Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Quot;Не знаешь? Главным демагогом".




Выражение лица Валерия Степановича резко меняется, он с обидой отворачивается.

"Что же ты не спрашиваешь, почему?"

 

Лицо Валерия Степановича становится непроницаемо холодным.

"Ты ведь у нас командуешь кранами "Демаг". Вот и прозвали тебя, главным демагогом".

 

До обиженного сознания Валерия Степановича постепенно доходит смысл сказанного, выражение лица смягчается, постепенно переходя в довольную улыбку.

 

Что это за штука такая – «Демаг»? По тем временам это было чудом техники. Кран, созданный в Германии, способен поднимать до 620 тонн груза, максимальный вылет стрелы 100 метров и максимальная высота подъема груза более 150 метров. И при этих удивительных возможностях он перемещается на гусеничном ходу и имеет гидравлический привод всех систем. (Правда, последнее в условиях суровой зимы 1986-87 годов из достоинства превратилось в труднейшую проблему). Таких кранов в чернобыльской зоне было три. Я не могу даже представить себе, как выполнялись бы работы на третьем-четвертом блоках без этой техники.

 

Мне довелось сменить Валерия Степановича на «посту» управляющего этим краном. И вот первая интересная встреча с «демагогами». Бункер управления кранами "Демаг". Крановая бригада в полном составе. Обращаюсь к командиру:

"Вы ведь здесь главный "демагог?"

 

По кавказски эмоциональное лицо Тофика Мустафаева словно искажается от обиды. Все мои попытки объяснить свои слова, увы, не дали должного эффекта. Слишком уж велика была обида. Дальше пошли совместные дела, много дел. Много той самой соли было съедено вместе. Но мне еще долгое время казалось, что та обида не совсем прошла. Вот так-то шутить с человеком, особенно если он с Кавказа.

 

Зима 1986-87 года выдалась в Чернобыле суровой. Снега навалило много, метели, морозы до 30°С. Крепко досталось бригаде, обслуживающей краны "Демаг". Более чем полдня уходило на то, чтобы привести кран в рабочее состояние. И, конечно же, труднее всех доставалось самому главному "демагогу" Тофику Мустафаеву: после южных краев, ласкового Каспийского моря -- такие лютые условия. И все же не сиделось ему в бункере, в тепле, у экрана телемонитора: где ребята, там и он. А как же тяжело было покидать уютное (по сравнению с улицей, конечно) помещение с мелодично льющимся тихим ручейком музыки и уходить к застрявшей в сугробах и целых айсбергах намерзшего льда металлической громаде простывшего насквозь крана. И меня просто удивляло то, как после тихих слов Тофика, сказанных без командных ноток в голосе, вся бригада дружно, без раскачки, ничуть не пытаясь продлить состояние блаженного покоя, поднималась и шла навстречу вьюге и морозу! Бригада -- это специалисты разного профиля: тут крановщики и электронщики, гидравлики и мотористы, электрики и такелажники. В общем, у каждого свои обязанности, оговоренные своей должностной инструкцией. А тут лопата для снега, лом для громадных ледяных наплывов, паяльные лампы для отогрева масла в картере огромного двигателя, длинный резиновый шланг, ледяные пробки в котором становились на пути горячей воды из автомашины АРС, подвозящей эту воду. Без основательного прогрева невозможно было оживить ни сам двигатель, ни всю гидравлическую систему приводов крана. Приходилось «помахать» и столь привычной для нас кувалдой, без которой, как выяснилось, не развернешь опорных колес суперлифта (специального подвижного противовеса с грузом до 400 тонн).



 

И вот эта, вроде бы разношерстная и к тому же разноязычная компания словно бросается в бой, забыв о том, что о каждом из них сказано в должностных инструкциях. Все они -- единый отряд, и никто не ищет себе легкой работы. Нужно все это увидеть, нужно все это испытать, чтобы понять -- каждое такое оживление крана было подвигом, совершаемым вопреки всем техническим условиям эксплуатации этой техники.

 

Если еще к тому же учесть, что рабочая площадка крана -- у самого угла саркофага чертвертого энергоблока, где отовсюду весьма прилично "светит". Дозиметр у Тофика оживленно "чирикает", и чем выше уровень радиации, тем веселее его "чириканье". В моменты пауз в работе прячемся под громадой суперлифта, загруженного свинцовыми чурками, "чириканье" становится менее «веселым».



 

Вот, кажется, и очистили все, что смогли, перегребли кучи снега и льда, прогрели все, что могли, что можно было прогреть, и завели, наконец-то, двигатель. Теперь вперед выходит главная фигура - крановщик. Особая сложность его положения в том, что в кабине он практически слеп: все управление краном выполняется по командам, передаваемым по радио из помещения группы управления, а из бункера «демагогов» с помощью телевизионной камеры ведется постоянный контроль за всеми действиями крановщика. Сам же крановщик из кабины ничего не видит. Посмотрели бы на экипировку крановщика: готовится он, как к путешествию на полюс. А ведь его кабина и вправду -- полюс холода. Массивная стальная коробка, облицованная свинцовой защитой, с крохотными окошками из толстенного защитного стекла. Заглянув в кабину, словно нутром своим чувствуешь, что всего того тепла, которое крановщик пытается упрятать под теплыми одеждами, могло бы хватить лишь на то, чтобы поднять температуру внутри кабины на пару градусов. Морозильник что надо! И действует безотказно. Всего 15-20 минут, и вылетает (вернее выползает) из него чуть живая фигура крановщика. Быстрее в бункер -- отогреться бы.

 

Вот так и работали: сначала грели технику, потом отогревались сами. И это -- каждый день. Крепко поработали братцы - "демагоги"!

 

Уже ближе к весне приятная новость: наш главный "демагог" -- Тофик Аскер Оглы Мустафаев награжден орденом "Знак Почета". Все мы были очень рады за него. Заслужил парень: прошел здесь, как говорится, и огонь, и воду, и медные трубы.

 

Справедливости ради следует сказать, что благодаря именно этим ребятам, использовавшим свою технику так, как это и не снилось самим конструкторам-разработчикам, оказалось возможным осуществить большую часть всего, что делалось на взорванном четвертом блоке, и на восстанавливавшемся третьем. На месте нашего «очень благодарного» руководства страны я без малейших колебаний наградил бы всех членов бригады Тофика Мустафаева самыми высокими наградами, а самому Тофику присвоил бы звание Героя. И это был бы настоящий Герой, не в пример тем, кто норовил в рай на чужом горбу въехать.

 

Обидно, конечно же, что награды в Чернобыле давались далеко не самым заслуженным. Многие из тех, кто несомненно заслуживали жестоких наказаний за пренебрежение жизнями и здоровьем доверенных им людей, кто виновны в сегодняшних бедах участников ликвидации последствий чернобыльской аварии, особенно солдат-«партизан», не стесняясь, демонстрируют свои весьма высокие награды.

 

Уверен, что все ребята-«демагоги» своим героическим трудом заслужили самой высокой благодарности нашего, увы, неблагодарного государства.

 

 

Зима 1986-87 г.


«Дозированная шутка»


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал