Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи дисциплины. 1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС) Цели изучения дисциплины: Правовая ментальность России






1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)

Цели изучения дисциплины: Правовая ментальность России относится к циклу теоретических и историко-правовых дисциплин, призванных сформировать у студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», основы профессионального юридического мышления и правовой культуры. Она способствует формированию у студентов представлений о различных методологических подходах к праву, помимо позитивизма, положенного в основу современного юридического образования. Основная цель спецкурса заключается в изучении студентами основных факторов и закономерностей формирования российской правовой системы, роли правового менталитета и национального правосознания в этом процессе, типологических черт национальной правовой ментальности и взаимообусловленности смыслообразующих идей российского правосознания и тенденций государственно-правового развития. Задачи изучения дисциплины: Рамки спецкурса позволяют решить следующие образовательные задачи: 1. изучить теоретико-методологические и исторические аспекты формирования национального правового менталитета; 2. изучить основные категориальные конструкции курса; 3. усвоить типологические черты национального правового менталитета и объяснить их высокую адаптивную способность на различных этапах государственно-правового развития; 4. выявить истоки и предпосылки состояния общественного правосознания в России на современном этапе и исследовать его воздействие на процесс реформирования политической и правовой системы; 5. изучить проблему правового нигилизма как типологической черты национального правового менталитета; 6. проанализировать соотношение таких дефиниций, как «правовой менталитет», «правовое сознание», «правовая психология»; 7. исследовать на основе новейшей юридической литературы проблему деформированности национального правового сознания.  

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать: 1. основные методологические подходы к проблеме правосознания и правового менталитета; 2. основные этапы развития отечественной и зарубежной историографии этой проблематики, начиная со второй половины 19 в.; 3. базовые понятия курса: правовой менталитет, правовое сознание, правовая культура, правовой нигилизм и др.; 4.содержание процесса формирования и исторической трансформации правового менталитета в России; его типологические черты; 5. особенности современного общественного правосознания в России, перспективы его дальнейшей модернизации.
Студент должен уметь: 1. аргументировано провести сравнительный анализ российского и западноевропейского правового менталитета; 2. объяснить основные факторы формирования уникальной российской правовой ментальности; 3. объяснить преемственность правового менталитета на различных этапах исторического развития; 4.самостоятельно работать с научной и учебной литературой; 5.формулировать место национального правового менталитета как одного из факторов преобразования юридической действительности; 6.раскрывать особенности государственного развития различных правовых систем; 7. вести конструктивную дискуссию относительно наиболее спорных проблем спецкурса; 8. различать достоинства и недостатки различных методологических подходов в исторической науке; 9. хорошо ориентироваться в современном понятийном аппарате теории права и историко-правовых дисциплин.
Студент должен иметь представление: о правовом менталитете как научно-юридической и практической категории и его роли в процессе политико-правового развития России.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра юриспруденции: способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способность толковать различные правовые акты (ПК-15); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16)

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
История отечественного государства и права, Теория государства и права, История государства и права зарубежных стран, Юридическая психология, Юридическая антропология Семейное право, Юридическая конфликтология

