Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 5 страница






Способность посылать сообщение и правильно его «расшиф­ровывать» может быть врожденной или приобретаться при жизни. Сами средства общения обычно присущи животным (являются видотипичными), а способность их правильно использовать в об­щении может быть как врожденной (и тогда это инстинктивное общение), так и осваиваться в онтогенезе. Как уже говорилось, у человека средства общения не присущи ребенку от рождения.

Способность партнеров по общению воспринимать друг друга как субъектов общения (т. е. воспринимать себя как посылающего или принимающего информацию и другого участника также) яв­ляется достаточно поздним приобретением эволюции. На ранних этапах развития психики животные реагируют на посылаемые сиг­налы как на ключевые стимулы, вызывающие автоматически го­товые ответные реакции. В результате обмена такими коммуника­тивными актами партнеры приходят в готовность выполнять оп­ределенные формы поведения (например, территориальное, по­ловое, родительское и т.п.), что и является адаптивным результа­том (целью) данного акта общения.

Сама передача информации может быть непосредственной или опосредованной. При непосредственной передаче информации парт­неры используют только собственные возможности и обычно ком­муникативный акт ограничен временем, необходимым для посы­ла и принятия информации (хотя может и осуществляться на рас­стоянии, например, при акустической или ольфакторной комму­никации, в таком случае время движения информации соответ­ствует скорости распространения звука или химического веще­ства в среде). При опосредованной передаче информации экспедиент использует компоненты среды, в которые вносит какие-либо из­менения: оставляет свой запах, изменяет поверхность и т.п., и в этом случае время движения информации (с момента посылания


ее экспедиентом до момента получения ее реципиентом) может растягиваться, а у человека, который опредмечивает информа­цию в материальной знаковой форме, движение информации может быть достаточно большим и даже осуществляться между поколениями.

Общение играет разную роль в жизни животных на разных ста­диях эволюции. Основными функциями общения являются син­хронизация активности особей и расширение опыта деятельности. Первое в эволюции появляется раньше, приходя на смену инди­видуальной ориентации субъектов на одинаково для всех значи­мые воздействия среды, в результате чего все оказываются «в нуж­ный момент в нужном месте» да еще и «в нужном состоянии» (например, во время размножения, не требующего контакта осо­бей между собой, — внешнее оплодотворение у низших беспозво­ночных). Впоследствии животные синхронизируют свое поведе­ние, ориентируясь на посылаемые друг другу коммуникативные сигналы (как уже указывалось, понимание значения этих сигна­лов также на определенной стадии развития приходит на смену инстинктивной реакции на них). Использование общения для ос­воения нового опыта возникает с появлением заботы о потомстве (родители являются носителями информации и при общении с ними у детенышей формируются необходимые формы поведения), а затем подражания (в форме аллеломиметического поведения и научения по подражанию). У человека общение становится необ­ходимым для всех форм жизнедеятельности и приобретает статус самостоятельной деятельности (соответственно появляется потреб­ность в общении).

3.1.4. Онтогенез

Онтогенез — это индивидуальное развитие организма, его су­ществование от рождения до смерти. На разных стадиях эволюции индивидуальное развитие животных представлено по-разному. Нас интересует та сторона онтогенеза, которая связана с формирова­нием всех систем поведения, обеспечивающих жизнедеятельность субъекта. Эти системы (и психика в том числе) могут быть полно­стью готовыми к моменту появления особи, а могут строиться в большей или меньшей степени в течение жизни. Период прижиз­ненного развития систем обеспечения жизнедеятельности и слож­ность этого развития увеличиваются в эволюции в соответствии с усложнением взаимодействия субъекта со средой. Вся жизнь ин­дивида ограничена моментом начала его существования как само­стоятельного существа и моментом окончания этого существова­ния. Эти моменты принято рассматривать как рождение и смерть. При изучении всех эволюционных форм животной жизни данные понятия необходимо уточнить.


Появлением индивида как самостоятельной единицы жизни считается начало его существования как индивидуального организ­ма. Такое начало может происходить двумя путями.

1. Появление индивида как результат размножения одноклеточ­
ного животного. Неполовое размножение —
деление, при котором
родительский организм перестает существовать, а два дочерних
появляются как самостоятельные индивиды. При половом размно­
жении
одноклеточных дело в принципе не меняется, так как сна­
чала две родительские клетки сливаются вместе (т.е. перестают
существовать как самостоятельные индивиды), затем делятся на
две дочерние.

