Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианский брак и семья






а. Христианский брак. Богатейшие и глубочайшие из всех человеческих уз берут свое начало с дней Творения. Несмотря на красоту и гармонию своего окружения, Адам поначалу чувствовал себя одиноким в саду. Бог разрешил проблему одиночества, сотворив Еву. Повествование в Быт. 2 напоминает нам, что по своей природе брак есть нечто большее, нежели формальное установление, определяющее права, обязанности и условия, необходимые для союза двух людей разных полов. Прежде всего, что самое важное, брак — это близкие и личные взаимоотношения, в которых оба взрослых человека соглашаются открыть друг другу доступ к своему сокровенному физическому, психологическому и духовному естеству, существенно ослабив свою личностную защиту. В браке оба готовы стать уязвимыми друг для друга, как ни в каком другом человеческом общении.

Учитывая эту сокровенную самоотдачу и посвящение друг другу, Библия дает все необходимые нормы для руководства и защиты от злоупотреблений (см. Брак I).

(1) Общие принципы. Принцип супружеского треугольника (Быт. 2: 18, 22) включает в брак Бога. С трудностями и рисками совместной жизни можно справиться с Божьей помощью и Его участием. Христиане доверяют Богу при выборе партнера жизни. Они также ссылаются на Его волю, общаясь друг с другом.

Принцип равенства людей в браке (стих 18) выражен в словах помощник, «соответственный ему», не ущербный и ни в чем не уступающий. Супруги соответствуют друг другу не только в сходствах, но даже в различиях, которые позволяют им дополнять друг друга и обогащают взаимоотношения. Этот принцип исключает любую эксплуатацию, подчинение или высокомерие.

Принцип исключительности (Притч. 5: 18) требует преданности только одному партнеру, отношения с которым важнее родственных или дружеских уз.

Принцип единства (Быт. 2: 24) подчеркивает готовность обоих партнеров объединить свои желания, цели и средства, чтобы стать «одной плотью». Каждый из супругов печется о другом как о себе самом (Еф. 5: 28), и оба они принадлежат друг другу (1 Кор. 7: 4).

Принцип верности в браке (Мф. 19: 6) охраняет единство супружеской четы от внешних посягательств, а также от ветрености, непостоянства и измены (Исх. 20: 14). Христианин вступает в этот союз с полной преданностью, давая обет любить и лелеять свою половину всем своим существом, будь то в болезни или здравии.

Идеалы, представленные в библейских принципах, являют собой совершенную Божью волю для совершенного счастья. Чтобы воодушевить мужчин и женщин устремляться к этой высокой планке в супружеской жизни, в Слове Божьем приводится несколько примеров, которые устанавливают норму для христианского брака.

(2) Нормативные образцы. Поэтическим и вместе с тем потрясающе реалистичным языком Книга Песни Песней описывает красоту, боль, желание, высоты и глубины супружеской любви. Начало и развитие этой любви Соломона и Суламиты, их бракосочетание, временная разлука и счастливое воссоединение, вызревание непреодолимой и неутолимой взаимной преданности — все это изображено в Слове Божьем как прекрасный образец Его воли в отношении брака.

Авигея являет собой еще один достопримечательный пример. Здравомыслящая и очень красивая женщина, она была замужем за человеком с жестоким и злым нравом (1 Цар. 25: 3). Никто не знает, сколько раз она страдала от поношений и стыда из–за своего мужа и как часто становилась посредницей между мужем и теми, с кем он плохо обходился. Сообщается лишь об ее усилиях спасти своего мужа от негодования и ярости Давида, но ее пример — это дань бесчисленным супругам, которые молча и терпеливо проявляют героическое терпение просто потому, что любят.

Опыт Исаака — его готовность прислушаться к совету отца, его непрестанная молитва и исследование души, сделавшие его счастливым на всю жизнь в браке (Быт. 24: 1–9, 54–57), — это пример правильной подготовки к браку. Трагический конец Самсона был следствием его дерзости, угождения своим желаниям, упрямства и своеволия. Для него высшим и единственным критерием счастья была увлеченность (Суд. 14–17). Многие и до, и после него обнаруживали, что «без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Притч. 15: 22). К сожалению, многие слишком поздно делают для себя это открытие.

(3) Правила поведения. Во многих текстах Священного Писания записано прямое наставление относительно счастливого супружества. Подобные тексты можно найти во Втор. 7: 3–5; Ездр. 10: 10–14; Притч. 5; Рим. 7: 2, 3; 1 Кор. 7: 1–39; Еф. 5: 22–31; Кол. 3: 18, 19; 1 Тим. 5: 14; Евр. 13: 4 и 1 Петр. 3: 1–7.

