Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика как теория обучения и воспитания






 

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась на самом раннем этапе возникновения общества. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

Педагогические мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживаются у различных народов в древних памятниках письменности. Вопросы образования и воспитания привлекали к себе внимание писателей, философов, ученых. Педагогические научные идеи находятся в работах древних философов.

Педагогика (греч. paidagogos – детоводитель, греч. pais – дитя, род. пад. – paidos) это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Предметом педагогики является исследование закономерных связей, существующих между воспитанием, обучением и развитием личности, форм и методов воздействия на человека; определение общественно-политических и методических основ воспитания как специально организованного процесса.

Первой формой педагогической культуры была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в трудовой деятельности, традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной речи и т.д.

Основной формой педагогической практики на ранних стадиях возникновения государств Древнего Востока являлось семейное воспитание.

Потребность общества в образованных людях, необходимых для организации работы государственного аппарата, потребовала особой организации обучения, дополнявшего семейное воспитание. Возникают специальные образовательные учреждения – школы, и появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Наиболее ранними формами учебной работы были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение.

Очередной этап в истории воспитания и педагогической мысли связан с возникновением античной цивилизации (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и присущими ей основными воспитательными системами – спартанской, афинской и римской.

Утверждение феодального строя на Западе, распространение христианства повлияли на смену педагогической парадигмы и возникновение форм массового обучения. Основными типами школ стали: приходские, монастырские, соборные (кафедральные). Содержание средневекового образования сводилось к постижению «семи свободных искусств», программа которых делилась на 2 части: низшую – тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую – квадриум (арифметика, география, астрономия, музыка).

Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств способствовали бурному развитию образования и просвещения. В XVII – XVIII вв. появляются новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы, происходит выделение высшего образования – на основе школ возникают независимые университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский).

В XVII в. появляется научная педагогика, создателем которой был Я. А. Коменский (1592 – 1670). Я. А. Коменский определил системы школ и содержание обучения в них, создал классно-урочную систему обучения, обосновал основные дидактические принципы, разработал возрастную периодизацию, составил первые учебники для школ, снабженные иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.

 

школа (греч. schole) – досуг

гимназия – (греч. gymnasion) – общественная школа физического развития; позднее – место собрания философов, ученых

лицей – (греч. Likeion – название рощи при храме Апполона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель) – тип среднего учебного заведения

каникулы (лат. Canikula – название Сириуса – наиболее яркой звезды созвездия Большого Пса) – перерыв занятий в учебных заведениях

В XVIII в. в Европе начинают создаваться специальные учебные заведения для подготовки учителей. Прогресс в развитии общества обусловливал и стимулировал развитие педагогической теории.

Определение предмета педагогики как теоретической и прикладной науки позволяет вычленить основные проблемы, которыми она занимается:

1) закономерности развития и формирования личности;

2) цели воспитания и обучения;

3) содержание воспитания и обучения;

4) методы воспитания и обучения.

Факторами, оказывающими влияние на разработку основных педагогических проблем, являются:

1) объективные требования общества к развитию и формированию личности;

2) возрастные особенности формирования личности;

3) интересы и политика общества.

Достижению этих целей и подчиняется содержание и методика обучения и воспитания.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории – «образование», «обучение», «воспитание».

Образование обусловливает стабилизацию общества и уровень его культурного развития. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества.

Идеал образования тесно связан с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, в свою очередь образование воздействует на жизнь. Культура представляется целью существования современного человека (схема 17).

     
   
 
 
 
   







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.