Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование эффективности социальных факторов.






 

Социальные факторы, их динамика оказывают весьма существенное влияние — никак не меньшее, чем иные — на потребительское поведение населения. Анализ социальных параметров общества может подсказать исследователям-маркетологам возможные направления развития потребительских предпочтений в среде покупателей, что позволит руководству фирмы сформулировать обоснованную маркетинговую стратегию своей деятельности. К числу социальных факторов, характерных для России и заслуживающих внимания маркетологов, можно отнести:

• старение населения (половозрастная структура населения);

• усиление дифференциации общества по уровню доходов;

• появление частного предпринимательства, наемного труда и безработицы;

• структурные изменения в семье.

Безусловно, можно назвать и другие социальные факторы, имеющие частный характер и проявляющиеся только на территории отдельных регионов. Здесь же упомянуты лишь те, которые лежат на поверхности социальных явлений и характерны для всей страны, для каждого его региона.

 

 

Социальные факторы во многом формируют стереотипы потребительского поведения, поэтому в маркетинговых исследованиях им должно уделяться соответствующее внимание.

 

Первые исследования изучения влияния социальных факторов на экономическую эффективность в нашей стране относятся к началу 80-х гг. Одно из интереснейших исследований, проведенное под руководством А. Л. Иванова, выявило резервы повышения производительности труда: эффективное использование социальных факторов позволяет увеличить производительность труда в 1, 5 раза. Ведущую роль в этом играют социальные психологические факторы, на долю которых приходится 38, 7 %, в то время как доля влияния технико-технологических факторов составляет 32, 2 %, а организационных факторов – 29, 1 %[136] (табл. 11.1).

Приведенные данные подтверждают мнение специалистов, что удельный вес социальных резервов повышения эффективности производства в общем объеме оценивается в 30–40 %[137]. Существенным аргументом, обосновывающим такую позицию, является и тот факт, что в период стахановского движения в нашей стране только лишь за счет социальных факторов производительность труда повысилась на 35–40 %, а норма выработки – в 8—10 раз.

Безусловно, в различных организациях состав и значимость факторов могут меняться. Для их определения необходимо проводить исследования в каждом конкретном случае.

 

Факторы повышения производительности труда Резерв, %
Улучшение организации производственного процесса, совершенствование технологии и развитие вспомогательных служб 12, 8
Обеспечение материалами, заготовками, инструментами 11, 9
НОТ и управление 11, 8
Улучшение психологического климата в производственном коллективе 11, 7
Состояние и технический уровень машин и оборудования 11, 0
Внедрение механизации и автоматизации 6, 7
Совершенствование системы оплаты труда 6, 1
Этико-эстетические факторы 3, 9
Улучшение условий труда 4, 9
Прочие факторы 17, 2
Из них:  
уменьшение количества работ, не связанных с производством 2, 7
улучшение условий жизни, быта и отдыха 2, 6
повышение квалификации работников 2, 2
сокращение простоев 2, 1
дисциплина труда 1, 9
качество сырья и материалов 1, 7
устранение бюрократических перегибов 1, 3
подбор и расстановка кадров 1, 2
экономические и социальные отношения 0, 6
совмещение профессий 0, 4
стабильность коллектива 0, 3

Для повышения активизации работника имеют большое значе­ние правильный подбор и расстановка кадров, улучшение условий труда, усиление его творческого содержания. По данным НИИ тру­да, если производительность труда человека, работающего с желанием и в соответствии со способностями, принять за 100%, то эф­фективность его труда достигнет 65%, если он работает по специ­альности, но без желания; 50% - если он работает с желанием, но не имеет необходимых способностей, и всего лишь 30%, если у него нет ни желания, ни способностей к работе.

В настоящее время вопросы активизации работника, мотивации труда, в том числе за счет социальных факторов повышения эффек­тивности производства, приобретают особое значение. Это объяс­няется тем, что в условиях конкуренции успеха добивается тот про­изводитель, который не только правильно и своевременно умеет оп­ределить потребность в товаре (услуге), но и может качественно ее удовлетворить по минимальной цене, за счет рационального ис­пользования внутрипроизводственных резервов и эффективного использования производственного потенциала. Поэтому в настоя­щее время на предприятиях вопросы наличия резервов снижения себестоимости продукции, мотивации труда, повышения эффек­тивности производства становятся весьма актуальными. Это под­тверждают и исследования Института экономики РАН, обосновав­шие необходимость социальной ориентации экономического раз­вития за счет «превращения социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования».

Проблемы мотивации труда за счет социальных факторов явля­ются предметом пристального внимания многих ученых именно из-за наличия значительных резервов повышения эффективности производства и производительности труда. Так, Ж.Т. Тощенко от­мечает, что эксперименты 80-х гг. продемонстрировали рост произ­водительности труда по меньшей мере на 20% при изменении ком­плекса социальных условий (и неизменной технической оснащен­ности).

В советское время социальная деятельность организаций строилась не на принципе эффективности, а на принципе компенсации. Например, занятие тяжелым ручным трудом или работа в сложных и вредных усло­виях стимулировались более высокой оплатой, предоставлением пред­почтительных прав на отдых, потребление и т.п. Серьезным недостатком политики улучшения условий труда являлось нередкое отсутствие в соответствующих планах того периода показателей, характеризующих эко­номические и социальные последствия работы в неблагоприятной сре­де, поскольку соответствующие исследования практически не проводи­лись.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.