюме проекта.

3. Анализ положения дел в отрасли.

4. Существо проекта.

5. Производственный план.

6. План маркетинга.

7. Организационный план.

8. Финансовый план.

В бизнес-плане освещаются сущность проекта, его преимущества, новизна, привлекательность. Исходным при обосновании являются потребности рынка и инвестиционные возможности; рассматриваются варианты с учетом различных условий проекта, сценариев.

Бизнес-план инвестиционного проекта должен учитывать интересы инвестора и убедить его в том, что средства передаются в надежные руки. Способами отражения интересов инвестора, особенно зарубежного, является регистрация совместного предприятия; создание производства на паритетных началах и др.

Проект может реализоваться на действующем предприятии без изменения его юридического статуса, когда производство нового изделия организуется за счет собственных средств, или с привлечением партнеров, инвесторов, кредиторов. При создании для реализации проекта нового юридического лица определяются доли участников проекта в уставном капитале предприятия.

Исходным этапом планирования является анализ за предыдущий период, оценка результатов деятельности. На основе анализа выявляются достижения и преимущества предприятия, возможности расширения рынка сбыта, а также недостатки, узкие места, риски, которые могут тормозить деятельность. Анализ внешней среды включает выявление доли предприятия на рынках, методов работы конкурентов; тенденций развития.

Далее намечаются цели на планируемый период, которые достижимы за это время и первостепенны по важности. Они выступают в качестве критериев принятия управленческих решений.

Производственная программа рассчитывается с учетом имеющихся мощностей по всем изделиям выпускаемой номенклатуры и изученной конъюнктуры рынка. Если потребности рынка больше, то определяется возможность увеличения мощностей.

В зависимости от территории, на которой происходит обмен, рынок данного товара может быть местным, национальным, мировым. Местный товарный рынок формируется по территории области, края, города, национальный — на территории страны; мировой рынок представляет совокупность национальных рынков, связанных между собой международной торговлей.

Емкость рынка характеризуется максимально возможным сбытом данной продукции и определяется объемом продаж в течение года. При оценке емкости принимается во внимание национальное производство, к нему добавляется импорт и вычитается экспорт.

В рамках маркетинга предприятие разрабатывает стратегию проникновения на новые рынки, а также комплекс мер по воздействию на покупателей: реклама, стимулирование сбыта и др. Оно ведет постоянный поиск отечественных и зарубежных заказчиков, участвует в государственных программах, развивает активную коммерческую деятельность.

Результатом изучения рынка, работы с потенциальными покупателями являются получение производственных заказов и заключение договоров на поставку продукции.

Объем реализации зависит от овладения предприятием рынков прежней и новой продукции, необходимой потребителю. При выборе ассортимента производимой продукции (работ, услуг) разумно ориентироваться на такие ее виды, производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны или имеется широкая заменяемость исходного сырья и материалов. Предприятие, которое намеревается иметь стабильное положение на рынке, планирует производство нескольких видов товаров, которые находятся на разных стадиях жизненного цикла.

Длительный простой мощностей в ожидании заказов увеличивает накладные расходы, снижает конкурентоспособность предприятия. Поэтому мощности и основного, и вспомогательного производства должны быть оптимальными. Для этого разрабатываются, как минимум, два варианта производственной программы: пессимистический и оптимистический. Мощности, превышающие уровень, необходимый для производства по пессимистическому варианту, временно выводятся, так как всегда можно принять заказ на условиях частичной его передачи другим предприятиям. Работы обслуживающих и вспомогательных подразделений (транспортные, ремонтные и др.) должны обходиться не дороже, чем при подрядной системе обслуживания; в противном случае их целесообразнее передать в аренду подрядным организациям.

Увеличение производственных мощностей планируется за счет как использования внутренних резервов, так и ввода дополнительных производственных фондов на основе технического перевооружения, реконструкции, строительства новых объектов. К техническому перевооружению относятся мероприятия по повышению до современных требований технического уровня отдельных участков путем внедрения новой техники и технологии. Реконструкция означает полное или частичное переоборудование и переустройство производства, строительство новых цехов и объектов той же мощности. Расширение осуществляется по новому проекту и охватывает цеха основного производственного назначения с целью увеличения мощности предприятия. Новым считается строительство объектов, осуществляемое на дополнительных площадях.

С изменением функций министерств и отраслевых научно-исследовательских учреждений не стало централизованной системы внедрения новых технологий. Поэтому предприятия усиливают свои исследовательские, проектно-конструкторские подразделения; приобретают лицензии, ноу-хау. Инновационное планирование осуществляется на основе количественных и качественных методов анализа, сравнительных вариантов расчетов, точного прогнозирования жизнеспособности проекта. Портфель инноваций обычно включает разнообразные по объемам, срокам реализации, назначению проекты. Активность инновационной деятельности характеризуется объемом инновационной продукции, затратами на технологические инновации, количеством приобретенных и переданных технологий.

