Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение в предмет зоопсихологии и сравнительной психологии






 

В отечественной науке принято понимать феномен поведения как две дополняющие друг друга области, относящиеся к двум наукам - зоопсихологии и этологии:

1. Предметом зоопсихологии является специфические психические свойства, обеспечиваемые присущими им нейробиологическими механизмами, проявляющимися во внешней активности у разных групп животных. При этом внимание сосредоточено на закономерностях развития психики как в ходе эволюции, так и в индивидуальном развитии.

2. Предметом этологии стали непосредственные акты внешней активности - законченные, координированные действия животных, связанные с некоей целесообразностью. Этологов интересуют воплощенные формы поведения, и они избегают апелляции к психике.

3.

 

 

В зоопсихологических исследованиях важную роль играет наблюдение за поведением животного в естественных условиях. Здесь важно проследить изменения, наступающие в поведении животных при тех или иных изменениях окружающей среды. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и приспособительных функциях последней.

Метод «выбора на образец». Животному предлагается произвести выбор среди ряда объектов, руководствуясь образцом, который показывается ему непосредственно экспериментатором или в специальном аппарате. Этот метод применяется преимущественно для изучения сенсорной сферы животных

Метод «лабиринта». Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. Этот метод позволяет изучать вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению (к выработке двигательных навыков), пространственно ориентации, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия.

Метод «обходного пути». В этом случае животному приходится для достижения «цели» обойти одну или несколько преград, причем животное непосредственно воспринимает объект (приманку), на который направлены его действия.

Метод «проблемной клетки». Перед животными ставится задача или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления, или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм, отмыкая запирающие устройства. Этим методом исследуются сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных.

Весьма важным моментом зоопсихологического исследования является учет биологической адекватности условий проведения опыта и применяемой методики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.