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
1-9     Модуль 1: Теоретико-методологические аспекты правовой ментальности России    
        Лекция 1. «Предмет и методология курса». 1.Предмет спецкурса, его академическая актуальность. 2.Особенности методологии изучения правового менталитета. Классификация методов изучения духовно-культурологических явлений. 3.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии 4.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура»   М П Д ПБ ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16
      Лекция 2. «Геополитические и социокультурные факторы формирования национальной правовой ментальности». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3. Социокультурные и религиозные условия формирования национального менталитета. Отличия католического правопонимания от православного. 4. Факторы трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.   М П Д ПБ ПК-2, ПК-6, ПК-17, ПК-19
      Лекция 3. «Типологические черты национального правового менталитета». 1.Актуальность и дискуссионность вопроса о типологических чертах национального правового менталитета 2.Понятие соборности и общинности национальной правовой культуры 3.Характеристика патернализма как черты национального менталитета. 4.Эгалитарность и инверсионализм в массовом правосознании Контрольная по модулю 1. М П Д ПБ ПК-2, ПК-6, ПК-17, ПК-18
10-17     Модуль 2. Историко-правовые аспекты изучения правовой ментальности России    
      Лекция 4. «Проблема правового нигилизма в отечественной и зарубежной юридической литературе». 1.Актуальность проблемы правового нигилизма. 2.Основные научные подходы к проблеме. 3.Особенности российского правового нигилизма и факторы его формирования. 4.Формы проявления и перспективы преодоления правового нигилизма в современной России.   М П ПБ ПК-2, ПК-6, ПК-17, ПК-18
      Лекция 5. «Характеристика современного российского правового менталитет. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления 3. Юридическая полемика о разработке национальной правовой доктрины. Контрольная работа по модулю 2.   М П ПБ ПК-2, ПК-6, ПК-17, ПК-18
      Практические занятия /семинары    
1-9     Модуль 1. Теоретико-методологические аспекты правовой ментальности России    
      Семинар №1. «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета. Его понятие и структура». 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии. 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура». 3.Функции правового менталитета. 4.Исторические типы правового менталитета Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-17, ПК-19
      Семинар 2. «Основные методологические подходы к проблеме правового менталитета. Семантика понятий «правовой менталитет» и «правосознание». 1. Становление антропологического подхода к изучению правовой сферы общественной жизни 2. Позитивистский методологический подход к проблемам правосознания и правового менталитета 3.Общая характеристика национально-исторического и духовно-культурологического подхода Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
      Семинар 3. «Факторы формирования российской правовой ментальности и ее типологические черты». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические, социокультурные и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3.Типологические черты российского правового менталитета Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
      Семинар 4. «Типологические черты национального правового менталитета». 1.Актуальность и дискуссионность вопроса о типологических чертах национального правового менталитета 2.Понятие соборности и общинности национальной правовой культуры 3.Характеристика патернализма как черты национального менталитета. 4.Эгалитарность и инверсионализм в массовом правосознании Д Э ПБ И ПГ     ПК-2, ПК-6, ПК-17, ПК-19
      Семинар 5. «Теоретико-методологические и практические аспекты проблемы правового нигилизма» 1.Правовой нигилизм как предмет юридического исследования. 2.Основные подходы к определению правового нигилизма. 3.Факторы формирования нигилистического правосознания в России Д Э ПБ И   ПК-2, ПК-6, ПК-19  
10-17     Модуль 2. Историко-правовые аспекты изучения правовой ментальности России    
      Семинар 6. «Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.» 1.Правовой статус основных групп населения и особенности становления российского конституционализма 2.Влияние буржуазной модернизации на правовые установки граждан. 3.Правовой позитивизм в русской юриспруденции Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-19
        Семинар 7. «Становление революционного правопонимания в 1917-1922 г.» 1.Становление концепции революционного правосознания. Политико-правовая доктрина большевизма. 2.Рефлексия революционной законности в массовом правосознании. 3.Особенности проявления правового нигилизма в советский период Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13  
      Семинар 8. «Проблемы национального правового менталитета в русской философии и художественной литературе». 1. Апологетика правового нигилизма в произведениях Л. Толстого 2. Закон и правосудие в произведениях Ф. Достоевского 3. Русская религиозная философия о правосознании россиян Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13  
      Семинар 9. «Становление тоталитарной модели правосознания». 1.Факторы становления тоталитарного правосознания в 1922-1935 гг. 2.Типологические черты тоталитарного правосознания 3.Перспективы его преодоления в постсоветской России Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13  
      Семинар 10. «Актуальные проблемы современного уровня правосознания в условиях демократизации российской государственности». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления Д Э ПБ И ПГ     ПК-2, ПК-6, ПК-19
      Семинар №11. «Актуальные проблемы современного уровня правосознания в условиях демократизации российской государственности». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13  
      Семинар 12.«Правовое сознание и правовая культура на современном этапе развития российской государственности» 1. Соотношение категорий «правовое сознание» и «правовая культур» 2. Правовая культура и правоприменительная практика 3. Понятие профессиональной правовой культуры 4. Особенности правовой культуры сотрудников правоохранительных органов М Д Э И     ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-18  
      Итоговое занятие    

