Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Характеристика конфликта






Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – это вид взаимодействия (межличностного или межгруппового), в основе которого лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников. Во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей, главная проблема конфликта – искаженное восприятие мотивов и целей партнера по общению.

Развитие конфликта (динамика) происходит в следующей последовательности:

1) возникновение объективной конфликтной ситуации;

2) осознание данной ситуации как конфликтной одним из участников;

3) проявление конфликтного поведения (инцидент);

4) исход конфликта.

Формулу конфликта можно представить:

конфликт (К) = конфликтная ситуация (КС) + конфликтное поведение (КП).

Выделяют (Х. Корнелиус, Ш. Фейр) следующие сигналы конфликта, которые можно рассматривать как форму инцидента:

– кризис – временный или окончательный разрыв отношений;

– напряжение – негативные установки и предвзятые мнения, искажающие восприятие слов и поступков партнера;

– недоразумение – ложные выводы, которые возникают при отсутствии взаимопонимания;

– дискомфорт – интуитивное ощущение неудобства, часто на физиологическом уровне;

– стычки и ссоры – действия участников, сигнализирующие о существовании конфликта.

Причинами конфликтных ситуаций могут быть:

1) информация: неполная, искаженная информация, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации;

2) ценности: культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения;

3) структура отношений: нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда;

4) эмоциональность отношений: неудовлетворенность сторонами отношениями друг с другом, негативные приемы контактов, манипуляции в общении;

5) поведение: психологические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактиках поведения, психологическая несовместимость партнеров.

Пониманию природы конфликтов способствует их классификация:

1) по направленности коммуникаций, осуществляемых в момент конфликта, выделяют: горизонтальные, вертикальные, смешанные конфликты;

2) по уровням конфликты могут быть: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые;

3) исходя из процесса развития конфликты могут быть: стихийные и запланированные;

4) исходя из функционального анализа классификацию конфликтов строят по принципу «целесообразность – нецелесообразность». Следовательно, конфликты делятся на:

– конструктивные (созидательные, предметные, реалистические);

– деструктивные (разрушительные, беспредметные, нереалистические).

Конструктивный конфликт характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности, правильно оценивают свои возможности и свое состояние, способны на правильную оценку состояния и реакций партнера. Конфликтное поведение выступает как средство достижения какого-то результата. Конструктивный конфликт помогает выявить проблему и различные точки зрения на нее, разные подходы к устранению. Такой конфликт несет положительный заряд, способствует принятию оптимального решения, повышению эффективности деятельности.

Деструктивный конфликт характеризуется тем, что конфликтное поведение выступает как самоцель, как способ снятия напряжения, причина конфликта чаще всего отсутствует или оторвана от самого конфликта. Характерна эскалация конфликта по всем направлениям: вовлекаются другие участники, растут затраты сторон, интенсифицируются отрицательные взаимоотношения между сторонами. Такой конфликт несет отрицательный потенциал, совместная деятельность становится невозможной.

Выделяют (метод Томаса – Килменна) пять основных типов поведения в кон фликте, определяющих соответствующие стили разрешения конфликта. Тип поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой партнеры хотят удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Графически это выглядит так (схема 16):

 
 


Степень

желания

4. Стиль сотрудничества  
3. Стиль конкуренции
удовлетворить

собственный

5. Стиль компромисса
интерес

 

 

2. Стиль приспособления
1. Стильуклонения

 

Степень желания удовлетворить интерес другой стороны






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.