Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Современное информационное пространство: генезис и развитие.






 

 

1. Информация, информационное пространство, информациология.

2. Основные этапы развития информационных технологий.

3. Эволюция носителей информации.

4. Современное информационное пространство и проблема ответственности.

.

Информация – от лат. Informatio – разъяснение, изложение. Первоначально – сведения, передаваемые людьми. С середины 20 века «информация» - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.

 

 

I. Многие учёные задаются вопросом: «Чтотакое информация?» Слово, которое мы читаем, слышим и употребляем в разговоре даже на бытовые темы? В любой текст это слово ввести легко: стоит только заменить обычные слова «сообщение», «данные», «новости», «сведения» на - «информация». Известный исследователь данной темы – Г.Г. Воробьёв отмечает, что это используемое с античных времен слово с некоторых пор оно заключает в себе важное философское понятие. (Многие сюжетные линии рассматриваемой темы изложены в соответствии с работами Г.Г. Воробьёва.)

Информация — отраженное разнообразие. «Разнооб­разие» означает нарушенное однообразие, которое вос­станавливается при постоянном разнообразии. «Отражен­ное» означает, что нарушение имеет относительный смысл, в зависимости от того, кто принимает информа­цию. Таким образом, информация — это, в значительной степени не то, что заклю­чается в книге или в докладе, а то новое, что получено из книги или доклада.

Вопреки распространенному мнению факты сами по себе ни о чем не говорят — они приобретают значение в сравнении с другими фактами. Если в газете написано, что такой-то завод выпускает столько-то тони продукции, а «я не знаю, много это или мало», сколько выпускают дру­гие заводы, то «для меня это - не информация». Какую-то относительно небольшую информацию может дать тот факт, что на автомобильном заводе каждые три минуты сходит с конвейера один автомобиль, потому что допустимо представить себе, что такое автомобиль, как непросто его сделать и, тем более, за три минуты.

Когда мы считаем, что радиосообщение — информация, это следует понимать в том смысле, что радио иногда молчит. Словосочетание «информационное сообще­ние» — не «масло масляное» на основании, что ин­формация — это и есть сообщение. В действительности: информационное сообщение — нарушение однообразия; других сообщений (на фоне частых сообщений информа­ционное сообщение передается не часто).

Итак, информация — что-то новое. Но всякое новое основывается на чем-то старом. Новое без старого не вос­принимается, так же как старое без нового тоже не вос­принимается.

Концепция реализма в искусстве основывается на определенном соотношении между новым и старым…

Если проанализировать разговор двух девушек, то, как утверждает статистика, в 71 % случаев можно предугадывать ход их разговора; читая передовую статью в газете, читатель в 67 % случаев опережает ход мыслей автора, а при чтении стихов делает это в среднем только в 40% случаев. При 20% предвосхищения стихи отбрасываются как «надуманные» или «формалистические». Таким образом, реализм — понятие относительное, и то, что реалистично для одной культуры, может быть нереалистичным для другой. При­чем новатором здесь можно считать того, для кого информация — превышение нового над старым, а консерватором — у кого наоборот.

Информационную природу имеет удивительный социальный феномен, над разгадкой которого билось не одно поколение социологов, — это мода. Некоторые пытались упразднить моду, но безрезультатно, и она живет по своим законам, подчиняя себе всех, потому что не сле­довать моде — значит, быть старомодным; придерживаться национальной традиции — значит, подчиняться застывшей моде. Представим себе женщину, которая выходит на улицу в необычном наряде — это источник информации, нарушающий сложившееся однообразие в одежде. Когда большинство женщин облачится в точно такие же наряды — однообразие восстановится, и его слова придется нарушать. Сначала мода шокирует, и ее рискуют перенять немногие, которые становятся объектом подражания для других, и тем кажется, что они — законодатели, идут впереди моды, но это только кажется. Характерно, что мода повторяется только в своих элемен­тах, но целиком — никогда.