Христиане стремятся поддерживать высокую планку в супружеских отношениях по крайней мере по двум причинам. Во–первых, следуя Божьей воле, они сохраняют одну из самых важных ценностей Бога: счастливую семью. Это происходит невзирая на то, что безупречных браков не бывает: ни один из супругов не является совершенным «помощником», и никто не «соответствует» своему супругу во всех отношениях. Во–вторых, христиане (495) сохраняют высокую планку в супружеских отношениях из любви к Богу и к своей половине. Верность становится даром любви, предназначенным для супруга, поскольку иное поведение может больно ранить и даже убить другого. В такой атмосфере отношения неизбежно развиваются. Еще одна ценная добродетель вытекает из здоровой и развивающейся супружеской любви: дом становится семьей.

б). Христианская семья. Библия придает большое значение образованию семьи. Христианский семейный образ жизни отражает то большое значение, которое придается нормам семейной жизни.

(1) Общие принципы. Принцип деторождения (Быт. 1: 28) гарантирует распространение человеческого рода и требует создания подходящего дома для детей. Бог заповедал Адаму и Еве плодиться и размножаться не только потому, что это необходимо для воспроизводства, но также и потому, что дом благочестивой четы есть наилучшее святилище для слабого, уязвимого и всецело зависимого от взрослых новорожденного младенца. Согласие между супругами должно предшествовать появлению ребенка и быть независимым от этого. Когда деторождение воспринимается как средство для сохранения брака, дети могут стать жертвами трений между родителями.

Принцип воспитания ребенка (Быт. 18: 19; Еф. 6: 4) охватывает несколько задач. Первое и самое важное — это любовь к каждому ребенку. Лицеприятие в отношениях между родителями и детьми глубоко ранит души тех, кем пренебрегают, и зачастую делает ни к чему неспособными тех, с кем чрезмерно нянчатся. На основе беспристрастной любви родители могут заниматься воспитанием и обучением детей. Библия утверждает, что воспитание и наказание — это красноречивое выражение любви, когда оно надлежащим образом применяется (Притч. 13: 24).

Принцип поддержки детей, финансовой и физической (1 Тим. 5: 8), формирует христианский образ жизни. Родители несут ответственность не только за восполнение повседневных нужд детей, но и за их образование, каникулы, культурное развитие, если обстоятельства позволяют; им также следует подумать о том, чтобы завещать им какое–то наследство (2 Кор. 12: 14).

Принцип уважения к родителям (Исх. 20: 12) создает условия для надлежащего исполнения семейных обязанностей. Родители не могут выполнить вышеперечисленные родительские обязанности, если не будут иметь авторитета в своем доме. Возраст, зрелость, образование, опыт — это все те преимущества, из которых дети могут и должны извлекать пользу с благодарностью. Необходимые, но неприятные уроки и задачи могут так и не быть освоены или выполнены, когда отсутствует должное уважение.

Принцип заботы о престарелых (Лев. 19: 32) завершает круг человеческой жизни. Христиане считают уважение и заботу о престарелых родителях или дедушках и бабушках своим христианским долгом и преимуществом. В цивилизации, где ценность человека обычно измеряется его полезностью, успехом и вкладом в общее дело, слабые и престарелые сбрасываются со счетов. Часто любящие родители сталкиваются с тем, что дети выталкивают их из теплого семейного очага своих домов в специальные учреждения для престарелых, где нечастые посещения детей причиняют им невыразимые страдания. Библия требует надлежащего уважения к старшим.

(2) Нормативные модели. Повествование о творении дает пример супругам, которые собираются стать родителями. Прежде всего Бог запланировал творение мужчины и женщины: «Сотворим человека» (Быт. 1: 26). Деторождение должно быть целенаправленным и планируемым процессом, а не бездумной, ни к чему не обязывающей случайностью. Во–вторых, Бог приготовил все необходимое для человека: воздух для легких, еду для желудка, свет для глаз, труд и сон для мышц, тайны и законы природы для разума и субботу для общения с Богом. Христианский образ жизни призывает современных родителей подражать нашему Небесному Отцу в соблюдении принципов заботы и содержания своей семьи.

В доме Исаака и Ревеки наблюдалось серьезное пренебрежение принципом беспристрастной любви. Исаак отдавал предпочтение Исаву, а Ревека благоволила к Иакову (Быт. 25: 28). Соперничество между братьями–близнецами и даже ненависть раздирала эту семью на части. У Иакова потом также был свой любимчик: Иосиф, и это привело к аналогичным последствиям (Быт. 37: 3, 4). Эти два отрицательных примера лишь подтверждают необходимость равного и беспристрастного отношения ко всем детям в процессе их воспитания, показывая, как важно родителям сохранять нелицеприятное отношение к каждому ребенку.

Авраам и Исаак остаются прекрасным примером взаимного уважения и любви. На горе Мориа сын доверяет своему отцу и даже готов умереть, потому что научился доверять Богу своего отца (Быт. 22: 1–14). Совсем иной пример оставил нам Илий — отец, утративший контроль над своими сыновьями и лишившийся их уважения (1 Цар. 2: 22–25). Подобно тому, как Исаак пожал благословения, так и сыновья священника Илия пожали погибель и смерть и стали причиной национальной катастрофы и крушения нравственного порядка в Израиле.

