Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Каннера синдром- СМ. Ранний детский аутизм.
КАТАТОНИЯ, кататонический синдром (от греч. katatonos — натянутый, напряженный) — психич. расстройство с преобладающим нарушением двигательной деятельности. Сопутствует шизофрении и психозам. Проявляется в виде двух сменяющихся форм — обездвижен-ность и возбуждение. Устранение К. зависит от эффективности лечения основного заболевания. КЛАЙНФЕЛЬТЕРА СИНДРОМ — заболевание, обусловленное нарушением числа половых хромосом. Впервые описан Г. Клайнфельтером с соавторами в 1942 г. Встречается с частотой 1: 500 исключительно у лиц мужского пола. У больных имеется 47 хромосом за счет включения до- полнительной Х-хромосомы. Внешне больных отличает диспропорциональное евнухоидное телосложение. Для К. с. характерны нарушения в половой сфере. В зависимости от степени хромосомных нарушений у больных проявляется умственная отсталость (преимущественно — де-бильность) в сочетании с характерными личностными особенностями; инфантильность, повышенная внушаемость, склонность к невротич. реакциям и т. п. При неосложненных формах олигофрении наблюдается положительная динамика интеллектуального развития. КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ -- возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс К. элементарных физиологич. функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в к-рой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС. К. высших психич. функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате спец. пед. воздействия по развитию осязательного восприятия достигается значительная К. утраченной зрительной функции у слепого ребенка. Применяемые в совр. дефектологии методы К. нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга. КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — выраженная эмоциональная реакция младенца на появление взрослого. Впервые под этим названием описан в конце 20-х гг. Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. Проявляется в том, что при появлении взрослого ребенок тянется к нему, вскидывает ручки и перебирает ножками, улыбается, вокализирует. При нормальном развитии К. о. проявляется на втором месяце жизни. Отсутствие или парадоксальное проявление К. о. может служить ранним симптомом различных отклонений. Так, К. о. не проявляется при врожденных дефектах зрительного и слухового анализаторов, а также при РДА. Отсутствие двигательных компонентов К. о. может указывать на поражение двигательной сферы, а вокализаций — на поражение речедвигательного аппарата. КОНФЛИКТ (лат. conflictus — столкновение) — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Принципиально подразделение К. на внутренние (внутриличност-ные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внутриличностные К. — столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п. Довольно часто возникает у аномальных детей как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей в силу ограничений, накладываемых дефектом. Если внутриличностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижения результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие его внутренние тенденции вошли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями. К. между отдельными детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве такой К. может способствовать успешному формированию личности и положительным изменениям в поведении ребенка. КОРНЕЛИИ ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ — редкое наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием своеобразного строения лица, умственной отсталости и избыточным оволосением (гипертрихозом). Впервые описан в 1933 г. Частота точно не установлена. Характерный признак К. де Л. с. — умственная отсталость (разной степени выраженности) — иногда осложняется нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. В нек-рых случаях отмечается склонность к однообразным стереотипным движениям и аутоагрессии. Обучение детей с данным синдромом осуществляется с учетом специфики и выраженности интеллектуальной недостаточности. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система спец. пед. мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально — лишь применительно к умственно отсталым детям; в совр. отечественной дефектологии трактуется шире: К.-в. р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и педагогами-дефектологами. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы с аномальными детьми, к-рая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей ребенка. Ряд задач имеет общий характер: это мероприятия по развитию движений, чувственного опыта и мышления; привлечение ребенка к посильным формам общественно полезного труда и др. Чем раньше начата К.-в. р., тем успешнее преодолевается дефект. В К.-в. р. с детьми дошк. возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. Компенсация функций). В спец. школах всех типов К.