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      Тема лекци: «Характеристика современного российского правового менталитет. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления 3. Юридическая полемика о разработке национальной правовой доктрины.   М П Д ПБ ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-18  
      Практические занятия /семинары    
      Семинар №1. «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета. Его понятие и структура». 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии. 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура». 3.Функции правового менталитета. 4.Исторические типы правового менталитета   Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-17, ПК-19
      Семинар №2. «Факторы формирования российской правовой ментальности и ее типологические черты». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические, социокультурные и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3.Типологические черты российского правового менталитета   Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
      Семинар 3. «Актуальные проблемы современного уровня правосознания в условиях демократизации российской государственности». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления   Д Э ПБ И ПГ     ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
               

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Практические занятия /семинары    
      Семинар №1. «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета. Его понятие и структура». 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии. 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура». 3.Функции правового менталитета. 4.Исторические типы правового менталитета   Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-19  
        Семинар №2. «Факторы формирования российской правовой ментальности и ее типологические черты». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические, социокультурные и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3.Типологические черты российского правового менталитета   Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13  
             

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 года 6 месяцев

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Практические занятия /семинары    
      Семинар №1. «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета. Его понятие и структура». 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии. 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура». 3.Функции правового менталитета. 4.Исторические типы правового менталитета   Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13  
        Семинар №2. «Факторы формирования российской правовой ментальности и ее типологические черты». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические, социокультурные и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3.Типологические черты российского правового менталитета   Д Э ПБ И ПГ   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13  

