Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3.Информационные ресурсы России




1. Структура российских информационных ресурсов.

2. Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы.

3. Информационные ресурсы Архивного фонда РФ.

4. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.

 

I. Информационные ресурсы страны представляют собой сложный конгломерат, включающий огромное множество разнообразных объектов. Органы уп­равления всех уровней, любые хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительской, организации быта и отдыха, т. д.) информационные ресурсы, не сопоставимые между собой по объему (от подборки из нескольких справочников до огромных библиотечных фондов и систем баз данных) и по способам организации и пред­ставления информации. Однако общественный интерес и основной объект госу­дарственной информационной политики представляет собой лишь часть этих ресурсов. Это, прежде всего, информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания "внешних" пользователей (т. е. лиц и субъектов, не связанных непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, ис­пользуемые для решения задач государственного управления. Именно эти ин­формационные ресурсы имеет смысл рассматривать как составляющие наци­ональные информационные ресурсы.

Информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания внешних пользователей (в т. ч. путем распространения производимых на их основе информационных продуктов), формируются и эксплуатируются разного рода информационными организациями и подразделениями. К ним относятся библиотеки, архивы, статистические органы и организации, институты, центры, бюро, отделы научной, научно-технической, патентной, нормативно-техничес­кой информации, информационно-вычислительные и информационно-аналити­ческие центры, справочные службы и т. д. Эти организационные структуры, самостоятельные и являющиеся подразделениями более крупных организаций, имеются как в государственном секторе (в федеральной собственности и собственности субъектов Федерации), так и в негосударственном (за исключением органов статистики), а также в муниципальной собственности. Государственные информационные организации имеются в подчинении всех ведомств и всех ре­гиональных администраций. Однотипные по формам информационной деятельности организации часто объединяются наличием единого методического руко­водства, общих нормативных документов, налаженной (в разной степени) сис­темой информационных потоков и составляют основныегосударственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универ­сальный характер. Это библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, государственная система статистики и государственная система на­учно-технической информации (НТИ). В настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нор­мативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления.



Предприятия и организации, действующие в сфере материального производства, экономики, финансов, торговли, транспорта, связи, помимо исполь­зования информации из специализированных информационных организаций, подразделений и систем, создают собственные информационные ресурсы, непосредственно связанные с осуществлением их основной деятельности и управле­нием предприятием. Такие информационные ресурсы обычно используются только в рамках определенных технологических процессов и управленческих задач. Они представлены в основном в виде информационных файлов различ­ных автоматизированных систем управления (АСУ), систем управления произ­водством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП) и т.д., рабочих кар­тотек, комплектов технической и чертежно-конструкторской документации, прейскурантов, калькуляций и других рабочих документов.

Аналогичные по принципам использования "встроенные" информаци­онные ресурсы формируются и в организациях социальной сферы, учреждениях культуры, предприятиях и организациях, связанных со здравоохранением, жи­лищно-коммунальным, бытовым обслуживанием населения. По мере развития автоматизированных обучающих систем в учреждениях сферы образования также появились и быстро развиваются собственные информационные ресурсы, "встроенные" в процесс обучения. До этого информационная поддержка образования осуществлялась почти исключительно на основе традиционных библио­течных фондов.



Несмотря на то, что встроенные информационные ресурсы используются в основном "внутри" отдельных организаций, многие из них представляют значительный общественный интерес не только из-за важности обеспечиваемых с их помощью производств, но и в связи с тем, что информационные ресурсы мо­гут служить источником информации для других организаций и предприятий (обычно связанных между собой технологически) и для создания справочных информационных ресурсов о работе предприятий и организаций социальной сферы, сферы материального производства, экономики и финансов.

Упомянутые справочные информационные ресурсы, т. е. информацион­ные массивы, содержащие разного рода адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об ор­ганизации отдыха, обучения и т. д. носят универсаль­ный характер, охватывают в целом самые разнообразные предметные области и представляют значительный интерес для всего населения, а также для бизнеса (особенно малого). Однако сколько-нибудь организованной системы информа­ционно- организационной структуры российских информационных ресурсов справочных служб для населения России в настоящее время нет, и по­этому сведения об отдельных справочных информационных ресурсах приводят­ся в различных источниках, посвященных информационным ресурсам социальной сферы, материального производства, органов власти и т. д.

Отсутствие развитой системы взаимосвязанных справочных информационных ресурсов следует рассматривать как проявление структурной неполноты российских информационных ресурсов, несмотря на то, что рынок информа­ционных продуктов справочного характера, предназначенных для массового по­требления, развивается довольно быстро. В первой половине 90-х годов факти­чески распались существовавшие ранее государственные (чаще муници­пальные) адресно-справочные службы массового пользования. В области спра­вочной потребительской информации развивались в основном небольшие ком­мерческие организации, подготавливающие продукцию двух типов: оперативные справочные сообщения (например, объявления и коммерческие предложе­ния) и довольно узко ориентированные по тематике справочники. В первом случае основными задачами являются сбор информации (налаживание связи с поставщиками объявлений и рекламодателями) и распространение сообщений через средства массовой информации (СМИ) и рекламные агентства (в послед­нее время также через сеть Интернет и пейджинговые сети). Во втором случае издания разного рода справочников, указателей, энциклопедий (в т.ч. электрон­ные) чаще всего подготавливались либо путем разового сбора необходимой ин­формации, либо в результате получения тем или иным путем доступа к инфор­мационным ресурсам государственных и полугосударственных информацион­ных организаций (прежде всего учетно-статистических), органов власти и управления, к "встроенным" информационным ресурсам крупных промышлен­ных и торговых фирм. В том и другом случае постоянно действующие крупные информационные ресурсы, пригодные для регулярного справочного обслужива­ния массового пользователя, не создаются.

