Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разливы при транспортировке нефти морским транспортом






К числу наиболее вредных химических загрязнений морской среды относятся нефть и нефтепродукты. Ежегодно в океан попадают более 6 млн тонн нефти. Причинами загрязнения морской среды являются ава­рии танкеров, шельфовая добыча нефти, судоходство и морская деятель­ность. Ежегодно при обычных морских перевозках, авариях и незакон­ных сбросах в океаны попадает примерно 600 000 тонн нефти [111, 112].

В настоящее время нефть - самое распространенное вещество, загряз­няющее природные воды. Объемы транспортировки нефти и нефтепро­дуктов на танкерах оценивается в 1, 5 млрд тонн в год. Известно, что 0, 03% транспортируемой танкерами нефти и нефтепродуктов теряется по различным причинам. Разлитая нефть покрывает поверхность моря, растворяется в толще его вод, оседает на дно и, как правило, выплески­вается на берег.

Источники загрязнения вод мирового океана нефтью и нефтепродук­тами отражены в таблице 16.

Таблица 16 Источники загрязнения вод мирового океана нефтью и нефтепродуктами

 

Источник загрязнения Общее количество, млн тонн/год Доля, %
Транспортные перевозки, 2, 13 34, 9
в том числе обычные перевозки 1, 83 30, 9
Катастрофы 0, 3 4, 9
Вынос реками 1, 9 31, 1
Попадание из атмосферы 0, 6 0, 8
Природные источники 0, 6 9, 8
Промышленные отходы 0, 3 4, 9
Городские отходы 0, 3 4, 9
Отходы прибрежных нефтепере­рабатывающих заводов 0, 2 3, 3
Добыча нефти в открытом море, 0, 08 1, 3
в том числе: обычные операции 0, 02 0, 3
аварии 0, 06 1, 0
Всего 6, 11  

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Неизбежным спутником любых танкерных операций были и продол­жают оставаться аварии. Несмотря на явную тенденцию к снижению ава­рийности нефтеналивного танкерного флота, аварии танкеров до сих пор остаются одним из основных источников экологического риска.

По классификации Международной федерации владельцев танкеров [111], нефтяные разливы принято делить на три категории в зависимос­ти от объемов утечки нефти: малые - менее 7 тонн, средние - от 7 до 700 тонн и большие - более 700 тонн.

Увеличение масштабов добычи нефти, интенсификация перевозок не­фти и нефтепродуктов, строительство и эксплуатация новых транспортных коридоров ведет к повышению опасностей (рисков) аварийных ситуаций.

Вероятность риска разлива принимается равной 0, 05 на 1000 рейсов в открытом море и 0, 25 в опасных местах. С учетом вероятной частоты ава­рии с посадкой на мель и столкновением средний размер нефтяного разли­ва может быть оценен как 1/48 от количества перевозимой за рейс нефти.

Расчет частоты и размеров разливов нефти в результате аварий тан­керов в море базируется на статистике ИМО, согласно которой частота аварий составляет (для морей с интенсивным судоходством): посадка на мель - 5, 4 на 106 миль; столкновение - 1, 9 на 106 миль; повреждение конструкции - 0, 48 на 106 миль; пожар, взрыв - 0, 063 на 106 миль.

Вероятность и объемы разливов нефти зависят от ряда факторов, ос­новными из которых являются: интенсивность судоходства, конструк­ция танкера и условия навигации. При посадке на мель с пробитием дна вероятность вылива 5% груза из поврежденных танков равна 0, 5, а веро­ятность вылива 95% груза равна всего 0, 002, при столкновении танкера вероятность вылива 95% груза еще меньше и будет зависеть от местопо­ложения пробоины по отношению к ватерлинии.

Согласно исследованиям ИМО, основными причинами аварий судов (84-88% аварий танкеров) и, соответственно, разливов нефти являются человеческий фактор и условия навигации. В России принимаются меры по снижению влияния человеческого фактора: во всех крупных морских портах России внедряются системы управления движения судов, кото­рые позволяют обеспечивать постоянный контроль местоположения су­дов. В портах с интенсивным судоходством внедряются системы разде­ления путей движения судов.

В период за 1969-1973 годы было зарегистрировано 3108 аварий тан­керов водоизмещением более 2000 тонн, в том числе, 452 случая разлива нефти. Причины аварий следующие: 123 посадки на мель, 126 столкно­вений, 94 аварии вызваны несовершенством конструкции судна или на­вигационного оборудования, 46 танкеров разбились о причал, 11 из-за ломки двигателя, 17 от пожаров и 31 от взрывов.

В таблице 17 приведены данные о крупнейших танкерных катастро­фах за последние 40 лет [111].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.