2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Тема 1: Предмет и методология изучения правовой ментальности 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Правовой менталитет как предмет социологического знания б) Теория правового менталитета в системе юридического знания в) Исторические и формально-юридические методы изучения правового менталитета 2. Тематика реферативных работ а) Правовой менталитет как интегративная, междисциплинарная категория.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 2: «Геополитические и социокультурные факторы формирования национальной правовой ментальности». Тематика реферативных работ а) Социологическая школа изучения правового менталитета и правосознания б) Менталитет как предмет изучения представителями исторической школы Анналов в) Особенности изучения менталитета в рамках формационного и цивилизационного подходов. Тематика реферативных работ а) Учение И.А. Ильина об аксиомах правосознания б) Общая характеристика духовно-культурологического подхода к правосознанию и правовому менталитету. в) Нравственность и право в теориях русских либералов конца 19-начала 20 вв. г) Ценность правовой культуры в представлениях российского общества 19 – нач. 20 в.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 3: «Типологические черты национального правового менталитета». 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Проблема типологизации правового менталитета в научной литературе б) Понятие синкретизма как черты правового менталитета 2. Подготовка к семинару №4. 3. Тематика реферативных работ а) Проявления инверсионализма массового правосознания на различных этапах государственно-правового развития России б) Предпосылки формирования патерналистской парадигмы национального мышления в) Представления о счастье в русском менталитете г) Образы права в России и Франции д) Отдельные смыслообразующие аспекты зла в русском правосознании е) Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур. Подготовка к контрольной работе по модулю   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 4: «Проблема правового нигилизма в отечественной и зарубежной юридической литературе». Тематика реферативных работ а) Научная дискуссия относительно факторов формирования нигилистического правосознания в России б) Проблема нигилизма в европейской философии 19 в. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение а) история возникновения термина «нигилизм» б) Правовой нигилизм и правовой идеализм в) Нигилизм как специфическая форма деструктивности.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 5: «Характеристика современного российского правового менталитет. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы». Актуальные проблемы современного правосознания в условиях демократизации российской государственности 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Проблема кризиса массового правосознания в современной юридической литературе. 2. Подготовка к семинарскому занятию №8. 3. Тематика реферативных работ а) Влияние общественного правосознания на правоприменительную практику б) Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 6. «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета. Его понятие и структура». Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Правовой менталитет как предмет социологического знания б) Теория правового менталитета в системе юридического знания в) Исторические и формально-юридические методы изучения правового менталитета 2. Тематика реферативных работ а) Правовой менталитет как интегративная, междисциплинарная категория.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 7. «Основные методологические подходы к проблеме правового менталитета. Семантика понятий «правовой менталитет» и «правосознание». Тематика реферативных работ а) Учение И.А. Ильина об аксиомах правосознания б) Общая характеристика духовно-культурологического подхода к правосознанию и правовому менталитету. в) Нравственность и право в теориях русских либералов конца 19-начала 20 вв. г) Ценность правовой культуры в представлениях российского общества 19 – нач. 20 в.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 8. «Факторы формирования российской правовой ментальности и ее типологические черты». Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Геополитический фактор формирования национального правового менталитета б) Православие как фактор становления русского типа правовой ментальности 2. Подготовка к семинару №2. 3. Тематика реферативных работ а) Преемственность правонигилистической традиции правовой культуры в отечественной истории государства и права б) Формы проявления правового нигилизма на современном этапе государственно-правового развития ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 10. «Типологические черты национального правового менталитета». Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Проблема типологизации правового менталитета в научной литературе б) Понятие синкретизма как черты правового менталитета 2. Подготовка к семинару №4. 3. Тематика реферативных работ а) Проявления инверсионализма массового правосознания на различных этапах государственно-правового развития России б) Предпосылки формирования патерналистской парадигмы национального мышления в) Представления о счастье в русском менталитете г) Образы права в России и Франции д) Отдельные смыслообразующие аспекты зла в русском правосознании е) Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 11. «Теоретико-методологические и практические аспекты проблемы правового нигилизма» Тематика реферативных работ а) Научная дискуссия относительно факторов формирования нигилистического правосознания в России б) Проблема нигилизма в европейской философии 19 в. 3. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение а) история возникновения термина «нигилизм»   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 12. «Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.» Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) правовой статус крестьянства и промышленных рабочих в начале 20 в. б) криминализация социума как показатель уровня правового сознания 2. Подготовка к семинару №4. 3. Темы реферативных работ а) Амбивалентность массового правосознания на рубеже 19-20 вв.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 13. «Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания россиян в 1917 г.» Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Правовая политика Временного правительства как фактор воздействия на правосознание граждан б) Реорганизация правоохранительной ситсемы в Феврале-Октябре 1917 г. 2. Подготовка к семинарскому занятию №5. 3. Тематика реферативных работ а) Воздействие социалистической теории на массовое правосознание граждан в 1917 г. б) Символы монархии в правосознании россиян. в) представления об идеальном правопорядке в период демократизации российской государственности   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 14. «Становление революционного правопонимания в 1917-1922 г.» Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Право как социальный институт в марксистской теории б) Обоснование классовой сущности права в концепции М. Рейснера и П. Стучки 2. Подготовка к семинару №6. 3. Тематика реферативных работ а) Марксизм о революционном и социалистическом правосознании ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 15. «Проблемы национального правового менталитета в русской философии и художественной литературе». Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: 1. Апологетика правового нигилизма в произведениях Л. Толстого 2. Закон и правосудие в произведениях Ф. Достоевского 3. Русская религиозная философия о правосознании россиян 4. Апологетика правового нигилизма в творчестве Достоевского и Толстого   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема 16. «Становление тоталитарной модели правосознания». Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение а) Тоталитарное правосознание на современном этапе развития российской государственно-правовой системы б) Правовая культура и правосознание в условиях становления тоталитарного общества в) Правовой нигилизм как элемент политики и идеологии тоталитарного государства ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16
    Тема 17. «Актуальные проблемы современного уровня правосознания в условиях демократизации российской государственности». Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Проблема кризиса массового правосознания в современной юридической литературе. 2. Подготовка к семинарскому занятию №8. 3. Тематика реферативных работ а) Влияние общественного правосознания на правоприменительную практику б) Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период. ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16
    Тема 18. «Актуальные проблемы современного уровня правосознания в условиях демократизации российской государственности». Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: 1.социологические аспекты правового сознания в современной России 2.особенности профессионального правосознания Подготовка к контрольной работе по модулю 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Тема №1 «Предмет и методология курса». 1.Предмет спецкурса, его академическая актуальность. 2.Особенности методологии изучения правового менталитета. Классификация методов изучения духовно-культурологических явлений. 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура»   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №2 «Геополитические и социокультурные факторы формирования национальной правовой ментальности». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3. Социокультурные и религиозные условия формирования национального менталитета. Отличия католического правопонимания от православного. 4. Факторы трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №3 «Типологические черты национального правового менталитета». 1.Актуальность и дискуссионность вопроса о типологических чертах национального правового менталитета 2.Понятие соборности и общинности национальной правовой культуры 3.Характеристика патернализма как черты национального менталитета. 4.Эгалитарность и инверсионализм в массовом правосознании   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №4 «Проблема правового нигилизма в отечественной и зарубежной юридической литературе». 1.Актуальность проблемы правового нигилизма. 2.Основные научные подходы к проблеме. 3.Особенности российского правового нигилизма и факторы его формирования. 4.Формы проявления и перспективы преодоления правового нигилизма в современной России.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13, ПК-17, ПК-18
    Тема №5. «Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.» 1.Правовой статус основных групп населения и особенности становления российского конституционализма 2.Влияние буржуазной модернизации на правовые установки граждан. 3.Правовой позитивизм в русской юриспруденции   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-19
    Тема №6. «Становление тоталитарной модели правосознания». 1.Факторы становления тоталитарного правосознания в 1922-1935 гг. 2.Типологические черты тоталитарного правосознания 3.Перспективы его преодоления в постсоветской России   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-18
    Тема № 7. «Характеристика современного российского правового менталитет. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления 3. Юридическая полемика о разработке национальной правовой доктрины.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-17
    Подготовка к зачету  

 

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Тема №1 «Предмет и методология курса».   1.Предмет спецкурса, его академическая актуальность. 2.Особенности методологии изучения правового менталитета. Классификация методов изучения духовно-культурологических явлений. 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура»   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №2 «Геополитические и социокультурные факторы формирования национальной правовой ментальности». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3. Социокультурные и религиозные условия формирования национального менталитета. Отличия католического правопонимания от православного. 4. Факторы трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №3 «Типологические черты национального правового менталитета». 1.Актуальность и дискуссионность вопроса о типологических чертах национального правового менталитета 2.Понятие соборности и общинности национальной правовой культуры 3.Характеристика патернализма как черты национального менталитета. 4.Эгалитарность и инверсионализм в массовом правосознании   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №4 «Проблема правового нигилизма в отечественной и зарубежной юридической литературе». 1.Актуальность проблемы правового нигилизма. 2.Основные научные подходы к проблеме. 3.Особенности российского правового нигилизма и факторы его формирования. 4.Формы проявления и перспективы преодоления правового нигилизма в современной России.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №5. «Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.»   1.Правовой статус основных групп населения и особенности становления российского конституционализма 2.Влияние буржуазной модернизации на правовые установки граждан. 3.Правовой позитивизм в русской юриспруденции   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №6. «Становление тоталитарной модели правосознания».   1.Факторы становления тоталитарного правосознания в 1922-1935 гг. 2.Типологические черты тоталитарного правосознания 3.Перспективы его преодоления в постсоветской России   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема № 7. «Характеристика современного российского правового менталитет. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления 3. Юридическая полемика о разработке национальной правовой доктрины.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Подготовка к зачету ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
         

 

 

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 2 года 6 месяцев

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Тема №1 «Предмет и методология курса». 1.Предмет спецкурса, его академическая актуальность. 2.Особенности методологии изучения правового менталитета. Классификация методов изучения духовно-культурологических явлений. 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура»   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №2 «Геополитические и социокультурные факторы формирования национальной правовой ментальности». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3. Социокультурные и религиозные условия формирования национального менталитета. Отличия католического правопонимания от православного. 4. Факторы трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №3 «Типологические черты национального правового менталитета». 1.Актуальность и дискуссионность вопроса о типологических чертах национального правового менталитета 2.Понятие соборности и общинности национальной правовой культуры 3.Характеристика патернализма как черты национального менталитета. 4.Эгалитарность и инверсионализм в массовом правосознании   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №4 «Проблема правового нигилизма в отечественной и зарубежной юридической литературе». 1.Актуальность проблемы правового нигилизма. 2.Основные научные подходы к проблеме. 3.Особенности российского правового нигилизма и факторы его формирования. 4.Формы проявления и перспективы преодоления правового нигилизма в современной России.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №5. «Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.» 1.Правовой статус основных групп населения и особенности становления российского конституционализма 2.Влияние буржуазной модернизации на правовые установки граждан. 3.Правовой позитивизм в русской юриспруденции   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема №6. «Становление тоталитарной модели правосознания». 1.Факторы становления тоталитарного правосознания в 1922-1935 гг. 2.Типологические черты тоталитарного правосознания 3.Перспективы его преодоления в постсоветской России   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Тема № 7. «Характеристика современного российского правового менталитет. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления 3. Юридическая полемика о разработке национальной правовой доктрины.   ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
    Подготовка к зачету ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-13
         

