Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности фитнес-программ на основе динамики физической работоспособности






 

В физическом воспитании и спорте оперируют термином «физическая работоспособность» (physical working capacity), под которой понимают потенциальные возможности человека произвести максимум физических усилий. Физическая работоспособность определяется морфо-функцио­нальным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. С возрастом физическая работоспособность снижается на 10–15 % в сравнении с предыдущим десятилетием жизни: в 30–39 лет она составляет 85–90 %, в 40–
49 лет – 70–80 %, в 50–59 лет – 55–70 % от уровня 20-летних. Однако внутри одной возрастной группы (например, среди 20–25-летних) наблюдается большой диапазон значений физической работоспособности. Это обусловлено многими факторами, среди которых тренированность иметь существенное значение. У тренированных в сравнении с нетренированными значительно выше уровень физической работоспособности, поэтому у нетренированного 25-лет­него человека физическая работоспособность может соответствовать уровню 40-летнего.

Существуют инструментальные и упрощенные методы оценки физической работоспособности. Инструментальные методы предполагают проведение тестирования на велоэргометре или бегущей дорожке с помощью ступенчато возрастающих нагрузок. При максимальных на­грузочных тестах интенсивность нагрузки увеличивается до того мо­мента, пока испытуемый не откажется от выполнения теста, либо до тех пор, когда повышение мощности нагрузки не приводит к дальнейшему росту потребления кислорода. В качестве критерия уровня максимальной физической работоспособности принимают максимальную величину потребления кислорода (МПК), являющуюся мерой максимальной аэробной производительности данного лица.

При невозможности регистрации потребления кислорода в условиях выполнения теста учитывается максимальная мощность выполняемого тес­та.
В связи с наличием определенной зависимости между мощностью работы и потреблением кислорода разработаны формулы расчета величины МПК в зависимости от уровня максимальной физической работоспособно­сти.

Ввиду опасности такого тестирования разработаны методики с при­менением субмаксимальных (75–85 % от макс.) нагрузок. Нагрузки на субмаксимальном уровне менее опасны по сравнению с максимальными, тем не менее, и при их выполнении в единичных случаях появляются тяжелые осложнения. Поэтому тестирование с помощью таких тестов должно проводиться врачами.

Наиболее приемлемыми для практического использования в физи­ческом воспитании являются методы прогнозирования физической рабо­тоспособности и экспресс-методы, функциональные пробы.

Методы прогнозирования физической работоспособности предусма­тривают расчет уровня работоспособности по показателям, измеряемым в покое, с помощью формул, описывающих зависимость между физичес­кой работоспособностью и измеряемыми показателями.

Функциональны пробы с физическими нагрузками (с приседаниями, восхождениями на ступеньке) дают качественную (плохая, средняя, хорошая и т. п.) оценку физической работоспособности, в то время, как углубленные и экспресс-методы с применением велоэргометра или тредмилла – количественную оценку (эргометрических показателей – в ваттах, джоулях или метаболических – потребление кислорода и т. п., гемодинамических – ЧСС, АД, минутный объем кровообращения, сердечный выброс и т. п.) физической работоспособности.

Инструментальные методы оценки физической работоспособности используют в физиологическом контроле; экспресс-методы применяют в педагогическом контроле:

- для определения рационального двигательного режима;

- для определения оптимальных параметров физкультурно-оздоро­ви­тель­ных занятий;

- для оценки эффективности физкультурно-оздоровительных занятий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.