2. Оплодотворение — слияние половых клеток родительских
особей, из которых получается новый организм. При этом ро­
дительские особи остаются как самостоятельные индивиды. В дан­
ном случае происходит развитие индивида из оплодотворенной
яйцеклетки, в процессе этого развития строится организм (фи­
зическое развитие) и психика (психическое развитие). Такое раз­
витие проходит ряд этапов: сначала оно осуществляется внутри
ограничивающей яйцеклетку оболочки и называется эмбриональ­
ный период
(или пренатальный — дородовый). Этот период на
разных этапах эволюции построен по-разному, он может иметь
различную длительность, сложность, происходить в разных ус­
ловиях.

Основные формы эмбриогенеза следующие: в икринке (всегда в водной среде, так как оболочка икринки не предохраняет разви­вающийся организм от высыхания); в яйце (у животных, размно­жающихся вне водной среды яйцеклетка имеет помимо основной клеточной мембраны дополнительную оболочку разной плотно­сти и жесткости); в организме материнской особи (в утробе — внут­риутробное развитие). Есть такие варианты эмбрионального раз­вития, когда икринка или яйцо сохраняется внутри полости тела матери, где создаются необходимые защитные условия (но не внутри ее организма и не связаны с ним физиологически). В этом случае вылупление детенышей происходит внутри тела материн­ской особи. Такие животные называются «живородящие» (некото­рые рыбы, пресмыкающиеся). Заканчивается эмбриональный пе­риод выходом индивида из ограничивающей его первичной обо­лочки — акт рождения. В зависимости от условий эмбрионального периода акт рождения принято называть вылуплением (из икринки или яйца) или собственно рождением (выход из организма мате­ринской особи). Период после рождения называется постнаталъ-ным (постэмбриональным) и также может иметь разное строение, сложность и происходить в различных условиях на разных стадиях филогенеза.

Окончание существования индивида как самостоятельного орга­низма также может происходить двумя путями.


1. При размножении одноклеточных непосредственно из роди­
тельского организма (или двух родительских) образуются дочер­
ние клетки, и родительские клетки продолжают свое существова­
ние как составная часть дочерних (их тело — сома — не разруша­
ется). Можно сказать, что это некий вариант физического бес­
смертия, хотя индивиды до акта размножения и после него будут
разные.

2. Физическое существование индивида как живого существа
оканчивается, и его организм разрушается. Именно это и принято
называть окончанием индивидуальной жизни (смертью). Это при­
суще обязательно всем многоклеточным организмам и не
обязательно одноклеточным (из которых только часть разру­
шаются, а часть продолжают существовать после размножения де­
лением).

Внутри границ начала и конца существования индивида могут быть выделены разные периоды, которые характеризуются раз­личными формами взаимоотношения субъекта со средой. Количе­ство этих периодов последовательно увеличивается в эволюции, а их строение и содержание усложняются. Главной эволюционной функцией любого живого существа является воспроизведение. Поэтому способность к размножению — это тот момент в инди­видуальной жизни, который должен возникнуть обязательно и на который направлено строение всего онтогенеза (хотя с усложне­нием эволюции появляются и такие формы сообществ животных, где репродуктивная функция может осуществляться за счет уча­стия одних неразмножающихся особей в обеспечении успешного размножения других). Как будет видно ниже, усложнение разви­тия особи до достижения половой зрелости на высших стадиях эволюции потребовало включения других особей в обеспечение этого развития и появления специальной формы поведения и конк­ретной потребностно-мотивационной сферы — родительской, — выделившейся в рамках первичной репродуктивной сферы. Осно­вываясь на способности к размножению как главной задаче инди­видуальной жизни, можно выделить три основных этапа пре­образования онтогенеза в эволюции.

1. Самая простая организация индивидуальной жизни включа­ет всего два периода: 1) от появления индивида до достижения им способности к размножению; 2) репродуктивной активности. В этом случае субъект сразу после своего появления способен са­мостоятельно осуществлять полноценную жизнедеятельность. Пер­вый период представляет собой гормональное созревание и на­копление ресурсов для размножения. Второй период (способность субъекта к размножению) может быть построен как единствен­ный акт размножения (деление у одноклеточных или такое раз­множение, при котором родительские особи погибают после од­нократного акта размножения). Возможно существование несколь-


ких циклов размножения в течение репродуктивно активного пе­риода.

