Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №16






1. Что такое физическая культура, каковы ее роль и значение в формировании здорового образа жизни человека? "

Физическая культура— это часть общей культуры общества. Она представляет собой сферу социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Физическая культура включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, спорт и высшие спортивные достижения, а также общественную и личную гигиену, гигиену труда и быта, режима труда и отдыха, оздоровление и закаливание организма с использованием природных факторов. Физическая культура—явление исторически обусловленное. Она появилась очень давно, Еще в древние времена человек состязался в силе, выносливости, быстроте и ловкости с животными, на которых он охотился. Охота шла успешнее, если человек был хорошо подготовлен к ней. Бег, прыжки, метание в цель, лазание по деревьям развивали необходимые физические качества и совершенствовали навыки, нужные для охоты, Постепенно появились физические упражнения, выполняя которые, училось и воспитывалось подрастающее поколение. Так зародилась физическая культура.

В настоящее время она стала основой для воспитания здорового образа жизни, который представляет собой активную и целенаправленную форму поведения, обеспечивающего сохранение и длительное поддержание высокого уровня психического и физического здоровья.

2: " Выберите одно из предлагаемых игровых действий, опишите технику его выполнения и произведите это действие (бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; удар по неподвижному мячу с разбега; прямая подача волейбольного мяча снизу)."

Чтобы хорошо играть в баскетбол, надо уверенно выполнять все технические приемы. Однако главным техническим приемом является бросок мяча в корзину баскетбольного кольца. Без результативных бросков невозможно одержать победу Бее другие игровые приемы направлены на создание условий для выполнения точного броска в корзину. Броски выполняют двумя руками (сверху, от груди, снизу, сверху — вниз, добивание) или одной рукой (сверху, от плеча, снизу, сверху — вниз, до­бивание) с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита. Броски игроки производят с места, в движении или в прыжке с дальней, средней и ближней дистанции. По направлению к щиту броски могут выполняться прямо перед щитом, под углом к щиту и параллельно щиту.

В структуре броска выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительной фазе игрок может допустить некоторые изменения в движениях без заметного ущерба для точности выполнения приема, то движения в основной и завершающей фазах должны отличаться стабильностью и рациональностью. Это относится к определению точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой); точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой); быстроты выполнения броска; высоты траектории полета мяча.

Бросок мяча двумя руками от груди с места выполняют также, как и передачу двумя руками от груди (короткий петлеобразный замах и выпуск мяча в направлении корзины). Ноги в исходном

положении перед броском согнуты в коленях, после замаха они выпрямляются, а в момент выпуска мяча тело игрока вытягивается в направлении корзины. После того как мяч минует кончики пальцев, игрок делает шаг вперед и сопровождает бросок.

Исходное положение — игрок без напряжения держит мяч примерно на уровне груди, прочно охватывая его пальцами (ладони не касаются мяча). Взгляд спортсмена направлен на цель на протяжении всего броска. Бросок начинают с замаха коротким плавным петлеобразным движением вниз и назад. Цель замаха — плавно начать движение мяча к корзине и не допустить резких толчков, которые негативно сказываются на точности броска. Одновременно он сгибает ноги в коленях, не отрывая их от пола. Корпус баскетболист опускает слегка вниз вслед за руками. Затем, продолжая выполнять замах, он начинает выпрямлять руки с мячом вверх, в направлении корзины и посылает мяч в кольцо по высокой траектории. Движение рук при этом дополняются выпрямлением ног в коленях. В момент броска сзади стоящая нога отрывается от пола. После броска руки полностью выпрямлены, ладони направлены вперед и вниз. Когда вес тела переместился вперед, игрок делает короткий шаг вперед ногой, находящейся сзади. Это позволяет ему сохранить равновесие и быстро выйти к щиту для подбора отскочившего мяча, если бросок оказался неточным.

 

3: Ответ на билет " Составьте и покажите простейшую композицию ритмической гимнастики."

Разнообразные формы ритмической гимнастики позволяют не только сделать уроки эмоциональными, но и способствуют воспитанию эстетической культуры школьников. Подтверждением этому служит мини-комплекс этой гимнастики, созданный на основе элементарных движений современных танцев. Специально подобранные упражнения позволяют оказывать функциональное воздействие

на основные части тела. Этот комплекс рекомендуется для самостоятельного освоения. Для этого необходимо внимательно прочитать описание упражнений и выполнить каждую фазу движения. Затем попытаться выполнить каждое упражнение слит­но. После этого можно приступить к выполнению комплекса под музыку. Темп музыки в начале занятий не должен быть слишком высоким. По мере освоения комплекса следует использовать более темповую музыку и увеличить количество повторений, редложенные ниже упражнения можно выполнять по 2—4 раза каждое, повторив весь комплекс 2—4 раза подряд.

