Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинары и семинары-практикумы






Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения оп­ределяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием вре­мени работы, продуманностью заданий привле­чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же за­нятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитате­ли хотели бы получить ответ,

Руководителем семинара может быть заведую­щая или старший воспитатель, приглашенные спе­циалисты. К проведению отдельных занятий мож­но привлекать воспитателей, специалистов, ме­дицинских работников. Главной задачей семина­ров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут вос­питатели, имеющие опыт работы по данной проб­леме. Например, на семинаре-практикуме по ике­бане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные уме­ния впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на за­нятиях семинара по изготовлению елочных укра­шений педагоги не только осваивают приемы ра­боты с бумагой и другими материалами, но и раз­рабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в группо­вой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделка­ми детей, родителей, педагогов. Педагоги при­думывают сюрпризные моменты, подбирают ли­тературный материал для создания сказочной ат­мосферы в группе в эти дни.

К семинару «Особенности организации и про­ведения наблюдений в природе в летний пери­од» воспитателям заранее предлагаются вопро­сы для обсуждения проблемы. Например: Как ча­сто вы проводите наблюдения за объектами при­роды на занятиях (экскурсиях), прогулках, в по­вседневной жизни? Что считаете главным в ме­тодике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие при­емы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, раз­виваете детскую пытливость, любознательность? Кaкoe влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в рабо­те с детьми элементы экологического воспитания?

В ходе проведения занятий семинара-практику­мa предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискус­сий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы, Важно, чтобы итоги семина­ров оформлялись в виде конкретных и реально

выполнимых рекомендаций, а их реализация на­ходилась под контролем.

Все чаще поднимается вопрос о необходимо­сти обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная

форма работы. К проведению такого семинара, могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как органи­зовывать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара бу­дет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет ро­дителям на следующем занятии и даст конкрет­ные рекомендации относительно методов инди­видуального общения с ребенком.

Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только воз­растет. Семинар как форма методической рабо­ты отличается от семинара, практикуемого в выс­ших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда плани­руется постоянно действующий семинар на дли­тельный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак ­место его проведения. Это может быть методи­ческий кабинет детского сада, групповая комна­та или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по си­стематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распростране­ния педагогического опыта.

Четвертый признак - источник получения ин­формации. Это и слово (доклады и содоклады уча­стников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический ана­лиз.

Следовательно, семинар не ограничен опре­деленными рамками времени и не связан с по­стоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изме­нения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация, Тематика семинара должна быть актуальна для конкретно­го дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подгото­вить памятку участникам семинара, в которой ука­зать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участ­ников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противополож­ных точек зрения, работа с нормативными доку­ментами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их вы­полнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.