Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В т.ч. баз данных) на предприятиях различных форм собственности






 

Форма собственности Среднее количество БД на предприятии
Федеральная собственность 12, 1
Собственность субъектов Федерации 8, 4
Муниципальная собственность 7, 8
Собственность общественных организаций 3, 6
Частная собственность 12, 9
Смешанная собственность 25, 0

 

Таблица 5

Изменение доли государственных баз данных среди зарегистрированных российских БД в зависимости от их назначения (на середину 1998 г.)

Класс БД по назначению Доля государственных БД в данном классе БД в %
       
Архивные БД        
Учетно-статистические        
Управленческие        
НТИ        
Производственно-технические        
Справочные        
Исследовательские        
Массовой информации        
Проектно-конструкторские        
Официальной информации        
Учебные        
Финансовые        
Коммерческие        
В целом зарегистрированные БД        

Снижение доли государства в некоторых видах информационных ресур­сов не уменьшает значимости государственных информационных ресурсов в об­щей системе информационных ресурсов страны. Государству принадлежат крупнейшие и уникальные информационные ресурсы во всех сферах жизни общества, в значительной степени формируемые за счет обязательного предоставле­ния информации гражданами и организациями.

На основе этих фундаментальных, играющих инфраструктурную роль государственных информационных ресурсов могут создаваться, прежде всего, быстро реагирующими на изменение конъюнктуры организациями негосударственного сектора, более узко ориентированные информационные ресурсы, ис­пользуемые для производства и широкого распространения информационных продуктов и услуг. Этот путь развития информационных ресурсов страны явля­ется наиболее естественным и подтверждается опытом информационно разви­тых стран.

Развитие государственных информационных ресурсов, их качество, структурная полнота, а также обеспечение их сохранности являются, таким об­разом, исходными условиями для обеспечения возможностей получения гражданами и организациями необходимой информации.

Использование информационных ресурсов для предоставления пользова­телям необходимой информации связано с функционированием различных ка­налов и способов распространения информационных продуктов и предоставления информационных услуг — СМИ, рекламных агентств, библиотек, рынка печатной продукции и электронных изданий, рынка информационно-справочных и информационно-аналитических услуг, компьютерных телекоммуникационных сетей, систем пейджинговой связи и т. д.

Как показывают различные исследования и, в частности, материалы со­циологического исследования, проведенного Институтом гуманитарных комму­никаций по заказу Комиссии по свободе доступа к информации основным источником информации для большинства россиян являются СМИ. Однако СМИ не дают обществу всей необходимой информации. В немалой степени это связано с частными отказами государственных органов и организаций, а в по­следнее время и коммерческих структур, в предоставлении информации. Рядо­вые граждане встречаются с отказами в предоставлении необходимой информа­ции еще чаще.

Причины таких отказов кроются не только в традициях информационной закрытости российского общества и, особенно, привычках ведомственной закрытости (" свою" информацию " чужим" не давать), но и в объективных организационных, технологических и экономических условиях. Большинство государственных органов и организаций, обладающих информационными ресурсами, содержащими интересующие массового пользователя сведения, не специализируются на ведении массового информационного обслуживания и не имеют со­ответствующих технологических, кадровых, организационных и финансовых возможностей.

Необходимо на основе представляющих общественный интерес государ­ственных информационных ресурсов формировать их модифицированные вер­сии, содержащие только открытую, интересную массовому пользователю ин­формацию, технологически и организационно легко доступные для граждан, СМИ и независимых коммерческих информационных служб, использующих их для производства информационных продуктов и услуг. Явная нехватка подоб­ных информационных ресурсов и неразвитость экономических, правовых и ор­ганизационных механизмов их формирования являются серьезным структурным недостатком российских государственных информационных ресурсов.

II. Федеральным законом " Об информации, информатизации и защите ин­формации" библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены всостав государственных общедоступных информационных ресур­сов. Особенность библиотек как хранителей информационных ресурсов состоит в том, что они являются держателями главным образом опубликованной и тиражированной информации, представленной в виде различных отечественных и зарубежных изданий, и обеспечивают фундаментальность хранимой информа­ции: максимальную ретроспективу, все типы, все темы и отрасли.