Упражнение 1 (для мышц шеи). Исходное положение (и.п.) — стойка ноги врозь. На счет 1—4 выполнить круговое движение головой влево; на счет 5—8 выполнить то же упражнение вправо.

Упражнение 2 (для мышц плечевого пояса). И.п. — стойка ноги врозь. На счет 1 вывести правое плечо вперед; на счет 2 — и.п.; на счет 3 вывести левое плечо вперед; на счет 4 — и.п.; на счет 5—7 три раза поочередно вывести вперед правое и левое плечо (на каждый счет); на счет 8 — и.п.

Упражнение 3 (для мышц рук). И, п. — стойка ноги врозь, руки к плечам локтями вниз, кисти сжаты в кулак. На счет 1, сгибая в колене правую ногу, выпрямить левую руку в сторону; на счет 2 — и.п.; на счет 3—4 выполнить те же движения другой рукой; на счет 5, сгибая в колене правую ногу, выпрямить левую руку вверх; на счет 6 — и.п,; на счет 7—8 выполнить те же движения другой рукой и ногой,

Упражнение 4 (для мышц туловища). И.п. — стойка ноги врозь, руки на бедрах. На счет 1 присесть в полуприсед, колени развести в стороны; на счет 2 вывести плечи и туловище влево; на счет 3 принять положение, как на счет 1; на счет 4 — и, п. Повторить упражнение с выведением плеч и туловища в другую сторону.

Упражнение 5 (для мышц ног). И, п. — о. с, руки в стороны. На счет 1 присесть в полуприсед на левой ноге, правую согнуть, поднять вверх и обхватить ее руками; на счет 2 сделать шаг правой ногой в сторону с выведением бедра влево, руки развести в стороны; на счет 3 выполнить движения, как на счет 1; на счет 4 — и.п. Повторить движения в другую сторону с подъемом левой ноги.

 

 

 

Билет №17,

вопрос 1: " Дайте определение здорового образа жизни и расскажите об основных его составляющих."

Здоровый образ жизни — это активная и целенаправленная форма поведения, которое обеспечивает сохранение и длительное поддержание высокого уровня психического и физического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью для каждого человека, это непременное условие его самореализации во всех сферах деятельности. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Основные составляющие здорового образа жизни — режим дня, гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, целесообразный режим двигательной активности, регулярные занятия физическими упражнениями и спортом. Режим дня воспитывает у людей организованность, дисциплинирует их, учит правильно распределять свое время.

Соблюдение режима дня — залог хорошего здоровья и нормальной работы всех систем организма.

Очень важно в повседневной жизни и на занятиях физической культурой соблюдать правила гигиены. Наиболее важными в личной гигиене являют ся несколько разделов: уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиена одежды и обуви. Разнообразное и высококалорийное питание должно содержать достаточное количество витаминов и минеральных солей. Есть надо 4—5 раз в день в одно и то же время. Необходимо постоянно контролировать соответствие питания энергетическим затратам и следить за своим весом. Надо помнить, что вес может увеличиваться вместе с ростом, поэтому время от времени нужно измерять и свой рост.

Закаливание — важный элемент в жизни человека. Прогулки на свежем воздухе, солнечные ванны, водные процедуры повышают работоспособность, улучшают настроение и самочувствие.

Хорошо организованный режим труда и отдыха вырабатывает у человека определенный биологический ритм функционирования организма, так называемый динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Например, если ежедневно заниматься умственным или физическим трудом в одни и те же часы, то организм в это время будет готов к высоким нагрузкам, а производимая работа будет наиболее эффективной.

вопрос 2: " Какие физические упражнения можно выполнять после длительной болезни, какими при этом должны быть режимы физической нагрузки."

Полное прекращение занятий физическими упражнениями может быть только временным. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенного заболевания определяет врач индивидуально для каждого человека с учетом тяжести и характера болезни, степени функциональных нарушений, вызванных этой болезнью.

Например, при остром воспалении придаточных полостей носа (гайморите) признаками выздоровления являются нормальная температура в течение 14 суток, а также полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженной области. Занятия физкультурой после этой болезни можно возобновить через 8—9 дней, тренировки — через 16—18 дней, участие в соревнованиях — через 20—25 дней. Необходимо учитывать также пол, возраст, компенсаторные способности и другие ин­дивидуальные особенности человека.