 

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры Организация «круглого стола» по проблеме: особенности российской правовой ментальности  
2. Использование информационных ресурсов и баз данных 1. База данных тестовых заданий по спецкурсу для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов. Ауд.201, 202. 2. База данных индивидуальных заданий для проведения итогового зачетного занятия. Ауд.201, 202. 3. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов по спецкурсу. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий (О-И метод, ПБ, Э). Ауд.307, 201. Пример 1. Тема №2 «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета». Перечень наглядных электронных пособий: 1. Тема, план лекции 2. Формулировка проблемного задания 3. Диаграмма «Структура правового менталитета» 4. Схема «Функции правового менталитета» База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах 4. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий.  
3. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16. Эти разделы предполагают обращение студентов к соответствующей тематике других дисциплин: Истории отечественного государства и права, Истории государства и права зарубежных стран, Сравнительному правоведению, Теории государства и права. Проблемно-ориентированный подход заключается в выявлении общего и особенного в государственно-правовом развитии, а также в обосновании преемственности демократических принципов организации государства и права. Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16. Эти разделы предполагают обращение студентов к соответствующей тематике других дисциплин: Истории отечественного государства и права, Истории государства и права зарубежных стран, Сравнительному правоведению, Теории государства и права. Проблемно-ориентированный подход заключается в выявлении общего и особенного в государственно-правовом развитии, а также в обосновании преемственности демократических принципов организации государства и права.  

 

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература:
1.   Абдурахманова И.В. Массовое правосознание в Советской России в 1917-1921 гг.: традиционализм или новационность? Монография. – Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008. – 345 c.  
2. Абдурахманова И.В. Тоталитарное правосознание: факторы формирования и трудности преодоления// Государство и право. М.: Издание Российской академии наук, 2008. №5. Абдурахманова И.В. Тоталитарное правосознание: факторы формирования и трудности преодоления// Государство и право. М.: Издание Российской академии наук, 2008. №5. – С.33-39.  
3. Абдурахманова И.В. Методологическая интерпретация правосознания как категории интегративной (синтезированной) юриспруденции)// Юридическая наука и методика преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования. Материалы III Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008. – С.12-19.  
4. Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Ростов, 2005. – 324 с.  
5. Баранов П.П. Правовая сфера духовного мира человека//Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. №1. – С.56-70.  
6. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность. 1994. №4. С. 63-73.  
7. Гулина О.Р. исторические корни и особенности правового нигилизма. М., 2004. – 189 с.  
8. Евстратов А.М. Правовая культура и правосознание в условиях становления тоталитарного общества. Кострома, 2001. – 213 с.  
9. Ковалева И.В. Ценность правовой культуры в представлениях российского общества 19 – нач. 20 в. Великий Новгород, 2001. – 233 с.  
10. Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения. М., 1997. – 324 с.  
11. Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет: методологические проблемы// Юридический вестник. 1999. №1. С. 65-66.  
12. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан в России. Проблемы теории и практики. Н.Новгород, 2000. – 211 с.  
13. Пучков О.А. Российский менталитет: история и современность. СПб., 2003. – 324 с.  
14. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки //Отечественная история. 1995. №3. - С. 158-166.  
Дополнительная литература:
1. Абдурахманова И.В. Рефлексия «революционной законности» в массовом правосознании 1917-1921 гг.// Философия права. Научно-теоретический журнал. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2008. №3(28). – С.43-49.    
2. Абдурахманова И.В. Правовая доктрина большевизма: традиционализм или новационность? // Наука: Теория и практика – 2007. Т.3. Экономические науки, Право. Политология. – Прага: Издательский дом «Наука и образование», 2008. – С.10-15.  
3. Абдурахманова И.В. Проблема правовой культуры в правовой доктрине большевизма// Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Вып.48. - Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2008. – С.56-62.  
4. Абдурахманова И.В. Рефлексия экономической политики в массовом правосознании в 1918-1921 гг.// Научный поиск: По страницам докторских диссертаций. Вып.7. – Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008. – С.11-20.  
5. Абдурахманова И.В. Методологическая интерпретация правосознания как категории интегративной (синтезированной) юриспруденции)// Юридическая наука и методика преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования. Материалы III Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008. - С.6-15.  
6. Ануфриев В.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен// Социально-политический журнал. 1997.№3-4. – С.3-13.  
7. Баранов П.П. Место категории «правосознание«в юридической доктрине И.А. Ильина.// Проблемы самобытной России в творчестве И.А. Ильина. Сб.Ст. Ростов, 1995. – С.34-42.  
8. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М., 1997. – 322 с.  
9. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца 19-начала 20 вв.// Вопросы философии.1991. №8. – С.12-21.  
10. Даниелян К.Р. Традиция и правосознание: (Историко-политологический аспект проблемы). М., 1999. – 289 с.  
11. Ефремов А.П. Правовой нигилизм как элемент политики и идеологии тоталитарного государства (1917-1928гг.)// Права человека и статус правоохранительных органов. Материалы международного симпозиума. СПб., 1995. С. 79-86.  
12. Исаев И.А. Правосознание россиян революционной эпохи и психология гражданской войны. К постановке проблемы// Революция и гражданская война 1917-1920 гг. Симферополь, 1995. С.42-49.  
13. Лубский Р.А. Государственно-правовая идеология и правосознание в структуре российского политического менталитета // Российская государственно-правовая идеология: Сборник материалов научно-теоретической конференции. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1998. С. 12-15.  
14. Менталитет и аграрное развитие России (19-й – 20-й вв.). Сб. ст. М., 1995. – 322 с.  