Чтобы информация дошла до того, для кого она пред­назначена, ее повторяют — этим создается избыточ­ность: гарантированная полнота восприятия. Наш есте­ственный — национальный язык обладает избыточностью, благодаря которой мы без напряжения воспринимаем речь, несмотря на пропуски фраз, слов во фразах и букв в словах. Но в социальных системах избыточность легко переходит в сверхизбыточность: слишком часто повторяемая информация не воспринимается или по от­ношению к ней вырабатывается даже негативная пси­хологическая установка; в последнем случае источник информации начинает работать против самого себя. От­сюда педагогическая поговорка «повторенье — мать ученья» имеет смысл до определенного количественного предела.

Возможность сверхизбыточности учитывают специали­сты по рекламе, используя с этой целью высокохудоже­ственные произведения. Соответственно, делаем вывод, что антихудожественная реклама начинает работать про­тив себя сразу с момента своего установления (такая реклама называется антирекламой).

Полученное представление о природе информации (точнее, семантической информациипродукте ин­теллектуальной деятельности, потому что животные и рас­тения тоже обмениваются информацией, но эта информа­циябиологическая) позволяет рассмотреть первую конкретную ситуацию. Мы находимся в помещении, на стенах которого имеются плакаты, указатели, предупре­дительные надписи.

Плакат о чем-то извещает, к чему-то призывает: убе­дителен ли его текст, художественно ли он оформлен, почему висит именно здесь, не отвлекает ли работающих здесь или, напротив, украшает и развлекает, как долго будет висеть, в каком журнале записан срок его действия, по истечении которого он будет снят и заменен другим плакатом?

Указатель призван указывать так, чтобы у посетитель не возникали вопросы, куда идти и правильно ли oн идет. Не нарушается ли это условие тем, что заставляет посетителя крутить головой, недоумевать, останавливать­ся, не зная, куда идти, и спрашивать, отвлекая сотрудни­ков? Если указатель должен быть виден издалека, то правильно ли выбраны шрифт и цвет?

Предупредительная надпись о чем-то предупреждает предостерегает и, может быть, даже грозит. Всегда ли следуют ее указаниям, насколько и почему? Кто ее не видит, не замечает, старается не замечать, относится иронически или со злорадством делает наоборот? Какую роль играют здесь опять-таки размеры, форма, цвет?

Информационная культура проявляется здесь в от­ветственности и эффективном управлении источниками информации. Для этого обращаются к инструкциям, научным методикам, прибегают к помощи специалистов. Кстати, грамматические и стилистические ошибки в объ­явлениях встречаются не так уж редко, и то, что бывает, обнаружено, не всегда вовремя устраняется.

Информация имеет свои свойства. Во-первых, она может быть полезной и бесполезной. Но, так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам кон­кретной информационной системы — работника, учрежде­ния. Эта степень хорошо проявляется на примере журна­лов. Если «я выписываю» один, самый интересный для меня журнал, то не все публикуемые там материалы одинаково интересные. Можно выписать другие интересные журна­лы, но там количество неинтересных материалов будет еще больше. И сколько бы «я ни выписал», всегда за пре­делами подписки останутся много журналов, общий объ­ем интересного материала в которых будет достаточно большим. Так все журналы (и не только журналы) ран­жируются по отношению к каждому читателю по степе­ни полезности.

Чтобы решить поставленную перед нею задачу, систе­ма должна иметь полную информацию. Но информация никогда не бывает полной (так же как решение задачи — совершенно оптимальным). Поэтому опять-таки следует иметь в виду степень полноты. Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историче­ская информация никогда не бывает полной, и полнота уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и вос­поминания подвергаются искажению.

Последнее указывает на еще одно свойство: досто­верность, которая уменьшается с уменьшением пол­ноты. Причем здесь зависимость непрямая: первые разрозненные факты мало о чем говорят, и первоначально увеличение их количества мало отражает­ся на приросте достоверности; потом, на оп­ределенном уровне, начинается пропорциональный рост, который по достижении следующего критического уров­ня начинает замедляться и, наконец, вовсе прекращается — новые факты сверхизбыточны и ничего не добавляют.

Бывает, что на эту зависимость накладывается другая — преднамеренное искажение (дезинформация), и тогда необходим какой-то метод, чтобы восстановить естественную достоверность (реинформация). Отметим, что дезинформация — не обязательно ложный факт: это может быть реальный факт, но значение его искажено (преувеличено или приуменьшено).

