Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика «Диагностика уровнЯ эмпатии» З. В. Бойко






Инструкция. Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны, то знак «—».

 

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослужив­цев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности — бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состоя­ния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредствен­ное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне челове­ком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается, подражая людям, копировать их интонацию, мимику.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разло­жив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из чле­нов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести раз­говор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от рас­спросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Методические рекомендации.

Ниже приводятся шесть шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитывается число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с уче­том знака, оценивается 1 баллом), а затем определяется их общая сумма.

1. Рациональный канал эмпатии: + 1, +7, -13, +19, +25, -31;

2. Эмоциональный канал эмпатии -2, +8, —14, +20, -26, +32;

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

 

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Шкальные оценки выполняют вспо­могательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов.

При суммарном уровне по всем шкалам 30 баллов и выше — у человека очень высокий уровень эмпатии; 29-22 — средний; 21-15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низ­кий.

 

Значимость конкретного канала в структуре эмпатии

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, про­блемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционально­го и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует ис­кать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздейство­вать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпа­тирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности рес­пондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информа­ции о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облег­чают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, веро­ятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживани­ям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмо­циональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпа­тии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, заду­шевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует инфор­мационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содейству­ет эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятству­ет раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение по­нять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе иден­тификации – легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

 

 

10.11. Методика «Ценностные ориентации»

Инструкция. Испытуемому предлагается разложить по ранжиру карточки из плотной бумаги разме­ром 150 х 50 мм с наименованием ценностей и обозначением на обратной стороне «Т» (тер­минальные ценности) или «И» (инструментальные ценности). Карточки с наименованием ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала – 18 карточек «Т», а за­тем – 18 карточек «И». Ранжируются последовательно первые, а затем вторые. По окон­чании работы с карточками «Т» респондента просят сделать на специальном бланке с делени­ями от 50 до 100 отметку, характеризующую степень его уверенности в том, что при повтор­ном опыте порядок карточек остался бы тем же. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.

 

Наименование ценностей (используются при изготовлении карточек)

Список «терминальных ценностей» Список «инструментальных ценностей»
активная, деятельная жизнь аккуратность
здоровье жизнерадостность
красота природы и искусства непримиримость к своим и чужим недостаткам
материально обеспеченная жизнь ответственность
спокойствие в стране, мир самоконтроль
познание, интеллектуальное развитие смелость в отстаивании своего мнения
независимость суждений и оценок терпимость к мнениям других
счастливая семейная жизнь честность
уверенность в себе воспитанность
жизненная мудрость исполнительность
интересная работа рационализм (умение принимать обдуманные решения)
любовь трудолюбие
наличие верных и хороших друзей высокие запросы
общественное признание независимость
равенство (в возможностях) образованность
свобода поступков и действий твердая воля
творческая деятельность широта взглядов
получение удовольствий чуткость

Назначение и содержание. Адаптированный вариант методики, разработанной М. Рокичем, служит для исследования системы ценностей личности. Автор делит эти ценности на терминаль­ные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные цен­ности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального су­ществования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и обще­ственной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рацио­нализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Методические указания. Доминирующая направленность ценностных ориентации дает возможность определить вовлеченность либо в сферу труда, либо в семейно-бытовую и досуговую активность. Каче­ственный анализ результатов дает возможность оценить идеалы, иерархию жизненных це­лей, ценностей, которые человек рассматривает как нормы поведения.

 

 

10.12. Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)»

Инструкция: «Приводится ряд парных утверждений. Решите, с какими из них вы согласны в большей степени, и обведите кружком соответствующую ему букву — «а» или «б»».