Наконец, другие многочисленные примеры могут установить нормы семейного поведения. Среди них можно упомянуть Анну и Елкану (1 Цар. 1; 2), Иосифа и Марию (Мф. 1: 18–25; 2: 1–23), а также Лоиду и Евнику, бабушку и мать Тимофея (2 Тим. 1: 5).

(3) Правила поведения. Для получения непосредственных наставлений о семейной жизни христианин может обращаться к таким библейским отрывкам, как Исх. 21: 15, 17; Лев. 19: 3; Втор. 27: 16; Притч. 1: 8; 6: 20; 23: 22; Еф. 6: 1–4; 1 Тим. 5: 1–8; Тит. 2: 3–6 и Евр. 12: 7–11.

Многие позитивные ценности происходят из соблюдения христианских норм семейной жизни. Среди наиболее важных можно упомянуть индивидуальность, обостренное самосознание, основанное на диалоге с самим собой и с окружающими (Быт. 2: 18). Диалоги могут принимать форму самооценки (Рим. 2: 15) или самоободрения (Пс. 5: 12; 114: 7). Кроме того, потребность быть с кем–то, любить и быть любимым побуждает нас общаться с теми, кто (496) дорог нам, и подражать им. Таким образом, наше представление о самих себе приобретет еще и общественное измерение. При рождении у людей нет инстинктов, которые бы управляли ими так же, как они управляют животными, делая их автономными существами. Дети нуждаются в заботе, наставлении, в образце для подражания, в прощении, принятии и утверждении в любви. Семья — это данная Богом среда, в которой люди получают здоровое чувство собственного достоинства и индивидуальности.

Семья также создает необходимые условия для развития нужных привычек и ценностей. Примеры, которые дети наблюдают, предлагаемые им возможности, музыка, книги, еда, социальный климат и вопрос выбора религии, которые им даются, во многом определяют их привычки и ценностные предпочтения.

Елена Уайт пишет: «Каждый член семьи должен получать уроки у ног Христа… К этому должна стремиться каждая семья… Религиозное воспитание означает гораздо больше, чем простое обучение. Это подразумевает, что вы должны молиться со своими детьми, учить их приближаться к Иисусу и говорить Ему обо всех своих нуждах. Это означает, что вы должны показывать в своей жизни, что Иисус является всем для вас и что Его любовь делает вас терпеливыми, добрыми, выдержанными и вместе с тем твердыми в воспитании детей согласно вашим принципам, как это было у Авраама» (Христианский дом, с, 317).

Опыт подтверждает, что религиозно–духовное воспитание нельзя предоставлять самому ребенку. Чтобы преодолеть искушения, ведущие людей в неверном направлении, требуется родительская преданность и любящая среда. Христианская семья стремится поддерживать Божественные нормы и тем самым становится ячейкой христианского общества, в котором мужчины и женщины стараются жить честно и в страхе Божьем (см. Брак И.А).

Вопросы брака и семьи

Христиане не могут довольствоваться простым описанием идеалов и выявлением недостатков. Мрачная действительность несчастных и распадающихся браков и семей взывает о помощи. Прежде чем сосредоточиться на библейских наставлениях о том, как решать проблемы, возникающие в браке и семье, необходимо вкратце осветить профилактику, присущую христианскому браку и семейному образу жизни.

а. Образ жизни до вступления в брак. Решающее значение имеет добрачный период. Христианский образ жизни призывает к внимательному самоисследованию, терпеливому изучению возможного партнера по браку, поиску совета у более опытных и уважаемых людей, поддержанию высоких норм сексуальной чистоты и прежде всего к непрестанной молитве и исследованию Божьей воли. Никто не может быть слишком мудрым и благоразумным для выбора партнера для брака (см. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 106, 107), но упомянутые выше предостережения могут снизить риск серьезных трагедий.

Христианский образ жизни нацелен на согласие и постоянство в супружеских отношениях. По этой причине взаимная забота и романтика добрачного периода должны помочь обрученным людям пережить свадьбу, рождение детей и наступление старости. Обоим супругам нужно взращивать взаимную любовь и упорно трудиться над тем, чтобы в полной мере развить свой общий потенциал. В христианском браке люди должны последовательно делиться своими чувствами, целями, страхами и надеждами, чтобы предотвратить разочарование и отчуждение, которые могут омрачить совместную жизнь.

Образ жизни христианской семьи сосредоточен на людях — членах этой семьи. Единение должно постоянно наблюдаться в играх, загородных прогулках или в объятиях. Традиции, уникальные для каждой семьи, еще более углубляют чувство индивидуальности в каждом ее члене; к ним могут относиться особые торжества, каникулы, регулярные духовные занятия и другие творческие семейные обычаи. Принятие каждого члена таким, каков он есть, требует терпимого отношения к ошибкам и поддержки в развитии личных талантов и уникальных особенностей каждого. Дисциплинированность и порядок защитят каждого члена семьи от непосредственного вреда и опасности развития вредных привычек. И, наконец, регулярные богослужения укрепят сознание Божественного присутствия в семье, неся всем ощущение безопасности.