 

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
201, 202, 203 Компьютеры обучающее, контролирующее
  103, 301, 307, Интерактивная доска StarBoard Ауд. 203,   Экраны для демонстрации слайдов, просмотра видеолекций (ауд.103, 301, 311, 307) обучающее
305, 201, 202, 203 Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант», «Кодекс» обучающее
  Электронные лекции и тесты из базы данных медиатеки обучающее
  Доступ к интернет-ресурсам (ауд.305) обучающее
  Макеты и наглядные пособия методического кабинета кафедры Финансового и административного права обучающее

 

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Контрольные вопросы для текущего контроля знаний студентов Модуль 1:
  1. Предмет, задачи, методология спецкурса.
  2. Основные историографические подходы к дефиниции «ментальность»
  3. Понятие правовой ментальности и менталитета.
  4. Структура правового менталитета. Типы.
  5. Концепция правосознания и менталитета И.А. Ильина.
  6. Проблема правосознания в современной юридической литературе.
  7. Изучение правосознания в российской и советской общественной науке.
  8. Категория правосознания в русской юридической литературе на рубеже 19-20 вв.
  9. Основные научные подходы к проблеме правового нигилизма в современной юридической науке.
  10. Теоретико-методологические проблемы правосознания.
  11. Геополитический и природно-климатический факторы формирования национальной правовой ментальности.
  12. Функции правового менталитета
  13. Основные черты российской правовой ментальности: соборность, общинность, эгалитаризм, правовой нигилизм, патернализм, персонифицированность восприятия права и власти.
  14. Истоки национального правового нигилизма. Его особенности.
  Модуль 2:
  1. Основные этапы формирования национальной правовой ментальности.
  2. Влияние самодержавной политической традиции на массовое российское правосознание.
  3. Буржуазные реформы в России в 60 гг. 19 в. и проблема формирования гражданского правосознания.
  4. Типологические черты массового российского правосознания в конце 19-начале 20 вв.
  5. Проявление правового нигилизма в России в разных социальных стратах.
  6. Отражение национальной правовой ментальности в художественных и публицистических произведениях 2 половины 19 в. Понятие «толстовства».
  7. Русская религиозная философия начала 20 в. как апологетика правового нигилизма. Противостояние закона и нравственности.
  8. Буржуазная модернизация в России в начале 20 в. как фактор нарастания негативных тенденций в массовом правосознании.
  9. Криминализация российского социума в начале 20 в.
  10. Правовая и нравственная аномия в России в начале 20 в.
  11. Взаимосвязь политизации российского общества и его криминализации.
  12. Десакрализация монархической власти в начале 20 в. как фактор правовой аномии.
  13. Особенности массового правосознания после Февральской революции.
  14. Проблема легитимности власти как гарантии стабильности правопорядка.
  15. Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания в России в 1917 г.
  16. Формирование в России революционного правосознания. Его особенности.
  17. Реализация революционного правосознания в моделях девиантного поведения.
  18. Становление классового правопонимания и правосудия в России в 1917-1925 гг. Понятие «революционного правосознания».
  19. Правосознание периода гражданской войны.
  20. Факторы становления тоталитарного правосознания в России.
  21. Признаки тоталитарного правосознания. Власть и закон в массовом правосознании обывателей в 20-30 гг.
  22. Актуальность проблемы правового нигилизма.
  23. Основные историографические подходы к правовому нигилизму.
  24. Формы проявления правового нигилизма на современном этапе.
  25. Методы преодоления правового нигилизма.
  26. Проблема формирования гражданского правосознания в условиях конституирования демократической государственности.
  27. Правопонимание и законность в современных геополитических условиях.
  28. Российская правовая культура на рубеже 20-21 вв.
  29. Современная правовая культура России в условиях глобализации.
  30. Признаки современного общественного правосознания в России. Факторы его становления.
  31. Перспективы преодоления в России пережитков тоталитарного правосознания и формирования гражданского.
  32. Характеристика современного правового менталитета.
  33. Категориальная идентификация массового правосознания
  34. Типологические черты революционного правосознания
  35. Закономерности трансформации массового правосознания в транзитивные периоды государственно-правового развития
  36. Структура массового правосознания, его соотношение с правовым менталитетом
 
