Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6 публицистический стиль речи.






Из истории развития публицистического стиля.

Публицистический стиль (от лат. рublicus - «общественный») – исторически сложившийся функциональный стиль литературного языка, обслуживающий широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и т.п. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, в публичных выступлениях (речи на митингах, выступления на собраниях и т.п.). Наибольшее распространение в рамках публицистического стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим.

Первые русские произведения публицистического характера появились очень давно. Это, например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (Х1 в.); обличительные произведения выдающегося писателя Максима Грека, памфлеты известного публициста Ивана Пересветова, знаменитая переписка царя Ивана Грозного с князем Курбским и др.



Дальнейшее развитие публицистического стиля происходило в ХУШ в. В связи с появлением первой русской печатной газеты «Ведомости» (1703 год) и созданием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль оформился в Х! Х веке.

 

Общая характеристика публицистического стиля речи.

Цель публицистического текста – оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка – функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-либо информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие.

Автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная для других стилей современного русского языка.

Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу – чередованию экспрессии и стандартов. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является формирование определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще это наблюдается в памфлетах, фельетонах и т.п.). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

Стандарты вследствие различных причин могут превращаться в речевые штампы. Это, как правило, связано с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств с перемещением в необычные для них зоны коммуникации (например, живой отклик, горячая поддержка, рентабельность предприятия и т.п.)

Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях:

А) газетно-публицистическом,

Б) радио и тележурналистском,

В) ораторском.

Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.

Отличительные особенности публицистического стиля.

Особенности в области лексики.

1) Среди лексических средств публицистического стиля (наряду с нейтральными) можно отметить лексемы, имеющие специфическую стилистическую окраску (например, застрельщик, труженик, созидатель, свершения, мощь, экстремисты, позитивный, гарант, альтернатива и т.п.). Подобные слова в публицистическом стиле носят социально-оценочный характер.

2) Отмечена в публицистическом стиле своя фразеология, позволяющая формулировать информацию более точно и кратко (например, мирное наступление, локальные споры, сила диктата, президентская кампания, пакет предложений, пути прогресса, политический авангард и т.п.).

3) В рамках этого стиля много таких слов и словосочетаний, которые выступают как публицистически окрашенные только в переносном значении. Например, слова шаги, сигнал, школа, пакет в прямом значении не имеют публицистической окраски, а в переносном они эту окраску приобретают (практические шаги, сигнал с предприятия, школа выживания, пакет мирных предложений). В прямом значении словосочетания цепной пес, пиратские действия и т.п. не являются фразеологизмами, употребленные же в переносном значении, они представляют собой примеры публицистической фразеологии. В переносном значении в публицистике широко используются термины из области науки: атмосфера (атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне послов); из области искусства: дуэт (дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль), закулисный (закулисные переговоры).

4) Характерной особенностью публицистически окрашенных слов считается их эмоционально-оценочный, экспрессивный характер, причем эта оценка не индивидуальна, а социальна. С одной стороны, в публицистическом стиле есть слова с положительной оценкой (актив, милосердие, благосостояние, благотворительность, дерзать, воздвигать ит.п.), с другой – слова и выражения, имеющие отрицательную оценку (обывательский, насаждать, притязания, саботаж, наемники, расизм и т.п.).

5) Своеобразным экспрессивным средством публицистического стиля является употребление в нем (особенно в газетной и журнальной публицистике) варваризмов и экзотизмов. Варваризм – иноязычное слово или выражение, не до конца освоенное заимствующим языком, чаще всего в связи с трудностями грамматического освоения. Экзотизмы – это слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и употребляемые для придания речи особого (местного) колорита (боа, паранджа, янычар и т.п.). Процесс проникновения подобных разрядов слов в печать с каждым годом становится все интенсивнее. Однако всегда при употреблении таких слов следует учитывать целесообразность их применения.

Особенности в области морфологии.

1) Для публицистических текстов характерно употребление единственного числа в значении множественного: русский человек, налогоплательщик и т.п.

2) Характерно употребление в форме множественного числа существительных, которые в других стилях имеют только форму единственного числа: свободы, настроения, власти и т.п.

3) Часто употребляются формы повелительного наклонения глагола. Эта форма употребляется в воззваниях, призывах и т.п.(Например, Дорогие читатели! Ваши пожелания направляйте в редакцию!). Повелительное наклонение используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните и т.п.

4) Наиболее часто используются формы прошедшего и настоящего времени глагола.

5) Публицистически окрашенными считаются причастные образования на –омый (например, ведомый, влекомый, несомый и т.п.).

Особенности публицистического стиля в области синтаксиса.

Для публицистического стиля характерно использование риторических вопросов, вопросно-ответная форма изложения, используемая для оживления речи, своеобразный диалог с адресатом.

Часто используются восклицательные предложения. Кроме того, в публицистической речи часто можно встретить различного рода расчленение текста, т.е. такие конструкции, когда какая-либо структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется позиционно и интонационно и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция). Например, Земельная реформа – какова ее цель?

В рамках публицистического стиля характерно частое использование инверсионного порядка слов. Здесь активно применяется актуализация логически значимых членов предложения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.