Когда, несмотря на сознательные усилия жить по–христиански, беды приходят, Библия дает наставление христианам, сталкивающимся с проблемами в супружеской и семейной жизни.

(1) Общие принципы. Принцип спасительной конфронтации, преподанный Иисусом в Мф. 18, применим также при решении брачных и семейных проблем. Как только появляется проблема, Иисус умоляет: «Пойди и обличи брата (или сестру), чтобы спасти его (ее). Если взаимопонимания не наступает, быть может, необходимо искать помощь в других местах. Если поделиться проблемой с одним или более опытными помощниками, это зачастую может дать хорошие результаты. Но если и эти усилия оказываются тщетными, церковь, бывшая свидетелем брачных обетов супругов, начинает служение исцеления.

Принцип разлуки на некоторое время может стать еще одним спасительным шагом (1 Кор. 7: 5, 10, 11). Это может дать время, чтобы уменьшить напряжение в семье, время поразмышлять, посоветоваться и помолиться о вопросах, по которым возникло разногласие. Но Павел предостерегает против долгой разлуки, во время которой у супругов могут возникнуть искушения, и советует им расставаться на короткое время для молитвы.

Принцип святости брака ограждает супружеский союз от влияния со стороны и призывает сделать его неуязвимым для воли или желаний третьих лиц. Иисус ясно говорит: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Смерть — единственная причина расторжения брака (1 Кор. 7: 39), которой нельзя избежать. Даже прелюбодеяние, наиболее серьезное нарушение брачного закона, не дает автоматического повода для развода. Иисус рассматривает его как исключение из принципа святости или неприкосновенности, а не как правило, противоположное или параллельное основному (497) принципу (Мф. 19: 9). Малахия говорит об отвержении Богом Своего народа, «за то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя… Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. „Ибо я ненавижу развод, говорит Господь Бог Израилев"» (RSV Мал. 2: 14—16). Христиане выбирают развод с неверным спутником (спутницей) лишь в том случае, когда нет возможности восстановить отношения (1 Кор. 7: 15).

(2) Нормативные образцы. Опыт пророка Осии иллюстрирует поведение мужа, которому изменяла жена (Ос. 1: 2, 3; 3: 1–3). Неугомонная супруга убегает от него, но он выкупает ее из рабства, прощает ее неверность и обращается с ней с уважением и любовью. Затруднительное положение пророка лишь смутно показывает, в каком положении оказывался Бог во взаимоотношениях со Своим народом, когда тот изменял Ему. «Все они пылают прелюбодейством», говорит Бог (Ос. 7: 4), и все же Он не «разводится» с ними. «Как предам тебя, Израиль?» — восклицает Он (Ос. 11: 8), тронутый любовью, которая способна пережить даже неверность. Таким образом, в Библии мы слышим призыв к верности в браке (Мал. 2: 14–16), а также видим пример образцового поведения, когда Бог прощает прелюбодеев.

Нельзя полностью избежать семейных проблем посредством добросовестного выполнения одних лишь норм. Даже в семье Адама и Евы вспыхивала зависть между братьями, и она пострадала от своенравного поведения Каина. Притча о блудном сыне может укрепить христиан для терпеливого и снисходительного отношения к блудным детям; в ней они также находят для себя принцип восстановления семейных отношений (Лк. 15: 11–32).

Семейные проблемы могут также быть следствием неверных поступков родителей. Ионафан являет собой достойный пример сына, который уважал своего отца, царя Саула, но не подражал его образу жизни и не поддерживал его в нечестивых предприятиях (1 Цар. 19: 1–7). К сожалению, Иаков поддержал свою мать в ее злых кознях, которые привели к семейным раздорам, длившимся несколько поколений.

(3) Правила поведения. Из библейских текстов, содержащих прямые правила поведения при разрешении супружеских и семейных проблем, отметим Втор. 21: 15–21; Мф. 5: 32; 19: 5–9; Мк. 10: 11, 12; Рим. 7: 2, 3; 1 Кор. 7.

Огорчает то, что у хороших христиан не всегда бывают хорошие браки, и не все христианские семьи — это хорошие семьи. Это может происходить потому, что Бога не приглашают в семью, или потому, что Его волю неправильно понимают, не говоря уже о нашем нежелании оставить свои эгоцентричные пути. Кроме того, поскольку гармоничные отношения служат бастионом против греха, сатана яростно нападает на семьи. Итак, мы спрашиваем: как следует вести себя христианину в случае рокового распада отношений?

б. Развод. Развод никогда не может быть выходом, это скорее тупик, поскольку происходит разрушение брака и распространение его проблем на окружающих. Он оставляет израненным и разделенным то, что когда–то было одной плотью. Он оставляет след в душах слишком многих невинных людей до конца их жизни. По этой причине христианин скорее будет жертвой развода, нежели ее причиной, и будет искать силу и совет, необходимый для того, чтобы по возможности сохранить брак. Лишь исчерпав все возможные средства и не достигнув никакого улучшения ситуации, супруг(а) может согласиться с процедурой развода.