2. Вопросы к зачету 1.Предмет, задачи, методология спецкурса. 2.Основные историографические подходы к дефиниции «ментальность» 3.Понятие правовой ментальности и менталитета. 4.Структура правового менталитета. Типы. 5.Концепция правосознания и менталитета И.А. Ильина. 6.Проблема правосознания в современной юридической литературе. 7.Изучение правосознания в российской и советской общественной науке. 8.Категория правосознания в русской юридической литературе на рубеже 19-20 вв. 9.Основные научные подходы к проблеме правового нигилизма в современной юридической науке. 10.Теоретико-методологические проблемы правосознания. 11.Геополитический и природно-климатический факторы формирования национальной правовой ментальности. 12.Функции правового менталитета 13.Основные черты российской правовой ментальности: соборность, общинность, эгалитаризм, правовой нигилизм, патернализм, персонифицированность восприятия права и власти. 14.Истоки национального правового нигилизма. Его особенности. 15.Основные этапы формирования национальной правовой ментальности. 16.Влияние самодержавной политической традиции на массовое российское правосознание. 17. Буржуазные реформы в России в 60 гг. 19 в. и проблема формирования гражданского правосознания. 18. Типологические черты массового российского правосознания в конце 19-начале 20 вв. 19 Проявление правового нигилизма в России в разных социальных стратах. 20.Отражение национальной правовой ментальности в художественных и публицистических произведениях 2 половины 19 в. Понятие «толстовства». 21. Русская религиозная философия начала 20 в. как апологетика правового нигилизма. Противостояние закона и нравственности.
  1. Буржуазная модернизация в России в начале 20 в. как фактор нарастания негативных тенденций в массовом правосознании.
  2. Криминализация российского социума в начале 20 в.
  3. Правовая и нравственная аномия в России в начале 20 в.
  4. Взаимосвязь политизации российского общества и его криминализации.
  5. Десакрализация монархической власти в начале 20 в. как фактор правовой аномии.
  6. Особенности массового правосознания после Февральской революции.
  7. Проблема легитимности власти как гарантии стабильности правопорядка.
  8. Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания в России в 1917 г.
  9. Формирование в России революционного правосознания. Его особенности.
  10. Реализация революционного правосознания в моделях девиантного поведения.
  11. Становление классового правопонимания и правосудия в России в 1917-1925 гг. Понятие «революционного правосознания».
  12. Правосознание периода гражданской войны.
  13. Факторы становления тоталитарного правосознания в России.
  14. Признаки тоталитарного правосознания. Власть и закон в массовом правосознании обывателей в 20-30 гг.
  15. Актуальность проблемы правового нигилизма.
  16. Основные историографические подходы к правовому нигилизму.
  17. Формы проявления правового нигилизма на современном этапе.
  18. Методы преодоления правового нигилизма.
  19. Проблема формирования гражданского правосознания в условиях конституирования демократической государственности.
  20. Правопонимание и законность в современных геополитическ





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.