Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примус или газ.




АД: увы, сообщения на эту тему ввиду ее необъятности я не конспектировал... Поэтому попытаюсь резюмировать данное обсуждение своими (опять-таки субъективными) словами. Оговорюсь, что если с примусами я знаком достаточно близко, то горелки, причем чужие, пользовал лишь в нескольких " пляжных" походах, и с их плюсами и минусами знаком, в основном, понаслышке.
Несомненные плюсы газа: легко и быстро разжигается (правда, это не относится к очень холодной погоде), безопасен и почти не вонюч: можно варить, греться и сушиться в палатке. (Лично я, правда, все равно бы не стал: как известно, капроновые палатки горят со скоростью $200 в минуту; -). Горелка существенно легче, чем примус, поэтому в большой группе каждые 2-3 человека (обычно живущие вместе) могут брать для себя газ, горелку и продукты по своему вкусу и не зависеть от общей раскладки. В водном походе по безлесной местности можно взять горелку и газ на каждое судно, что может пригодиться в экстремальной ситуации - при потере судов, вещей или разделении группы, да и просто остановке на обед отдельно от прочей компании. В " цивилизации" горелка меньше бросается в глаза и иногда ее применение остается безнаказанным там, где на разжигание примуса вряд ли бы посмотрели сквозь пальцы.
Несомненные плюсы примуса: горючее (да и сам примус, по крайней мере пока) многократно дешевле. При самолетной заброске бензин, в отличие от газа, всегда можно найти на месте (например, слить из нанятой для заброски машины), а вот газ должен не только присутствовать в магазине, но и быть упакован в баллоны, тип которых соответствует имеющимся у группы горелкам и предполагаемым условиям применения. Например, в высокогорье на холоде нужно использовать специальные низкотемпературные газовые смеси. Далеко не факт, что по прилете в Среднюю Азию нужную смесь удастся быстро найти в магазине и не нарушить при этом график заброски.
Отказы и поломки примуса случаются, видимо, чаще (в газовой горелке, если не считать механических повреждений или перегрева, ломаться практически нечему), но и ремонтопригодность примуса соответственно выше. При большем весе примус отличается большей прочностью, что бывает важно при транспортировке, и устойчивостью, что иногда полезно в процессе готовки.
При большой (больше 5 чел) численности группы и общей (единой для всей группы) раскладке существенным фактором становится более высокая мощность примуса. Мы многократно без особых проблем варили еду и чай для десяти-двенадцати человек на одном " Шмеле". Попытка согреть хотя бы пятилитровый кан на стандартной горелке если и удается, то приводит к резкому росту расхода газа.
Несколько слов стоит сказать о тактике варки. Важное преимущество горелки состоит в том, что ее можно включить и выключить в тот момент, когда это необходимо. Чтобы повторно зажечь погашенный и остывший примус, нужно вновь с самого начала повторить процедуру розжига. Впрочем, при незначительном по времени перерыве примус можно не выключать, а оставить " на малом ходу" - расход бензина при этом не очень велик. Но мы обычно не делаем пауз, а организуем готовку так, чтобы примус не простаивал. Сначала варится основное блюдо, затем, пока его раскладывают по мискам и едят, греется чай, а сразу после его закипания в уже пустом и слегка ополоснутом котелке из-под каши согревается " техническая" вода для мойки посуды. Если примус был заправлен не полностью и бензин кончился чуть раньше, чем предполагалось, мы можем остаться с недостаточно теплой технической водой, но еда и чай у нас будут всегда.
С другой стороны, у дешевых баллонов/горелок есть тот недостаток, что присоединенный к горелке баллон надо использовать до конца: неизрасходованный остаток газа после снятия горелки просто уйдет в атмосферу. Поскольку точно подгадать объем баллона к потребному на одну готовку количеству газа практически невозможно, а переноска горелки совместно с баллоном чревата поломками, реальный расход газа оказывается заметно выше потенциально возможного минимума. К тому же по теплотворной способности газ несколько уступает бензину, поэтому вес и особенно объем топлива при использовании горелки выше.
Для многих людей эти недостатки газа перевешиваются опасностью разлива или протечки бензина, что особенно неприятно, если он едет вместе с продуктами. Хотя пластиковые бутылки, которые мы используем последнее время, почти лишены этих недостатков, для подстраховки мы все же кладем бензин и примус в отдельный рюкзак, в котором не едут никакие продукты, за исключением разве что герметичных консервов.
Необходимость заправки и последующего разогрева примуса, конечно, стоит отнести к его недостаткам. С другой стороны, ухоженный и отрегулированный примус без проблем разжигается при температурах до минус 30-40 градусов, а неиспользованный бензин легко " доживает" до следующей готовки. Газовые горелки при низких температурах работают плохо, обычно приходится пускаться на всякие хитрости, чтобы прогреть баллон с газом, особенно в начале работы. Вполне может случиться, что при сильном морозе, когда горячая еда и питье особенно необходимы, горелку не удастся разжечь вовсе.
В заключение стоит отметить, что пользоваться примусом несравненно сложнее, чем горелкой. Как можно видеть из приведенных ниже отрывков, процесс этот можно сравнить с таинством или искусством. Достаточно оценить объем этой дискуссии - а FAQ по горелкам никто что-то не спрашивал. Небрежное обращение с примусом, регулярный перегрев или использование загрязненного маслом топлива могут постепенно привести его в нерабочее состояние.. Поэтому многие аккуратные и бережливые туристы, чьи агрегаты верой и правдой служат им многие годы, не доверяют свои примуса неподготовленным чайникам, что выливается в несколько лишних дежурств в начале похода, пока обучаемые новички не продемонстрируют свою полную лояльность всем требованиям Великого и Ужасного Примуса. Газовую горелку смело можно доверить кому угодно: обращаться с ней не сложнее, чем с газовой плитой (хотя кое за чем тоже все-таки приходится следить). Впрочем, газовая горелка - предмет индивидуального пользования, поэтому необходимости доверять ее кому-то обычно не возникает.
Дальше идет статья, написанная Александром Хайтиным на основе личного опыта и бесед со знающими людьми. Оригинал статьи находится на сайте: https://www.tag.spb.ru/equipment/eq_coleman.html.
Приводимый здесь текст дополнен и снабжен примечаниями.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.