В этот болезненный период и в течение длительного времени после окончания бракоразводного процесса христианин будет избегать дружеских отношений с представителями противоположного пола вне семьи. Этого требуют несколько причин. Во–первых, надежды на легкий повторный брак могут быть более привлекательными, чем упорные усилия, направленные на разрешение трудностей в уже существующем браке. Во–вторых, чувство неудачи и заниженное чувство собственного достоинства могут сделать человека эмоционально уязвимым, а в таком состоянии ему (ей) трудно проявлять надлежащую осторожность и благоразумие. Взаимоотношения могут развиваться слишком быстро и стать слишком глубокими. В–третьих, когда незалеченные душевные раны и обиды вторгаются в новые отношения, они могут стать скрытой бомбой, готовой взорваться перед лицом ничего не подозревающего партнера и стать причиной дополнительных проблем. Более того, все еще обиженный человек тратит огромные душевные силы на внутренние переживания, и у него остается мало энергии на то, чтобы творчески подходить к удовлетворению потребностей и нужд нового партнера. Наконец, когда в семье есть маленькие или зависимые дети, их израненные души вынуждены наблюдать за тем, как родитель уделяет максимум внимания незнакомому человеку. Зачастую они никогда не могут «развестись» с другим родителем, и когда другой человек «вторгается» в расшатанный дом, вероятность его крушения становится очень высокой.

в. Повторный брак. Повторный брак с другим человеком не является библейским решением. Исключение может составлять человек, супруг(а) которого впал(а) в прелюбодеяние и нарушил(а) единство плоти и духа, пренебрегая супружеским обетом (Мф. 19: 9). Мы говорим «может», потому что прелюбодеяние не является непростительным грехом и потому что не все прелюбодеяния одинаковы. Неверность в условиях сильного искушения — это не то же самое, что спланированное и умышленное прелюбодеяние того, кто сам искушает других, хотя от этого оно не перестает быть грехом.

Но почему прелюбодеяние считается таким уникальным грехом? Разве не являются поводом для развода такие вещи, как отступничество (нарушение обета верности Богу), оставление на произвол судьбы (нарушение обещания заботиться), побои и поношение (нарушение обета любить и лелеять) и нечистые помыслы (также разновидность прелюбодеяния)? В 1 Кор. 6: 16–18 Павел раскрывает уникальную природу сексуального греха.

1. Побои, издевательства, поношения и ругань, отступничество, оставление и даже нечистые помыслы могут (498) иметь место отдельно друг от друга и исправляются через покаяние. Половой акт вовлекает все естество человека, все аспекты человеческого характера и личности и воздействует на внутреннюю сущность человека: «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею» (1 Кор. 6: 16). Этого не происходит при совершении других грехов. Они не направлены против единства тела (стих 18).

2. В сексуальном грехе участвует еще один свободный человек. Грех также затрагивает все его (ее) личностные аспекты, и покаяние одного не устраняет и не отменяет воздействия на другого или на всех других участников этого действия.

Эти два фактора — воздействие на единство личности, участвующего в сексуальных действиях, и участие другого партнера в прелюбодеянии делают этот грех роковым для брачного союза. С этого момента первоначальный брак изменяется, и только чудо благодати может произвести примирение супругов.

г. Сожительство. Под сожительством подразумевается совместная жизнь без законной регистрации или церковного благословения. Это личная договоренность, основанная на решении пары, которая отражает их желания и характеристики. Такой образ жизни чужд христианину по нескольким причинам:

1. Сожительство не имеет библейского обоснования. Любая сокровенная сексуальная близость двух разнополых людей вне брачного завета называется прелюбодеянием или блудом.

2. Союз двух супругов включает в себя преимущества и обязанности. Опыт показывает, что ответственность за чье–то счастье заслуживает доверия, только когда эта ответственность перед кем–то уважается. Если ответственность мужа за его жену основана на его ответственности перед Богом и Церковью, то эти два авторитета делают условия завета по–настоящему обязывающими (Мал. 2: 13–16). Но когда ответственность за партнера становится личным делом человека и он(а) отвечает только перед своим партнером, тогда простое решение не нести ответственности перед партнером упраздняет долг в отношении другого. Никто другой не имеет поручения или долга защищать или уважать такой союз.

3. Рискованно и неразумно дарить другому свои глубочайшие чувства и делать себя уязвимым, когда не существует никаких других гарантий, кроме словесных обещаний друг другу или желаний. В этом случае вероятность постоянства или глубины в таких взаимоотношениях невелика (см. Брак II.Б.В.).

Вопросы сексуального поведения

а. Человеческая сексуальность. Христианское свидетельство относительно надлежащего сексуального поведения имеет непреходящее значение для современного общества. Многие общественные и личные проблемы коренятся в неспособности успешно обуздывать и регулировать силу этого естественного влечения. Сексуальная революция лишь усилила и усугубила уже достаточно затруднительную ситуацию. В результате христианин живет в цивилизации, которая считает сексуальные чувства ключом к счастью, внебрачные связи —- чем–то нормальным, терпимо относится к гомосексуализму и некоторым другим сексуальным извращениям, считая их приемлемым альтернативным образом жизни. Безответственно избегать ясных руководящих указаний в этой области человеческого поведения, а также попустительствовать извращению естественного полового влечения. Слово Божье не молчит о сексуальном поведении и не проявляет равнодушия к этому вопросу, как становится ясно из внимательного прочтения Библии.

