Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Андрей Тарковский.






Один из самых необычных и талантливых режиссёров мирового кинематографа — Андрей Арсеньевич Тарковский. Однако практически все его фильмы прошли через запреты и трудности на пути к зрителю. Пик творчества Тарковского пришёлся на 70-е гг. К этому времени он уже получил главный приз Международного кинофестиваля в Венеции за фильм «Иваново детство» (1962 г.; история о судьбе мальчика, который страстно желает отомстить фашистам за счастье, отнятое войной). Режиссёру достался и приз Международной федерации кинопрессы на Каннском кинофестивале 1969 г. за картину «Андрей Рублёв» (1966 г., авторы сценария А. Тарковский и А. Михалков-Кончаловский) — философское произведение о праведной жизни русского иконописца на фоне княжеских междуусобиц и монгольских набегов начала XV в.

В 1972 г. появилась картина «Солярис» (по мотивам романа польского писателя-фантаста Станислава Лема), снятая, как и две предыдущие, оператором Вадимом Юсовым. Действие фильма происходит на космической научной станции, вблизи таинственной планеты Мысляший Океан, которая хранит в памяти все поступки и мысли героев. Эта картина — размышление о психологии, памяти и нравственности человека. «Солярис» стал, пожалуй, единственным фильмом Тарковского, который не пытались «замалчивать». Участие в Каннском фестивале 1972 г. принесло режиссёру «Серебряную пальмовую ветвь» и специальный приз Экуменического жюри. Однако уже к следующей его картине — «Зеркало» (1975 г.) — государственные цензоры проявили пристальное внимание. В результате на экраны она вышла лишь пять лет спустя. Фильм пронизан автобиографическими воспоминаниями, которыми режиссёр наделил своего героя Алексея. Роль матери в пожилом возрасте ис-полнила Мария Вишнякова — мать режиссёра, а стихи за кадром читает его отец — поэт Арсений Тарковский. Так что название «Зеркало», являясь чем-то вроде исповеди, как нельзя лучше отразило суть фильма.

В 1980 г., в год выхода на экраны «Зеркала», Тарковский закончил снимать картину «Сталкер» по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Это рассказ о таинственной Зоне, оставленной на Земле при-шельцами из космоса и притягивающей внимание любопытных. Самые отважные проникают туда с помощью проводников — сталкеров. Тарковский вновь использует фантастический сюжет — на этот раз о Зоне и находящейся в ней комнате, в которой может исполниться любое желание. Пройдя сложный путь и добравшись до вожделенной комнаты, герои «Сталкера» не решаются переступи тьеё порог. За время путешествия у них появилось достаточно оснований для того, чтобы усомниться в чистоте своих помыслов.

Было выпущено ограниченное количество копий и «Зеркала», и «Сталкера», новые замыслы режиссёра не находили поддержки, и в 1982 г. Тарковский, находясь в Италии на съёмках «Ностальгии», решил остаться на Западе. В любой европейской стране считали за честь предоставить режиссёру все условия для работы. В Лондоне в театре «Ковент-Гарден» в 1983 г. он поставил оперный спектакль «Борис Годунов», в Италии в том же году снял «Ностальгию» (фильм получил Большой приз «За творчество», призы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри), в Швеции — «Жертвоприношение» (1986 г.).

29 декабря 1986 г. Андрея Тарковского не стало. Его похоронили в Париже, на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, рядом с другими прославленными деятелями русской культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.