Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Протаномия - СМ. Дальтонизм.
ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — паралич мимико-артикуля-ционной мускулатуры, обусловленный двусторонним поражением проводящих путей, идущих от коры мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов (IX, X, XI, XII пары черепно-мозговых нервов). При П. п. органич. недостаточность иннервации речевого аппарата проявляется в виде характерного нарушения звукопро-изношения — псевдобульбарной дизартрии. Характеризуется нарушениями мышечного тонуса, ограниченной подвижностью артикуляционных мышц, нарушениями дыхания и голосообразования. ПСИХОГЕНИИ (от греч. psyche — душа и gemao — порождаю) — расстройства психики, возникающие в результате психич. травм. В качестве последней может выступать единовременная ситуация острого не-рвно-психич. напряжения, вызванная неблагоприятными внешними условиями, а также длительная ситуация, характеризующаяся накоплением напряжения под воздействием мелких раздражителей. П. чаще возникают на фоне ослабленности организма и нервной системы (в частности, вследствие заболевания). П. подразделяют на различные по составу груп повой П., в к-ром нашли применение дискуссионные и игровые формы работы. Существуют многочисленные методы П., каждый из к-рых основывается на той или иной теории личности и ее патологии. Распространенным методом является поведенческая терапия, основанная на учении об условных рефлексах; в ней используются лечебно дозированные раздражители, способные «загасить» негативные симптомы. В других направлениях разрабатываются приемы психич. саморегуляции в виде аутогенной тренировки, применения в лечебных целях изобразительного творчества больных, пантомимы, музыки, драматич. постановок. П. дет. возраста характеризует сравнительно небольшая роль рациональных аналитических приемов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей. Разработаны оригинальные методы П. невротич. расстройств, энуреза, заикания, при РДА и патологии характера. Наряду с коррекцией выраженной патологии П. выполняет также задачи профилактики нервно-психич. расстройств. Р
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА), синдром Каннера -аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 г. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 г. Г. Аспергером и в 1947 г. С. С. Мнухиным. Наиболее существенные симптомы РДА: аутизм — одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению; консервативность — сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения; ранняя (проявляющаяся до двух с половиной лет) патология психич. развития (в большей мере связанная с нарушением развития, нежели с регрессом). РДА встречается у 3—6 из 10 000 детей; у мальчиков в 3—4 раза чаще, чем у девочек. Высказанная Каннером гипотеза о психогенном характере РДА (т. е. о возникновении РДА вследствие психич. травматиза-ции) в дальнейшем полного подтверждения не получила. Совр. исследователи насчитывают свыше 30 патогенных факторов, обусловливающих недостаточность ЦНС и имеющих следствием РДА. Также подвергается сомнению то, что у страдающих РДА детей существует хотя бы короткий период нормального развития. Уже в младенчестве таких детей отличают нек-рые характерные особегатости, среди к-рых наиболее существенная — нарушение оценки внешнего раздражителя и неправильные реакции на него. Дети отличаются либо пассивностью, либо повышенной возбудимостью (причем один и тот же ребенок может попеременно демонстрировать оба эти типа поведения). Комплекс оживлошя либо отсутствует, либо выражен парадоксально: реакции оживления могут вызвать не лица взрослых (при этом близкие и посторонние взрослые не дифференцируются), а неодушевленные предметы. В возрасте около шести месяцев проявляются особенности моторного развития, главным образом моторная вялость. В возрасте примерно двух с половиной лет рельефно проявляются трудности формирования целенаправленного поведения, а также речевые нарушения. Неудачные контакты с окружающими порождают у детей повышенную тревожность и страхи. Самоизоляция приводит к искажению приспособления к внешнему миру, представлений о нем. Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтич., пед. и мед. воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта. РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitas — восстановление пригодности, способности) — система медико-педагогач. мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизич. возможностей. Р. осуществляется с помощью мед. средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также спец. обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи Р. решаются в системе спец. учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ — психические расстройства, возникающие в результате острых стрессовых ситуаций. Внезапная опасность может вызвать у ребенка психогенный шок, к-рьгй проявляется в паническом страхе и беспорядочном двигательном возбуждении. Причиной Р. с. могут выступать длительные психич. травмы, когда отрицательные раздражения небольшой интенсивности действуют постоянно и, накапливаясь, приводят в итоге к так называемой реактивной депрессии. В этом состоянии наблюдается временная утрата приобретенных ранее знаний и навыков; попытка постановки диагноза с помощью количественной оценки умственных способностей в этом случае может привести к неверным выводам о якобы низком интеллекте ребенка. Состояние реактивной депрессии характеризуется замкнутостью и заторможенностью, что затрудняет постановку диагноза ввиду сходства с симптомами РДА. В лечении Р. с. решающую роль играет устранение или смягчение психотрав-мирующего воздействия; лечение преимущественно психотерапевтическое. РЕВМАТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - заболевание головного мозга, сходное симптомами и последствиями с ревматическим энцефалитом, но в отличие от последнего имеющее длительный, процессуальный характер. Дети, страдающие этой болезнью, отличаются сниженной умственной работоспособностью, неустойчивым вниманием; для большинства таких детей оптимальные условия развития обеспечиваются во вспомогательной школе. РЕГРЕСС (в дефектологии) — деградация нек-рой функции, ее воз врат на более низкий уровень развития. Может носить как временный (вызванный, например, соматич. заболеванием в раннем возрасте), так и стойкий характер (связанный с серьезным повреждением функции, например, возврат к автономной речи при РДА или к дет. формам поведения при гебефрении). Р. подвержены менее зрелые функции. Его следует отличать от распада, т. е. грубой дезорганизации функции. РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — облегчение, расслабление) — состояние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физич. усилий. Р. называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет спец. упражнений (наиболее распространенный способ достижения Р. — аутогенная тренировка). В логопедии