Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суббота и воскресенье во втором и третьем веках






а. Самые древние сведения. Следует упомянуть о трех ссылках на день отдыха, которые датируются вторым веком, поскольку многие считают их косвенным аргументом в пользу соблюдения либо воскресенья, либо субботы, хотя конкретный день не указывается. Это ссылки на Игнатия Антиохийского, Плиния, римского прокуратора Вифинии, и «Дидахе».

Примерно в 115 году н. э. Игнатий Антиохийский написал послание магнезийцам, жившим в Малой Азии, в котором предостерегал христиан от крайних разновидностей иудейских обычаев. В Магн. 9: 1 он говорит о том, что «не нужно больше субботствовать, но нужно жить в согласии с Господом, в Котором также воскресает и наше упование на Него». Этот отрывок часто истолковывается как повеление «не соблюдать больше субботу, но жить согласно дню Господнему [воскресенью]». Слово «день» приведено не на греческом, а вставлено позже и может означать не «день», а «жизнь». В этом случае отрывок можно было бы перевести так: «жить в соответствии с жизнью Господа». Любой смысл возможен при данной конструкции греческой фразы, но «жизнь Господа» представляется особенно уместным переводом ввиду того, что в ней (или посредством нее) «воскресает и наше упование на Него [Христа]».

Термин «субботствовать» означает скорее общий образ жизни, а не соблюдение дня. Некий богослов четвертого века, делавший вставки в рукопись Игнатия, не ставил знака равенства между «субботствованием» и соблюдением субботы, но призывал соблюдать как субботу, так и воскресенье. Возражал он лишь против соблюдения субботы по–иудейски (см. V. Б. З.а). Контекст, в котором Игнатий сделал свое заявление — призыв подражать примеру ветхозаветных пророков (8.2–9.1), подтверждает, что он имеет в виду образ жизни, а не богослужебные дни. Те ветхозаветные пророки, которые больше не субботствовали, но жили по «Господу», соблюдали не первый, а седьмой день недели — субботу.

Римский прокуратор Плиний в письме к римскому императору Траяну в 112 году н. э. рассказывает об обычаях христиан в Вифинии. Некоторые из этих христиан отступили от веры; и когда Плиний расспрашивал их о прежних верованиях и обычаях, они сказали ему, что в своем «заблуждении» встречались до восхода солнца в «назначенный день» (или «установленный день») и воспевали гимны Христу как Богу (Письма 10.96). Этот обычай больше напоминает ежегодное празднование дня Воскресения перед восходом солнца, чем соблюдение какого–либо еженедельного дня, будь то суббота или воскресенье.

Учебное руководство под названием «Дидахе», которое датируется началом второго века, в 14–й главе призывает устраивать собрание, преломление хлеба и Евхаристию «Господа господствующих». Разные богословы истолковывают этот текст как указание на еженедельное празднование воскресенья, на ежегодную Пасху или на седьмой день субботу. Однако контекст и характер данного высказывания наводит совершенно на другие мысли: что сюда нужно вставить существительное «наставление» (или «повеление», или «заповедь»). В результате получаем вариант: «по учению Господа».

б. Отцы Церкви второго века. Самый древний документ, воздающий почести воскресенью как дню еженедельных христианских богослужений, — это «Послание Варнавы Александрийского» (около 130 г.). В сугубо иносказательной манере Варнава говорит о субботе как о знамении тысячелетнего царства, а о «восьмом дне» (воскресенье) как о символе новой земли; похоже, он также говорит, что «восьмой день» — это либо тот день, который соблюдают христиане, либо тот день, который они должны соблюдать (Послание, 15).