На занятиях физической культурой после длительной болезни (при наличии в состоянии здоровья отклонений обратимого характера) физические нагрузки надо увеличивать постепенно и по интенсивности, и объему с учетом адаптационных и функциональных возможностей организма.

В первое время после болезни двигательные режимы следует выполнять при частоте пульса 120— 130 уд./мин, так как при этой частоте происходит гармонизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигатель­ного аппарата и других органов организма, а также улучшается внешнее и тканевое дыхание. При этих двигательных режимах формирование необходимых навыков и умений происходит без предъявления к ослабленному организму повышенных требований. Затем следует постепенно увеличивать интенсивность физических нагрузок до частоты пульса 140— 150 уд./мин. Двигательные режимы при такой частоте пульса являются оптимальными при аэробном дыхании и дают хороший тренирующий эффект. Режимы физических нагрузок при частоте пульса 150—170 уд./мин являются рубежом для перехода от аэробного к аэробно-анаэробному дыханию.

Кроме уроков физкультуры в режиме дня должны быть учтены и другие формы физической активности:

о утренняя гигиеническая гимнастика и специальные комплексы упражнений; о гимнастика до начала уроков;

о подвижные игры небольшой интенсивности на переменах; физкультминутки во время уроков и физкуль­турные паузы при выполнении домашних заданий; о пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, оздоровительное плавание;

о закаливающие процедуры (воздушные и солнечные ванны, душ, обливание и др.), рекомендуемые врачом и учителем физической культуры.

вопрос 3: " Назовите основные оздоровительные системы физического воспитания и расскажите об их роли в формировании здорового образа жизни и предупреждении заболеваний."

Использование современных оздоровительных систем физических упражнений способствует формированию здорового образа жизни и играет важную роль в предупреждении инфекционных и неинфекционных заболеваний.

В школьной программе оздоровительные системы представлены курсом атлетической гимнастики и шейпингом. Курс атлетической гимнастики ориентирован преимущественно на юношей. Занятия курса рекомендуется проводить на методиче­ских основах бодибилдинга — системы физических упражнений, разрабатываемой в США с 30-х гг. XX века. Разумное и взвешенное использование методов бодибилдинга помогает достичь положительных результатов в деле коррекции тело­сложения и укрепления мышц. Этот курс требует систематического использования рядя последовательно применяемых упражнений, для выполнения которых используют специализированные снаряды и приспособления (гантели, штанги, отяго­щения, тренировочные станки, тренажеры и т. п.). Кроме того, бодибилдинг включает в себя рациональную систему питания, которое изменяется в зависимости от цели и фазы занятий. В содержание программы включены упрощенные, наиболее доступные для учащихся упражнения.

Система шейпинга представляет собой специализированную гимнастику для девушек (женщин). Основной целью этой системы является воздействие на мышечную и подкожно-жировую ткань занимающихся для коррекции рельефа тела. При этом важная роль отведена определенному пищевому и водно-солевому режиму. В отличие от атлетической гимнастики шейпинг не ставит перед занимающимися каких-либо задач атлетического развития, а выполняет, главным образом, корри­гирующую функцию. Тренировочные нагрузки в шейпинге, как правило, невелики, а противопоказания минимальны. Упражнения занимающиеся выполняют под подходящую фонограмму, или используя видеозапись.

Билет №18,

1 Расскажите о положительном влиянии занятий физической культурой на формирование важных качеств личности. Обоснуйте это собственными примерами."

Физическая культура личности — это совокупность свойств, которые человек приобретает в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на всестороннее и гармоничное совершенствование своей физической природы и ведение здорового образа жизни. Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой. Свойства, присущие физически культурной личности, формируются и развиваются на основе тех же природных задатков и психофизических процессов, что и другие виды культур. Занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но формирует другие важные качества личности: волевые, нравственные, эстетические и др. Он развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры. Далее следует рассказать о положительном влиянии занятий физической культурой на формирование личных качеств.

2" Расскажите, с помощью какой процедуры можно определить функциональное состояние своего организма. Выполните эту процедуру и оцените состояние своего организма (хорошее, среднее, неудовлетворительное)."

В процессе занятий физическими упражнениями следует осуществлять контроль за функциональным состоянием организма. Это необходимо

для регулирования величины нагрузки во время занятий и оценки ответной реакции организма на выполняемые упражнений. Определить

функциональное состояние организма можно, используя пробу с приседаниями. Проводят ее следующим обрезом, Измеряют пульс о спокойномcot ГОЯНИИ.

Затем выполняют 20 приседаний (1 приседание в секунду).

