Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава вторая. Какая она, Горелка?






Всего существуют три основных вида горелок: газовые, жидкотопливные, (бензин, керосин и некоторые другие), и мультитопливные. Термин " мультитопливные" применяется к двум видам горелок: тем, которые могут работать на нескольких видах жидкого топлива, и тем, которые могут работать как на бензине, так и на газе. Есть еще и другие классы горелок, например, спиртовые, но большого распространения в велотуризме они не получили. Мы кратко рассмотрим достоинства каждого из указанных видов горелок, а в заключение главы дадим краткую сравнительную таблицу.

Газовые горелки обладают целым спектром разнообразных достоинств. Во-первых, процедура запуска горелки занимает даже не минуты, а секунды. Во-вторых, работают они практически безотказно, ибо конструкция их исключительно проста, там просто нечему ломаться! В-третьих, такие горелки не склонны ко взрывам и выбросам языков пламени, что любят поделывать их бензиновые братья. Благодаря этому, газовую горелку можно эксплуатировать в закрытых помещениях, в том числе гостиницах, кемпингах и даже палатках. Газовая горелка работает более тихо, чем бензиновая. Наконец, газовая горелка в разобранном виде занимает мало места, и стоит дешево. Однако есть у газовых горелок и минусы. Первый, что работают они на газе, который продается в баллонах. Понятно, что достать газовый баллон в Кандалакше или Мценске вряд ли удастся, хотя география распространения баллонов постоянно ширится. Лучше брать газовые баллоны с собой сразу на весь поход, что требует довольно много места. Во-вторых, газовые горелки могут капризничать на больших морозах, что, впрочем, нам, велосипедистам, редко мешает. И, в-третьих, если вы добираетесь к началу похода на самолете, то в нем нельзя перевозить газовые баллоны, соответственно их надо покупать уже на месте.

Следует отметить, что производители горелок и баллонов не сидят, сложа руки. Сегодня практически во всех более-менее туристических местах есть в продаже баллоны. К примеру в 2001 году фирма CAMPINGAZ (Франция) продавала свои баллоны в 120 странах мира, а на ее сервере https://www.campingaz.com готовится к запуску проект с информацией о всех дилерах и магазинах, с помощью которого турист еще перед отъездом сможет узнать, где купить баллоны в Кении или Уругвае. В России баллоны доступны в специализированных туристических магазинах, которые есть в каждом крупном областном центре.

Мультитопливная горелка. Как уже было сказано, мультитопливной горелкой могут называть как горелку, работающую на различных видах жидкого топлива, так и работающую на бензине/газе. Устройство, которое работает как на газу, так и на бензине имеет практически все достоинства газовых горелок, кроме цены и габаритов. Цена такой горелки, как правило, существенно выше, а габариты - больше. За то, она полезна, когда надо воспользоваться самолетом. Прилетаешь в точку старта, и если нет в продаже баллонов, покупаешь бензин и едешь дальше. Другой пример - кончится газ где-то в глуши, купил бензин. С другой стороны, все недостатки бензиновых горелок у мультитопливных тоже присутствуют, если не усиливаются. Особенно огорчает их капризность к качеству жидкого топлива. Тот самый, купленный в упомянутой глуши, бензин, вполне может не решить проблему приготовления пищи, а создать проблему ремонта горелки.

Горелки, которые работают на нескольких видах жидкого топлива (бензин/керосин) также находят спрос у нашего брата туриста, хотя обычно в горелку заливается более распространенный бензин. Для чего тогда необходимо иметь возможность менять топливо горелки на керосин? Основной резон использования керосина его относительная взрыво- пожаро- безопасность по сравнению с бензином. Мы не будем выделять в отдельное рассмотрение достоинства таких мультитопливных горелок, а поговорим о жидкотопливных горелках в целом.