Реализация инновационного проекта обычно требует привлечения кроме собственных средств кредитных ресурсов. В случае участия в федеральных программах и конкурсных проектах в рамках государственной инновационной политики предприятие может рассчитывать на привлечение средств федерального бюджета на основе возвратного финансирования. Бюджетное и банковское участие в инновационной деятельности предприятия, нуждающегося в обновлении производства, предполагает, что источником возврата кредита являются деньги, получаемые от реализации проекта.

При прогнозировании результатов инновационного проекта оцениваются производственные и финансовые возможности предприятия, уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, показатели качества новшества, внешние факторы (макроэкономические, законодательные и др.).

Объем инвестиций должен соотноситься с размерами активов, чтобы в случае инвестиционной неудачи не были утрачены права собственности на предприятие. Для действующего предприятия итог актива баланса на последнюю отчетную дату принимается за величину ранее инвестированных средств.

Обоснование новых инвестиционных проектов осуществляется в порядке, установленном постановлением Минстроя РФ от 30 июня 1995 г. № 1864. Проводится государственная вневедомственная экспертиза согласно постановлению Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585.

Альтернативные инвестиционные проекты сравниваются по показателям коммерческой и бюджетной эффективности (в случае привлечения бюджетных средств).

Коммерческая эффективность инвестиционного проекта определяется сроком окупаемости, а бюджетная — отношением объема поступлений в бюджет к объему платежей из бюджета. Срок окупаемости собственных средств предприятия, направленных на финансирование инвестиционного проекта, равен периоду от начала финансирования до момента, когда объем этих средств сравняется с накопленной суммой амортизации и остатка прибыли после уплаты налогов, погашения кредитов, выплат процентов за кредиты, дивидендов. Срок окупаемости с учетом всех источников финансирования составляет период от начала вложений до момента, когда объем инвестиций сравняется с суммой амортизации и чистой прибыли.

Для дополнительной оценки эффективности инвестиций могут использоваться другие показатели и коэффициенты согласно Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденным Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ 31 марта 1994 г. № 7-12-47. Для крупных проектов тщательно просчитываются риски с использованием математического аппарата, теории вероятности, для более простых проектов ограничиваются экспертными оценками. Главное в том, чтобы предугадать типы возможных рисков, их источники, моменты возникновения и разработать меры по сокращению, минимизации возможных потерь. Сопоставимость разновременных платежей и поступлений в период освоения достигается путем приведения к первому году (дисконтирование).

Риск вложений тем больше, чем длиннее срок их окупаемости, так как может измениться конъюнктура рынка, стоимость сырья и т. д. Поэтому при нестабильной экономической ситуации предпочтение отдается проектам, обеспечивающим быструю окупаемость. Формула срока окупаемости Со:

С учетом изменения ценности денег во времени срок окупаемости корректируется. Разница в ценности сегодняшнего и завтрашнего рубля определяется коэффициентом дисконтирования (Kg ):

Определяются коэффициенты дисконтирования за каждый год срока окупаемости без учета дисконтирования (т. е. для 1, 2, 3 и т. д. года). По этим коэффициентам корректируются доходы за каждый год. Скорректированные доходы складываются, их сумма будет меньше, чем без дисконтирования. Недостающая сумма — это дополнительные месяцы, годы окупаемости, т. е. срок окупаемости с учетом дисконтирования увеличивается.

Критерием эффективности бесприбыльных инвестиционных проектов является снижение затрат на достижение соответствующего эффекта: социального, научно-технического, экологического, а на действующих предприятиях — создание новых рабочих мест, переобучение кадров.

При выборе стратегии финансирования предприятие определяет соотношение различных источников, требующихся средств.

Собственные средства, направленные на финансирование инвестиций, включают:

Ø свободные средства на счетах;

Ø средства от дополнительной эмиссии акций;

Ø средства от реализации излишнего и выбывающего имущества;

Ø чистая прибыль и амортизация.

Средства можно привлечь со стороны в форме кредита или акционерного капитала. Финансирование через кредиты предпочтительнее при расширении уже действующего предприятия, так как банки в этом случае ограничиваются небольшим процентом за кредит. Для проектов, связанных с созданием нового предприятия или технического новшества, привлечение кредита нецелесообразно, так как не обеспечивается гарантия его возврата и процентов. Такие проекты целесообразнее финансировать за счет акционерного капитала.