Лишь немногие организации, появляющиеся на рынке массовых инфор­мационно-справочных продуктов, в состоянии (по своим организационным, финансовым, технологическим, квалификационным возможностям) обеспечивать регулярный сбор, верификацию и актуализацию данных, даже в достаточно уз­ких предметных областях.

Организация какой-либо универсальной единой информационно-спра­вочной службы вряд ли целесообразна, прежде всего, по экономическим сооб­ражениям. Однако создание условий, обеспечивающих получение и актуа­лизацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и упра­вления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения, безу­словно, необходимо.

Информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления, формируются, прежде всего, в самих органах власти и управления всех уровней, а также в связанных с ними аналитических центрах. Информационные ресурсы органов власти и управления формируются в тесном взаимодействии с информационными ресурсами подчиненных им или связанных с ними функционально предприятий и организаций, в том числе на ос­нове аналитической обработки поступающих от них данных и документов. Ин­формационные ресурсы органов различных ветвей государственной власти имеют, безусловно, свою специфику (по тематике и видам документов), но на­целенность на решение общих (пусть в разных аспектах и на разном уровне) за­дач государственного управления определяет необходимую общность принци­пов и источников их формирования. Для информационных ресурсов мини­стерств и ведомств особое значение имеет правильное соотношение между их тематической, отраслевой специализацией и сопоставимостью с информаци­онными ресурсами других взаимодействующих с ними органов управления.

В этом плане наибольший интерес представляют информационные ресур­сы высших органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Феде­рации, а также информационные ресурсы местных органов власти. Для них ха­рактерны: решение комплексных проблем, необходимость сопоставления раз­личных отраслевых подходов.

Формы представления информации, виды документов, способы органи­зации информационных массивов в информационных ресурсах организаций, относящихся к различным описанным выше группам, а также к различным от­раслям экономики, культуры, социальной сферы, безусловно, имеют свою спе­цифику. Однако для большинства характерно наличие в их информационных ресурсах документов различных видов (книг, брошюр, журналов, так назы­ваемых непубликуемых документов, чертежно-конструкторской документации, нередко кино-, фотодокументов и т.д.) Широко варьируется (часто в рамках информационных ресурсов одной организации) и технологическая форма представления информации (традиционные "бумажные" библиотечные, архивные и иные фонды, картотеки, разнообразные компьютерные информационные массивы от простейших слабоструктурированных текстовых файлов до развитых мультимедиа систем и систем искусственного интеллекта).

Несмотря на видовое разнообразие информационных продуктов, составля­ющих информационные ресурсы различных организаций, основу большинства из них составляют отечественные произведения печати:

– непериодические издания: книги и брошюры, авторефераты диссертаций, отрывные ежедневные календари, издания, нотные издания, картографические издания;

– периодические и продолжающиеся издания: журналы, сборники, бюллетени, газеты.

Важной и наиболее быстро развивающейся составляющей информацион­ных ресурсов организаций всех типов и сфер деятельности являются разного рода электронные массивы информации (ЭМИ), часто объединенные в базы и банки данных, входящие в состав автоматизированных информационных систем (АИС), АСУ и других автоматизированных систем. Получение количественных оценок этой составляющей информационных ресурсов затруднено организаци­онно и методологически. В зависимости от выбранного объекта учета — любые используемые ЭМИ, "классические" базы данных документального и фактогра­фического типов, только оригинальные базы данных (без учета их тиражиро­вания и модификации), только базы данных, предназначенные для массового информационного обслуживания и тиражирования, информационные массивы, доступные через телекоммуникационные сети и т.д. — разные исследователи получают различающиеся на несколько порядков оценки.

Регулярной обязательной государственной регистрацией в настоящее время охвачены лишь базы данных, созданные с использованием средств госбюджета. Реально из них регистрируются в основном базы данных, представляющие достаточно широкий общественный интерес и используемые для об­служивания внешних пользователей. В добровольном порядке довольно активно регистрируются негосударственные базы данных, предназначенные для продвижения на рынке информационных продуктов и услуг.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 226 государственная регистрация баз данных осуществляется НТЦ "Информрегистр", НИИ "Контур" и НТЦ "Система". Результаты регистрации отражаются в издаваемом НТЦ "Информрегистр" каталоге.

В таблицах представлены данные об организационной структуре российских информационных ресурсов, составе зарегистрированных российских баз данных по типам и по назначению на середину 1998 г. (в значительной степени материал устарел, однако позволяет получить определённое впечатление учебного уровня).

 

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал