Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальных групп. Типология социальных групп.






 

Понятие социальной группы имеет в со­циологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом, и даже все человечество. Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих социально необхо­димую функцию в общей структуре общественного разделе­ния труда и деятельности.

Из сказанного следует, что не всякое объединение лю­дей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями лю­дей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковремен­ность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъ­ектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны соци­альными группами и поэтому нередко именуются квази­группами. Так, совокупность людей, собравшихся прослу­шать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в вузе — социальная группа.

Социологи по-разному определяют понятие «социаль­ная группа». Так, наш социолог Г.С.Антипина рассматри­вает социальную группу как совокупность людей, имею­щих общий социальный признак и выполняющих общест­венно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы: взаимодей­ствие, членство и идентичность. Он характеризует ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад­лежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Как и социальные взаимодействия, соци­альные группы (общности) могут класси­фицироваться по различным основаниям. По своей вели­чине, численности они подразделяются на малые (пример­но от двух до нескольких десятков человек) и большие. От­личительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность личностных взаимодействий субъектов, ус­тойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения и др. Социолог и социальный психолог нашей страны Г.М.Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступа­ют в форме непосредственных личных контактов». Приме­рами малых социальных групп могут служить семья, бри­гада, класс в школе, студенческая группа, религиозная секта, спортивная команда и т.д. Оптимальной, наиболее эффективной считается группа из 5—7 человек. В больших социальных группах (например, классовых, националь­ных, территориальных и других общностях) связи и взаи­модействия носят не только непосредственный, но и опо­средованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие.

Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные осо­бенности. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда и др. Вторичная социальная группа — это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достиже­ния конкретных целей (политических, экономических, со­циальных, идеологических и др. Социальные группы по способу и характеру организации подразделяются на формальные и неформальные. В формаль­ных группах правила их организации, действия и поведения ее членов устанавливаются, регламентируются или санкцио­нируются официальным образом социальными института­ми и организациями. В отличие от этого, неформальные группы не имеют официальной регла­ментации, складываются на основе межличностных отно­шений и по инициативе самих индивидов.

Различают также объективные и субъективные социаль­ные группы. В основании первых лежат объективно, неза­висимо от воли и сознания людей возникающие общест­венные отношения (например, отношения родства, при­надлежности к определенной классовой, этнической или расовой группе и др.). Вторые связаны с социальными от­ношениями, складывающимися на основе социальных взаимодействий субъективного, (группы друзей, патриотические, науч­ные и др. общества, политические партии, современные неформальные организации и движения и др.).

Особо следует сказать о понятии «референтная группа», введенном американским социальным психологом Г.Хайменом. Это реальная или воображаемая, обычно малая группа, система ценностей и норм которой слу­жит образцом, эталоном для той ли иной личности. Инди­вид может входить, а может и не входить в такую группу, но он сверяет свой статус и поведение с этим образцом, выражая удовлетворенность или неудовлетворенность ими, вырабатывая определенную установку на социальное перемещение.

12. Ролевая теория личности: основные положения.

 

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: " социальный статус " и " социальная роль ".

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген. секретарь). Выделятся также естественный и профессионально- должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

4. нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:

" ролевого ожидания

" ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие.Эти ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1. описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2. предписание (требования), связанные с данным поведением;

3. оценка выполнения предписанной роли;

4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Глав-ным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением слу-жит характер индивида. Т. е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.