 

1 а) дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают;

б) в наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним;

2 а) многие неудачи происходят от невезения;

б) неудачи людей являются результатом их собственных ошибок;

3 а) одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними;

б) аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усерд­но окружающие пытаются их предотвратить;

4 а) в конце концов к людям приходит заслуженное признание;

б) к сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными;

5 а) мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно;

б) многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоя­тельств;

6 а) успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств;

б) способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои воз­можности;

7 а) как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам;

б) тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с други­ми людьми;

8 а) наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения чело­века;

б) только жизненный опыт определяет характер и поведение;

9 а) я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть — того не миновать»;

б) по-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу;

10 а) для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений;

б) даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с при­страстием;

11 а) успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения;

б) чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобного случая;

12 а) каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения;

б) обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать;

13 а) когда я строю планы, то всегда убежден, что смогу осуществить их;

б) не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства;

14 а) есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие;

б) в каждом человеке есть что-то хорошее;

15 а) осуществление моих желаний не связано с везением;

б) когда не знают, как быть, подбрасывают монету, по-моему, в жизни часто можно при­бегать к этому;

16 а) руководителем становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств;

б) чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми — везение здесь ни при чем;

17 а) большинство из нас не может влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события;

б) принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять события­ми в мире;

18 а) большинство людей не понимает, насколько их жизнь зависит от случайных обстоя­тельств;

б) на самом деле такой вещи, как везение, не существует;

19 а) всегда нужно уметь признавать свои ошибки;

б) как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок;

20 а) трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку;

б) число вашихдрузей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других;

21 а) в конце концов неприятности, которые случаются с вами, уравновешиваются прият­ными событиями;

б) большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени;

22 а) если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить;

б) есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоре­нить;

23 а) иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда выдвигают челове­ка на поощрение;

б) поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится;

24 а) хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что долж­ны делать;

б) хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного;

25 а) я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной;

б) не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни;

26 а) люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим;

б) бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься;

27 а) характер человека зависит, главным образом, от его силы воли;

б) характер человека формируется, в основном, в коллективе;

28 а) то, что со мной случается, — это дело моих собственных рук;

б) иногда я чувствую, что моя жизнь развивается независимо от меня;

29 а) я часто не могу понять, почему руководители поступают так, а не иначе;

б) в конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, кото­рые в ней работают.

Назначение и содержание. Автор — Дж. Роттер. Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Экстерналы убеждены, что их неудачи являются резуль­татом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Они нуждаются во внешней поддержке и одобрении. Интерналы же убеждены, что их успехи или неудачи не случайны и зависят от собственной компетентности, способностей, целеустремленности, т.е. от них самих. Они больше склонны к осмысливанию своего поведения и, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, необходимую для принятия решения, бо­лее уверены в себе.

Методические указания.

Используются два трафарета, такие же, как бланк для ответов, с вырезанными в соответ­ствующих местах окошечками. Утверждения на экстернальность соответствуют пунктам опросника: 2а, 36, 46, 56, 6а, 7а, 9а, 106, 116, 126, 136, 156, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 226, 23а, 25а, 266, 286, 29а. Утверждения на интернальность соответствуют пунктам: 26, За, 4а, 5а, 66, 76, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 166, 176, 186, 206, 216, 22а, 236, 256, 26а, 28а, 296.

Согласие с любым утверждением оценивается в 1 балл. Суммы баллов подсчитываются по количеству обведенных кружочками букв «а» и «б», появившихся в окошечках соответ­ствующего трафарета при накладывании его на бланк для ответов (строчки и колонки трафа­ретов и бланка должны строго совпадать). Максимальные суммы по интернальности и экстернальности равны 23, поскольку 6 утверждений являются фоновыми.

Выводы

О соответствующей направленности локуса контроля испытуемого следует судить по относительному превышению суммарных баллов по интернальности или экстернальности.

 

 

10.13. Методика «Конфликтная личность»

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Выберите один из трех предложенных вариантов, соответствующий вашим взглядам, и рядом с его обозначением (а, б, в) поставьте на бланке для ответа знак «+» («да»)».

 

1. Представьте, что в общественном транспорте начался спор. Что вы предпримете:

а) не будете вмешиваться в ссору;

б) вмешаетесь, встав на сторону того, кто прав;

в) вмешаетесь и будете отстаивать свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который не кажется вам пра­вильным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику у вас будут неприятности.

4. Любите ли вы спорить сколлегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят отношения;

б) да, но только по важным, принципиальным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается «пролезть» вперед вас без очереди:

а) считая, что и вы не хуже его, попытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Если в какой-то спорной ситуации ваше мнение будет решающим, как вы поступите:

а) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах предложения;

б) выделите положительные его стороны и предложите подумать еще;

в) станете только критиковать идею.

