Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приспособления для спинакера






Спинакер поднимается с помощью спинакер-фала, закладываемого за его головную часть. На наветренной стороне спинакер распирается спинакер-гиком, закрепленным за коуш на галсовом углу паруса. Для управления спинакер-гиком служит брас. За шкотовый угол на наветренной стороне защелкнут шкот. При изменении галса, благодаря перестановке спинакер-гика с одного борта на другой, брас становится шкотом, галсовый угол превращается в шкотовый и наоборот.

Рис. 305. Проводка спинакер-шкота и спинакер-браса

Поэтому элементы бегучего такелажа спинакера (брас и шкот) ни по своей длине, ни по толщине не должны отличаться друг от друга и оба угла паруса также должны быть одинаковыми. Шкот и брас спинакера делаются достаточной длины, с тем чтобы они позволяли осуществить правильную проводку их на всех курсах, а также надежную уборку паруса. Они должны легко проходить через направляющие блоки и быть как можно более легкими, для того чтобы обеспечивать наполнение паруса и при слабом ветре. С другой стороны, их прочность должна быть достаточной, чтобы выдержать действительно сильную тягу при сильном ветре.

Лучше всего шкот и брас проводить от шкотового угла через блоки, установленные как можно дальше к корме, и от них ходовые концы протягивать обратно в кокпит (рис. 305). Длина шкота должна быть такой, чтобы один конец шкота можно было заложить за утку, а другой — протянуть по тому же борту через кормовой блок до стаксель-штага, вокруг него, а затем по противоположному борту по внешней стороне вант в кокпит. Это может показаться излишним, но окупится с лихвой, учитывая быстроту постановки и уборки паруса.

Так как выбирание шкота всегда связано с вытравливанием браса (и наоборот), то вместо обеих снастей можно применить общий трос, который при поставленном спинакере проходит от шкотового угла через направляющие точки на корме, а из кокпита через утки с небольшой слабиной проводится к другому шкотовому углу.

Толщина шкота и браса зависит от размеров яхты и материала (перлон, хлопчатобумажный трос). Для такелажа спинакера следует выбирать тросы того же диаметра, как и для других шкотов или фалов. Блок фала укрепляется на высоте крепления стаксель-штага и дает возможность парусу беспрепятственно раздуваться на курсах бакштаг как на левом, так и на правом борту. По длине спинакер-фал также не должен быть слишком коротким, для того чтобы рулевой, особенно на малых крейсерах, имеющих два члена экипажа, мог удобно держать фал при постановке паруса, находясь на своем обычном месте в кокпите. Спинакер-фал делается достаточно толстым и прочным, так как на тех курсах, при которых поднят спинакер, он может легко перетереться в блоке. Если очень тонкий парус во время хода упадет перед яхтой, то при уборке он едва ли останется невредимым. Поэтому для обликовки спинакера следует предпочитать стальной или перлоновый трос.

Рис. 306. Современная оковка нока спинакер-гика и оковка для крепления его к мачте

Спинакер-гик испытывает значительные сжимающие и изгибающие напряжения, которые часто недооцениваются. Учитывая это, диаметр спинакер-гика в средней части должен быть вдвое больше, чем на концах. Имеется ряд вариантов его крепления к мачте: на небольших яхтах можно применять обушок, за который защелкивается очко концевой оковки спинакер-гика. Однако при этом возможен поворот в горизонтальной плоскости и в малой степени в вертикальной. На более крупных яхтах спинакер-гик скользит по вертикальному рельсу на передней кромке мачты, так что его можно переставлять на желаемую высоту от палубы. Одна и та же оковка спинакер-гика служит не только для крепления к мачте, но и для крепления паруса. Поэтому ее конструкция является особенно сложной. Современная оковка (рис. 306) скользит по рельсу и употребляется для крепления спинакер-гика к мачте; она представляет собой образец, удовлетворяющий всем требованиям. Чтобы спинакер-гик мог принять желаемое положение, на нем необходимо закрепить топенант для поддержания сверху и оттяжку для страховки снизу. На малых яхтах можно отказаться от оттяжки. Как показала практика, оттяжку не следует крепить вместе с топенантом за середину гика, так как, несмотря на усиление в этом месте, гик может сломаться от переменных нагрузок. По этой же причине от нока к ноку натягивают стальную стропу, наподобие шпрюйта, в середину которой вплетают для оттяжки коуш (называемый также зажимом) (рис. 307, а). Таким образом, тяга вниз равномерно распределяется на оба конца гика и исключается возможность неправильного подсоединения топенанта и оттяжки к оковкам. В настоящее время для крепления ходового конца оттяжки на мачте или палубе стали отказываться от уток, применявшихся ранее. Вместо уток теперь можно рекомендовать дощечку с двумя отверстиями: в одном проходит коренной конец, а в другом с помощью восьмерки стопорится ходовой конец.

Рис. 307 а. Крепление спинакер-гика с топенантом и оттяжкой Рис. 307 b. Эластичный топенант с резиновой стропой

 

Рис. 307 с. Топенант из резиновой стропы о ходовым концом из троса

Верхнюю точку крепления топенанта лучше всего располагать на высоте нижнего салинга (на середине высоты переднего парусного треугольника). Если топенант по каким-либо причинам изготавливается не из прочных материалов (см. «Убирающийся стаксель-штаг» в разделе «Стаксель»), то лучше всего применять хорошо себя оправдавшие гибкие соединения, состоящие из резиновой стропы и троса. Они хорошо поддерживают спинакер-гик, хотя подвеска и становится менее жесткой.

Для устранения этого недостатка резиновый шнур одним или несколькими отрезками накладывается на трос таким образом, чтобы соединения с резиновым шнуром образовали некоторое провисание. При натяжении резиновых участков провисание троса исчезает, и он предохраняет резиновую стропу от чрезмерного растяжения (рис. 307, b).

Топенанты можно проводить также и другим способом: через блок, укрепленный посредине спинакер-гика, протягивают трос, к концу которого привязывают резиновую стропу длиной около 50 см; другой конец резинового шнура

сшивают или сплетают с тросом на расстоянии 1, 5 м от узла (рис. 307, с). При таком положении топенант легко проходит через блок, и резиновый шнур при подъеме или опускании спинакер-гика растягивается. Его растяжение ограничивается узлом, который не может проходить через блок. Кроме того, от нока спинакер-гика до оковки форштевня проводится еще контрбрас, позволяющий устанавливать спинакер-гик в переднем положении. Вообще для этой цели достаточно простой распорки, и только на крупных яхтах необходимо применить таль.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.