2. Первый период (до достижения способности к размноже­нию) разделяется на два. А. Индивид появляется не способным самостоятельно осуществлять какие-то формы своей жизнедея­тельности. В течение определенного времени происходит постро­ение необходимых отношений со средой, накопление индиви­дуального опыта, преобразование физиологических и психиче­ских процессов и механизмов и т. п. Б. Происходит гормональное созревание и накопление ресурсов для размножения. Второй пе­риод (репродуктивной активности) в целом не изменяется по структуре. На этом этапе прогрессивно усложняется и разделяет­ся на различные самостоятельные периоды первая часть онтоге­неза — прижизненное построение отношений со средой, в ре­зультате чего эти отношения достигают структуры и содержа­ния, характерных для половозрелых особей данного вида. Имен­но способность к размножению является главным критерием, определяющим границы этой части онтогенеза, так как есть животные, которые могут достаточно успешно осуществлять пи­щевое и комфортное поведение, но должны пройти определен­ный путь физического развития, чтобы достичь половозрелого состояния. Этот путь может осуществляться как поступательный процесс роста и развития или в форме метаморфоза, характер­ного для насекомых, когда первый этап, на котором индивид не может размножаться (личинка), совсем не похож по строению и образу жизни на второй, на котором происходит размножение (взрослая форма, имаго). У животных, развитие которых до дос­тижения половой зрелости происходит без метаморфоза, первая часть жизни (до половой зрелости) называется преадулътная (предвзрослая), а вторая — адультная (взрослая). Преадультный период также может быть разным: индивид может сразу сам осу­ществлять жизнедеятельность, развиваться и накапливать необ­ходимый опыт самостоятельно, или это может происходить при участии родительских особей, которые удовлетворяют часть его потребностей и создают условия для формирования взрослого видотипичного поведения своих детенышей. Появление преадульт-ного периода важно с психологической точки зрения: в этом периоде происходит изменение отношений субъекта со средой, формирование взрослых форм психического отражения, струк­туры деятельности, накопление опыта и т.п. Сам этот период также разделяется на ряд самостоятельных периодов, которые выделяются по критерию структуры и содержания взаимодей­ствия субъекта со средой и по-разному представлены на разных стадиях филогенеза.

3. Появляется еще один период, следующий после окончания репродуктивного. Жизнь индивида продолжается после того, как


он теряет способность к размножению. Это появляется только у высших приматов и у человека, в первую очередь в связи с услож­нением и удлинением преадультного периода и необходимостью длительной заботы о потомстве и во вторую очередь с появлени­ем у особи новых функций в сообществе, выходящих за рамки отношений между родительскими особями и их детенышами: пе­редачи опыта другим особям вида и оказания им помощи в заботе о детенышах. Особое значение эти функции приобрели у челове­ка, что привело к значительным изменениям в жизни сообщества и в индивидуальной жизни. В частности, функции индивида уже не исчерпываются рождением своих потомков, он включается в выращивание и воспитание других детей, что может стать про­фессиональной деятельностью.

Особенности онтогенеза, главным образом его преадультного периода, будут рассмотрены и обобщены после анализа стадий развития психики.

3.1.5. Общее представление о стадиях развития психики

Анализ психики как формы отражения позволяет обна­ружить и сформулировать основания для выделения стадий разви­тия психики в эволюции. Эти стадии должны отражать преобразо­вание того, что характеризует психику как отражение, и по­зволять выявлять закономерности и механизмы такого преобразо­вания. Такими характеристиками являются содержание и форма психического отражения. С одной стороны, эти характеристики являются общими для отражения как свойства материи в целом и соответственно показывающими специфику психики как одной из форм отражения. А с другой стороны, они же являются тем, что качественно изменяется на каждой стадии развития психики, т. е. выступают и как критерии отличия стадий развития внутри психической формы отражения. Таким образом, изменение содержания и формы психического отражения являет­ся системным критерием выделения стадий развития психики, позволяющим выявлять и объяснять ее развитие как формы отра­жения в эволюции. В этом случае становится понятным, что стро­ение нервной системы не может служить критерием выделения стадий развития психики, так как нервная система соотносится с психикой как орган с функцией, и в этом смысле в эволюцион­ном развитии «следует» за преобразованием психического отра­жения по закону ведущей роли функции по отношению к органу. Возможности органа (нового типа нервной системы) позволяют имеющейся функции (данному содержанию и форме психическо­го отражения) прогрессивно развиваться (реализовывать все свои потенциальные возможности). В процессе этого развития начинает формироваться новая возможность функции (новое содержание и


форма отражения), которая в дальнейшем требует появления но­вого органа (более сложного строения нервной системы). Все эти взаимосвязи и переходы должны быть отражены в периодизации развития психики.