7. Ваша жена (муж) постоянно говорит вам о вашей расточительности, а сама (сам) то и дело покупает дорогие вещи. Она (он) захотела узнать о своей последней покупке ваше мнение. Что вы скажете:

а) что одобряете покупку, если она доставила жене (мужу) удовольствие;

б) говорите, что эта вещь безвкусна;

в) ругаете ее (его), заботу, покупку.

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы отреагируете:

а) подумаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих ребят»,

б) сделаете им замечание,

в) отчитаете их

9. В ресторане вы заметили, что официант вас обсчитал:

а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму,

в) устроите скандал.

10. В доме отдыха плохое обслуживание. Какой выход вы дадите своему возмущению:

а) выскажете претензии администратору;

б) пожалуетесь на него, чтобы его наказали;

в) выместите свое недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

а) нет;

б) разумеется, признаете;

в) какой же у родителя будет авторитет, если признать ошибку?

 

Назначение и содержание. Методика позволяет оценить степень конфликтности или тактичности человека.

Методические рекомендации. Каждый вариант ответа получает определенное количество баллов: а - 4 балла, б – 2, в – 0. Подсчитывается сумма баллов.

Если сумма баллов находится в пределах от 30 до 44 баллов, опрашиваемый тактичен, не любит конфликтов, избегает критических ситуаций, стремится быть приятным для окружа­ющих, но не всегда оказывает им помощь.

Если сумма в пределах от 15 до 29 баллов, то опрашиваемый – конфликтная личность. Настойчиво отстаивает свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на личные или слу­жебные отношения. За это его уважают.

Если сумма в пределах 10 до 14 баллов, то опрашиваемый сам провоцирует конфлик­ты, ищет поводы для споров, любит критиковать, навязывает свое мнение. Короче говоря, он скандалист.

 

10.14. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев.

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (при­водится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»)».

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.

3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.

7. Я часто злюсь, когда мне возражают.

8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

10. Мнение, что нападение — лучшая защита, правильное.

11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.

13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

14. Я считаю, что добро эффективнее мести.

15. Каждый человек имеет право на свое мнение.

16. Я верю в честность намерений большинства людей.

17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.

19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

20. Если кто-то «корчит» из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

22. Я считаю, что лозунг из мультфильма: «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.

24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.

25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.

29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

31. Утверждение: «Ум — хорошо, а два — лучше» — справедливо.

32. Утверждение: «Не обманешь — не проживешь» тоже справедливо.

33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.

35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не усту­паю.

37. Я стараюсь избегать обострения отношений.

38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.

40. Я осуждаю недоверчивых людей.

41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.

44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.

45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.

48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.

49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им «рта не даю открыть».

51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.

53. В решении любой проблемы я предпочитаю «золотую середину».

54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.

56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.

59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.

61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.

62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.

64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.

65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защи­щаться.

67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной — моя или чужая.

69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.

70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.

72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей

73. Обычно меня трудно вывести из себя.

74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.

75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

76. Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.

77. Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.

78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и дру­гую?

79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Назначение и содержание. Методика предназначена для выявления у субъекта проявления таких личностных характеристик как конфликтность и агрес­сивность.

Методические рекомендации. Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испы­туемые свои ответы («да», «нет») заносили в карту опроса (бланк), имеющую следующий вид:

 

Бланк

 

№ п/п да нет № п/п да нет № п/п да нет № п/п да нет
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с клю­чом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

«Ключ»

Ответы «да» по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы «нет» по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свиде­тельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.

Ответы «да» по позициям 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы «нет» по позициям 26, 34 свиде­тельствуют о склонности к наступательности, напористости.

Ответы «да» по позициям 3, 11, 19, 27, 35, 59 и ответы «нет» по позициям 43, 51, 67, 75 свиде­тельствуют о склонности к обидчивости.

Ответы «да» по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы «нет» по позициям 44, 52, 68 свиде­тельствуют о склонности к неуступчивости.

Ответы «да» по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы «нет» по позициям 61, 69, 77 свиде­тельствуют о склонности к бескомпромиссности.