С помощью библиотек опубликованная информация становится доступной. Федеральными законами " О библиотечном деле" и " Об обязательном экземпляре документов" определены принципы деятельности библиотек, в соот­ветствии с которыми библиотеки обязаны гарантировать " права человека, обще­ственных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образователь­ную деятельность". Глобальная информатизация привела к эволюции социаль­ной роли библиотек в обществе. К функциям просветительского характера, со­хранения и приумножения культурного наследия добавились функции общедос­тупных информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:

§ публичные (общедоступные) библиотеки органов культуры, федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) и муниципального уров­ней (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);

§ систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фон­дов, которая входит в состав Российской государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ);

§ информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

§ библиотечную сеть высших учебных заведений России;

§ сеть медицинских библиотек;

§ сеть сельскохозяйственных библиотек и др.;

§ другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.

На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками России являются:

§ Российская государственная библиотека (РГБ);

§ Российская национальная библиотека (РНБ);

§ Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ);

§ Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ);

§ Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ);

§ Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ);

§ Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ);

§ Российская государственная детская библиотека (РГДБ);

§ Российская государственная библиотека для слепых (РГБС).

Две обладающие равным статусом национальных библиотек Российской Федерации - РГБ в Москве (около 38 млн. ед. хр. на 247 языках народов России, СНГ, других стран) И РНБ в Санкт-Петербурге (свыше 30 млн. ед. хр.) имеют универсальный профиль комплектования и относятся к числу мировых библио­течных гигантов.

На региональном и муниципальном уровнях представлены 217 централь­ных библиотек всех 89 субъектов Российской Федерации (универсальных науч­ных, детских, юношеских, специальных библиотек для слепых) и 49, 7 тыс. пуб­личных (городских и муниципальных) библиотек, из которых 39, 4 тыс. библио­тек находятся в сельских населенных пунктах и 10, 3 тыс. в городах.

Меняющаяся роль российских библиотек хорошо отслеживается при анализе их деятельности на региональном уровне, где областные научные библио­теки становятся главными центрами информационного обслуживания регионов, т.к. обладают самой большой информационной базой. Совокупный фонд регио­нальных библиотек составляет 142 млн. ед. хр. Наряду с обслуживанием индиви­дуальных читателей библиотеки ведут абонентское обслуживание региональных администраций, научных, производственных, общественных организаций, предпринимательских структур.

Организационная структура системы научно-технических библиотек имеет трехуровневый характер: непосредственно на ГПНТБ России, выполняющую функции государственного депозитария научно-технической литературы, держателя Российского Сводного каталога научно-технической литературы и методического координационного центра системы, выходят 16 отраслевых ЦНТБ, большинство из которых являются головными центрами соответствую­щих ведомственных (отраслевых) систем научно-технических библиотек, замы­кающих на себя в методическом плане библиотеки предприятий и учреждений отрасли (библиотеки третьего уровня). В сеть научно-технических библиотек этих отраслей входит порядка 7 тыс. библиотек. Общий фонд ЦНТБ (без ГПНТБ России) составляет около 10 млн. ед. хр., количество читателей - более 65 тысяч.

Библиотеки организаций РАН объединены в четыре централизованные библиотечные системы: две региональные и две отраслевые. К региональным относятся система библиотек сибирского региона РАН, возглавляемая ГПНТБ Сибирского отделения РАН и система библиотек Санкт-Петербургского регио­на, возглавляемая Библиотекой академии наук (БАН). Первая система включает 67 библиотек, обслуживает 61 тыс. читателей, имеет фонд около 13, 5 млн. ед. хр.; вторая - включает 41 библиотеку, обслуживает 31 тыс. читателей, имеет фонд около 16, 5 млн. ед. хр.

Отраслевая система по естественным наукам возглавляется Библиотекой по естественным наукам (БЕН РАН). Система включает более 250 библиотек обслуживает более 76 тыс. читателей. Объем фондов - свыше 13 млн. ед. хр.

Отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений возглавляется Институтом научной информации по общественным наукам. Система включает 22 библиотеки, обслуживает около 30 тыс. читателей и располагает фондами около 13 млн. ед. хр.