Коммерческие кредиты и займы как источники финансирования инвестиций привлекаются с учетом процентных ставок, сроков погашения долга, других условий.

Теперь кредиторы вникают в детали производственного цикла заемщика, чтобы оценить обоснованность планов предприятия, квалификацию руководства, перспективы долговременного сотрудничества. Эксперты оценивают производство с точки зрения рациональности технологических схем, резервов сокращения затрат, соответствия ассортимента требованиям рынка, остроты проблем, с которыми оно может столкнуться.

Государство оказывает поддержку предприятиям в их инвестиционной деятельности, если инвестиционные проекты отвечают обязательным требованиям к претендентам на получение льгот за счет бюджета.

Основаниями для государственной поддержки служат:

Ø характер производства, принадлежность предприятий к кризисным отраслям (конверсионные, угольная промышленность, АПК);

Ø продукция намечаемая к выпуску (уникальная, экспортная, пользующаяся спросом на внутреннем рынке);

Ø вид хозяйственной деятельности (малый, средний бизнес).

Формами поддержки предприятия за счет бюджета развития являются:

Ø субсидирование бесприбыльных проектов за счет средств международных организаций;

Ø приобретение государством на ограниченный срок пакета акций, выпускаемых предприятием в связи с реализацией проекта;

Ø предоставление льготного кредита;

Ø гарантирование частичного возмещения кредиторам средств, потерянных заемщиком (по не зависящим от него причинам) при реализации проекта;

Ø гарантирование погашения связанных кредитов, предоставленных иностранными банками.

Не исключается использование средств бюджетов субъектов РФ и местных органов власти.

Предприятие планирует потребность в материальных и трудовых ресурсах для выполнения производственной и инвестиционной программ и организует снабжение путем выбора на рынке с достаточно широким кругом продавцов нужных товаров, удовлетворяющих покупателя по цене, качеству и другим параметрам.

Потребность в материалах определяется методом прямых расчетов в натуральном и стоимостном выражении на основе предусматриваемых объемов выпуска и нормативов их расхода на единицу продукции, сложившихся в базовом периоде. Размер переходящего запаса конкретного вида материалов определяется по формуле:

Нормой запаса считается средний в течение года запас в днях среднесуточного потребления.

При планировании снабжения изучается информация об отечественных и зарубежных поставщиках, ценах, формах расчетов, условиях отгрузки. Важно предусматривать по каждому виду приобретаемых ресурсов более одного поставщика, что гарантирует от срывов поставок, способствует снижению цен.

На потребность в персонале оказывают влияние стратегия развития предприятия, объем производимой продукции, применяемые технологии и другие факторы. Эффективное распределение и использование занятых работников ведет к оптимизации их численности.

На предприятиях возможны скрытая безработица (сохранение работником трудовых отношений с предприятием при фактическом отсутствии работы и неполучении дохода, не считая социальные трансферты) и скрытая занятость (сохранение работником трудовых отношений с предприятием при фактическом отсутствии работы и получении дохода наряду с социальными трансфертами).

При планировании персонала определяется максимально допустимая численность занятых на предприятии, при которой выполняется стратегия развития, и избыток (дефицит) численности занятых. При выявлении избыточной численности проводится социологический опрос (анкетирование) работников с целью выявления их намерений и вероятного поведения на рьюке труда. Выделяются группы, имеющие намерения сохранять трудовые отношения с предприятием с получением или без обязательного получения доходов на этом предприятии, найти новое место работы, пройти профессиональную подготовку, перейти на пенсию и др.

Далее рассчитывается потребность в финансовых ресурсах для возможной реализации в полной мере намерений работников, которые не могут быть заняты на данном предприятии, с указанием источников финансирования (средства работодателя, Пенсионный фонд. Фонд занятости и др.).

При дефиците финансовых ресурсов, прежде чем принять решение о высвобождении работников, изучается вероятность роста социальной напряженности в регионе и снижения условия душевого потребления в семьях, члены которых являются кандидатами на высвобождение. Имеющиеся финансовые ресурсы направляются в первую очередь для противодействия этим тенденциям.

При дефиците численности работников решаются вопросы, связанные с повышением привлекательности рабочих мест на предприятии за счет роста заработной платы, организации профессиональной подготовки и т. д.

Стратегия использования рабочей силы согласовывается с местной администрацией, органами службы занятости в рамках разрабатываемого социального плана.

Продажа (сбыт) производимой предприятием продукции осуществляется в условиях жесткой конкуренции продавцов. Планирование позволяет направить сбыт в организованное русло, так как план обосновывает стратегию выхода на рынок, на активные каналы реализации с долгосрочными контрактами, регулярными поставками. План определяет, какой объем конкретного вида продукции предприятие может реализовать в течение определенного периода и каким конкретно покупателям.