разрабатываются спец. приемы обеспечения Р. мышц речевого аппарата, необходимой для проведения упражнений по коррекции речевых нарушений. Для устранения заикания, к-рое имеет невротическую природу, погружение в Р. является одним из важных условий эффективности коррекционной работы и средством психотерапии, облегчающим снятие нервно-психич. напряжения. РЕЛЬЕФНЫЙ ШРИФТ - см. БРАЙЛЯ ШРИФТ. РЕТАРДАЦИЯ — незавершенность отдельных этапов развития, при к-рой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. Характерна для олигофрении и ЗПР. Напр., Р. Е. Левиной в 1936 г. описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происходит не своевременный переход от автономной речи к обычной, а расширение самой автономной речи. РЕТТА СИНДРОМ — олигофреноподобное заболевание, включающее черты деменции и олигофрении. Впервые описан в начале 70-х гг. А. Рсттом. Встречается только у лиц женского пола с частотой один случай на 12 500 рождений. Диагноз ставится, как правило, в возрасте полутора — четырех лет на основании характерных симптомов: распад начавших формироваться речевых и двигательных навыков, своеобразные движения рук, затруднения при приеме пищи, неподвижный взгляд, насильственный смех и др. Нарушения общения и нередкие случаи мутизма иногда приводят к постановке неправильного диагноза — РДА или шизофрении. Дети с данным синдромом страдают выраженной умственной отсталостью, к-рая значительно утяжеляется при эмоциональных расстройствах. РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos — нос и лат. lalia—- речь), п а л а т о л а л и я — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологич. дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа; при этом звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная (устаревшее название Р. - - гнусавость). Такая форма Р. называется открытой в отличие от закрытой, к-рая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронич. воспалительных процессах носоглотки. При закрытой Р. носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса звукообразования и голос лишается ряда обертонов, звучит глухо, с искажением носовых звуков «м», «н». РУБИНШТЕЙНА-ТЕЙБИ СИНДРОМ — редкое наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием интеллектуальной недостаточности с речевыми нарушениями, дефектами зрения, черепно-лицевыми и пальцевыми аномалиями, у мальчиков — с половым недоразвитием. Впервые описан в 1963 г. Диагноз, как правило, ставится в возрасте до двух лет, в частности на основании характерного внешнего вида больных (короткий вздернутый нос, густые низкие брови и др.). Обучение детей с Р.-Т. с. крайне затруднено. Это связано не только со сниженным интеллектом, но и с нарушениями эмоционально-волевой сферы, зрения, речи, специфич. трудностями формирования пространственно-временных представлений и произвольной регуляции поведения. Все дети с этим синдромом нуждаются в ранней помощи логопеда и олигофренопедагога. С СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (от лат. sensibilitas — чувствительный) — этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных пси-хич. функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения дошк. детства, к-рое она считала наиболее важным этапом психич. развития. Л. С. Выготский, разработавший оригинальную периодизацию возрастного развития, расширил и конкретизировал это понятие, показав, какие конкретные этапы являются оптимальными для возникновения определенных психич. новообразований. Исследованиями ряда отечественных и заруб, психологов и педагогов показано, что как преждевременное, так и запаздывающее по отношению к С. в. обучение менее эффективно, чем своевременно согласованное с С. в. В дефектологии показано, что наибольший коррекционный эффект обучения аномальных детей также зависит от выбора оптимального возрастного этапа. С этих позиций научно обоснована необходимость раннего коррекционного обучения, поскольку первые годы жизни ребенка — наиболее благоприятный этап для формирования высших психич. функций. СИНДРОМ (от греч. syndrome — скопление, стечение) — определенное сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением. В совр. медицине выделяют около 1500 С.; многие из них названы именами первооткрывателей. В дефектологии изучаются особенности проявления ряда С., определяющих аномальное развитие ребенка. СИФИЛИС ГОЛОВНОГО МОЗГА — текущее заболевание нервной системы, обусловленное сифилитическим инфицированием нервной си стемы, т. е. сифилитическим инфицированием плода от больных родителей и характеризуется стойким нарушением интеллекта. Если хотя бы один из родителей болен сифилисом, происходит повреждение зародыша во внутриутробном развитии, приводящее к олигофрении. В ряде случаев встречается также инфицирование зародыша сифилисом. Данная инфекция может в течение нескольких лет пребывать в латентном (скрытом) состоянии. Обострение, как правило, начинается с резкого снижения умственной работоспособности, нарушений поведения, иногда слуховых иллюзий. При своевременно начатом лечении прогноз благоприятный. Запущенное же заболевание может привести впоследствии к прогрессивному параличу. СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ — дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0, 05 до 0, 5 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. У С. д. наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветораз-личения, зрительной работоспособности. Вследствие неточности, фрагментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт С. д. обеднен. Познание окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности строятся на суженной наглядной и действенной основе; при этом развитие речи остается близким к норме. Обучение С. д. осуществляется в спец. дошк. учреждениях и школах с учетом их возможностей и специфики дефекта. Необходимо соблюдение спец. пед. и гигиенич. требований (рациональное распределение занятий, обеспечение оптимального уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств и др.). СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ — дети, страдающие понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи. В отличие от глухих детей С. д. имеют возможность с помощью слуха накопить нек-рьй запас слов. Степень потери слуха может быть различной -от затрудненного восприятия речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. Нарушения слуха обычно возникают в результате стойких изменений в среднем ухе. Уровень развития речи у С. д. определяется главным образом степенью нарушения слуха; кроме того, он зависит от времени возникновения слухового дефекта и условий воспитания. Своевременно принятые меры по коррекции и дифференцированию навыков чтения с лица дают положительный результат в развитии речи ребенка. Однако сложность диагностирования тугоухости заключается в том, что даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха дефект не распознается или на него не обращается должного внимания. В этом