Библиотеки РАН владеют уникальными фондами зарубежной научной литературы, часто отсутствующими в других библиотеках страны.

Библиотечная сеть вузов России насчитывает более 500 библиотек. Их число постоянно растет с появлением новых высших учебных заведений. Общее количество единиц хранения превзошло 300 млн. экземпляров. Тематика фон­дов вузовских библиотек охватывает все направления науки и техники. По оценкам специалистов ежегодно число читателей за год составляет - 4 млн.

Сеть медицинских библиотек России включает около 1500 специализи­рованных библиотек и возглавляется Государственной центральной научной медицинской библиотекой (ГЦНМБ), являющейся крупнейшей медицинской библиотекой в Европе.

ГЦНМБ выполняет функции центра по каталогизации, предметизации и информационному обслуживанию для сети медицинских библиотек России, а также для крупнейших медицинских библиотек бывшего СССР. Фонд ГЦНМБ содержит более 2 млн. ед. хр.

Сеть сельскохозяйственных библиотек включает 735 библиотек вузов, техникумов, НИИ, опытных станций, школ АПК и возглавляется Центральной научной сельскохозяйственной библиотекой (ЦНСХБ), имеющей отделения в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Сеть обслуживает более 1, 5 млн. читателей и имеет фонд более 40 млн. ед. хр.

Мировой опыт показывает усиление роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, рыночной экономики, социальной сферы, фор­мировании глобального информационного пространства. Информационные ресурсы библиотек приобретают значение стратегических, определяющих уровень социально-экономического развития страны.

На фоне усиливающейся децентрализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвига­ются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого развития их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям. Отрадно, что эти изменения функций российских библиотек начинают восприниматься и пониматься в российском обществе, государственных и коммерческих структурах.

Ведутся работы в рамках определенных ранее приоритетных направлении политики модернизации библиотечного дела:

§ информатизация библиотечного дела;

§ создание механизма комплектования библиотек в условиях становления книжного рынка, формирование российской национальной системы информации о книгоиздании " Book in print";

§ обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов;

§ развитие межведомственной кооперации российских библиотек, включение их в мировой библиотечный процесс и мировой библиотечный обмен;

§ реализация и развитие системы нормативных и правовых актов, регулирующих библиотечное дело.

Главное внимание при организации работ по информатизации библиотек было сосредоточено на следующих проблемах:

§ автоматизация внутрибиблиотечных процессов;

§ формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов;

§ использование сетей передачи данных для межбиблиотечного обмена.

Наибольшие результаты в этой области достигнуты в ГПНТБ России, ГЦНМБ, Научной библиотеке МГУ, БЕН РАН, ГПИБ, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН, ЦНСХБ, Российской книжной палате (РКП), Тульской, Ивановской, Карель­ской, Ростовской, Екатеринбургской, Кемеровской, Красноярской, Якутской, Омской региональных научных библиотеках.

Степень развития информационных технологий в значительной мере ха­рактеризуется двумя факторами: уровнем технического оснащения библиотек и качеством использованных программных продуктов.

Оснащение техническими средствами в период 1992-1998 гг. осуществлялось на паритетных началах за счет средств федерального и местных бюджетов.

Существенно улучшилась оснащенность региональных библиотек компьютерной техникой. По сравнению с 1993 г., число персональных компьютеров в них выросло в 12 раз, по сравнению с 1996 г. - более чем на 30 %.

Почти во всех центральных библиотеках субъектов Российской Федера­ции созданы локальные вычислительные сети. В половине из них эти сети объе­диняют от 30 до 40, а в Самаре даже более 100 компьютеров.

