Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На обеспечение коллективной и региональной безопасности






Лекция № 8

Военно-морское право

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

— знать содержание основных норм международного права, формирующих военно- морское право;

Понятие военно-морского права

Военно-стратегическое значение Мирового океана обусловлено сосредоточением в его пространствах большей части стратегических ядерных сил и высокоточных вооружений морского базирования морских держав, которые совместно с авиацией способны не только осуществлять контроль за всеми видами деятельности в указанных пространствах, но и существенно влиять на военно-политическую стабильность в мире. В настоящее время Россия, США, Франция и Великобритания держат крупные военно-морские группировки в различных регионах мирового океана.

Под «военно-морским правом» следует понимать совокупность международно-правовых и внутригосударственных правовых норм, регламентирующих подготовку и применение как национальных, так и многонациональных ВМС в военных операциях на море в мирное и военное время.

 

Военно-морское право основано на:

— международном праве;

— национальном праве;

— теории военного искусства.

 

Международные договоры, нацеленные

на обеспечение коллективной и региональной безопасности

В рамках Устава ООН международная или коллективная безопасность представляет собой состояние, обеспечивающее международный мир и безопасность за счет отказа от угрозы и применения силы в межгосударственных отношениях, с одной стороны, и обязательств по ее применению по решению Совета Безопасности ООН для осуществления ответных мер в отношении государства- агрессора с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии, с другой.

Система коллективных действий предусматривает:

— запрещение угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

— мирное разрешения международных споров (гл. VI);

— разоружение (ст. 11, 26, 47);

— использование региональных организаций безопасности (гл. VIII);

— временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

— принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42).

Все правила в отношении начала, осуществления и прекращения вооруженных ответных мер распространяются как на индивидуальную, так и на коллективную самооборону, под которой понимаются совместные вооруженные действия двух или более государств, предпринимаемые ими для восстановления политической независимости и территориальной неприкосновенности государства, ставшего жертвой вооруженного нападения.

Субъектами коллективной самообороны могут быть:

а) государства, связанные взаимными договорными обязательствами об оказании военной помощи в случае вооруженного нападения на любого из участников данного соглашения;

б) государства, подвергшиеся вооруженному нападению и обратившиеся с просьбой об оказании военной помощи к дружественным третьим странам при отсутствии с ними взаимных договорных обязательств об оказании такой помощи.

Согласно со ст. 51 Устава ООН государства имеют право на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на них.

Под индивидуальной самообороной понимаются ответные вооруженные действия государства, предпринимаемые им для восстановления своей политической независимости и территориальной неприкосновенности, нарушенных другим государством путем вооруженного нападения.

Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых четко разграничена.

Региональные системы коллективной безопасности представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Возможность и правомерность осуществления региональной безопасности закреплены в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов по обеспечению безопасности, «при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации».

К компетенции региональных организаций обеспечения безопасности относится, прежде всего, обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН члены этих организаций должны прилагать все свои усилия для достижения мирного разрешения региональных споров при помощи таких соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Совет Безопасности может использовать региональные организации для принудительных действий под своим руководством. Сами же региональные организации неполномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности, за исключением отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.