Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории социализации






В западной психологии проблема социализации разрабаты­вается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация — это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального ин­дивида в общественную среду и адаптация к ее условиям; социализация – процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение; акцент на взаимодействии человека со своим социальным окружением. Человек осваивает мир через символические значения. Развитие самосознания – результат социализации. Имеющие социальную природу и формирующ. в процессе взаимодействия с другими,

Эпигенетическая теория Э.Г.Эриксона

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается. Эриксон ввел понятие " групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и " эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего " Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни чел., возникающим как следствие достижения определ. уровня психол. зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий чел. к личностному росту и преодолению жизн. препятствий. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, напр., базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личност. рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения.

орально-сенсорной (1й год жизни)-предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру.

мышечно-анальная(1-3) – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений.

локомоторно-генитальная(3-6лет) – способствует формированию инициативности или вины.

латентная(6-12) – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности.

подростковая(12-19) – закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности.

ранняя зрелость(20-25) – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции.

средняя зрелость(26-64) – связана с появлением чувства продуктивности или застоя.

поздняя зрелость(от 65) – предполагает формирование Эго-интеграции(целостность личности) или отчаяния.

Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленное генетич. последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.

Обществу и человеку придается равное значение в формировании личн. на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутр. факторов.

Биогенетическая теория социализации: социализация обусловлена генетическими особенностями личности; для реализации биогенетической программы развития необходимы социо-культурные условия развития личности: наследственность и т.д. Человеческие способности не зависят от обучения и практики. Социальное поведение человека есть результат существования его врождённых механизмов, сформировавшихся в результате 1000 лет эволюции.

Социогенетическая теория: различные типы личности – продукт различных культур. Социо-культурные условия определяют направления развития ребёнка и влияют на то, насколько доброжелательно его принимает сообщество взрослых.. Адаптация человека к культуре, в кот. Он живёт. Культура различается по степени неприкосновенности, дискретности процессов социализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.