Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЗАНЬ-СТАКСЕЛЬ






По способу раскроя с передними парусами тесно связаны бизань-стаксели (апсели), которые поднимают у двухмачтовых судов между бизань-мачтой и грот-мачтой (рис. 298). Бизань-стаксели применяются на курсе бакштаг и являются эффективной добавочной площадью. До недавнего времени бизань-стаксель не входил в обмер парусности и поэтому охотно применялся на крейсерских яхтах, вооруженных иолом, преимущественно во время морских гонок. Применение бизань-стакселя во время гонок обусловливалось еще и тем, что гонки в открытом море на большие дистанции большей частью проходят на полных курсах. Однако с 1957 г. по новой RORC — формуле апсель также учитывается при определении гоночного балла. KR — формула до сего времени еще не принимает во внимание его добавочную площадь.

Блок фала бизань-стакселя укреплен на топе бизань-мачты. Галсовый угол закладывают за обушок на палубе рядом с грот-мачтой. Парус ставится без штага, зато его переднюю шкаторину, усиленную ликом из стального троса, натягивают с помощью апсель-фала как можно туже. Для увеличения эффективности использования бизань-стакселя галсовый угол закрепляют не в диаметральной плоскости судна, а на наветренном борту; чем больше наружу, тем лучше. Благодаря этому апсель не только образует более лучший прогиб, но и возникает эффективная щель между апселем и гротом, отчего проводка шкотов также облегчается.

Рис. 298. Бизань-стаксель (апсель), который несут на двухмачтовом судне между бизань- и грот-мачтой. В зависимости от силы ветра, для которой он предназначен, бизань-стаксель может быть различным по величине Рис. 299. Парус на ахтерштаге. Фаловый угол паруса поднят на блоке примерно на половину высоты ахтерштага

Апсель можно поставить тогда, когда вытравленный на полных курсах гик дает достаточно места для работы перед бизань-мачтой. Чтобы иметь возможность эффективно использовать апсель и на курсах галфвинд, некоторые яхты оснащаются как большим апселем, прикрепленным галсом вблизи мачты, так и малым, находящимся примерно на середине расстояния между обеими мачтами. Наконец, для этой цели можно использовать и стаксель, который находит себе широкое применение в качестве апселя. При изготовлении новых передних парусов старый стаксель также используют в качестве апселя. Небольшой апсель яхта может нести не только вполветра, но и в плохую погоду, когда такелаж ее не выдерживает дополнительные нагрузки, возникающие от большого апселя. Шкот апселя проводят через нок бизань-гика, отчего он одновременно становится аэродинамически выгодной распоркой для последнего. Такой способ проводки шкотов не запрещается ни гоночными правилами, ни правилами постройки. Нужно только помнить, что при постановке апселя на бизань-гике должно быть предусмотрено соответствующее приспособление для шкотов апселя.

В качестве апсель-фала применяют таль, даже тогда, когда передняя шкаторина апселя не должна натягиваться туго. При более крупных апселях не исключена возможность применения фаловой лебедки. Когда яхта идет курсом фордевинд, бизань рекомендуется убирать, так как в противном случае снижается эффективность большой площади апселя. При повороте или смене галса апсель также убирается, иначе грот с гика-шкотами не сможет перейти на другой борт.

При слабых ветрах одномачтовая крейсерская яхта может нести парус также и на ахтерштаге. Это дает увеличение общей площади парусности (рис. 299). Верхняя точка крепления паруса выбирается так, чтобы в качестве паруса на ахтерштаге можно было применить стаксель. При какой силеветра можно нести стаксель поднятым на ахтeрштаге, зависит от прочности заднего расчаливания мачты. В гонках такой способ несения паруса не разрешается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.