(1) Общие принципы. Принцип благости половых различий ясно сформулирован в Священном Писании (Быт. 1: 27, 28, 31). Бог намеренно сотворил двух разнополых людей. И мужчины, и женщины созданы по образу Божьему, и тем не менее их роли и функции, не говоря уже об их умах и телах, различны. Тот факт, что мужчина и женщина отличаются друг от друга, не означает, что один уступает другому (см. Брак I.E. 1.6).

Принцип благости сексуальных отношений утверждает, что половое влечение и половая активность сами по себе не греховны и не порочны (Быт. 1: 28; 2: 24, 25; 4: 1). Библия часто и без всякого стеснения говорит о том, что мужчина «познал» свою жену; при этом Священное Писание определяет характеристики, в рамках которых сексуальное поведение остается благом. Во–первых, половая близость — это не только физическое явление по своей природе; она включает в себя и требует эмоционального, интеллектуального, волевого, социально–экономического, юридического и духовного выражения. Во–вторых, человеческая половая близость нуждается в святилище брака, поскольку духовное общение не может происходить быстро или спонтанно; она требует исключительности, искреннего эмоционального взаимопонимания, свободного согласия разума и воли и принятия всей полноты общественной, экономической и юридической ответственности. В–третьих, поскольку общение и близость не могут иметь место со многими партнерами, христианский образ жизни требует пожизненных супружеских отношений одного мужчины с одной женщиной. Только в этих рамках может развиться взаимное доверие, ощущение уверенности и преданность, достаточные для того, чтобы открыть партнеру всю свою внутреннюю сущность. Только в этих границах половые отношения могут оставаться благом.

Принцип сексуальной чистоты противостоит всем видам половых извращений и злоупотреблений человеческой близостью (1 Кор. 6: 15–20). Следуя этому принципу, христианин будет избегать всех видов нечистоты, даже если они считаются приемлемыми в данной культуре.

Проституция, заключающаяся в продаже своего тела, осуждается по нескольким причинам. Она отделяет физический аспект сексуальности от всех других измерений человеческого естества и низводит чувство собственного достоинства до сексуальной ликвидности. Проституция не только способствует распространению болезней, передаваемых половым путем, но и подрывает устойчивость браков и безопасность общественных отношений. Все внебрачные половые отношения должны быть отвергнуты по тем же причинам, что и проституция, даже (499) если человек не получает денежного вознаграждения за свои сексуальные действия (Втор. 22: 22).

Кровосмешение отвратительно еще и по другим причинам. Оно вносит путаницу во взаимоотношения между близкими родственниками и особенно сильно травмирует совращенных малолетних или несогласных с этим взрослых людей. Оно посягает на человеческую свободу, унижает человеческое достоинство и может привести к душевным и эмоциональным травмам, которые не так уж редко приводят к проституции и сексуальной неуравновешенности в течение всей последующей жизни. Изнасилование запрещено по тем же причинам и приводит к аналогичным последствиям. И то, и другое являются преступными деяниями; ответственные люди должны сообщать о подобных явлениях в соответствующие органы.

Христиане будут воздерживаться и от других извращений, таких как содомия, трансвестизм, педофилия и вуайеризм. Порнография оскорбительна для христиан по нескольким причинам. Подчеркивая чувственность и соблазн, порнография является мощным инструментом низведении мужчин и женщин до уровня простых сексуальных объектов. Она стимулирует половое влечение без межличностных отношений или взаимного уважения. Поскольку сексуальное самоублажение становится главной целью сексуальных отношений, легко развивается привычка пренебрегать потребностями других людей. Сексуальность становится предметом многочисленных фантазий и быстро перерождается в наваждение и манию, разрушая брак. Порнография стала многомиллиардным бизнесом, против которого христиане должны решительно действовать и выступать.

Чтобы мужчины и женщины поняли библейский взгляд на сексуальное поведение, а также обязанности и преимущества супружеской жизни, требуется надлежащее наставление. Семья и Церковь должны взять на себя ответственность за подготовку молодежи к тому, чтобы быть сильными и добродетельными.

(2) Нормативные образцы. Священное Писание откровенно описывает печальные эпизоды сексуальной распущенности, а также рассказывает о благородных победах над злом и пороком. В этих событиях мы видим человеческую развращенность и твердое неприятие Богом греха во всех обстоятельствах и ситуациях. Жена Потифара и ее образ жизни противопоставляется Иосифу и его образу жизни. В этом одном событии прелюбодеяние и блуд безусловно отвергаются (Быт. 39: 6–23). Эта история учит тому, что внебрачный секс недопустим для кого бы то ни было: для богатых и могущественных, которые имеют власть эксплуатировать и предавать смерти, или для рабов, абсолютно лишенных всех прав.