Из имеющихся в психологии представлений о развитии психи­ки, которые были кратко охарактеризованы в главах 1 и 2, ис­пользование содержания отражения как критерия выделения стадий развития психики было сформулировано и применено А.Н.Леон­тьевым в его концепции эволюции психики. А.Н.Леонтьев рас­сматривает эволюцию психики именно как эволюцию отражения, выделяя и анализируя качественные особенности этого отраже­ния на каждой стадии развития. В данном случае используется не частный критерий (отдельные психические процессы, физиоло­гические основы психики, соотношение «инстинкт — научение — разумные способности» и т.п.), а сущностный, системный, отра­жающий преобразование психического отражения как развиваю­щейся системы и позволяющий встраивать этот процесс в разви­тие систем высших уровней и их взаимосвязей: взаимоотношение субъекта со средой и общие закономерности развития материи.

Для изучения развития психического отражения в филогенезе А. Н.Леонтьев предлагает использовать анализ преобразования дея­тельности субъекта, что отражает изменение межсистемных свя­зей, ведущих за собой преобразование связей внутрисистемных: сначала в самой структуре деятельности, затем в содержании пси­хического отражения (содержание отражения, по словам А. Н.Ле­онтьева, «отстает» от структуры деятельности «на один шаг»). Та­ким образом, деятельность является источником и «субстратом» преобразования субъектно-объектных отношений и тем, что ве­дет к появлению нового содержания отражения. С другой сторо­ны, структура деятельности отражает само содержание психики субъекта: его потребности, содержание и форму психического отражения; особенности регуляторной функции психики. В этом отношении анализ структуры деятельности становится способом изучения психики и ее преобразования в эволюции. Все это сви­детельствует о том, что именно данную концепцию целесооб­разно принять за основу рассмотрения эволюции психики. Даль­нейшее развитие концепции А. Н.Леонтьева с современных пози­ций системного подхода, приведенное в предыдущих главах, по­зволяет в настоящее время представить преобразование основных составляющих процесса эволюции психики: содержания и формы отражения, форм регуляции деятельности субъекта, изменений его психических связей со средой, индивидуального развития пси­хики.

Стадий развития психики по предложенным А.Н.Леонтьевым критериям (содержание отражения и структура деятельности) выделяется четыре: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная


и сознательная. Современные данные по биологии и психологии поведения животных заставляют пересмотреть таксономические границы выделенных еще в первой половине XX в. А. Н.Леонтье­вым стадий.

Развивая концепцию А.Н.Леонтьева, К.Э.Фабри предлагал выделять три стадии развития психики в филогенезе: элементар­ную сенсорную, перцептивную и стадию сознания. Он рассматри­вал интеллект животных как высшую форму научения, появляю­щуюся на высшем уровне перцептивной стадии развития психики. Предложенное им выделение уровней внутри стадий отражает переход внутри стадии соотношения органа и функции без выхо­да всей системы на новый уровень развития. На низшем уровне появившаяся на предыдущей стадии функция, получившая свое новое обеспечение, полноценно реализует свои потенциальные возможности. На основании сформулированного этим же автором положения о резервах психики на высшем уровне образуется но­вая функция, которая становится движущей силой развития сис­темы. У А. Н.Леонтьева это положение отражено во взаимоотно­шениях содержания отражения и структуры деятельности. В рам­ках последней образуется новое содержание субъектно-объектных отношений, что влечет за собой «подтягивание» содержания от­ражения. Новое содержание отражения расширяет возможности деятельности, и при сохранении ситуации, требующей такой де­ятельности и отражения, образуется новая функция, служащая впоследствии движущей силой дальнейшего развития системы.

Анализируя развитие мышления человека в фило- и онтогене­зе, С. Л. Новоселова также рассматривает в качестве критерия вы­деления стадий развития психики содержание отражения. Изучая генетически ранние формы мышления, она пришла к заключе­нию, что различие между интеллектом животных и мышлением человека состоит не столько в содержании отражения (что из сре­ды отражает субъект), сколько в способах обобщения и опериро­вания этим содержанием: животные на предчеловеческом уровне эволюционного развития отражают связи и отношения между объектами (межпредметные отношения) в форме чувственных образов и представлений (наглядно-действенный интеллект), а человек эти связи и отношения осознает (рефлексивный, или со­знательный, интеллект). С. Л. Новоселова выделяет три стадии раз­вития психики в эволюции, разделяя их на периоды и фазы, при этом интеллектуальную стадию и стадию сознания (по А. Н. Леонть­еву) она объединяет в единую стадию интеллекта, внутри кото­рой выделяет интеллект животных и рефлексивный интеллект че­ловека как периоды. Период рефлексивного интеллекта разделя­ется (как и все периоды) на две фазы, первая из которых включа­ет развитие сознания в антропогенезе, а вторая — сознание со­временного человека.