-в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам;. в младших классах проводится также предварительное (пропедевтическое) обучение. КОСНОЯЗЫЧИЕ — нарушение звукопроизношения, выражающееся в искажении или замене звуков речи. Может выступать одним из симптомов общего недоразвития речи, а также в качестве самостоятельного нарушения. Возникает вследствие аномалий речевого аппарата, нарушений его иннервации (органич. К.). В раннем возрасте незрелость речи ребенка проявляется в том числе и в так называемом физиологич. К., к-рое проходит по мере освоения ребенком фонетич. системы языка. Если этот процесс нарушен или затруднен, возможно закрепление неправиль- ного произношения (функциональное К.). Наиболее часто искажению иди замене подвергаются шипящие и свистящие звуки, а также звуки р и л. КОСОГЛАЗИЕ — дефект зрительного анализатора, выражающийся в отклонении зрительной оси одного глаза от совместной точки фиксации. При содружественном К, косящий глаз следует за движением другого глаза, но между их зрительными осями остается расхождение, величина к-рого постоянна. (У детей чаще встречается именно эта форма К.) Часто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения. Причины возникновения содружественного К. изучены недостаточно. Паралитич. К. возникает при параличе глазодвигательной мышцы вследствие заболевания ЦНС. Лечение комплексное, иногда необходимо хирургическое вмешательство. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА, IQ (аббревиатура от англ. Intelligence quotient) — количественный показатель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ =УВ: Х*100% вычисляется на основании результатов выполнения психологич. тестов (см. Тесты психологические). Для каждого ХВ существует нормативный показатель решения тестовых задач; нормальному умственному развитию соответствует 10=100% (отклонения в пределах 10% считаются не выходящими за рамки нормы). Значительное превышение этого показателя (на 20% и более) расценивается как свидетельство одаренности. Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50 — 75% — для дебилов, 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов. По мнению отечественных и большинства заруб, ученых, IQ не является не изменяющимся с возрастом показателем врожденных умственных способностей, как это считалось ранее. Он представляет собой лишь показатель наличного уровня умственного развития и не дает достаточных оснований для прогноза. В то же время IQ служит приемлемой в дефек-тологич. практике оценкой состояния интеллектуальной сферы тестируемого на момент обследования. Точный диагноз и прогноз возможны только на основании более широкого комплексного обследования. КРЕТИНИЗМ — заболевание, характеризующееся тяжелыми отклонениями в физич. и психич. развитии в сочетании с нарушением функции щитовидной железы. Большинство исследователей в качестве причины К. рассматривают недостаток йода — экзогенный (природный — в воде и пище) или эндогенный (характерный непосредственно для организма). Больных К. отличают характерные внешние особенности. Средний рост — 140—150 см, телосложение непропорциональное (короткие конечности, кривые ноги, широкие кисти с короткими пальцами). Лицо круглое, с низким лбом и глубоко посаженными глазами, зубы короткие и редкие, язык увеличен. Кожа утолщенная, грубая, с желтовато-серым оттенком; оволосение слабое. Половые органы недоразвиты. Частым и выраженным расстройством при К. является снижение слуха, приводящее в силу психич. недоразвития к глухонемоте. Для К. характерна умственная отсталость (в большинстве случаев — идиотия) в сочетании с вялостью, заторможенностью; усвоение знаний и навыков больными крайне затруднено и, как правило, не выходит за рамки овладения простейшими навыками самообслуживания и элементарными трудовыми операциями. Лечение: применение препаратов, компенсирующих недостаточность щитовидной железы. В случаях резко выраженного К. больные нуждаются в спец. уходе в учреждениях социального обеспечения. КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (от греч. crisis— поворотный пункт) -условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л. С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектич. процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — К. в. Психич. развитие происходит в результате смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психич. новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Выготский описал следующие К. в.: кризис новорожденное™ — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства; кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту; кризис семи лет — соединительное звено между дошк. и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям. На остроту протекания К. в. оказывают влияние и индивидуальные особе! гности ребенка. Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис трех лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых. Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К. в. Л ЛЕВОРУКОСТЬ — предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. В нек-рых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользования ею (вынужденная Л.). Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., часто встречается скрытая Л. Человек с такой Л. приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой (см. Амбидекстрия). В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устранения. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к любым моторным актам, в том числе и относящимся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физич. и психич. развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенностей его ЦНС. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. Л. не устраняется, а приобретает скрытую форму. Существует мнение, что переучивание левшей нецелесообразно и даже вредно. Известны факты, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психич. травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности к заиканию. ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физич. и психич. дефектов. Термин употребляется главным образом в немецкоязычной лит-ре, в совр. отечественных пед. науках практически не используется. Предмет Л. п. и сфера ее применения являются объектом дискуссий. По мнению нек-рых авторов, Л. п. охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в отечественной дефектологии. Другие считают, что Л. п. должна заниматься вопросами обучения и воспитания лишь нек-рых групп аномальных детей. Проблемы Л. п. в отечественной науке разрабатываются в русле дефектологии. ЛИТТЛЯ БОЛЕЗНЬ, спастическая диплегия — одна из форм ДЦП. Выражается в параличе конечностей (преимущественно — ног), вызванном нарушением иннервации вследствие поражения определенных участков головного мозга при родовых травмах, асфиксии новорожденных и т. п. Нередко сочетается с речевыми нарушениями (преимущественно — дизартрией, реже — моторной алалией). Около 30% детей с Л. б. имеют нарушения в интеллектуальной сфере (главным образом легкая дебильность). В качестве вторичного нарушения нередко возникает ЗПР, к-рая при своевременно начатой и правильной коррекцией] ю-вос-питательной работе компенсируется к началу школьного возраста. ЛОГОНЕВРОЗ (от греч. logos — слово, речь и neuron — нерв) — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психич. травмы, содержание к-рой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротич. проявлениями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настроение, вегетативные расстройства), а также невротич. поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное предчувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии. ЛОГОПАТИЯ (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, болезнь) — термин, к-рый в дефектологии служит для общего обозначения различных видов речевой недостаточности при нормальном слухе. ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами спец. обучения и воспитания. Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в Л. преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах ре-чедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматич. приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание Л. Практич. коррекционные мероприятия имели преимущественно мед. направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. — на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Совр. Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психич. развитие. Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности и влияния на психич. состояние и развитие. Одни из них (напр., косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамма-тич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Наряду с нарушениями языковых средств существуют также отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию. При логопедич. исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматич. развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецеп-торной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи преодолеваются пед. методами; спец. обучение и коррекционно-воспита- тельные мероприятия по мере необходимости согласуются с мед. рекомендациями. Исследования речевой патологии способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. Логопедич. помощь детям с нарушениями речи оказывается в спец. (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего профиля и массовых школах, дошкольных учреждениях, дет. поликлиниках и стационарах. ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logos — слово, значение, смысл и therapeia — забота, уход, лечение) — 1) термин, предложенный В. В. Ковалевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий посредством слова. Т. е. в данном смысле использовано одно, достаточно узкое значение греч. понятия logos — «слово»; Л., таким образом, означает «лечение словом», в противовес медикаментозному и хирургическому лечению. Фактически в такой трактовке Л. выступает синонимом психотерапии. В совр. лит-ре предпочтение отдается именно термину «психотерапия»; понятие «Л.» в указанном смысле широкого применения не имеет; 2) общепсихологич. учение и основанный на нем метод психотерапии, разработан В. Франклом. Ьодоз в данном случае трактуется как «смысл». Согласно Франклу, стержневым образованием личности является смысл жизни, т. е. индивидуальная совокупность обобщенных ценностных ориентации. Несформированность или утрата этого смысла, по Франклу, влечет за собой разнообразные нервные и психич. расстройства. Психотерапия, таким образом, призвана гармонизировать ценностно-смысловую сферу личности. Данная концепция получила известность в России в середине 80-х гг. Практическое же ее применение до настоящего времени довольно ограничено; 3) совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений. Отечественными логопедами и психиатрами установлено, что в ряде случаев нарушение речи, в частности заикание, обусловлено психич. травмами, т. е. имеет невротическую природу. Поэтому специфических логопедич. упражнений оказывается недостаточно для полного устранения подобных нарушений; часто необходимы меры психотерапев-тич. воздействия. В отечественной лит-ре для характеристики этой сферы (пограничной для логопедии и психотерапии) иногда употребляется понятие «Л.». В силу того, что данный термин неоднозначен, для соблюдения науч. корректности при его употреблении в каждом конкретном случае желательно прокомментировать, какой именно смысл в него вкладывается.
|