Жидкотопливные горелки - самый старый класс подобного оборудования. Работают они на бензине, керосине, " галоше" (бензин-растворитель), растопке для грилей, других видах топлива. То есть заливать внутрь такой горелки можно практически все, другой вопрос, как она при этом будет работать. У бензиновой горелки есть только одно, но важное достоинство: топливо для них можно достать где угодно, а стоит оно при этом дешево. Еще можно отметить тот факт, что бензиновые горелки несколько менее восприимчивы к холодам-морозам. Достоинств у бензиновых горелок мало, зато недостатков много. Первый - они очень чувствительны к чистоте топлива. Бензин с " песком и илом" станет большой проблемой, по причине засорения дросселя - маленького отверстия, через которое бензин поступает на парогенератор. Засорение этого отверстия мгновенно портит радужную картину приготовления еды и вызывает необходимость прочистки. Второй недостаток бензиновых горелок заключается в необходимости их " разводить". Эта процедура занимает несколько минут и обычно сопровождается не самыми приятными явлениями. Для начала надо залить в бак горелки бензин. Делать это следует аккуратно, ибо, попав на поверхность горелки, он может в последствии воспламениться. Одновременно, хорошо бы очистить бензин от " песка и ила", для чего процедить бензин через многократно сложенную марлю или ткань. Во время этого процесса бензиновое благоухание распространяется далеко от места заливки. Далее, в баллоне надо создать давление при помощи встроенного насоса. Наконец, в зависимости от конструкции, необходимо разогреть саму горелку, чтобы " процесс пошел". Для этого чаще всего используют сухой спирт, раскладывая его на горелке и поджигая. Наконец, наступает самое интересное: вы поворачиваете вентиль и… из примуса вырывается столб пламени и черного дыма. Это значит, что примус еще не нагрелся. Наконец, горелка прогревается, и начинает работать устойчиво. Но стоит вам прервать процесс хотя бы на 5 -7 минут и примус опять необходимо " разводить". Третий недостаток бензиновых горелок - они периодически начинают извергать из себя в разные стороны пламя, а то и вовсе взрываться. Это делает использование бензиновых горелок в помещениях и внутри палатки крайне не рекомендуемым, хотя, конечно, грамотное обращение с горелкой существенно снижает риск пожаров. Бензиновые горелки более тяжелые и громоздкие, чем их газовые собратья. Бензиновая горелка имеет неприятное свойство коптить. Наконец, особых слов заслуживает само топливо. Конечно, оно дешевое и распространенное, но его трудновато удерживать в замкнутых объемах. Бензин постоянно стремится пропитать все вокруг себя ароматом бензоколонки. Перевозить топливо внутри рюкзака плохо (" аромат" может передаться продуктам и одежде). Дополнительные сложности присутствуют с покупкой бензина - в пластиковые бутылки разливать бензин на колонках запрещено, а перевозить его в железных банках - тяжело и неудобно.

Глава 3. Таблица №1. Сравнительный анализ достоинств и недостатков горелок.

Все сравнения приведены для нормальных условий, если не оговорено другое. Данные приведены по опыту эксплуатации горелок в " ВелоПитере".

Номер п/п Описание достоинства/недостатка Газовая горелка Жидкотопливная
  Скорость разведения горелки, включая её сборку (подсоединение баллонов, разогрев, нагнетание давления и т.п.) Менее 1 минуты 3 - 7 минут
  Наличие копоти при эксплуатации Нет Есть
  Взрыво- и пожаробезопасность Практически взрыво-пожаробезопасна. Горелки представляют определенную опасность, обращение с ними требует навыка.
  Возможность эксплуатации в закрытых помещениях За исключением помещений, где запрещен открытый огонь в любых видах Крайне не рекомендуется из-за образования копоти и вероятности возгорания.
  Удобство перевозки Большинство горелок легко отсоединяются от баллона и легко перевозятся. Газовые баллоны нельзя перевозить в самолетах. Пустые горелки могут легко перевозиться. Горелки с заправленным топливом могут причинять беспокойство (возможно появление запаха, особенно у видавших виды примусов). Горелки с бензином в баке нельзя перевозить в самолетах.
  Удобство пользования Не требует специальных навыков. Требует определенных знаний и навыков.
  Топливо и его доступность Газовые баллоны существенно уступают по распространенности бензину, зато купленный баллон является гарантией качества топлива. Топливо распространено повсеместно в любой точке мира, однако, его качество может явиться существенной проблемой. Плохое топливо приводит к неустойчивой работе горелок, их засорению и необходимости в ремонте.
  Наличие побочных проблем с топливом Нет Обладает неприятным запахом, требует определенного внимания при перевозке, хорошей тары.
  Другие эксплуатационные проблемы Чувствительна к работе при низких температурах (ниже 10 градусов). Наблюдается снижение мощности из-за падения давления газа внутри баллона, по мере его эксплуатации. Часто ломается. Конструкция горелки более сложная, чувствительная к чистоте топлива, требует чистки. Более шумно работает.
  Стоимость Горелки стоят относительно дешево, а топливо к ним относительно дорого Горелки стоят довольно дорого, а топливо к ним довольно дешево.
  Надежность работы Практически безотказна Относительно низкая

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.