Если пульс после приседаний восстановился до уровня спокойного состояния к началу третьей минуты, Функциональнее состояние организма хорошее; к началу четвертой или пятой минут — удовлетворительное; к началу шестой минугы неудовлетворительное.

 

3 Расскажите о правилах спортивных соревнований и их предназначении (на примере одного из видов спорта)."

Правила соревнований — это официальный документ, в котором указаны условия и порядок проведения соревнований, права и обязанности участников, организаторов и судей. Эти правила разрабатывают в федерациях по видам спорта. Правила определяют характер (личные, командные, лично-командные) и условия проведения соревнований; возраст участников, их права и обязанности; порядок допуска к соревнованиям; форму участников; состав судейской кол/кчии, г*е права и обязанности; виды упражнений и дистанции; оборудование, инвентарь и требований к месту их проведении. Правила соревнований отражают особенности конкретного вида спорта. Например, в правилах по проведению спортивных игр определяют также их продолжительность, разрешенные и запрещенные приемы, взыскания за нарушение правил. II некоторых видах спорта к правилам прикладывают схемы дистанций и мест проведения, таблицы оценки резулыагоа, инструкции и указания судьям, формы документации (заявки на участие, протоколы соревнований, отчет главною судьи). В качестве примера можно привести основные правила проведения соревнований по баскетболу. Играют две команды по пять человек в каждой. Цель игры — овладеть мячом и забросить его в корзину команды соперников. Баскетбольная площадка имеет длину 28 м и ширину 15 м. Нижний край щита возвышается над полом на 2, 75 м. Баскетбольное кольцо находи км на высоте 3, 05 м. Щит вынесен в глубь площадки на 1, 2 м. Вес баскетбольного мяча 600- 050 г, Игру начинают с розыгрыша мяча в центральном круге. При этом игроки не имеют права ловить мяч, а должны отбить его и ли откинуть партнеру. Игрок не имеет права сделать больше одного шага с мячом в руках и имеет право вести мяч только одной рукой, Если мнч после ведения пойман, снова вести его не разрешается. Выполнять бросок по корзине имеют право все игроки нападающей команды. Если бросок неточный, отскочившим мячом могут овладеть игроки любой команды. Для того чтобы выполнить бро­сок, команде отводится 24 с. Если в течение этого времени бросок не выполнен, мяч передают другой команде, В течение И сек команда, владеющая мячом, должна перейти из зоны защиты в зону нападения. Если игрока при выполнении броска пик­нули или ударили по руке, и мяч в кольцо не попал, этот игрок получает право на два штрафных броска. Э г и же нарушения во время трехочкового броска наказываются трехочковым штрафным броском. Игрок, получивший пять персональных замечаний (фолов), выбывает из игры. Такие нарушения правил, как бег с мячом в руках (пробежка), ведение двумя руками, повторное ведение (двойное ведение), выбивание мяча за пределы площадки, игра ногой являются просто ошибками, При совершении ошибок или фолов, которые не наказываются штрафными бросками, игра возобновляется вбрасыванием мяча из- за боковой линии- После результативного броска мяч из-за лицевой линии вводит в игру защищавшаяся команда, За результативный бросок команде начисляется 2 очка (из-за дуги радиусом 6, 25 м — 3 очка), за штрафной бросок - 1 очко, Побеждает команда, набравшая за игру большее количество очков, Игра продолжается четыре периода по 10 мин каждый, Регистрируют только чистое время. В случае ничейного результата назначают дополнительный период (5 мин), Перерыв между первым и вторым, третьим и четвертым периодами 2 мин между вторым и третьим — 15 мин, В течение игры можно производить неограниченное число замен игроков, Игроку нападения не разрешается находиться в трехсекундной зоне свыше 3 с. Мяч передают сопернику, если игрок с мячом в течение 5 с не делает передачу, не бросает по кольцу, не катит и не ведет мяч в течение 5 с.

Билет N19,

1 " Дайте определение физической подготовки и расскажите о ее назначении, формах занятий и способах оценки."

Физическая подготовка — это основная составляющая физического воспитания человека. Она предполагает овладение широким набором двигательных навыков и умений, которые помогают успешно специализироваться в любой избранной де­ятельности. Главным содержанием физической подготовки являются наиболее важные виды движения человека; ходьба, бег, прыжки, метания, плавание, передвижение на лыжах, преодоление препятствий. Физическая подготовка развивает у человека умение быстро овладевать новыми видами движений и применять приобретенные навыки на практике, а также силу, выносливость, быстроту, гибкость и ловкость

Физическая подготовка включена в учебные программы общеобразовательных учреждений, а также образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, Формы занятий физической подготовкой весьма разнообразны. Это уроки физической культуры, занятия в спортивных школах, секциях и кружках, самостоятельно? выполнение физических упражнений, утренняя гимнастика, туристические походы, спортивные соревнования. Оценивают уровень физической подготовки при помощи специальных тестов и нормативов (бег 100 м, челночный 6«'t г> х 20 м, поднимание туловища из положения лежа, прыжки через скакалку в течение 1 мин, прыжки в длину с места, подтягимчие на перекладине и т. д.).