Чтобы собрать полную и достоверную информацию, требуется время, а информация стареет. Поэтому учтем еще одно свойство — новизну. Когда можно разделить цели системы на стратегические и тактические, то всегда стратегическая информация стареет медленнее, чем так­тическая.

Из источников массовой информации быстро стареет газетная информация, и поэтому работа газетных изда­тельств должна быть более оперативной.

Сопоставим два показателя — полноту и новизну, и мы получим оптимальное соотношение, когда информация является уже достаточно полной и еще достаточно свежей.

Гарантируем при этом достаточно высокий уровень достоверности, и мы получим показа­тель — ценность. Самая ценная для нас информа­ция — достаточно полезная, полная, достоверная и но­вая. При этом примем во внимание, что небольшой про­цент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста, а самая полная и самая достоверная информация не мо­жет быть новой. Желательно помнить и о целесообразности разных источников информации.

Теперь разберем следующую ситуацию. Перед вами письмо, приглашающее вас на совещание. Что это за со­вещание? Присутствовать на нем для вас очень важно и почетно; просто необходимо; хотелось бы не пойти, да нельзя; вполне можно не пойти? Насколько достоверен ваш вывод, сделанный на основе содержания письма: не полу­чится ли так, что вы пойдете и разочаруетесь, не пойде­те и пожалеете об этом? Конечно, здесь нет никакой дез­информации: никто не собирался вас чем-то завлечь (для кворума) или отпугнуть (чтобы не «испортили обедню»). Теперь посмотрите на дату. Совещание, оказывается, уже состоялось. Приглашение пришло с опозданием. Кто ви­новат: почта?

…Избегая в данном контексте дискуссии о дефиниции «информационное пространство», ограничимся перечислением его основных компонентов. Итак, информационное пространство определяется:

1 – информационными ресурсами;

2 – информационно-телекоммуникационной инфраструктурой;

3 – системой массовой информации;

4–рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг;

5 – сопряженностью с мировыми открытыми сетями;

6 - системой информационного законодательства.

…Немало вопросов вызывает исследовательское направление (учебная дисциплина) – информациология. Оставляя рассуждения об информационном коде Земли или Солнечной системы другими курсами, допустимо сделать ряд уточнений.

Информациология (по мнению её разработчиков) – это генерализационная наука о всех информационногенных процессах и явлениях микро- и макромира, природы и общества; она родилась на стыке физики, химии, математики, биологии, астро­номии, геологии, космологии, истории, технических, общественных и гумани­тарных наук.

Объектом информациологии является Вселенная, существующая (не)зависимо от нашего сознания и выступающая как объект нашего познания на основе фундаментального принципа информациологического подхода.

Предметом информациологии являются исследования информационных микро- и макродинамических процессов и явлений, происходящих в природе и обществе во взаимоотношениях, взаимосвязях и взаимодействиях с овеществ­ленными, неовеществленными и вакуумными атрибутами материализации и де­материализации, а также процессы рецепции, передачи, хранения, обработки, визуализации и познания информации. (См.: Юзвишин И.И. Основы информациологии. Учебник. Изд. 2. – М., 2000)

 

II. Существует множество работ, рассказывающих об основных этапах развития информационных технологий. В учебно-ознакомительном плане можно выделить некоторые из этих интерпретаций.

Пример №1. В основе любой информационной технологии лежит письменность, появление которой инициировало первую информационную революцию.Доступ к информации был ограничен, уровень технологии обработки данных был ручной, знания не могли существенно влиять на производство. Изобретение печатного станка и распространение книгопечатания привели ко второй информационной революции. Знания стали тиражироваться и оказывать влияние на производство. Появление персональных компьютеров произвело третью информационную революцию. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом, что способствует формированию новой экономической категории — национальных информационных ресурсов. Знание превращается в непосредственную производительную силу.

Пример №2.Современную цивилизацию сотворил печатный станок, кото­рый сделал информацию достоянием многих, а чтение творчес­ким процессом. Первым технологическим достижением, открыв­шим путь к информационному обществу, явилось изобретение в XV в. печатного станка. Библия, напечатанная И. Гутенбергом, приоткрыла дверь в культурное пространство, передвижение в котором привело человечество через 500 лет в информационный век.