Если высказывание Варнавы звучит несколько двусмысленно, то свидетельство Иустина Мученика в Риме (около 150 г.) однозначно. В своей Апологии, адресованной римскому императору и сенату, он описывает знакомое ему богослужение воскресного утра (1 Апология, 67). По всей видимости, служба происходила ранним утром. Однако недавно проведенное богословское исследование приводит некоторые доводы в пользу того, что раздел 67 (376) мог быть более поздней вставкой. В «Диалоге с Трифоном иудеем» Иустин высказывает свою точку зрения о превосходстве христианства над иудаизмом. В полемическом запале Иустин пренебрежительно высказывается о субботе, как видно из следующих слов: «Разве ты (Трифон) не видишь, что стихии не пребывают в праздности и не соблюдают никаких суббот? Оставайся таким, каким ты родился» (23).

В конце второго века Климент Александрийский поносил субботу и восхвалял первый день недели. Используя самые разные умозрительные построения, Климент пытается доказать первенство первого дня недели. Он также первый из ранних Отцов Церкви ссылается на еженедельное воскресенье как «день Господень», странным иносказательным образом цитируя греческого философа Платона (428–348 гг. до н. э.): «День Господень, о котором пророчески Платон говорит следующее в десятой книге Республика: „И когда семь дней миновали для каждого из них на лугу, в восьмой они должны отправиться и прибыть через четыре дня"» (Строматы, 5.14).

Ириней Лионский (около 175–200 гг.) отнес «день Господень» к Пасхальному воскресенью в своем трактате «О Пасхе» (не сохранился до наших дней). Неизвестный, более поздний писатель указал, что «Пятидесятница» для Иринея была «не менее важна, чем день Господень». Таким образом, «днем Господним» по Иринею была ежегодная Пасха, ибо он явно сравнивает два ежегодных праздника (Отрывки из утраченных сочинений Иринея, 7).

в. Апокрифические источники второго века. Два апокрифических источника упоминают «день Господень», возможно, на два–три десятилетия раньше, чем Климент Александрийский (хотя датировка неопределенна): в Евангелии Петра говорится о том, что Христос воскрес в «день Господень», но ничего не говорится о соблюдении ежегодных или еженедельных праздников в честь этого дня. В Деяниях Иоанна сообщается, что апостол Иоанн нарушил пост «в седьмой день, который является днем Господа». Во втором источнике мы также читаем о том, как Иоанн узник отправляется в путь и, возможно, имеется в виду седьмой день пути. Но, поскольку Церковь на Востоке не постилась в субботу (см. V.B.3.6), Иоанн должен был бы закончить свой пост в этот день. Ни один из этих апокрифических источников не заслуживает большого доверия. Но тот факт, что и Деяния Иоанна, и Книга Откровение были написаны в римской провинции Асия, указывает на сходное употребление и значение термина «день Господень» в Деяниях и в Откр. 1: 10. В обоих случаях эта фраза означает субботу седьмого дня.

г. Отцы Церкви третьего века. В третьем веке христиане стали повсеместно соблюдать воскресенье как еженедельный день покоя. Вместе с тем не возникало и серьезной полемики по поводу субботы, за исключением нескольких мест, таких как Рим, Александрия и область вокруг Карфагена, которая находилась под сильным влиянием Рима. Как и во времена Нового Завета, подобное затишье указывает на то, что в целом в христианском мире сохранялось сложившееся положение дел.

В Риме и Северной Африке существовали разные точки зрения. В противовес более ранним полемическим высказываниям Иустина Мученика, Ипполит Римский в начале третьего века решительно возражал против постов в субботу и воскресенье. В Риме сформировался обычай поститься каждую субботу, в результате чего суббота стала не днем радости, а днем печали. Однако никто не постился по воскресеньям, и Ипполит настаивает на том, чтобы такие же почести воздавались и субботнему дню.