случае речь ребенка может оказаться недостаточно развитой даже при сравнительно небольшой степени тугоухости. С. д., обладающие развитой речью, обучаются в массовой школе. Однако даже незначительная потеря слуха (ребенок слышит шепотную речь на расстоянии 2—4 м от ушной раковины) может вызвать определенные трудности в освоении учебной программы. Успешному обучению С. д. в массовой школе помогают дополнительные занятия, на к-рых учитель уточняет произношение слов, помогает ребенку овладеть их звуковым составом. При значительном недоразвитии речи дети могут обучаться в спец. школе для слабослышащих и позднооглохших детей. СЛАБОУМИЕ — стойкое или малообратимое ослабление психической деятельности. В совр. дефектологич. лит-ре понятие «С.» применительно к детям практически уступило место понятию «умственная отсталость», более адекватно отражающему качественную специфику дефекта. СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА — наиболее тяжелая форма сложного дефекта, для к-рой характерно поражение зрительного и слухового анализатора. У слепоглухонемых детей без спец. обучения не происходит формирования речи. В совр. дефектологич. лит-ре понятие «С.» иногда заменяется понятием «слепоглухота», поскольку обучение детей с этим сложным дефектом продемонстрировало возможность формирования у них не только дактильной и письменной речи, но также и устной. Тотальная С. (сочетание полной слепоты и глухоты) встречается редко; в большинстве случаев дети с этим дефектом обладают либо остаточным зрением, либо остаточным слухом, либо их сочетанием. Уже во второй половине XIX в. была продемонстрирована принципиальная возможность обучения слепоглухонемых детей (Мари Эртен — во Франции, Лоры Бриджмен — в США). Наиболее успешным был опыт американского педагога А. Сулливан, чья воспитанница Елена Келлер достигла весьма высокого уровня личностного и интеллектуального развития. В России первым в деле обучения и воспитания слепоглухонемых был И. А. Соколянский; его воспитанница О. И. Скороходова — кандидат пед. наук. В 1963 г. в г. Загорске (ныне — Сергиев Посад) основана уникальная школа-интернат, где осуществляется обучение и воспитание слепоглухонемых детей. СЛЕПОГЛУХОТА - см. СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА. СЛЕПЫЕ ДЕТИ — дети, страдающие полным отсутствием зрения либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения — 0, 04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основным средством познания окружающего мира становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у к-рых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает нек-рые специфич. особенности развития С. д. Многие признаки предметов и явлений, воспринимаемые обычно зрительно, слепыми не воспринимаются. Большие затруднения возникают у С. д. в оценке пространственных признаков: местоположения, направления, расстояния и т. д., что отрицательно сказывается на ориентировании в пространстве. Процесс формирования движений у С. Д. задержан. Иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере. Коррекционно-пед. воздействие направлено на преодоление трудно стей развития С. д., на формирование у них чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль в развитии ребенка играет речь. Общение с родителями и окружающими способствует развитию речи у С. д. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и конкретным предметом, словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным осязательным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся самостоятельно передвигаться. Высокого развития у С. д. достигает память, т. к. им для ориентирования в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо запомнить больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практич. занятия. В процессе практич. деятельности С. д. сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение С. д. действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при к-ром движения слепого ребенка корригируются словом. Учебная деятельность С. д. имеет свою специфику. Осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практич. решений, но и более ранней спец. подготовки — обучения детей навыкам учебной работы. Обучение С. д. проводится в спец. школах, где они получают образование в объеме массовой средней школы с применением спец. методов. Их обучают письму и чтению рельефного шрифта, рельефному рисованию и черчению. Многие сложные явления, познаваемые с помощью зрения, при изучении физики, химии и др. учебных предметов усваиваются слепыми учащимися с помощью лабораторных работ со спец. приборами, доступными осязательному восприятию или имеющими звуковую сигнализацию. Для развития зрительного восприятия у С. д. с наличием остаточного зрения используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, замкнутые телевизионные системы. СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ — сочетание двух и более дефектов развития, к-рое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих. Дети с С. д. — особая категория аномальных детей, в к-рой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидящие; умственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидящие; слепоглухие; глухие и слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Сочетание дефектов искажает развитие этих детей в значительно большей степени, чем аномальных детей других категорий. Их обучение и воспитание осуществляются в спец. учебно-воспитательных учреждениях, куда они направляются на основании заключения о степени выраженности того или другого дефекта. Употреблявшийся ранее в качестве синонима термин «комбинированный дефект» в настоящее время признан недостаточно отражающим специфику аномального развития данной категории детей и поэтому исключен из употребления. СЛУХОВАЯ РАБОТА — совокупность коррекционно-педагогич. мероприятий, направленных на максимальное развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей с остаточным слухом. Основная задача С. р. — включение слухового восприятия в процессы формирования речи и речевого общения. С. р. осуществляется с помощью специальной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования. Общее содержание и методика организации С. р. с глухими и слабослышащими детьми отражены в спец. положениях и программах. Для учета эффективности С. р. проводится периодическое исследование состояния слуха у детей. СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ — логопедич. прием, заключающийся в одновременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз. Для детей с нарушением речи высказывание в С. р. значительно легче самостоятельного. Поэтому С. р. используется как важный способ преодоления речевых нарушений (в частности, заикания) на ранних этапах логопедич. работы, предшествующих самостоятельному про-говариванию. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития. В России в XIX в. специальные учебно-воспитательные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более 6% общего числа этих детей. Многие категории аномальных детей вообще не обучались. В XX в. государство поставило задачу воспитания и приобщения детей с различными нарушениями к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебно-воспитательные учреждения были включены в общую систему народного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта. В систему Министерства образования входят: а) спец. школы-интернаты, школы с продленным днем, в к-рьгх обучаются все категории аномальных детей школьного возраста, подлежащие всеобучу; б) спец. вечерние (сменные) и очно-заочные школы для работающей молодежи с нарушениями слуха и зрения; в) спец. дошк. учреждения: дет. дома-интернаты, интернатные дошк. отделения при спец. школах; сады, ясли-сады, спец. группы при массовых дет. садах с продленным днем или с пятидневным пребыванием в них детей; г) логопедич. пункты при массовых школах. В систему Министерства социального обеспечения входят: а) учебно-производственные предприятия Общества глухих и Общества слепых, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями слуха и зрения; б) дома-интернаты для детей дошк. и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, ДЦП (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в том числе с умственной отсталостью. Окончившие любые спец. школы (кроме вспомогательных для умственно отсталых детей) могут поступать с учетом правил приема в техникумы и вузы страны на общих основаниях. Благодаря углубленному, комплексному изучению закономерностей и особенностей психофизич. развития и познавательных возможностей каждой категории аномальных детей создана дифференцированная сеть спец. школ и дошк. учреждений десяти типов. Эта сеть включает: школы для глухих детей, где за 12 лет обучения учащиеся получают неполное среднее образование (соответствующее восьми классам массовой школы); школы для слабослышащих с двумя отделениями: 1) за 12 лет обучения учащиеся получают общее среднее образование, 2) за тот же срок — неполное среднее образование; школы для слепых и слабовидящих, к-рые могут существовать как раздельно, так и в виде самостоятельных отделений для той или др. категории детей с нарушениями зрения; школы для детей с тяжелыми нарушениями речи с двумя отделениями: 1) за 11 лет обучения дети с такой речевой патологией, как алапия, афазия, дизартрия и др., получают неполное среднее образование, 2) для детей с тяжелыми формами заикания (дети из этой школы переходят в массовую по мере устранения дефекта); школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с последствиями ДЦП (за 11—12 лет обучения дети получают среднее образование, в школе выделяются классы для детей с интеллектуальными нарушениями, работающие по особым учебным планам); школы для детей с ЗПР (9 лет обучения, дети переводятся в массовые школы по мере коррекции задержки); школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы), в к-рых учащиеся за 9 лет обучения получают образование примерно на уровне начальной массовой школы. Все типы спец. школ, кроме вспомогательных, дают цензовое образование. Только два типа школ (для глухих и для слабослышащих 2-го отделения) дают неполное среднее образование, остальные — среднее образование. В учебных планах всех спец. школ предусмотрено производственно-трудовое обучение по какому-либо виду промышленного или сельскохозяйственного труда. Учащиеся обеспечиваются спец. учебниками по всем основным предметам учебного плана. Создана сеть спец. дошк. учреждений для всех категорий аномальных детей, к-рым предстоит обучаться в спец. школах. В дошк. дет. домах, дет. садах воспитываются дети от 3 до 7 лет, в яслях-садах — от 2 до 7 лет, в дошк. отделениях при соответствующих спец. школах — от 5 до 7 лет. В нек-рых массовых дет. садах имеются спец. логопедия, группы, куда на один год переводятся дети для коррекции имеющихся у них речевых нарушений. СУГГЕСТИЯ (от лат. suggestio — внушение) — собирательный термин, к-рым обозначаются различные формы эмоционально окрашенного вербального (словесного) и невербального воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния (в том числе побуждения к определенным действиям). С. выступает одним из механизмов психотерапии, имеющих особую эффективность в коррекции речевых расстройств. В совр. психолого-педагогич. науках термином «суггестивный» определяют направления коррекционного и педагогич. процесса, ориентированные на высвобождение скрытых резервов организма и личности посредством разнообразных форм внушения. СУДОРОГИ — непроизвольные сокращения мышц, характеризующиеся высокой степенью их напряжения. Различают тонические С. — длительное напряжение мышц, и клонические С. — кратковременные толчкообразные сокращения. С. возникают спонтанно как реакция на определенные внешние и внутренние раздражители; могут быть следствием эпилепсии, органич. поражений головного мозга. У детей легко возникают в раннем возрасте (что обусловлено незрелостью ЦНС) под влиянием инфекций, травм, психогенных воздействий. Существуют спец. противосудорожные препараты, к-рые назначаются врачом параллельно с курсом лечения основного заболевания, вызвавшего С. СУРДОМУТИЗМ (от лат. surdus — глухой и mutus — немой) — утрата речи и слуха, к-рая в отличие от глухонемоты имеет функциональный характер. Возникает в результате торможения в слуховой и речедвига-тельной областях коры головного мозга, вызванного сверхсильными сенсорными или эмоциональными раздражителями. Проходит по мере рас-тормаживания этих участков при соответствующих лечебных воздействиях, а иногда — и без мед. вмешательства. Особо тяжелые случаи могут потребовать логопедической и сурдопедагогической помощи. СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат. surdus — глухой) — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших). Первые высказывания о возможности обучения глухих встречаются уже в сочинениях Аристотеля. В XVI в. о возможности усвоения речи с помощью ее письменной формы упоминал итальянский ученый Д. Кар-дано; в это же время в Испании предпринимались первые попытки обучения глухих детей письменной и устной речи с использованием дактилологии; в 1620 г. в Мадриде опубликован первый методич. труд по С. (X. П. Бонет). В XVIII в. сложились две методич. системы обучения глухих. Обучение по одной из систем велось на основе мимико-жестового языка глухих (см. Мимический метод). Эта система окончательно оформилась в первом в мире училище для глухих — Парижском национальном институте, учрежденном в 1770 г. Ш. М. де ль'Эпе. Другая система обучения — устный метод — исключала использование мимико-жестового языка и строилась на основе устной речи, в связи с чем основное место в ней занимала выработка произношения. В России первые спец. учреждения для глухих были открыты в начале XIX в. На рубеже XIX—XX вв. сложилась собственная пед. система обучения детей с недостатками слуха: использование устной речи сочеталось с обучением