Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивистский подход к социальному научению.






 

Основная идея конструктивизм или кибернетики второго порядка заключается в том, что «реальность» это не только социальный конструкт, но и индивидуальный. Это означает, что люди интерпретируют их опыт, создавая свое в и дение, свой образ мира. Новые впечатления или рефлексия могут приводить к новой интерпретации - новым способам мышления и поведения. То, как люди видят мир, не есть «мир на самом деле». Это толкование.

В ХХI веке изменения в социально-трудовых отношениях происходят и по причине возросшего уровня образования работников, и по причине использования новых технологий. В свое время Russell Ackoff предположил, что развитие управленческой мысли может быть описано путем использования трех метафор. /129/ Организации могут быть рассмотрены как машины, как организмы, или как системы. Когда организация рассматривается как машина, рабочие интерпретируются как части этой машины, которые можно заменить в случае необходимости. Эта точка зрения была широко распространена в ранний период индустриализации, когда рабочие были плохо образованы и легко могли быть заменены работниками из числа эмигрантов. Когда организации рассматривались как организм, менеджеры воспринимались как мозг этого организма, а рабочие, соответственно, как руки и ноги. Хорошо подготовленные рабочие были важны для успеха организации. С лучшей подготовкой рабочих, с введением новых технологий организации стали рассматриваться как социальные системы. Менеджеры признали, что рабочие имеют свои собственные мысли по поводу того, как организация должна развиваться. У менеджеров появилась задача создать вдохновляющее в и дение организации для того, чтобы мотивировать работников на реализацию целей организации.

Россия стремится развивать современную инновационную экономику, что влечет за собой изменение культуры, ментальности, мировоззрений, стереотипов поведения участников СТО. С ростом, усложнением и динамизмом производственных связей, в условиях многовариантности решений при высоких темпах технологических и структурных сдвигов жесткое авторитарное управление, социально-трудовое общение по типу «господство-подчинение» становится неэффективным. Менеджменту ХХI века свойственно стимулировать работников производить инновации, а не быть только получателями инструкций; работники на всех уровнях должны обладать развитой способностью предвидения необходимых изменений и делать все возможное для реализации целей организации. Менеджеры вынуждены производить инновации, учиться новым стилям управления и лидерства и, в частности, менеджменту сотрудничества, основывающемся на системе общих ценностей. Однако в России авторитарный, репрессивный стиль управления, подавляющий личность и инициативу, все еще сохраняется во многих организациях. Он продолжает рассматривать человека только как средство достижения экономической цели, что крайне неэффективно с точки зрения современной науки о труде. Тоталитарное сознание российских руководителей, порождающее репрессивные формы управления, не способствует развитию инициативы, креативности, предприимчивости работников, эффективному использованию творческого потенциала работников, вовлечению их в управленческие процессы, производству инноваций. Все больше исследований подтверждают тот факт, что российские компании сталкиваются с проблемами, которые невозможно решить, действуя привычным способом, и что российские менеджеры ищут новые подходы к управлению в новой социально-экономической реальности. /151; 154/ Конструктивистский подход к социальному научению мог бы сыграть свою положительную роль в этом поиске.

 

Технология участия (technology of participation - ТоР) и оценивающее исследование (appreciative inquiry) - это примеры эффективных конструктивных методов познания и практики нового стиля социально-трудовых отношений. Первое, проведите стратегическое планирование деятельности (СПД), затем обсудите насколько СПД отличается от вашего предыдущего опыта социально-трудового общения. После этого обсудите будет ли СПД эффективным в организации. Каковы достоинства использования СПД в организации? Если СПД приемлемо для организации, какие шаги необходимо предпринять для распространения метода в организации?

Технология участия и оценивающее исследование относятся к группе методов, называемых методами фасилитации. Методы фасилитации основываются на практике проявления уважения, направлены на высвобождение творческой инициативы участников СТО, на полное вовлечение работников всех уровней в процесс улучшения деятельности организации и удовлетворения потребностей заказчика, и в этом смысле представляют ценный инструмент для развития инновационного стиля мышления у всех участников СТО. Лидерство-фасилитаторство, на развитие которого направлены эти методы, отличается от лидерства командной системы управления четкой постановкой конкретных вопросов, выстраиванием социального диалога с целью поиска реальных первопричин возникающей проблемы и оптимального, мудрого ее решения на основе использования разнообразных самоценных мнений, и выстраивания консенсуса как условия продвижения вперед. /154/

Планирование деятельности на основе технологии участия строится по следующему сценарию:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.