В Северной Африке Тертуллиан, современник Ипполита, поначалу был настроен отрицательно в отношении тех, кто соблюдал субботу, поскольку считал, что их обычай не преклонять колени в субботу вызывает раскол и разделение (О молитве, 23). (На Римском Западе коленопреклонение считалось скорбным обычаем, неуместным для дня радости; поэтому христиане не преклоняли колени в воскресенье). Однако в последующие годы он защищал субботу, энергично выступая против субботнего поста (Против Маркиона, 4.12, 30 и О посте, 14). Мы можем сделать вывод, что в Риме и Северной Африке суббота не полностью исчезла. Отсутствие полемики в остальном христианском мире указывает на то, что в каком бы виде ни соблюдалось воскресенье, это не приводило к вытеснению субботы.

3. Суббота и воскресенье в четвертом–шестом веках

а. Четвертый век. Знаменитый воскресный закон Константина, изданный в начале четвертого века, 7 марта 321 года, оказал мощнейшее влияние как на субботу, так и на воскресенье. Вот текст этого указа: «В достопочтенный День Солнца судьи и городские жители должны отдыхать, а все мастерские закрываться. Однако жители сельской местности могут беспрепятственно и законным образом продолжать свою работу, поскольку не каждый день подходит для посева зерна или насаждения виноградной лозы, чтобы не потерять им богатство неба, упустив благоприятный момент» (Библейский комментарий АСД, т. 9, с. 999).

Этот указ не был рассчитан на христиан, ибо воскресенье в нем названо «достопочтенным Днем Солнца». Константин явно не следовал в этом указе образцу ветхозаветной субботы, ибо освободил от необходимости покоиться в этот день сельскохозяйственных работников, тогда как в Пятикнижии этот труд запрещался по субботам. Еще один указ, изданный 3 июля того же года, вводил ограничения на военные операции в воскресные дни.

Спустя шестьдесят пять лет, в 386 году н. э. императоры Феодосии I и Грациан запретили судебные тяжбы и возврат общественных или личных долгов в воскресенье. Впоследствии правители еще больше ужесточили эти ограничения с целью дальнейшего «осуббочивания» христианского воскресенья (т. е. наделения воскресного дня статусом и святостью библейской субботы).

Самое раннее из известных церковных постановлений, запрещавших соблюдение субботы и заменявших ее на еженедельное празднование воскресного дня, было издано региональным Лаодикийским собором, который (377) предположительно состоялся в 364 году н. э. В Каноне 29 этого собора было определено: «Христианам негоже иудействовать и праздно проводить субботу, но следует трудиться в этот день; однако день Господень [воскресенье] они должны чтить особо и, по возможности, не работать в этот день. Если же они все же будут иудействовать, их следует отлучать от Христа» (12, 2: 316).

Верность субботе седьмого дня была сдана не без борьбы. На самом деле в четвертом веке мы встречаем горячую полемику по вопросу о субботе и воскресенье. В отличие от постановления Лаодикийского собора компиляция четвертого века, известная под названием «Апостольские постановления», гласит: «Рабы должны трудиться пять дней; но в субботний день и в Господень день [воскресенье] пусть они отдыхают и посещают церковь, чтобы получать наставление в благочестии» (8.33). И еще: «Но соблюдайте субботу и праздник дня Господнего (воскресенье], потому что первая есть памятник творения, а второй — памятник воскресения» (7.23). В том же источнике можно найти несколько других аналогичных заявлений (2.36; 2.47; 7.36). Примерно в то же время интерполятор Игнатия советовал: «Каждый из вас да соблюдает субботу духовно, радостно размышляя о законе… И после соблюдения субботы да соблюдает каждый друг Христа День Господень как праздник, день воскресения, царицу и главу всех дней» (Магнезийцам 9).

