Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Былины как героические песни эпического характера. Значение былин.






Билет №1

БЫЛИНЫ (старины), русские народные эпические песни-сказания; родственны героическому эпосу других народов; повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9 - 13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Отразили нравственные и социальные идеалы народа: удаль, справедливость, любовь к родной земле. Для исполнения северных былин характерны сольное одноголосие, короткие речитативные напевы. Многоголосные южные былины с протяженными напевами песенного склада бытуют большей частью у донских казаков.

 

2. Лирика о Великой Отечественной войне. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Великая Отечественная война — трагическое собы­тие в истории русского народа. Литература о ней с те­чением времени не теряет своего значения. Писатели, поэты, драматурги, публицисты вновь и вновь обра­щаются к этой теме. Круг тем, затронутых литерату­рой военных лет, широк, но главнейшей была все же тема защиты отечества.

От первого до последнего дня суровой войны ни на миг не умолкал голос поэтов. Лирика этих лет объеди­няла людей, утешала их, вдохновляла, окрыляла. По­эты ездили по фронту с выступлениями, поднимали дух бойцов в госпиталях.



Возвышающая дух лирика была столь востребова­на, что многие стихи довольно быстро становились по­пулярными песнями. Таковы «Землянка» Алексея Суркова, «Огонек» Михаила Исаковского и другие.

Лирика и песни о войне ходили из уст в уста, их знали на память, переписывали друг у друга, публи­ковали во фронтовой прессе. Лирические произведе­ния служили ярким выражением тех чувств, которые рождены были событиями войны: смертью, горем, ут­ратами.

С разных подмостков звучали голоса А. Недогонова, Н. Старшинова, Э. Асадова, Н. Рыленкова, С. На­ровчатова, К. Симонова и других.

Михаил Исаковский, вернувшись летом 1944 года в родную Глотовку, не узнал ее. Немцы сожгли дерев­ню дотла. Поэт не нашел своего дома, на его месте рос густой бурьян. Тогда в творчестве Исаковского роди­лось стихотворение «Опять печалится над лугом...», в котором поэт горько восклицает:

У этих сел, у этих речек,

На тихих стежках полевых

Друзей давнишних я не встречу

И не дождусь своих родных.

С неизбывной тоской звучат слова «я не встречу», которые поэт не случайно выносит в отдельную строку.

Лучшим своим произведением М. Исаковский справедливо считал стихотворение «Враги сожгли родную хату», которое тоже стало песней.

Стихи Исаковского мелодичны и душевны. Его ли­рика выдержала самое трудное испытание — испыта­ние временем. «Катюша» Исаковского покорила почти весь мир. Ее с удовольствием пели в Италии, в Япо­нии, в Венгрии, в США.

Эдуард Асадов едва закончил школу, когда прогре­мела война. Порвав заявление в институт, он помчал­ся в военкомат, а когда ему отказали по причине воз­раста, Асадов семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт, где писал красивые, проникновенные сти­хи. В них он вспоминает дом, маму, любимую. Особую популярность приобрели его стихи «Письмо с фрон­та», «Письмо любимой».

Асадов пишет о вечном. В стихотворении «Землян­ка» перед читателем предстают образы бойцов, кото­рые в короткие часы отдыха мечтают о простом чело­веческом счастье. Поэт только лишь междометиями передает их чувства, но читателю и так все понятно. Понятно все и бойцу, который, ничего не услышав, кроме «Эх!» и «Ох!», делает всем замечание:

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!

Тяжело раненный в голову, Асадов навсегда поте­рял зрение, но он не оставил творчество. Военная ли­рика Асадова полна размышлений о судьбе России, о мужестве русских солдат.

В стихотворении Владимира Павлинова «Холода» предстает образ матери, много тягот и бед вынесшей на своих плечах в годы войны. Голод, холод, лише­ния, потеря близкого человека, эвакуация — тяжким бременем легли на сердце простой русской женщины. Война в этом стихотворении показана глазами ребен­ка, который видит мир в черно-белом цвете. «Я брал двухцветный карандаш и рисовал войну», — говорит он.

Сергей Наровчатов, прошедший войну как солдат и журналист, в стихотворении «Полощут небывалые ветра» говорит об общеевропейском масштабе траге­дии. Поэт очеловечивает Европу, рисуя ее в образе девушки, у которой «на дне глаз» невероятная боль и страдание.

Поэт Николай Старшинов, тяжело раненый и полу­чивший на войне инвалидность, воспевает бескоры­стие и великую жертвенность подвига солдат:

Когда, нарушив забытье,

Орудия заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!..»

Но шли и гибли

За нее.

В стихотворении Александра Люкина «Просьба старого солдата» выражается готовность русского че­ловека отдать жизнь за родину. Несмотря на все горе­сти, перенесенные в Великую Отечественную, рус­ский солдат готов, если станет нужно, снова идти в бой за Отечество.

Тяжелым, немеркнущим воспоминанием звучит военная лирика. Она — живой памятник великому подвигу народа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.