Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология развития в младшем школьном возрасте.






 

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются и перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. К девяти годам завершается наметившийся переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения (7-8 лет) дети много работают с наглядными образцами, то к третьему классу, т.е. к 9 годам, объем такого рода занятий сокращается.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы " теоретиков" или " мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, " практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и " художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

К 9-ти годам в процессе обучения у нормально развивающегося ребенка формируются научные понятия. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у детей к концу младшего школьного возраста основ понятийного или теоретического мышления.

В начале младшего школьного возраста восприятие ребенка еще не достаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает одинаковые по написанию буквы и цифры (например, 6 и 9). К девяти годам при соответствующем обучение у детей формируется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект позволяет улавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но ребенок девяти лет способен целенаправленно запоминать материал, ему не интересный. В этом возрасте обучение все больше опирается на произвольную память. В 9 лет дети также как и более младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах школы.

В младшем школьном возрасте развивается произвольное внимание. Произвольное внимание ребенка продолжает развиваться в процессе учебной деятельности. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, к концу начальной школы ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. Если в 6-7 лет ребенок может заниматься одним делом 10-20 минут, то в 9-10 лет - уже 30-40 минут.

Основой формирования личности ребенка 9 лет является его включенность в общественно-значимую деятельность учения, результаты которой высоко или низко оцениваются взрослыми. Развитие личности ученика зависит непосредственно от школьной оценки его как плохого или хорошего учащегося. В первую очередь учебная деятельность влияет на развитие мотивационной сферы детей. К девяти годам, т. е. примерно третьему классу школы обнаруживаются значительные различия в мотивационном развитии детей. Мотивация неуспевающих школьников специфична, она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов (таких как, долг, ответственность, получение образования и т.д.) учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваивают в семье.

Формируется к 9-10 годам и определенный уровень притязаний ребенка. Дети с высоким уровнем притязаний и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и переживают " четверку" как трагедию. Дети с низким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

 

42 Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения.

Психология общения стала активно развиваться в 20-30-е годы, т.к. активно развивается образование, сфера труда, становления искусства. Направления псих. общения: 1.Изучение психологических процессов в совместной деятельности – общении (основатель Ломов). Изучение изменений психологических процессов при совместной деятельности. 2.Исследования коммуникативной активности ч-ка, вербальной стороны общения. 3.Исследования невербальной комм-ции. 4.Педагогическое общение (Петровская). 5.Проблема взаимодействия и влияния.→ Психология взаимодействия(проблемы стилей общения, уровни, конфликт) и Психология влияния (манипуляции, методы противостояния им и т.д.).

В 60 е годы общение стало категорией и предметом соц психологии, введено Кузьминым (ленинградская школа) вследствие острой дискуссии о предмете соц психологии. Московская школа-предметом соц психологии является соц поведение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности(по Андреевой)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.