ручной азбуке (дактилологии) и письму. Обучение детей с недостатками слуха (как и аномальных детей др. категорий) включено в общегосударственную систему образования. Разработана система обучения языку по принципу формирования речевого общения, при к-рой речь формируется в ее основной функции потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности). В качестве вспомогательного средства (для активизации речевого общения) эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении по этой системе происходит практич. овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. С начала 70-х гг. ведутся исследования, связанные с проблемой развития остаточного слуха. На основании пед. классификации, разработанной с учетом оценки роли слухового анализатора в развитии ребенка (Р. М. Боскис), структурно-организационно оформлено дифференцированное обучение детей с нарушением слуха. СУРДОТЕХНИКА (от лат. surdus — глухой) — технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи. Термином «С.» определяется также отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехнич. средства. Благодаря С. удается полнее использовать сенсорные возможности человека при полной или частичной глухоте и тем самым повысить эффективность воспитания и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг профессий, доступных для лиц с нарушенным слухом, облегчить их труд и быт, упростить возможность общения между собой и со слышащими. Действие сурдотехнич. аппаратуры основывается на преобразовании речевой и другой звуковой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением или осязанием. Т ТАХИЛАЛИЯ (от греч. tachys — быстрый и lalia— речь) — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматич. строя речи. Т. следует отличать от баттаршма, при к-ром нарушаются и др. названные компоненты речи. Устраняется во время спец. логопедич. занятий. ТЕСТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. test — испытание, проба) -стандартизированные задания, используемые для измерения и оценки индивидуально-психологич. особенностей личности. В дефектологич. практике подобные задания использовались езде в первой половине XIX в. Ж. Эскиролем и Э. Сегеном с целью выявления степени умственной отсталости. Впервые английское слово «тест» применительно к задачам такого рода употребил Дж. Кеттел в 1890 г. Родоначальником использования Т. п. при отборе умственно отсталых детей считается А. Бине, разработавший в 1904 г. набор соответствующих заданий (модифицированный тест Бине по сей день остается одной из наиболее распространенных методик диагностики интеллекта). Т. п. представляют собой набор заданий, по результатам выполнения к-рых вычисляется количественная оценка той или иной индивидуально-психологич. характеристики (в частности, коэффициент интеллекта). Качественная сторона решения (стратегия мыслительной деятельности и т. п.), как правило, с помощью Т. п. не выявляется. Результаты тестирования зависят от ряда факторов, и в первую очередь — от усвоенного опыта, знаний и умений. Поэтому на их основании можно сделать лишь приблизительный вывод о наличном уровне развития тех или иных способностей; выявление причин отставания, а также возможности прогноза развития по данным Т. п. ограниченны. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) - приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогич. процесса, повышения эффективности и качества обучения. В дефектологич. практике особое значение имеют приборы, специально созданные для коррекции зрительных и слуховых дефектов (см. Тифлотехника, Сурдотехника). Используются также ТСО, созданные для массовых школ: звуковоспроизводящая и кино-диапроекционная аппаратура, замкнутые телевизионные системы и др. С середины 80-х гг. в практику работы спец. учебно-воспитательных учреждений постепенно внедряется компьютерная техника. ТЕЯ-САКСА ИДИОТИЯ — наследственное заболевание, обусловленное нарушением жирового обмена, при к-ром происходит накопление продуктов обмена жиров в клетках нервной системы и гибель этих клеток; наиболее распространенный вид амавротической идиотии. Описана в 1881 и 1887 гг. Проявляется в возрасте 5—6 месяцев в снижении зрения (до полной слепоты), судорогах, нарастающем слабоумии. Болезнь быстро прогрессирует. Прогноз неблагоприятный. ТИК (франц. tic — стереотипные непроизвольные движения в форме подергивания век, лицевой мускулатуры, плеч и др. Тики имеют различное происхождение. Функциональный Т. часто сопутствует неврозам, невропатии, являясь искаженным внешним проявлением подавленных отрицательных эмоций. В этом случае ЦНС не повреждена; психотерапсв-тич. лечение способствует полному устранению функциональных тиков. Т., обусловленный недоразвитием ЦНС в связи с вредностями внутриутробного периода, исчезает по мере созревания нервной системы. Органический Т. возникает в результате травмы головного мозга. За исключением редких, особо тяжелых случаев, тики устраняются при правильном лечении и благоприятных условиях воспитания. ТИФЛОГРАФИКА (от греч. typhlos — слепой и graphikos — нарисованный) — отрасль графики, занимающаяся построением, преобразованием и изготовлением учебно-наглядных пособий для обучения слепых Детей рельефному рисованию, черчению и др. учебным предметам. Такие пособия (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и т. п.) выполняются рельефным способом и доступны для осязательного восприятия учащихся. Обучение графике помогает детям с дефектами зрения овладевать основами наук, участвовать в различных видах творчества, расширять профессионально-трудовые возможности, а также содействует эстетич. восприятию действительности. ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. typhlos — слепой и педагогика) -отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения). Начало разработке проблем Т. было положено В. Гаюи, основавшим в 1784 г. в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже XVIII—XIX вв. в Великобритании, Австрии, Германии, США были созданы школы для слепых, в к-рых обучали письму, счету, музыке и простым ремеслам. С середины XIX в. повсеместное распространение получил созданный Л. Брайлем рельефно-точечный шрифт (см. Брайля шрифт), что позволило повысить уровень общего образования слепых. Однако долгое время тифлопед. процесс строился без учета возможностей остаточного зрения, рациональному использованию к-рого начинают уделять внимание с 30-х гг. XX в. С 50-х гг. возникает новый тип спец. школ, где обучение строилось с опорой на зрение как основной канал получения информации учащимися. В России первая школа для слепых была открыта в Санкт-Петербурге в 1807 г. Задача Т. долгое время сводилась к разработке системы призрения слепых детей за счет филантропич. организаций. Позднее обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегосударственную систему образования. Была создана сеть средних и восьмилетних образовательных школ. Совр. Т. развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения. Наиболее важная задача Т. — рациональное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психич. и физич. развитии. Коррекция развития осуществляется как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на спец. коррекционных групповых и индивидуальных занятиях. В Т. разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич. методы дифференцированного обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнительные нарушения. Методы обучения, применяемые в Т., позволяют учащимся получать образование в объеме средней школы при нек-ром увеличении срока обучения. ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. typhlos — слепой и техника) — отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов), предназначенных для коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения. Коррекция неполноценного зрения осуществляется путем усиления полезного оптич. сигнала. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения объекта на сетчатке глаза с помощью обычных (корригирующих) очков. В тех случаях, когда обычная коррекция неэффективна, используются спец. оптические, телевизионные, светотехнические средства. Для компенсации нарушенных функций зрительного анализатора применяются тифлоприборы, с помощью к-рых визуальная информация преобразуется в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха или осязания. Цель производственной Т. — создание возможности инвалидам по зрению выполнять с помощью спец. приборов и приспособлений ранее недоступные им производственные операции, в том числе и контрольно-измерительные работы. Бытовая Т. разрабатывает тифлотехнич. средства, облегчающие ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющие восприятие ими окружающих предметов и бытовых явлений, а также создает приборы, помогающие общению. ТОКСОПЛАЗМОЗ — заболевание, возбудителем к-рого является паразит, относящийся к типу простейших животных. Заражение происходит от домашних, реже диких животных. При врожденном Т. паразиты поражают плод, внедряясь через организм матери. Последствия могут проявиться как немедленно (вплоть до гибели плода), так и в последующие годы (гидроцефалия и микроцефалия, поражение зрительного анализатора и др.). При приобретенном Т. наиболее опасна его цереброспинальная форма, протекающая в виде острого мозгового воспаления. Одним из последствий Т. является олигофрения различной степени. ТОНИЧЕСКАЯ СУДОРОГА (от лат. tonus — напряжение) — длительное сокращение мышц, вызванное перевозбуждением подкорковых мозговых образований. Приводит к продолжительному напряжению и вынужденному неестественному положению органов. ТРЕМОР (от лат. tremor — дрожание) — непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела. Выступает симптомом паркинсонизма и нек-рых эндокринных нарушений. Иногда возникает вследствие переутомления. Препятствует целенаправленной двигательной активности. ТРИХОТИЛЛОМАНИЯ — патологическая страсть к выдергиванию волос. Впервые описана в 1889 г. французским дерматологом Ф.—А. Ал-лопо. Встречается преимущественно в детском возрасте, чаще — у девочек. В ряде случаев представляет собой зафиксированную привычку и проходит без мед. вмешательства. Может выступать одним из симптомов патологического развития личности, неврозов, иногда — шизофрении, представляя собой акт аутоагрессии. В этих случаях требует психотера-певтич. воздействия, устраняющего эмоциональное напряжение. ТУГОУХОСТЬ — термин, принятый в сурдопедагогике для обозначения частичного нарушения слуховой функции в отличие от глухоты — полной утраты слуха; тугоухими иногда называют слабослышащих детей. ТУРЕТГА СИНДРОМ, синдром генерализованных тиков —нервно-психич. расстройство, характеризующееся сочетанием тиков и своеобразного нарушения речи, а также непроизвольного произнесения отдельных звуков (напоминающих мяуканье или хрюканье) и слов (часто — бранных). Данное заболевание впервые описано в 1884—1885 гг. Ж. де ля Туреттом, к-рый считал его неизлечимым и приводящим к прогрессирующему слабоумию. Впоследствии было доказано, что данный синдром не связан с расстройствами интеллекта (т. е. одинаково часто встречается как среди интеллектуально полноценных, так и умственно отсталых). Однако даже умственно полноценные дети с Т. с., как правило, имеют нарушения поведения и затруднения в учебе. Причины возникновения синдрома изучены недостаточно. Длительное медикаментоз ное лечение в ряде случаев способствует смягчению характерных симптомов. В периоды обострения заболевания может возникнуть необходимость перехода ребенка на индивидуальную форму обучения. У УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий. Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «У.о.», это далеко не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферического отдела какого-либо анализатора. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, можно с полной уверенностью отрицать у них У.о. Понятие «У.о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в других случаях то же заболевание может привести к У.о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, а также перенесшие энцефалит, травмы и др. У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, а также аномалии физич. развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У.о. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психич, функций. УСТНЫЙ МЕТОД — система воспитания и обучения глухих на основе преимущественного использования устной речи. Разработан в 70-х гг. XVIII в. С. Гейнике, считавшим этот метод более соответствующим природным способностям глухих, а также целям их воспитания, нежели мимический метод. В трудах Гейнике, однако, недостаточно раскрыто содержание его системы. На основе выдвинутых им идей впоследствии сложилась система «чистый устный метод». Ф ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ, фенилпировиноградная олигофрения, болезнь Фёллинга (ФКУ) — наследственное заболевание, в основе к-рого лежит нарушение аминокислотного обмена. Впервые описана в 1934 г. А. Фёллингом. При ФКУ отсутствует или резко снижена активность фермента фениланингидроксилазы, превращающего фениланин в тирозин; в результате возникает комплекс обменных расстройств, в частности дефицит медиаторов нервной системы (адреналина, норадреналина, серотонина и др.). Встречается редко — один случай на 10—15 тыс. новорожденных. Характерный внешний признак слабая пигментация кожи, волос и радужной оболочки. При ФКУ отмечается глубокая интеллектуальная недостаточность (идиотия или имбецильность), нередко сочетающаяся с психомоторным возбуждением. Признаки поражения ЦНС явно проявляются уже на втором месяце жизни. В дальнейшем динамика нарастания интеллектуальной недостаточности различна: у нек-рых детей она происходит резко, у других — гораздо менее интенсивно, что позволяет им освоить программу вспомогательной школы. Существуют методы экспресс-диагностики, помогающие выявить ФКУ в первые дни жизни ребенка. Своевременное