Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение. Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности






Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационно-потребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая.

Характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности, в частности вовлеченность/отчужденность, активность/пассивность, удовлетворенность/ неудовлетворенность происходящим.

При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности и неудовлетворенности приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивным формам поведения.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение.

Личностная направленность (направленность на себя – НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистскую направленность, или направленность на взаимные действия (ВД), характеризует ситуация, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу – НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

10.1. ТЕСТ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Инструкция: «Ниже приводится 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая пер­вую пришедшую вам в голову мысль. Делайте это как мож­но быстрее. Если не можете сразу закончить какое-либо предложение — обведите его номер кружком и займитесь им позднее».

 

1. Думаю, что мой отец редко…

2. Если все против меня, то…

3. Я всегда хотел (хотела)…

4. Если бы я занимал (занимала) руководящий пост…

5. Будущее кажется мне…

6. Мое начальство…

7. Знаю, что глупо, но боюсь…

8. Думаю, что настоящий друг…

9. Когда я был (была) ребенком…

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…

12. По сравнению с большинством других семей, моя семья…

13. Лучше всего мне работается…

14. Моя мать…

15. Сделал (сделала) бы все, чтобы забыть…

16. Если бы мой отец только захотел…

17. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы…

18. Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой) …

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

20. Надеюсь на…

21. В школе мои учителя…

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…

23. Не люблю людей, которые…

24. Когда-то я…

25. Считаю, что большинство девушек (юношей) …

26. Супружеская жизнь кажется мне…

27. Моя семья обращается со мной, как…

28. Люди, с которыми я работаю…

29. Моя мать и я…

30. Моей самой большой ошибкой было…

31. Я хотел (хотела) бы, чтоб мой отец…

32. Моя наибольшая слабость заключается в том…

33. Моим скрытым стремлением в жизни…

34. Мои подчиненные…

35. Наступит тот день, когда…

36. Когда ко мне приближается мой начальник…

37. Хотелось бы мне перестать бояться…

38. Больше всего люблю людей, которые…

39. Если бы я снова стал (стала) молодым (молодой) …

40. Считаю, что большинство мужчин (женщин) …

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

42. Большинство известных мне семей…

43. Люблю работать с людьми, которые…

44. Считаю, что большинство матерей…

45. Когда я был (была) моложе, то чувствовал (чувство­вала) себя виноватым (виноватой), если…

46. Думаю, что мой отец…

47. Когда мне начинает не везти, я…

48. Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни…

49. Когда я даю другим поручение…

50. Когда я буду старым (старой) …

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю…

52. Мои опасения не раз заставляли меня…

53. Когда меня нет, мои друзья…

54. Мне очень не нравится, когда мужчины (женщины) …

55. Моим самым живым воспоминанием детства является…

56. Моя половая жизнь…

57. Когда я был (была) ребенком, моя семья…

58. Люди, которые работают со мной, …

59. Я люблю свою мать, но…

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это…

 

«Ключ»

I. К матери 14, 29, 44, 59

II. К отцу 1, 16, 31, 46

III. К семье 12, 27, 42, 57

IV. К мужчине (женщине) 10, 25, 40, 54

V. К половой жизни 11, 26, 41, 56

VI. К вышестоящим лицам 6, 21, 36, 51

VII. К друзьям 8, 23, 38, 53

VIII. К подчиненным 4, 19, 34, 49

IX. К сотрудникам 13, 28, 43Г 58

X. Страх и опасение 7, 22, 37, 52

XI. Сознание вины 15, 30, 45, 60

XII. Отношение к себе 12, 17, 32, 47

XIII. К прошлому 9, 24, 39, 55

XIV. К будущему 5, 20, 35, 50

XV. Жизненная цель 3, 18, 33, 43

10.2. Методика «Потребность в общении»

Инструкция: «Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером поло­жения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет»».

 

1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.

4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.

7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.

8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

9. Мои друзья мне основательно надоели.

10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.

11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повре­дит моим друзьям и знакомым.

12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.

14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.

15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь сре­ди людей.

19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

20. Мне жалко брошенных собак и кошек.

21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.

22. Я люблю бывать среди друзей.

23. Я долго переживаю ссоры с близкими.

24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем сужде­нию о них других людей.

27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости об­щения с приятными мне людьми.

28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.

30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

31. Ради друга я могу пожертвовать всем.

32. В детстве я входил в одну «тесную» компанию.

33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

«Ключ»

Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33, только при ответе «нет» по пунктам 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.

Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Методические указания. Чем больше сумма, тем больше потребность в общении

 

 

10.3. Методика «Оценка потребности в одобрении»

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим лич­ным мнением, то ответьте «да», если не совпадает, то ответьте «нет»».

1. Я внимательно читаю документ, прежде чем его подписываю.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом также, как и в ресторане.