Вторым технологическим изобретением, революционно изме­нившим способ обмена информацией, стал телефон. Сегодня сот­ни миллионов людей общаются с помощью телефонной связи.

Третью революцию в обмене информацией совершило радио. До изобретения радио воздействие, оказываемое человеком на челове­ка, носило локальный характер. С появлением радио время и рас­стояние перестали быть препятствием, одновременно театром ин­формационно-психологического противоборства стал весь мир. При этом границы для ведения пропаганды, воздействия на умы людей фактически перестали существовать, почти полностью исключались также контроль и цензура над ней со стороны того государства, на­селение которого избиралось объектом воздействия. Крупные госу­дарства сразу же превратили радиовещание в активный инструмент своей внешней политики.

Четвертую информационную революцию совершило телевиде­ние. Оно позволило массе людей приобщиться к общественному информационному богатству путем зрительного восприятия. Че­ловечество стало жить в " электронном океане" социальной ин­формации, получило возможность оперативно получать видеоин­формацию из любой страны мира.

Пятую информационную революцию совершили на наших гла­зах персональный компьютер и телекоммуникационные сети. Со­единение персональных компьютеров с телекоммуникационными сетями дало развитие информационным технологиям с невидан­ными ранее возможностями. Компьютерные и телекоммуникационные сети (" сетевой компьютинг") открыли доступ к мировым информационным ресурсам.

Существуют и другие точки зрения насчет информационных революций.

Информационная технология возникла на Земле несколько миллионов лет назад вместе с первыми приемами общения (нечленораздельными звуками, мимикой, жестами, прикосновениями) наших далеких предков. При этом обеспечивался лишь обмен информа­цией между индивидами. Вместе с возникновением речи (около 100 тыс. лет назад) появилась возможность целенаправленного об­щения и накопления информации, пока индивидуального, в памя­ти человека. Можно считать, что используемые информационные технологии характеризовались следующими параметрами:

- при общении объектом воздействия были данные в форме звуко­вой (аудио) информации, носителем была воздушная среда; изменяемое свойство объекта воздействия — пространственные координаты, передаваемой информации, а направление изменения — от одного индивидуума к другому; методы воздействия определялись возможностями индивидуумов воспроизводить и воспринимать звуковую ин­формацию;

- при накоплении информации объектом воздействия были све­дения, воспринимаемые индивидуумом, а носителем — мозговые нейронные структуры, обеспечивающие хранение информации; из­меняемое свойство объекта воздействий — их объем и полезность для индивида, а направление изменения — соответствующее увели­чение; методы воздействия определялись индивидуальными воз­можностями мозга индивида.

Следующий этап — возникновение письменности (5—6 тысячеле­тий назад), давшей человечеству коллективную (общественную) па­мять. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: ее сбор, передачу, переработку, хранение и доведение. Эти возможности открыла фикса­ция информации на материальных носителях.

Сама используемая при этом информационная символика пре­терпела ряд существенных изменений: пиктографическое письмо, идеографическое письмо, рисуночное иероглифическое письмо (со­хранившееся до сих пор в некоторых странах Азии), клинопись, ли­нейное слоговое письмо и, наконец, алфавитное письмо.

Помимо совершенствования символики для передачи текста совершенствовались системы представления числовой информации (позиционная система счисления в Вавилоне, римская система счис­ления, арабские цифры), обозначения веществ, химических опера­ций и приборов, математическая символика.

Информационные технологии в данных условиях в качестве объ­екта воздействия имели текстовые данные на том или ином матери­альном носителе (выделанные шкуры животных, папирусные свит­ки, берестяная кора, глиняные и деревянные дощечки, ткани и, на­конец, бумага); изменяемые свойства определяются значительно возросшим перечнем информационных потребностей, чему соответствуют и методы, преобразования, воплощенные в различных системах делопроизводства во всем их многообразии.

Определенное развитие получила и система представления видеоинформации, что привело к становлению и формированию картографии и технической графики.

Подводя итог рассмотрения эволюции системы представления информации, можно отметить общую тенденцию к созданию наиболее рациональных форм человеческой (наднациональной) информационной символики.

Процесс развития информационных технологий в ракурсе его периодизации в ХХ – нач. XXI вв. так же рассмотрен во многих работах. Отметим некоторые варианты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.