Созданные в центральных библиотеках городов: Мурманск, Тула, Пермь, Москва, Ставрополь, Челябинск, Омск, Смоленск и Петрозаводск собственные электронные информационные ресурсы превышают 200 тыс. записей в каждой, а в Кемерово и Екатеринбурге они равны 342 и 375 тыс. записей соответствен­но. В совокупности собственные электронные ресурсы региональных библиотек за последние 5 лет выросли в 40 раз и сегодня составляют около 7 млн. записей. Одним из наиболее перспективных путей поддержания и повышения уровня библиотечного обслуживания является активное использование в биб­лиотеках электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить набирающее силу сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных федеральных и регио­нальных) библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информа­цией. Активизируется использование в библиотеках электронных изданий. На­пример, в РГБ читателям предоставлены свыше 600 CD-ROM 170 наименова­ний, содержащих новейшую мировую информацию по всем отраслям знаний, ГПНТБ России - 500 CD-ROM 80 наименований, ВГБИЛ -100 БД на CD-ROM. РКП, компания " Мир-Диалог" и издательство " K.-G.Saur" выпустили 3-е изда­ние российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей о вышедших в СССР и России книгах с 1980 по 1996 г. и БД о дис­сертациях (60 тыс. записей).

На повестке дня - задача максимального представления этих ресурсов в Интернет. Наиболее продвинулись здесь ЦНСХБ и Научная библиотека МГУ, открывшие свои электронные каталоги, но абсолютным лидером является ГПНТБ России. На её сервере находится Сводный каталог научно-технической литературы, отражающий фонды более чем 400 библиотек страны и содержа­щий около 480 тыс. библиографических записей. ГЦНМБ на протяжении последних 10 лет создает базу данных " Российская медицина", которая сегодня включает более 420 тыс. библиографических записей по русскоязычной медицинской литературе (книги, диссертации и статьи из журналов и сборников). Все базы данных " Российская медицина" доступны через WWW-сервер.

Формирование библиотечных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы " Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – ЛИБНЕТ".

Основные направления программы ЛИБНЕТ:

• комплексная автоматизация библиотек, развитие действующих и создание новых электронных каталогов библиотек, включая сводные;

• развитие средств доступа пользователей к электронным каталогам отечест­венных и зарубежных библиотек, а также другим российским и зарубежным; информационным ресурсам;

• разработка и внедрение новых технологий доставки документов на базе со­временных средств телекоммуникаций;

• совершенствование библиотечных стандартов, форматов и законодательных актов, связанных с применением компьютерных технологий;

• организация обучения, повышения квалификации и развитие международно­го сотрудничества библиотек по основным направлениям программы ЛИБНЕТ.

В центре этой программы — работы, направленные на интеграцию инфор­мационных ресурсов российских библиотек. Так, например:

§ Подготовлен, издан, разослан и внедряется в 500 крупнейших библиотеках России " Российский коммуникативный формат представления библиографических записей в машиночитаемой форме" (книги и сериальные издания) и " Российский коммуникативный формат представления авторитетных/нормативных записей", созданные на основе международного коммуни­кативного формата UNIMARC.

§ Разработан национальный файл предметных рубрик, содержащим свыше 1, 3 млн. наименований. Идет работа над созданием национального файла имен индивидуальных и коллективных авторов.

§ Завершена разработка типового модуля OPAC-R (on-line public access catalogue), обеспечивающего доступ удаленного пользователя к электронным каталогам и базам данных библиотек, представленных в формате RUSMARС, начато его внедрение. Впервые в России разработан конкурентоспособный (в сравнении с западными аналогами) программный продукт, основанный на новейших продвинутых системах управления базами данных (ADABAS).

§ Отработаны технологии поиска и загрузки в отечественные базы данных библиографической информации из зарубежных баз данных.

§ Все большее развитие в библиотеках России получает электронная доставка документов (ГПНТБ России, РНБ, ГПИБ, ГЦНМБ, ИНИОН и др.).

В настоящее время в российском библиотечном сообществе происходит перераспределение роли библиотек в становлении новой информационно-библиотечной системы России и формировании информационно-библиотечных ресурсов страны, доступных российским и зарубежным пользователям. Для большинства библиотек эта роль будет определяться не существующим официальным статусом, а их постоянными, настойчивыми инициативами и реальными успехами в информатизации. На передний план выдвигается задача консолидации интеллектуальных и финансовых ресурсов как библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности, так и органов государственного управле­ния, в велении которых они находятся. Это может стать основой реализаций важнейших общенациональных программ информатизации. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.


Таблица 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.