Сбыт планируется на основе прогнозирования и маркетингового исследования рынков. Одновременно разрабатываются меры по повышению конкурентоспособности продукции. При прогнозировании применяются опросы потребителей, оценки экспертов и специалистов. Используются данные о запасах продукции, новых потребностях потенциальных покупателей, объемах сезонного спроса, стоимости перевозок, ценах и другие показатели. Определяются контингент покупателей, объемы продаж для каждого из них, альтернативы, которыми может покупатель воспользоваться (переход к другим поставщикам, организация собственного производства и др.). По результатам продаж прогноз на следующий период корректируется с учетом изменившихся условий.

При наличии на рынке многих товаров с примерно равными потребительскими свойствами планируются меры по стимулированию сбыта, защите позиций предприятия. Стимулирование предполагает предложение покупателям коммерческой выгоды, которая побуждает приобретать в больших размерах данный товар. Она может выражаться в скидках с цены, продаже с рассрочной (кредит), предоставлении бесплатно образцов и т.д.

При рыночной организации сбыта цена определяет масштабы производства. Предприятие планирует цены предложения на свою продукцию и пользуется прогнозами цен на закупаемые средства производства.

Цена товара определяется с учетом спроса и предложения, себестоимости производства, качества продукции, цен конкурентов. Каждый из этих факторов может играть решающую роль лишь в конкретных условиях. Себестоимость определяет минимально допустимую цену, но политика цен, диктуемая рыночной конъюнктурой, может вносить коррективы. Если затраты на единицу продукции окажутся низкими, то у предприятия появляется возможность устанавливать цены ниже, чем у конкурентов, и при этом иметь больше прибыли. Рост затрат побуждает изменять цены, но покупателей нельзя принудить платить больше. Исходя из складывающихся условий и поставленных задач предприятие избирает разные стратегии ценообразования: цены устанавливаются на уровне цен фирм-конкурентов, выше или ниже их, чтобы удержать свою долю рынка или получить необходимую прибыль.

Стратегия относительно повышенных цен используется в случае, если продукция обладает важными для покупателя свойствами. Установление относительно пониженных цен необходимо для получения большей прибыли путем увеличения продаж на рынке, размеры которого возрастают при понижении цены.

Финансовое планирование необходимо для обеспечения устойчивости хозяйственной деятельности, мобилизации доходов, сокращения непроизводительных расходов. Основу его составляет обоснование резервов снижения затрат, увеличения прибыли. Финансовый раздел плана включает систему показателей, раскрывающих кругооборот средств, структуру денежных фондов, доходов и расходов, движение наличных денег, состояние платежеспособности, ликвидности. При финансовом планировании учитываются как внутренняя ситуация в предприятии, так и внешние факторы: условия платежей, налоговый климат, уровень инфляции и др. По труднопрогнозируемым факторам рассчитываются альтернативные варианты.

Калькуляция затрат осуществляется укрупненно, исходя из принятых на предприятии норм расхода ресурсов на единицу продукции, планово-учетных или средних цен на материалы. Фонд оплаты труда определяется по нормативам отчислений от всех видов доходов с учетом государственного регулирования оплаты труда и распределения по группам работников.

Затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от их изменения при изменении объемов производства, реализации.

Постоянные затраты   Переменные затраты  
Оплата административно-управленческого персонала Амортизация Арендная плата Страховые платежи Оплата процентов за кредиты Прочие накладные   Оплата основного персонала   Приобретение сырья, энергии Торговые издержки Прочие  

 

Деление затрат на постоянные и переменные имеет важное значение для планирования финансовых результатов.

В целях налогообложения Правительство РФ утвердило порядок отнесения отдельных видов затрат на себестоимость продукции. Централизованно нормируются некоторые виды затрат, превышение которых облагается налогом:

Ø расходы по командировкам;

Ø представительские расходы;

Ø расходы на рекламу;

Ø расходы по найму жилого помещения при краткосрочных командировках в зарубежные страны.

Основным источником доходов является выручка от реализации продукции, которая зависит от объема реализуемой продукции и цен. Выручки за минусом постоянных затрат должно быть достаточно для покрытия изменяющихся переменных затрат и получения прибыли.

План доходов и расходов рассматривается в качестве бюджета предприятия. Он разрабатывается с учетом денежной выручки от реализации, планируемых издержек по каждой товарной группе, внереализационных доходов, налоговых и других платежей (табл. 3.3). Разница между доходами и расходами указывает на величину свободных средств предприятия или дефицита. Возможный пересмотр расходных статей в случае дефицита осуществляется с учетом избранных приоритетов.

Таблица 3.3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.