9 Филиппова



Перед рассмотрением процесса эволюции психики необхо;: мо остановиться на проблеме распределения животных по стаде ям развития психики. Как видно из предыдущих рассуждений авторы, анализирующие процесс эволюции психики, использ) ют несколько разные критерии для выделения стадий развит психики, и соответственно отнесение животных к разным стадий ям у этих авторов также частично различается.

Есть еще две (как минимум) причины, с одной стороны, ос* ложняющие распределение животных по стадиям, а с другой сто-роны, обусловливающие постоянные изменения в таком распре­делении.

Первая причина — это постоянное появление новыхдан-J ных в этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии о| психике и поведении животных, которые заставляют пересмат-| ривать не только распределение животных по стадиям, но и саме критерии выделения стадий. Такое положение нашло свое отра­жение в данном учебном пособии, в котором распределение жи-| вотных по стадиям в некоторых случаях отличается от классифи­кации А. Н. Леонтьева (которая была им представлена в доктор-; ской диссертации, защищенной в 1940 г.) и классификации К. Э. Фабри (первое издание учебного пособия К. Э. Фабри «Ос­новы зоопсихологии» опубликовано в 1976 г.). Основная тенден­ция такого отличия выражается в своеобразном «подтягивании» животных к более высоким уровням развития, что в первую оче­редь касается представителей перцептивной и интеллектуальной стадий (возможно, это происходит потому, что представители сен­сорной стадии развития психики до сих пор изучены гораздо мень­ше, что отмечал в свое время еще К. Э. Фабри). В частности, ис­следования последней четверти XX в. способностей высших мле­копитающих к освоению и использованию искусственных язы­ков-посредников заставляют существенно пересмотреть не только их психические способности, но и сами критерии отличия психи­ки человека от психики животных.

Вторая причина, осложняющая распределение животных по стадиям развития психики, заключается в том, что эволюци­онный процесс не является дискретным, а представляет собой континуум. При переходе от низшего уровня развития системы к высшему происходит накопление количественных отличий, ко­торые в конце концов переходят в качественные (переход количе­ственных изменений в качественные — основной механизм раз­вития систем). Именно этот процесс наиболее сложен для анали­за, поэтому наибольшие затруднения вызывает классификация жи­вотных переходных фаз развития. Дело осложняется тем, что вза­имоотношение функции и органа в эволюции нередко дает эф­фект «перекрытия» (или опережения в развитии) возможностей животных, у которых орган еще старый, а в функции уже прояв-


ляются новые качества, по сравнению с возможностями живот­ных, находящихся в начальной стадии формирования нового орга­на, еще недостаточно позволяющего реализовывать новую функ­цию.

Связанная с вышесказанным сложность выделения уровней развития психики нашла свое отражение в разных областях науки: в возрастной психологии, физиологии нервной системы и др. Для объяснения указанных процессов соотношения функции и органа были предложены идеи о гетерохронности развития психических функций, о работе психофизиологических процессов в виде «ан­самбля» и т. п. Все это касается и развития психики в эволюции, выделения стадий этого развития и распределения животных по стадиям.

Итак, при классификации стадий развития психики и распре­делении животных по этим стадиям следует учитывать:

- относительность такого разделения, связанную с недоста­
точностью и постоянным изменением наших знаний о психике и
поведении животных;

- континуальность развития психики и сложность классифика­
ции животных, относящихся к переходным фазам;

- появление новых теоретических обобщений, ведущих к вы­
делению новых критериев для разделения процесса эволюции пси­
хики на стадии и уровни.

Учитывая все это, а также проведенный выше анализ струк­туры деятельности и форм регуляции деятельности, в данном учебном пособии целесообразно сохранить классификацию ста­дий, предложенную А.Н.Леонтьевым, и применить к ней выде­ление высшего и низшего уровней по К. Э. Фабри, а также ис­пользовать представления С.Л.Новоселовой о формах обобще­ния опыта деятельности при анализе возникновения сознания человека.

