Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок – основная форма организации учебного процесса в отечественной школе
Как видим, организационных форм обучения внутри классно-урочной системы существует немало. Однако среди них выделяют основную форму, каковой в нашей школе является урок. Это означает, что предпочтение в учебном процессе отдается именно уроку, а все другие организационные формы обучения играют вспомогательную роль. Именно урок обеспечивает решение важнейших задач обучения. Следовательно, от качества проведения уроков в значительной мере зависит и качество подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Однако следует помнить, что какая-либо абсолютизация отдельных форм, в том числе и урока, недопустима. Все организационные формы должны использоваться в органическом единстве, взаимно дополняя, обогащая друг друга. Поэтому урок, как основную форму организации обучения, следует сочетать с другими формами, возможности которых подчас специфичны и недоступны уроку. Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых. Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки: • ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний); • закрепления знаний; • выработки и закрепления умений и навыков; • обобщающий; • проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок). И.Н. Казанцев классифицирует уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий выделяют уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д. В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в них компонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) и специальные уроки. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки: • усвоения нового материала; • закрепления; • повторения; • контроля, проверки знаний. В практике работы школы в зависимости от содержания учебного материала, целей и задач, поставленных учителем и методов обучения различают следующие типы уроков: - урок изучения новых знаний, - урок закрепления знаний, умений и навыков, - повторительно-обобщающие уроки, - объединенный, или комбинированный урок. Данная классификация уроков вытекает из его дидактических задач. Урок изучения нового материала. Содержанием их является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя сравнительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от сложности изучаемого материала и подготовленности учителя, учитель сам излагает новый материал, или привлекает учащихся к самостоятельному его изучению, или использует и те и другие методы работы в совокупности. Уроки закреплений знаний, умений и навыков. На этих уроках производится вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение знаний в целях их прочности. Школьники при этом решают новые задачи на известные им правила, отвечают на вопросы, выполняют различного рода упражнения. Полезно при закреплении материала повторно изучить знакомое содержание по другим источникам, что внесет элементы новизны в работу, расширит и углубит знания. Закрепление знаний, умений и навыков условно можно подразделить на такие основные виды: - воспроизводящее закрепление, когда учащиеся вторично осмысливают известный им учебный материал и доводят его понимание до того уровня, при котором могут его пересказать, письменно оформить и обобщить. - тренировочное закрепление, при котором первоначально образовавшиеся умения и навыки доводятся до необходимого совершенства и прочности. - творческое закрепление, когда учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют знания, умения и навыки, но и раскрывают новые стороны изучаемых вопросов. Между этими видами закреплений имеется тесная связь и взаимодействие. Совершенно изолированных видов закрепления в действительности не существует. Повторительно-обобщающие уроки. На такого рода уроках воспроизводятся и систематизируются усваиваемые знания, восполняются имеющиеся пробелы, глубже и полнее раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки, как правило, проводятся после изучения целой темы или ряда тем тесно связанных между собой, а также в конце учебного года. Педагогически правильно продуманное повторение не замедляет изучение предмета, а ускоряет его, способствует сознательному и активному усвоению знаний. Объединенный, или комбинированный урок. На таком уроке решаются различные дидактические задачи: и ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, и их закрепление, и повторение ранее пройденного, и учет знаний. На таких уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его закреплением и повторением ранее пройденного, опирается на известные учащимся знания и проводится не только через изложение и объяснение учителя, но и через разнообразную самостоятельную работу учащихся. Особенностью учебного процесса в сельской малокомплектной школе является, то что дети из разных классов, разного возраста, обучаются в одной классной комнате, занятие проводит один учитель. В связи с этим в практике работы таких школ сложились три основных типа урока: 1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал. 2. Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний, умений, повторение изученного или учет знаний и умений детей. 3. Урок, на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее (по И.Т. Огородникову). Каждый из названных типов уроков имеет соответствующую структуру (совокупность элементов). Структура урока - это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока. К важнейшим структурным элементам урока относятся: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка учебно-познавательных задач перед учащимися. 4. Объяснение нового материала. 5. Выработка у школьников практических умений и навыков. 6. Закрепление и обобщение изученного материала. 7. Подведение итогов урока, выставление отметок, дача домашнего задания. Наиболее полное перечисление отдельных звеньев современного урока дали М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер): 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Проверка ранее усвоенных знаний и умений для подготовки к новой теме (актуализация). 4. Постановка задач занятия перед учащимися. 5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний. 6. Первичная проверка понимания. 7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. 8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. 9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. 10. Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний. 11. Домашнее задание к следующему уроку. Какого-либо шаблона или стандарта в проведении урока быть не должно. В процессе необходимо использовать различные типы уроков, не допускать абсолютизации какого-либо одного его типа. Тип урока определяется основными задачами и содержанием изучаемого материала, местом урока в учебном процессе, уровнем подготовленности и развития учащихся.
|