Возмутительное групповое изнасилование, совершенное жителями Гивы, показывает, как низко могут пасть те, кто одержим сексом. Вся нация поднялась против этого города, чтобы отомстить за смерть жертвы и ясно указать гражданам этого города, что необходимо соблюдать приличия и права человека (Суд. 19, 20).

Кровосмесительное изнасилование импульсивным и неуправляемым Амноном своей сводной сестры Фамари (2 Цар. 13: 1–20) — это еще один шокирующий сигнал семьям о том, какие беды их могут подстерегать. Амнон был убит Авессаломом в отместку, но это не могло избавить Фамарь от стыда и позора. В христианских семьях необходимо учить контролировать все страсти и влечения, включая сексуальные. Эти семьи должны быть самым безопасным местом на земле, где может практиковаться и преподаваться целомудрие и где истинные взгляды на сексуальное поведение разъясняются и обсуждаются без ложного стыда. Родители и дети должны признать свою нужду в помощи и решительно пресекать все пороки, связанные с необузданной сексуальностью. Чистота — это норма христианского поведения. Кроме того, Церковь несет на себе торжественную обязанность требовать от своих членов благопристойного поведения (1 Кор. 5: 1, 2).

В Притч. 7 повествуется о молодом человеке, совращенном блудной женщиной. Чтобы привлечь его внимание, она обещает ему эмоциональное удовлетворение, а также надежное, потаенное место, где их любовь может получить полное выражение. Печальный факт состоит в том, что она может предложить только физическое удовольствие; когда ночь пройдет, останется пустота, стыд и чувство собственной недостойности. Удовлетворяя свою похоть и необузданное физическое влечение в ущерб остальным граням своей индивидуальности, молодой человек обрекает себя на внутренние, душевные муки и наносит удар по чувству собственного достоинства. Жажда одних лишь чувственных удовольствий угрожает исказить его представления об интимной близости, вследствие чего может наступить дисгармония в разуме и теле.

В отличие от этой истории, Книга Песни Песней Соломона описывает красоту взаимного влечения и близости двух любящих друг друга людей, которые стали мужем и женой. Здесь нет и следа нечистых желаний или эгоистичной погони за наслаждениями ради плотских удовольствий. Вместо этого самопожертвование ради счастья другого приносит глубокую радость обоим. В этой книге излагается христианская норма сексуальной жизни.

(3) Правила поведения. В Священном Писании содержится много прямых правил сексуального поведения, по–прежнему применимых ко всем христианам. Среди них можно упомянуть Исх. 20: 14; 22: 19; Лев. 20: 11, 12, 17–21; Втор. 22: 23–30; Притч. 5: 15–19; 7: 25–27; Мф. 5: 27, 28, 31, 32; 19: 3–9; Мк. 10: 2–9; 1 Кор. 5: 1, 2; 6: 15–19; Гал. 5: 19–21; Еф. 5: 3–5; Евр. 13: 4; Откр. 21: 8 (см. Брак II. А–Г).

б. Христианин и безбрачие. Христиане могут оставаться безбрачными — либо на время, либо постоянно. Жизнь предоставляет им достаточно возможностей для реализации своих возможностей, внесения вклада в жизнь общества и для получения удовольствия от жизни.

Различные потребности, которые по идее должны удовлетворяться в браке, могут в значительной мере восполняться и без супружеского союза. Расширенная семья, церковное братство, товарищи по работе и всевозможные общественные организации могут надлежащим образом поддерживать человека как эмоционально, так и духовно. Половое влечение может быть сублимировано (500) (подавлено) и направлено в другое русло. Даже соединение воедино может происходить не только посредством полового контакта. Например, человек может полностью посвятить всю жизнь своему призванию или миссии. Иоанн Креститель, апостол Павел и Сам Иисус являются наиболее известными и общепризнанными примерами людей, посвятивших себя всецело исполнению миссии. Павел очень явно говорит об этом в 1 Кор. 7: 25–35.

Холостые христиане, которые становятся таковыми в результате личного выбора или в силу обстоятельств, могут быть уверены, что Бог, знающий их положение, призывает их к насыщенной и плодотворной жизни. Секрет огромного вклада Павла как холостяка в дело проповеди Евангелия не следует искать в энергичном или упорном нежелании смириться со своей судьбой. Он заключался в его готовности вопрошать: «Что повелишь мне делать, Господи?» (Деян. 22: 10). С того времени и дальше жизнь Павла была объединена с Христом (Гал. 2: 20).

Современное общество оказывает колоссальное давление на холостяков, предлагая им удовлетворять свои сексуальные потребности вне брака. Однако Библия допускает сексуальные отношения только в рамках брака. Сопротивляться искушению возможно посредством живущего в сердце Святого Духа.