5. Я никогда не испытываю ни к кому сильных симпатий.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумывал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, что я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда высказываемое мнение противоположно мо­ему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

17. Были случаи, когда я действительно завидовал удаче других

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбами.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили их по заслугам.

20. Я никогда никому с умыслом не говорил неприятных вещей.

 

Назначение и содержание. Стремление заслужить похвалу, одобрение является одной из значимых потребностей человека Выявлению этой потребности служит шкала мотивации одобрения. Она позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобре­нии других людей. Чем выше эта потребность, тем больше поведение испытуемого, по край­ней мере на вербальном уровне, соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возра­жают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более конформны, податливы социальным воздействиям. У них имеется повышенная потребность в общении.

Русский вариант опросника разработан Ю. Л. Ханиным (1974). Из общего количества вопросов шкалы мотивации одобрения оставлено 20.

«Ключ»

Ответ по каждой позиции оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только за ответ «да» по следующим позициям: 1-5, 8, 11, 14-16, 20, и только за ответ «нет» по позициям 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17-19

Методические указания. Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении. Она показывает степень зависимости субъекта от благоприятных оценок со стороны других людей, его рани­мость и чувствительность к межличностным влияниям и влияниям среды.

При суммарном показателе 13 баллов и выше — высокий уровень потребности одобре­ния, 10-12 баллов — средний уровень потребности, ниже 10 баллов — низкий уровень.

Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожи­даний субъекта в ситуации оценки со стороны других.

Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости от группы. Он конфликтен и не податлив со­циальному влиянию, не стремится походить на образец.

 

 

10.4. Методика «Познавательная потребность»

 

Назначение и содержание. Предложена В.С. Юркевичем и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и беседы с другими учителями, с родителями школьников должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты (табл. 7).

 

Таблица 7

 

№ п/п Вопрос Возможные ответы Балл
  Как часто ученик подолгу занима­ется какой-нибудь умственной работой (час-полтора — для млад­шего школьника, несколько часов подряд — для подростков)? а) часто б) иногда в) очень редко  
  Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других  
  Много ли читает школьник дополнительной литературы? а) постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем ничего не читает  
  Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко выражены (по сравнению с другими ситуациями)  
  Часто ли задает вопросы? а) часто б) иногда в) очень редко  

 

Методические указания. Ответы оцениваются в соответствии с таблицей 7. Полученные баллы суммируются.

Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:

17-25 бал­лов – потребность выражена сильно;

12-16 баллов – умеренно;

меньше 12 баллов – слабо.

10.5. Методика «Диагностика ригидности»

 

Инструкция: «Если вы полностью согласны с представленными в опроснике утверждениями по тем или иным особенностям поведения, то рядом с номером утверждения ставьте 2 балла, если со­гласны в принципе, 1 балл, если не согласны, 0 баллов».

1. Мне трудно менять привычки.

2. Я с трудом переключаю внимание.

3. Я очень настороженно отношусь ко всему новому.

4. Меня трудно переубедить.

5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

6. Я трудно сближаюсь с людьми.

7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

8. Нередко я проявляю упрямство.

9. Я неохотно иду на риск

10. Я редко переживаю отклонения от принятого мною режима.

Назначение и содержание. Методика разработана Г. Айзенком. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется кор­ректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, вскрытием новых обстоя­тельств). Ригидный с трудом отходит от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение и формируемый мотив не всегда адекватны ситуации.

Методические указания. Подсчитывается сумма балов, проставленных в соответствии с инструкцией.

При сумме 0-7 баллов – ригидности нет, присуща легкая переключаемость с одной установки на другую,

при сумме 8-14 баллов – средний уровень ригидности,

при сумме 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, принятый план действия или поступка меняется под влиянием новых обстоятельств с большим трудом.

 

 

10.6. Методика «Мотивация к успеху»

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»)».

 

1 Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отло­жить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все сто процентов выполнить зада­ние.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из послед­них.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. На моем честолюбии легко сыграть.

18. Обычно заметно, когда я работаю без вдохновения.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа дру­гих.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти и на крайние меры.

Назначение и содержание. Автор методики Т. Элерс. Методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху.

Методические указания. По 1 баллу проставляется за ответ «да» по следующим пунктам опросника: 2-5, 7-10, 14-17, 21, 22, 25-30, 32, 37, 41 и «нет» — по следующим: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39. Ответы по пунктам 1, 11, 12, 19, 23, 33-35 и 40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов.

Чем больше сумма баллов, тем больше у обследованного выражена мотивация на дости­жение успеха.

 

 

10.7. Методика «Мотивация к избеганию неудач»

 

Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каж­дой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его на своем опросном листе знаком «+» или шифром (например, 1/1 или 21/2, где числитель — это номер строки, а знаменатель — номер слова в строке)».

 

Бланк

 

     
1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

 

 

Методические указания.

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6./3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11 /2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 1е-/1-16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/1, 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

 

Для удобства диагностики целесообразно иметь, кроме бланка для ответов (опросного листа), и бланк-ключ следующего вида:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.