назначение соответствующей диеты (исключение продуктов, содержащих фениланин) в ряде случаев обеспечивает в дальнейшем нормальное развитие ребенка. ФОБИИ — навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, возникающие в определенной фобической обстановке и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердцебиение, повышенная потливость и т. п.). Различают нозофобии — страх заболеть (канцерофобия — боязнь рака, кардиофобия — страх перед сердечными заболеваниями и др.); социофобии — страх публичных выступлений, страх покраснеть и т. п.; боязнь пространства (клаустрофобия — боязнь закрытых помещений, агрофобия — страх открытого пространства) и др. В поведении выражаются в действиях, цель к-рых — избежать предмет фобии или уменьшить страхи с помощью навязчивых, ритуализированных действий (напр., навязчивое мытье рук). Встречаются в рамках психозов и органич. поражений головного мозга; в этих случаях преодоление страхов достигается при купировании основного заболевания. Могут быть одним из симптомов неврозов: в жесткие рамки фобии невротик как бы прячется от неразрешимого для него конфликта. В большинстве случаев невротические Ф. проходят при квалифицированном психотерапевтическом вмешательстве. ФОНАСТЕНИЯ (от греч. phone — звук и asthenia — слабость, бессилие) — нарушение голосообразования, наступающее при отсутствии органич. поражения речедвигательного аппарата. Часто выступает следствием чрезмерной голосовой нагрузки, проходит после достаточного отдыха, в необходимых случаях — после физиотерапевтич. процедур. Ф. может иметь психогенный характер, т. е. может быть вызвана психич. травмой; в этом случае устранение явлений Ф. требует психотерапевтич. воздействия. ФРИДРЕЙХА БОЛЕЗНЬ, семейная атаксия Фридрейха -наследственное заболевание, характеризующееся медленно прогрессирующей атаксией, возникающей вследствие склеротич. перерождений спинного мозга. Впервые описана Н. Фридрейхом в 1861 г. Обычно начинается в возрасте 7—13 лет. Помимо атаксии, проявляется в исчезно вении сухожильных рефлексов, нарушении чувствительности, снижении мышечного тонуса, деформации костей, дизартрии. Лечение малоэффективно. ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, к-рые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей. Ф. возникает в ситуации конфликта, когда стремление к удовлетворению потребности наталкивается на непреодолимые (или субъективно воспринимаемые как таковые) препятствия. Проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования и т. п. и таким образом дезорганизует поведение. Для аномальных детей и детей-инвалидов вероятность возникновения фрустрирующей ситуации значительно выше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это определяется теми ограничениями, к-рые накладываются дефектом на определенные сферы жизнедеятельности. Длительное и частое пребывание в состоянии Ф. может привести к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы поощрять занятия детей в тех сферах деятельности, к-рые им в большей степени доступны, а также способствовать преодолению тех трудностей, с к-рыми ребенок сталкивается в связи со своим дефектом. Х ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (от англ. hold — держать) — оригинальный метод коррекции эмоциональных нарушений в дет. возрасте, разработанный американским психотерапевтом М. Велш. Процедура Х.-т. весьма проста: мать крепко обнимает ребенка и удерживает его, несмотря на сопротивление. При этом лица ребенка и матери обращены друг к другу. После нескольких сеансов Х.-т. (продолжительностью около часа) сопротивление ребенка уменьшается и наступает расслабление. Метод продемонстрировал высокую эффективность в клинике РДА. ХОРЕЯ (от греч. choreia — пляска) — инфекционное заболевание нервной системы, к-рое проявляется в виде специфич. гиперкинезов — быстрых подергиваний конечностей, подмигиваний и т. п. В дет. возрасте встречается (чаще у мальчиков) так называемая малая X. (X. Сиденхема, «пляска святого Витта»), к-рая, помимо насильственных движений, характеризуется снижением мышечного тонуса и астенич. проявлениями. Течение болезни длительное. При правильном лечение прогноз благоприятный. Ч ЧИСТЫЙ УСТНЫЙ МЕТОД — система воспитания и обучения глухих на основе исключительного использования устной речи. Сложился на протяжении ХГХ в. в результате практич. исследований многих сурдо- педагогов европейских стран; в конце XIX в. принят в качестве единой сурдопед. системы. Преимуществом Ч. у. м. являлась усвоенная глухими воспитанниками способность к обиходной разговорной речи, что облегчало их социальную адаптацию. Однако, поскольку обучение устной речи осуществлялось путем механич. упражнений, это не способствовало развитию мышления учащихся и получению ими полноценного общего образования. ЧТЕНИЕ С ГУБ - см. ЧТЕНИЕ С ЛИЦА. ЧТЕНИЕ С ЛИЦА — зрительное восприятие речевой мимики говорящего человека, позволяющее понимать устную речь в условиях затрудненного или нарушенного слухового восприятия. Употреблявшийся ранее термин «чтение с губ» в совр. сурдопед. лит-ре используется все реже, поскольку недостаточно отражает многообразие воспринимаемых выразительных движений. Лицам с нарушениями слуха Ч. с. л. позволяет в нек-рой степени компенсировать дефект слухового восприятия речи. Однако зрительные сигналы отличаются недостаточной четкостью и дифференцированно-стью. Поэтому успешное овладение Ч. с. л. требует предварительного освоения большого словарного запаса и грамматич. правил. У глухих и слабослышащих детей навыки Ч. с. л. формируются лишь на основе обучения речи. Ш ШЕПЕЛЯВОСТЬ — устаревший термин, к-рым ранее обозначались нарушения произношения, определяемые в совр. логопедии как сигма-тизм. ШЕРЕШЕВСКОГО-ТЕРНЕРА СИНДРОМ — аномалия половых хромосом. Встречается только у лиц женского пола с частотой один случай на 3000 рождений. За рубежом известен как синдром Тернера (описан Г. Тернером в 1938 г.), в отечественной дефектологии — как синдром Шерешевского-Тернера (впервые описан Н. А. Шерешевским в 1925 г.). Больные при резком отставании в росте выглядят старше своего возраста, отличаются своеобразным строением тела и чертами лица (широкая грудная клетка, укороченные пальцы и др.). Многие больные имеют нормальный интеллект, однако среди страдающих данным синдромом умственная отсталость встречается вдвое чаще, чем в обычной популяции. Интеллектуальный дефект несколько атипичен вследствие проявлений психич. инфантилизма. Часто отмечаются нарушения моторики и слуха. ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. schizo — расщепляю и phren — ум, разум) — психическое заболевание, характеризующееся глубокими изменениями личности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психич. процессов, нарушение мышления), различными продуктивными симптомами (бред, галлюцинации и др.). Тер мин предложен в 1911 г. Э. Блейлером; одним из первых Ш. исследовал Э. Крепелин, считавший ее необратимой и прогрессирующей формой раннего слабоумия (эта гипотеза впоследствии была опровергнута). Течение болезни может быть непрерывным, периодическим, приступообразным или смешанным. Детей, страдающих Ш., отличает странное и нелепое поведение, неожиданные реакции на окружающие явления, нарушения контактов с внешним миром, необычные интересы. Иногда наблюдаются психомоторные расстройства. В детском возрасте Ш. может приводить к слабоумию, к-рое проявляется в нарушениях интеллектуальной деятельности в сочетании со спе-цифич. симптомами личностной патологии. Шизофрения, слабоумие следует отличать от отставания в умственном развитии, вызванного нарушениями познавательной деятельности в период обострения болезни (см. Олигофренический плюс). Диапазон индивидуальных проявлений Ш. очень широк. При приступообразном и периодическом течении болезни часть детей способна к обучению в массовой школе при условии повышенного внимания к их поведению (в отдельных случаях особенности поведения диктуют необходимость индивидуальной формы обучения). Дети-шизофреники с выраженным слабоумием и умеренно выраженными психотическими симптомами обучаются во вспомогательной школе. Э ЭГОЦЕНТРИЗМ (от греч. ego — Я) — познавательная позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния др. людей. Э. следует отличать от эгоизма: эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания других людей, но намеренно пренебрегает ими. Э. проявляется при нек-рых психич. заболеваниях (шизофрении, психопатии, истерии), является характерным симптомом РДА. В ряде психологич. теорий Э. рассматривается как естественное и закономерное свойство ребенка на определенных этапах его развития. Напр., Ж. Пиаже расценивал так называемую эгоцентрическую речь как проявление общей эгоцентрической позиции ребенка, не способного встать на точку зрения собеседника. Л. С. Выготский, критикуя идеи исходной асоциальности ребенка, убедительно опроверг представление о дет. Э. как об изначально предопределенном состоянии. Так, согласно Выготскому, эгоцентрическая речь представляет собой социально обусловленный этап формирования внутренней речи. ЭЙФОРИЯ (греч. euphoria) — эмоциональное состояние, для к-рого характерны беспричинная веселость и беспечность, снижение критичности, моторное возбуждение. У людей с нормальной психикой и сохранным интеллектом Э. иногда наступает при кислородном голодании, а также в результате введения в организм небольших доз наркотич. веществ. Э. нередко является одним из симптомов травм мозга (главным образом лобных долей), а также нек-рых психич. заболеваний. Иногда отмечается при олигофрении. ЭНУРЕЗ — недержание мочи. Встречается преимущественно в дет. возрасте, чаще у мальчиков. Может выступать симптомом различных расстройств, в частности анатомических дефектов, воспалений и травма-тич. повреждений мочеполовой системы. Встречается неврозоподобный Э., возникающий в результате раннего органич. поражения нервной системы (травмы позвоночника, сотрясения мозга, менингоэнцефалита и др.). Течение болезни длительное и зависит от ликвидации основного повреждения. В подростковом возрасте неврозоподобный Э. может выступить источником патологич. формирования личности. Невротич. Э. возникает под влиянием острой психической травмы и, как правило, проходит по мере ослабления нервно-психич. напряжения, но может и закрепляться в случае хронического невротич. состояния. Э. иногда выступает симптомом шизофрении, слабоумия. Лечение зависит от коррекции основного нарушения. ЭНЦЕФАЛИТ (от греч. enkephalos — головной мозг) — инфекционное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (главным образом через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и др.). Первичный Э. (комариный Э., клещевой Э., эпидемический Э. и др.), как правило, возникает в результате укусов переносчиками вируса. При вторичном Э. головной мозг поражается вследствие общей инфекции (при краснухе, гриппе, ветряной оспе и т. п.). Болезнь протекает остро; симптомы: повышение температуры тела, головная боль, тошнота, судороги, парезы и др. Последствия Э., перенесенного в детском и подростковом возрасте, бывают крайне тяжелыми: снижение интеллекта, расстройства речи и памяти, эпилептиформные припадки, гиперкинезы. ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (от греч. enkephalos — головной мозг и pathos— болезнь) — органич. поражение головного мозга невоспалительного характера. Возникает вследствие перенесенных травм, интоксикаций, инфекционных и сосудистых заболеваний головного мозга. Характеризуется рядом симптомов: головная боль, раздражительность, снижение умственной работоспособности и др. В дет. возрасте Э. нередко приводит к снижению памяти и интеллекта (вплоть до имбецильности), иногда — к эпи-лептиформным припадкам. Лечение определяется спецификой заболевания, обусловившего Э. ЭПИЛЕПСИЯ (греч. epilepsia, от epilambano — схватываю, нападаю) — хроническое нервно-психич. заболевание, проявляющееся в виде судорожных припадков с помрачением сознания, а также постепенным развитием своеобразных черт личности (чрезмерный педантизм, «вязкость» мышления и поведения, резкая смена настроений и др.). Последнее — существенное основание для диагноза Э., поскольку в нек-рых случаях припадки могут быть крайне редкими. Постановка диагноза требует различения Э. и эписиндрома (см. Эпилептиформный синдром). Большинство детей, страдающих Э., способны обучаться в массовой школе (при этом педагогам необходимо овладеть навыками помощи этим детям при припадках). Иногда Э. проявляется также в снижении умственных способностей; в этом случае больные дети направляются во вспомогательную школу. ЭПИЛЕПТИФОРМНЫЙ СИНДРОМ, эписиндром - комплекс психич. нарушений, внешне похожих на эпилепсию, но имеющих органич. происхождение. В отличие от эпилепсии практически не приводит к спепифич. изменениям личности. Является симптомом поражеюш ЦНС, вызванного травмами и опухолями мозга, воспалительными заболеваниями и т. п. Требует спец. лечения и прекращается по мере купирования основного заболевания. При нерезко выраженных поражениях ЦНС проходит к подростковому возрасту и без мед. вмешательства. ЭХОЛАЛИЯ (по имени нимфы Эхо в древнегреч. мифологии: согласно преданию, Эхо окаменела и от нее остался только голос, способный повторять лишь окончания произнесенных в ее присутствии слов) — автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращетшй к нему вопрос. Иногда встречается у детей на ранних этапах становления речи, не выступая симптомом патологии; впоследствии исчезает. Встречается при олигофрении (в основном имбе-цилыгости); наиболее выражена при РДА и шизофрении. ЭХОПРАКСИЯ — автоматическое повторение движений и действий других людей. Чаще проявляется в форме подражательного повторения несложных действий, к-рые совершаются непосредственно перед глазами больного. Наиболее выражена при шизофреюги; встречается также при глубокой умственной отстаяости. Разновидность Э. — эхолалия.
|