б. Пятый век. В пятом веке Иоанн Кассиан (360–435 гг.) говорил о посещении церкви в субботу и в воскресенье, заявляя, что он даже видел монаха, который порой постился пять дней в неделю, но ходил в церковь по субботам или воскресеньям и приводил домой гостей на трапезу в эти два дня (Постановления, 5.26). В других своих высказываниях Кассиан также говорит о церковных службах по субботам и воскресеньям (Постановления, 3.2; Собеседования, 3.1). Еще один отец Церкви, благосклонно отзывающийся об обоих днях, — это Астерий Амасийский. Около 400 года он говорил о том, как прекрасно для христиан, что «оба эти дня находятся рядом» — «суббота и День Господень» — это дает возможность народу каждую неделю собираться и получать наставления от своих наставников (Проповедь 5 по Мф. 19: 3).

Августин (354–430), епископ Гиппона в Северной Африке, в нескольких своих письмах полемизирует по поводу субботних постов (Письма 36 [Казулану], 54 [Януарию] и 82 [Иерониму]. В письмах Касулану и Януарию он отмечал, что большая церковь в Милане не соблюдает субботний пост (36.32 и 54.3 соответственно).

Августин также ясно указывает на то, что субботний пост совершался только в Риме и некоторых других местах на Западе (36.27); восточные церкви и «большая часть христианского мира» не соблюдали субботний пост (82.14). Аналогичное свидетельство можно найти и у Кассиана, который заявляет, что «некоторые люди в отдельных странах Запада, и особенно в городе [Риме]» постятся в субботу (Постановления, 3.10).

Особенно интересны летописи двух церковных историков пятого века. Сократ Схоластик (около 440 г.) писал: «Хотя почти все церкви мира празднуют святые тайны [Вечерю Господню] в субботу каждой недели, христиане Александрии и Рима, основываясь на некоем древнем предании, прекратили это делать» (Церковная история, 5.22). Созомен, современник Сократа Схоластика, писал: «Жители Константинополя почти повсюду собираются в субботу, а также в первый день недели, хотя этот обычай не соблюдается в Риме или Александрии» (Церковная история, 7.19). Уместно напомнить здесь, что Рим и Александрия были единственными двумя городами, которые отрицательно относились к субботе, начиная со второго века (см. V.Б.2.6).

в. Шестой век. В шестом веке были предприняты серьезные шаги, направленные на то, чтобы положить конец субботе и утвердить соблюдение воскресенья. Некоторые теологические выкладки принизили важность субботы, но куда более весомыми были постановления церковных синодов и указы правителей. В 538 году н. э. Третий Орлеанский синод запретил «полевые работы», чтобы «люди могли приходить в церковь для поклонения» в воскресенье (12, 4: 209). В то время как воскресный закон Константина освобождал тружеников села от соблюдения воскресенья, теперь «полевые работы» были включены в перечень запрещенных дел. Это был огромный шаг в направлении перенесения субботних ограничений Пятикнижия на воскресный день. Второй Маконский собор 585 г. и Нарбоннский Собор 589 г. еще более ужесточили правила соблюдения воскресенья (там же, с. 407, 422). Более того, маконские постановления «были изданы королем Гунтрамом в указе от 10 ноября 585 года, в котором он требовал тщательного соблюдения воскресенья» (там же, с. 409). Таким образом, гражданская власть оказала поддержку Церкви, и это явление только усиливалось и расширялось в течение последующих веков. К концу шестого столетия воскресенье вытеснило субботу почти на всей территории Европы. Теперь оно стало еженедельным христианским днем отдыха и богослужений.

г. Суббота и воскресенье в Эфиопии. По крайней мере, в некоторых частях Эфиопии или среди некоторых групп ее жителей развились другие взгляды на связь между субботой и воскресеньем. В так называемых «Египетских церковных постановлениях», по–видимому, основанных на «Апостольском Предании» Ипполита начала третьего века, в эфиопской версии существует предписание, согласно которому в субботу и в первый день недели «епископ должен по возможности собственноручно давать причастие всем людям, а дьяконы должны преломлять хлеб». В том же документе говорится, что оба этих дня считаются отличными от «прочих дней», а в одном месте эти два дня даже названы «субботами» (Апостольские постановления, 66).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.