Можно вкратце остановиться на мастурбации как сексуальной разрядке. В Священном Писании нет четких указаний по этому вопросу, но поскольку сексуальная близость в Библии имеет место исключительно между женатыми людьми, тем, кто настаивает на половой разрядке через мастурбацию, придется обосновать свою позицию. Непрерывно практикуемая мастурбация может привести к развитию вуайеризма (подглядывания), сексуальных фантазий или к увлечению порнографией, что со временем порождает нравственную испорченность и агрессию. Эти действия могут стать навязчивыми и маниакальными. Спутник жизни, который одержим страстью к мастурбации, часто несет на себе груз вины и имеет низкую самооценку. Его (ее) воздержание уступает место угождению низменным похотям, что плохо сказывается на браке, а в конечном итоге и на здоровье.

в. Христиане и гомосексуализм. Отношение христианина к гомосексуализму, который в данной статье подразумевает как мужчин, так и женщин, должно основываться на библейских принципах и нормах. Рассматривая связанные с этим вопросы, необходимо проводить четкое разграничение между гомосексуальной ориентацией и практикой. Что касается первого, то утверждается, что человек может быть не в состоянии перебороть свою ориентацию; что же касается второго, то здесь все решает личный выбор. По благодати Божьей можно достичь здесь полной чистоты. С другой стороны, в своем отношении к этому вопросу христиане должны помнить, что люди с гомосексуальными наклонностями несут на себе тяжелое бремя и нуждаются в любви и понимании всего тела Христова, когда борются с искушением (см. Брак И.Б).

(1) Общие принципы. Принцип гетеросексуальности уходит корнями в историю творения (Быт. 2: 24, 25). Адам и Ева были сотворены мужчиной и женщиной, чтобы дополнять друг друга в союзе «одной плоти». Образ Божий включает в себя не только оба пола, но также и женственность, которой недоставало Адаму, и мужественность, которую Ева находила в Адаме. Эта концепция имеет далеко идущие последствия для формирования отношений к гомосексуализму.

Очевидно, что при творении гомосексуализма не существовало и что он появился лишь после грехопадения. Он не сотворенный элемент человеческой природы и не альтернативное измерение образа Божьего. Гомосексуальная ориентация должна рассматриваться как одно из последствий греха, который изуродовал человеческое тело и психику. В любом случае Павел находил гомосексуализм противоестественным (Рим. 1: 26) или противным природе.

Спор по поводу этиологии (происхождения) гомосексуализма пока не разрешен. Некоторые факты свидетельствуют о том, что это приобретенное поведение. Однако другие исследования указывают на то, что гомосексуализм не всегда является следствием сознательного выбора или результатом определенного влияния в детские годы, но что некоторые люди могут быть генетически предрасположены к такому поведению. В любом случае факторы, способствующие гомосексуализму, лишь отчасти относятся к обсуждению христианского образа жизни.

Некоторые настаивают, что если гомосексуализм — это генетически предопределенное поведение, это уже не просто поведение, а скорее уникальный образ самосознания геев или лесбиянок. Гомосексуальный акт, по их мнению, проистекает из этого уникального представления гомосексуалистов о самих себе. Как таковой, он не является для них чем–то противоестественным и не должен считаться греховным или противозаконным.

Чтобы принять подобные доводы, нужно отказаться от библейского взгляда на гомосексуализм. Утверждение, будто гомосексуализм — естественная, альтернативная ориентация, противоречит словам Павла в Рим. 1: 26, 27. Оно также бросает тень на Бога, требовавшего смертной казни для гомосексуалистов, представляя Его несправедливым (Лев. 18: 22; 20: 13).

Кроме того, считать гомосексуализм чем–то естественным, а однополую любовь не греховным делом, значит, ставить под сомнение веру христиан в силу Евангелия. Иисус пришел, чтобы освободить людей от приобретенных отклонений, а также от генетических или наследственных наклонностей. Христиане считают, что личная ответственность не ограничивается поведением, которое мы властны выбирать. Мы все рождаемся «во грехе» (Пс. 50: 7), но эта греховность не должна царствовать в нашей жизни. Ни гомосексуалист, ни алкоголик, ни больной клептоманией и никакой другой грешник не должен оставаться мертвым в своих преступлениях или грехах, то есть оставаться обреченным на это состояние. Все приглашены отдать себя не нечестию, а Богу в орудия правды и откликнуться на призыв воскреснуть с Христом для обновленной жизни (Рим. 6: 1–23).

(2) Нормативные образцы. Только в двух библейских историях рассказывается о гомосексуальной связи. В обоих случаях речь идет об угрозе группового гомосексуального изнасилования, которая, однако, не осуществляется. В (501) Быт. 19: 1–11 жители Содома пристают к ангелам, пришедшим в дом к Лоту. В Суд. 19: 16–22 аналогичным образом ведут себя жители города Гива. В обоих случаях подчеркивается нечестие тех мужчин, которые домогались других мужчин.

(3) Правила поведения. В следующих наставлениях изложены четкие библейские указания по поводу гомосексуализма: Лев. 18: 22; 20: 13; Рим. 1: 27; 1 Кор. 6: 9–11; 1 Тим. 1: 8–11.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.