Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монголо-татарское вторжение на Русь и его влияние на развитие государственной и правовой систем.






Монголо-татарское вторжение изменило государственный строй и общественный строй Древней Руси. Князья Древнерусского государства были обращены в наместников великого хана Золотой Орды.

Особенности гос. устройства Древнерус. Гос-ва в период монголо-татарского ига:

1. сохранение гос-ти княжеств

2. сохранение церкви

3. сбор дани с населения Руси, которое было переписано татарскими писцами (численниками) в 1259 г. в Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской землях. В период с 1245 г. по 1274 г. были проведены три переписи.

Гос. строй Руси в данный период характеризовался особой структурой гос-ва – наличием баскакской военно-политической организации, к-я состояла из десятников, сотников, тысячников и темников.

Функции баскаков:

1. контроль за сбором дани

2. подсчет населения

3. карательные и полицейские функции

В распоряжении баскаков находились военные отряды, часто формируемые из местного населния. Баскаки подчинялись главному баскаку, к-й находился во Владимире.

Верховным сюзереном на Руси был монгольский хан, к-й в качестве своих вассалов, кроме властителей нек-х южных районов, оставил у власти местных русских князей. Рус. Князья были вправе решать все внутри-политические вопросы Сохранялись внутреннее гос. утройство, русское право и другие правовые институты (преемство княжеской власти по родовому порядку). Влатсь руссих князей была единоличной в пределах их княжеств, на территориях которых каждый из них сам мог собирать дань для хана. В Киеве, Переяславле и нек-х других южных районах монголо-татары ввели свое прямое правление.

Сбор дани монголо-татары поручали одному из князей, к-му выдавался ханский ярлык. Держатель ханского ярлыка приобретал титул великого князя, обладал политической властью и военной поддержкой от Золотой Орды.

Система судебной системы в период монголо-татарского ига:

1. Наличие высшей судебной инстанции (высшего суда Золотой Орды), рассматривающей споры русских князей.

2. рассмотрение споров между русскими и монголо-татарами монголо-татарскими судами.

3. разрешение споров, возникших между русскими князьями.

Монголо-татарское иго привело к ослаблению влияния городских собраний. Было распущено городское ополчение. Определенные демократические элементы государственности сохранились лишь в Новгороде и Пскове. Все это обеспечило основу для развития единого централизованного гос-ва в конце XIV в.

В 1380 г. произошла Куликовская битва, в к-й русские войска, возглавляемые Дмитрием Донским, нанесли поражение Золотой Орды. В конце XIV в. князь, владеющий ханским ярлыком, стал единым правителем.

До конца XII в. монгольские племена вели натуральное хозяйство и кочевой образ жизни, перемещаясь в степях к северу от пустыни Гоби (современная Монголия).

На рубеже XII-XIII вв. ожесточенная борьба между различными монгольскими племенами завершилась образованием единого Монгольского гос-ва, обладавшего сильной военной организацией, в основе могущества к-й была сила знаменитой монгольской конницы. В рамках новой государственности монгольские племена со временем сплотились в единую народность.

Темучин (ок. 1155-1227), лидер наиболее сильного и удачливого монгольского племени, был избран ханом всех монголов под именем Чингисхана. Он повел захватническую политику, покорив Китай, Ср. Азию и Закавказье.

Во главе Золотой Орды стоял хан, потомок Чингисхана, обладавший неограниченной деспотической властью. Для решения наиболее важных вопросов (в частности, для выборов ханов) собирался съезд монголо-китайской знати – курултай. Центральный гос. аппарат состоял из распорядительных и судебных ведомств, возглавлявшихся ханскими царедворцами, подчинявшихся монарху. Местные органы управления находились в руках монголо-татарской знати, местные управители – даруги и баскаки – походили на «малых ханов».

С принятием ислама право Зол. Орды оказалось тесно связано с шариатом, к-й стал вытеснять древнее традиционное собрание монгольских законов и обычаев.

Уголовные законы были чрезвычайно жестокими, основным видом наказания являлась смертная казнь, включая ее наиболее изощренные виды. Одним из наиболее тяжелых преступлений считалось конокрадство.

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных - - наместников великого хана Золотой Орды. Монголы собирали дань с населения, живущего на завоеванных землях, а для этого татарские численники – писцы переписали в 1259 г. население земель Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской. С этого времени акты именуют таких людей «численными», т.е. переписанными.

Все люди, платившие дань (черные люди, численные люди, городские люди, гости, суконники), и земли этих людей как собственность завоевателя были изъяты из гражданского оборота, т.е. не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию.

Во времена Золотой Орды сельская община сохранялась. Размер земельного участка каждого общинника (
«выть» иди «жребий») зависел от его состояния. В связи с этим черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. Община имела право принимать на свободные участки тяглой земли новых поселенцев из вольных людей. «Безвытные» люди черных общин, т.е. не владевшие наследственными земельными наделами, назывались подсудеями, захребетниками, батраками, казаками, молодшими людьми.

Черные люди обязаны были содержать княжеских чиновников, приезжавших по служебным обязанностям, давать им корм и подводы («ям»).

Самовольный выход из черной общины запрещался. Междукняжеские договоры дают право перехода только вольным людям.

С XIV в. после разгрома татарских царств на Волге и перехода в Московскому великому князю верховной власти хана над Русью происходила передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам. Черные люди и земли признаются собственностью Московского великого князя.

В эпоху монгольского владычества увеличилось кол-во вольных людей, т.е. людей, лишенных средств к существованию. Отпуская на свободу своих дворовых без земли, князья и бояре расширили класс безземельных вольных людей, из к-х счастлив был тот, кто просил и получал холопство или выпрашивал где-нибудь себе «подмогу», обзаводился хозяйством на чужой земле, становясь закупом, исполовником своего господина-кредитора.

Правовое положение горожан, признавших над собою власть завоевателя, определялось их обязанностями по отношению к последнему, по которым должны: 1. платить дань 2. строить и поддерживать городские укрепления. 3. содержать княжескую дружину. 4. содержать служилых людей князя, назначаемых последним в подвластные города для администрации и суда. 5. платить в казну князя пошлины за совершение юридических сделок и актов.

По закону Чингисхана его потомки обязаны были соблюдать полную веротерпимость в подвластных им владениях и оказывать уважение и покровительство всем религиям и духовным лицам, стоящим под властью хана. Русская православная церковь получила ханский ярлык, предоставивший: непрекословность веры, богослужения, законов Русской церкви, неподсудность лиц духовного звания суду светскому, за исключением разбоя и убийства; освобождение от податей, повинностей и пошлины в пользу ханов всего русского духовенства, ближайших родственников духовных лиц, всех церковных людей и всех церковных имуществ.

Духовенство на Руси сохранило свою организацию. Во главе Русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольсокому патриарху. В духовном состоянии различались высшее духовенство и низшее, белое и черное. К высшему относились иерархи, стоявшие во главе церкви, начальники церковных округов (епархий) и монастырей. К низшему духовенству принадлежали священно- и церковнослужители приходов и низшее черное духовенство, состоявшее из монахов и монахинь. Русская митрополия делилась на епархии, управление к-ми находилось в руках епископов или архиепископов. Низшую единицу церковного деления составлял приход со священником, дьяконом, дьячком и пономарем и т.д., составлявшими церковный причт.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.