Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на применение силы






Правила и порядок применения силы определяются внутригосударственной организацией обеспечения безопасности и, как следствие, подчиненностью командира соединения (командира военного летательного аппарата или корабля в одиночном плавании) решениям компетентной государственной инстанции на ее применение путем передачи сигналов боевого управления.

Право государства на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на них возникает в соответствии с п. 4 ст. 2 и ст. 51 Устава ООН. Право на применение силы появляется либо по причине противоправного поведения одного из субъектов, непосредственно угрожающего безопасности, либо по решению Совета Безопасности ООН в соответствии с ее Уставом.

В случае если Совет Безопасности, действуя в соответствии со своими полномочиями, предоставленными ему гл. VII Устава ООН, установил ответственность одной или нескольких сторон в вооруженном конфликте за применение силы в нарушение международного права, нейтральные государства:

а) обязаны не предоставлять такому государству никакой помощи, помимо гуманитарной;

б) могут предоставлять помощь любому государству, ставшему жертвой нарушения мира или акта агрессии со стороны этого государства.

Под индивидуальной самообороной понимаются ответные вооруженные действия государства, предпринимаемые им для восстановления своей политической независимости и территориальной неприкосновенности, нарушенных другим государством путем вооруженного нападения.

Вооруженное нападение как основание для самообороны включает в себя акты агрессии, перечисленные в ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) 1974 г. Пострадавшее государство само определяет момент начала оборонительных действий, их характер и средства осуществления. Действия в порядке самообороны могут иметь наступательный в военном плане характер и распространяться на территорию нападающей стороны в той мере, в какой это необходимо для ликвидации и предупреждения возобновления вооруженного нападения. В качестве средств самообороны могут быть использованы любые не запрещенные международным правом виды оружия, способы и средства вооруженной борьбы. Действия государства в порядке самообороны должны быть прекращены с восстановлением его политической независимости и территориальной целостности в том виде, как они существовали до вооруженного нападения.

Субъектами коллективной самообороны могут быть государства, связанные взаимными договорными обязательствами, подвергшиеся вооруженному нападению и обратившиеся с просьбой об оказании военной помощи к третьим странам при отсутствии взаимных договорных обязательств.

В целом следует констатировать, что коллективная оборона по современному международному праву базируется на принципах правомерности защиты суверенитета государства, однако с учетом оборонительной направленности военной политики.

Среди многосторонних соглашений, на положения которых, как правило, ссылаются лидеры США и других европейских государств как на правовую основу принятия коалиционных решений на применение силы (в том числе и военно-морской), следует назвать Соглашение об организации НАТО, подписанного 1 апреля 1949 г. и вступившего в силу 24 августа 1949 г.

При этом хотелось бы напомнить, что СССР неоднократно принимало меры для вступления в блок НАТО, а настоящее время Россия принимает все меры для более тесного сотрудничества с этой военной организацией.

Согласно в ст. 5 Соглашения вооруженное нападение на одну или нескольких стран из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом. Поэтому каждая из стран участниц соглашения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, окажет помощь стороне, подвергшейся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности североатлантического региона.

Незаконное применение силы- означает неправомерные действия корабля (судна), летательного аппарата или иных средств одного государства, нарушающие иммунитет корабля (судна), летательного аппарата другого, включая и имущественный иммунитет в отношении гражданских судов и иных объектов, принадлежащих этому государству, препятствующие реализации права государства на свободу открытого моря, заключающиеся в физическом воздействии на корабль (судно), летательный аппарат (иные перечисленные выше объекты) или их экипаж.

Угроза применения силы означает те же действия, что указаны выше, совершенные без физического воздействия, но с их имитацией. Действия, определенные как «применение силы» или «угроза применения силы», должны соответствовать следующим признакам:

— совершаются кораблями (судами), летательными аппаратами или иными средствами иностранного государства первыми;

— факт их осуществления может быть объективно установлен (подтвержден) или их последствия могут быть юридически оценены;

— носят намеренный характер, исключающий предположение об их непреднамеренности.

Самооборона — ответные действия, заключающиеся в применении специальных приемов, технических средств или оружия, направленные на подавление актов, определенных как применение и угроза применения силы.

Меры самообороны могут быть применены только:

— в ответ на действительное применение силы;

— при условии соблюдения принципа пропорциональности характеру и последствиям правонарушения без превышения пределов, разумно необходимых для достижения целей самообороны;

— против субъектов, осуществляющих применение силы до момента прекращения правонарушения и в зависимости от международно-правового режима района пребывания.

В зависимости от характера противоправных действий кораблей (судов), летательных аппаратов и иных объектов, установленной боеготовности и тактической обстановки в районе плавания (полетов) командир корабля, в отношении которого данные нарушения совершаются, вправе избрать для их пресечения либо пассивную, либо активную форму самообороны.

 

Последовательность и выбор мер пассивной самообороны определяются командиром корабля (соединения) ВМФ в зависимости от условий плавания, включая международно-правовой статус морских и воздушных пространств, однако в любом случае они должны предусматривать все доступные, позволяющие избежать применение оружия на поражение, меры, к которым в первую очередь следует отнести следующие:

1) маневр, позволяющий избежать опасности столкновения, если она спровоцирована действиями иностранного корабля (судна);

2) передача на иностранный корабль (судно-нарушитель) предостерегающей информации;

з) передач протеста в случае, если указанные меры действия не возымели;

4) при осложнении обстановки самостоятельное принятие решения командиром корабля (соединения) на применение мер пассивной самообороны с обязательным докладом командованию (на управляющий командный пункт) о действиях иностранных сил или имевшем место инциденте с указанием всех подробностей происшедшего.

Активная самооборона — ответное применение силы за счет огневого поражения объектов, совершающих вооруженное нападение на корабль (судно), летательный аппарат или иной объект ВМФ, находящийся под управлением физического лица (или экипажа).

Огневое поражение включает нанесение ударов и действий по уничтожению или выводу из строя объектов, совершающих нападение с целью принудить иностранный корабль (судно), летательный аппарат, иной объект прекратить указанные нарушения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.