2 " Расскажите о технике попеременного двухшажного хода на лыжах и выполните упражнение, имитирующее передвижение этим ходом."

Лыжные ходы подразделяют на попеременные и одновременные. Если лыжник выполняет толчок сначала одной, а затем другой палкой, такой лыжный ход называют попеременным. Попеременный двухшажный ход выполняют следующим образом: одновременно с шагом левой ногой вперед выносят правую руку с лыжной палкой, а левой рукой и правой ногой выполняют толчок. Правая нога после толчка расслабляется и по инерции движется назад-вверх, поднимая пятку лыжи. Туловище при этом наклонено вперед, а кисти рук находятся на уровне плеч. Из этого положения лыжник делает следующий шаг. Продолжая скольжение на левой ноге, он ставит правую палку с нажимом на снег и ею отталкивается, одновременно подтягивая правую ногу и перенося на нее тяжесть тела. С выносом левой руки вперед спортсмен скользит на правой лыжне.

В дальнейшем этот цикл повторяется.

 

3 " Составьте и покажите простейшую композицию по аэробике."

Термин «аэробный» можно перевести, как «живущий в воздухе» или «использующий кислород». Аэробные упражнения — это такие виды физической нагрузки, когда человеку нужен кислород в течение продолжительного времени. При выполнении этих упражнений организм увеличивает потребление кислорода, в результате этого происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Регулярное выполнение этих упражнений повышает способность организма пропускать воздух через легкие и увеличивает общий кровоток. Аэробные нагрузки обычно представляют собой упражнения на выносливость в невысоком темпе.

Предлагаемый ниже комплекс следует выполнять не менее полутора месяцев 3—4 раза в неделю. Сначала надо повторять каждое упражнение 4—6 раз, постепенно число повторений можно довести до 10—12 раз, а затем — до 16—32 раз. Необ­ходимо контролировать частоту своего пульса в покое, после выполнения нагрузочных упражнений и комплекса в целом. Простейшая композиция по аэробике (без предмета)

И.п. — кисти рук с переплетенными пальцами находятся на голове, локти раздвинуты в стороны; на счет 1 подняться на носки, руки поднять с поворотом кистей ладонями вверх; на счет 2 — и.п. (поднимаясь на носки, сделать вдох, опускаясь — выдох), с И.п. — о. с; на счет 1 руки протянуть вперед; на счет 2 развести руки в стороны; на счет 3 поднять руки вверх; на счет 4 — и. п.

о И.п. — кисти рук приставлены к плечам (локти от туловища не отводить), пальцы сжаты в кулак; на счет 1, полуприседая, поднять руки вверх (пальцы врозь); на счет 2 — и.п.; на счет 3 полуприседая, развести руки в стороны; на счет 4 — и. п.

о И.п. — о, с, руки находятся перед грудью ладонями внутрь; на счет 1, полуприседая на левой ноге, правую скользящим движением отвести в сторону и поставить на носок, руки развести в стороны ладонями вперед; на счет 2 — и. п.; на счет 3 — те же движения, но полуприсед на правой ноге, а скользящее движение в сторону левой ногой.

И. п. — о. с, руки на поясе; на счет 1 выполнить наклон вперед (спина прямая); на счет 2 выполнить наклон в сторону; на счет 3 выполнить наклон назад; на счет 4 выполнить наклон в другую сторону. То же упражнение выполнить в обратной последовательности. Ноги при выполнении упражнений должны быть прямыми.

И. п. — о. с; на счет 1 присесть, поднимая руки через стороны вверх (при этом сохранять правильную осанку, руки должны быть вытянуты, а колени сведены вместе); на счет 2 - и.п. с И. п. — упор присев на правой ноге, левая отставлена о сторону на носок, толчком сменить положение ног;

основной упор при выполнении этого упражнения на руки, о И. п. — о. с, руки подняты BRepx; на счет 1 расслабить кисти рук («уронить»); на счет 2 «уронить» предплечья, кисти рук опустить к плечам; на счет 3—4 «уронить» руки вниз, немного наклонившись вперед; на счет 5-8 — медленно возвратиться в и.п,, поднимая прямые руки через стороны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.