Ответы «да» по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы «нет» по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свиде­тельствуют о склонности к мстительности.

Ответы «да» по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы «нет» по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свиде­тельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.

Ответы «да» по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы «нет» по позициям 16, 40, 80 свиде­тельствуют о склонности к подозрительности.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)», «неуступчивость» дает сум­марный показатель позитивной агрессивности, субъекта. Сумма баллов, набранная по шка­лам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрес­сивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

 

10.15. Методика «Мотивация обучения в вузе»

 

Методика предложена Т. И. Ильиной

Инструкция. Отметьте ваше согласие или несогласие с нижеследующими утверждениями соответственно знаками «+» или «-».

1 Лучшая атмосфера на занятии — атмосфера свободных высказываний.

2 Обычно я работаю с большим напряжением.

3 У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4 Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей буду­щей профессии.

5 Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6 Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7 Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8 Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9 Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10 Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11 Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12 Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13 От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.

14 При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпар­галки, записи, формулы).

15 Самое замечательное время жизни — студенческие годы.

16 У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17 Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изу­чать одинаково глубоко.

18 При возможности я поступил бы в другой вуз.

19 Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.

20 Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21 Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22 Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материаль­ный достаток в жизни.

23 Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24 Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25 Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26 У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27 Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28 Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29 Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30 Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.

31 Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.

32 Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33 Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34 Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

35 Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избе­жать службы в армии.

36 Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37 Мои родители – хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38 Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39 Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40 Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящие­ся к моей будущей специальности.

41 Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42 Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43 Мой выбор данного вуза окончателен.

44 Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.

45 Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.

46 У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47 Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48 До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49 Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50 Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.

Назначение и содержание. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы «приобретение знании» (стремление к приобретению знаний, любозна­тельность), «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионачьно важные качества), «получение диплома» (стремление при обрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и начетов)

Обработка результатов. Ключ к опроснику

Шкала «приобретение знаний»: за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляет­ся 3, 6 балла; по п. 17 – 3, 6 балла; по п. 26 – 2, 4 балла; за несогласие («-») с утверждением по п. 28 – 1, 2 балла; по п. 42 – 1, 8 балла. Максимум – 12, 6 балла.

Шкала «овладение профессией»: за согласие по п. 9 – 1 балл; по п. 31 – 2 балла; по п. 33 – 2 балла, по п. 43 – 3 балла; по п. 48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл. Максимум – 10 баллов.

Шкала «получение диплома»: за несогласие по п. 11 – 3, 5 балла; за согласие по п. 24 – 2, 5 балла; по п. 35 – 1, 5 балла; по п. 38 – 1, 5 балла и по п. 44 – 1 балл. Максимум – 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

 

 

10.16. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»

 

Методика предложена А. А. Резном и В. А. Якуниным.

Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процеду­рой проведения и заложены в инструкциях.

 

Вариант 1

Инструкция: «Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке».

 

Список мотивов

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Методические рекомендации. Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной дея­тельности. По всей выборке (группе) определяется частота выбора того или иного мотива.

 

Индивидуальный протокол

 

Фамилия, имя, отчество_______________________________________________

_________________________ курс _____________ группа___________________

 

Номер мотива по списку

 

                               
  X     X   X         X     X  

Групповой протокол

 

Группа №____________________________________________________________

 

Ф И О Номер мотива по списку
                                 
И-в X     X         X   X   X      
П-в     X     X   X   X           X
и т. д.                                
Кол-во выбора мотива

__________________________________________________________

 

Ранг

мотива

(какой мотив выбирается чаще, а какой реже)

____________________________________________________________

 

Чем чаще выбирается тот или иной мотив, тем выше его ранг, тем более доминирует он в системе мотивов.

 

Вариант 2

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале приведенные в списке (по варианту 1) мотивы учебной де­ятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует мини­мальной значимости мотива, а 7 баллов — максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.

Методические рекомендации. Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива.

Используются такие же протоколы (индивидуальные и групповые), что и в варианте 1. Однако в групповом протоколе приводятся среднее значение оценки мотива и квадратиче­ское отклонение

Индивидуальный протокол

 

Фамилия, имя, отчество_______________________________________________

_________________________ курс _____________ группа___________________

 

Номер мотива по списку

 

                               
                               





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.