Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пословицы и поговорки. Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость и образность.






Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются X веком.

Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:

§ «Два сапога — пара, да оба на левую ногу надеты»;

§ «Собаку съел, да хвостом подавился»;

§ «Хлебом не корми — дай водки попить» или «Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит»

§ Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц.

§ Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел») и религиозных источников.

§ Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.


2. " В жизни всегда есть место подвигам" (по легенде о Данко из рассказа " Старуха Изергиль" М.Горького).

Внешний облик Изергиль, которая похожа на обтянутый кожей скелет, резко контрастирует с главной темой ее повествования: она рассказывает о любви, которая была основным содержанием ее жизни. Фабула рассказа представляет собой историю смены любовников Изергиль: рыбак с Прута; разбойник-гуцул; турок — хозяин гарема, где жила Изергиль; его шестнадцатилетний сын, с которым Изергиль бежала; монах-поляк, который из-за Изергиль покидает монастырь. В Польше Изергиль становится проституткой; затем влюбляется в шляхтича Аркадэка, которого затем спасает из плена, убив часового. Подобно Ларре и Данко, Изергиль предстает бесплотной тенью тех времен, когда, по ее словам, " больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше".

Алексей Максимович Горький - писатель яркий и талантливый. Не было такого жанра литературы, в котором бы не работал писатель. В молодости Горький отдал дань романтизму, создав ряд интересных и своеобразных произведений: «Макар Чудра», «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль» и другие.

Талант Горького-рассказчика поражает свежестью и новизной.

Алексей Максимович использует хорошо известную форму «рассказ в рассказе», где автор - слушатель, находящий интересных собеседников, простых людей, знающих сказки, легенды, умеющих мудро и просто рассказать о своей интересной и содержательной жизни.

Такова Изергиль. Она рассказывает две необычные легенды-сказки, перемежая их повествованием о своей нелегкой и интересной жизни.

В первой легенде рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины - Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них». В наказание за жестокость люди обрекли его на одиночество и бессмертие. Это страшное наказание даже для гордеца Ларры, его жизнь вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.

Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных людях, повстречавшихся ей в жизни. Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам против насилия и рабства. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, - говорит Изергиль.- И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

В служении людям - подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем. Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь...»

Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных - героев.

Рассказ Горького поражает читателей не только необычной тематикой, красивыми легендами, но и прекрасным певучим языком. Автор начинает и заканчивает рассказ описанием прекрасной южной природы. Красивость языка не заслоняет высокую идейность, которую автор старается донести до читателей.

Романтические рассказы Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим - в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.

Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя. Надменный эгоист воображал, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество. Индивидуалисту Ларре контрастно противопоставляется герой второй легенды. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени и погиб, спасая людей. Освещая путь вперед, смельчак сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в «Старухе Изергиль» проявилась другая, не менее характерная черта горьковского творчества - об личение обывателя, мещанского стремления к покою. Подвиг Данко мог воодушевить юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, которое освещало дорогу людям вперед, хотя воспользовался его светом, оказавшись в темном лесу. У писателя еще не было отчетливого представления о классовой борьбе и социальных силах, которые смогли изменить существующий строй, но он чутко уловил революционные настроения, зреющие в народных массах, и отразил их в героико-романтических произведениях.

В своих рассказах Горький противопоставляет различные взгляды на человека, правду и ложь в жизни. Выходец из народных глубин, писатель при жизни воспринимался современниками как крупнейший деятель русской культуры.

Билет № 3
1. Древнерусская литература. Характеры главных героев " Повести о Петре и Февронии Муромских".

Древнерусская литература

Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения.

Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого (книги св. Писания, творения св. отцов, жития святых, сборники мудрых изречений и тому подобное).

Жанры

§ Житие

§ Хожение

§ Видения

§ Cлово

§ Евангелие

§ Летопись

§ Былины






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.