Анализ развития психики с позиций системного подхода и учет основных закономерностей развития систем позволяют выделить переходные фазы между стадиями развития психики, которые отражают континуальный характер процесса эволюции и переход количественных изменений в качественные. При таком подходе классификация стадий развития психики будет выглядеть следую­щим образом.

Весь процесс эволюции психики делится на четыре стадии развития:

1) сенсорная стадия;

2) перцептивная стадия;

3) интеллектуальная стадия;

4) стадия сознания.

Стадии делятся на уровни (высший и низший уровни в каж­дой стадии).


Между стадиями выделяются переходные фазы:

- фаза, переходная от допсихического к психическому отраж|
нию;

- фазы, переходные между стадиями (между сенсорной и nej
цептивной, перцептивной и интеллектуальной, интеллектуал!
ной и стадией сознания);

- фаза, переходная от психической формы отражения (заве]:
шающей стадией которой является стадия сознания) к следук
щей форме отражения (к проблеме такого перехода мы обратимей
в конце анализа эволюции психики).

Приступая к анализу стадий развития психики, напомним ко содержание основных используемых категорий.}

Субъект — субъект психики, определяемый как инстанция, которой в форме субъективного переживания представлена своя собственная целостность (по Г. В. Ф. Гегелю). В контексте анализа эволюции психики — живые существа, обладающие психикой.

Объект — внешний по отношению к субъекту член системь взаимодействия. Объект может быть любым вещным компонентов* среды или компонентом образа мира субъекта. Частным случаем! существования объекта может быть живой объект, обладающий'! психикой (другой субъект).

Стимул — свойство объекта или производимое объектом изме-' нение в среде, которое отражается субъектом в процессе субъект-но-объектного взаимодействия.

Операция — сенсомоторная координация, осуществляемая субъектом и направленная на изменение положения субъекта от­носительно объекта.

Результат операции — измененное в результате осуществления операции соотношение субъекта и объекта.

Действие — совокупность операций, в результате которых до­стигается преобразование ситуации, необходимое для достиже­ния объекта деятельности. Является промежуточным этапом на пути удовлетворения потребности.

Цель — антиципируемое изменение ситуации, достигаемое в результате действия.

Деятельность — вся совокупность активности субъекта, орга­низованная в единую систему для удовлетворения определенной потребности.

Мотив — сигнал о наличии предмета потребности в объекте деятельности (свойство объекта или производимое им изменение в среде, которое не является биологически значимым для субъек­та, связано с биологически значимым для субъекта свойством и отражается субъектом). Обладает побудительной и направляющей функцией.

Нужда — необходимость для субъекта иметь нечто, находящееся вне его. Самому субъекту нужда представлена как переживание


дискомфорта без отнесенности к какому-либо определенному типу поведения (состояние страдания).

Потребностное состояние — соотнесение переживания нужды с предвосхищением состояния снятия этой нужды (т. е. с пережи­ванием удовлетворения потребности). Переход от состояния нуж­ды к состоянию удовлетворения потребности предполагает актив­ность субъекта.

Потребность — потребностное состояние, объединенное в субъективном опыте с тем, что необходимо для достижения со­стояния удовлетворения потребности.

Предмет потребности — то, что непосредственно использует­ся для удовлетворения потребности. Предмет потребности обычно не отражается субъектом, а представлен в субъективном опыте мотивом, биологически связанным с предметом потребности.

Объект деятельности — то, в чем заключен предмет потребно­сти и на что объективно направлена актуальная деятельность субъекта. Объект деятельности всегда конкретен и единичен.

Предмет деятельности — содержание субъективного опыта, обобщенная форма объектов деятельности, несущих предмет ка­кой-либо определенной потребности.

3.2. Сенсорная стадия развития психики

Сенсорная стадия является начальной в развитии психическо­го отражения, некоторые ее особенности мы рассматривали в раз­деле, посвященном проблеме возникновения психики. Теперь мы обратимся к характеристике уровней и переходных фаз сенсорной стадии.

3.2.1. Общая характеристика животных и образа жизни

К сенсорной стадии относится большая группа очень разнооб­разных животных. Сложность классификации животных по разви­тию психического отражения на сенсорной стадии связана с дву­мя обстоятельствами.

Y. Организм одноклеточных животных принципиально отличен от организма многоклеточных, ]отсутствие у первых(нервной сис­темы («органа психики») 'создает серьезные трудности для пони­мания и объяснения содержания их психического отражения и тем более его субъективной представленности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.