Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятка






Городское методическое объединение педагогов-психологов системы образования г.Барнаула

П Краевая неделя психологии, октябрь 2008 г.

Семинар «Роль МО в профессиональном становлении и поддержке педагогов-психологов, защите их прав и интересов»

Ведущие: к.психол.наук, доцент В.Шарапановская, директор МУДО ГППЦ Е.Г.Вдовина

ДИРЕКТОРУ И ПСИХОЛОГУ

Уважаемые коллеги! Мы очень надеемся, что наши рекомендации помогут Вам найти взаимопонимание и улучшить качество профессионального взаимодействия

ПАМЯТКА

Директору Психологу
При приеме психолога на работу обращайте внимание на наличие или отсутствие у него рекомендаций профессионального сообщества Участвуйте в жизни профессиональных сообществ, которые могут оценить уровень вашего профессионализма и оказать профессиональную поддержку
Принятый вами вновь психолог, не должен нести груз ответственности и разочарований(если таковые были) за предыдущего специалиста. Постарайтесь создать для специалиста необходимые условия профессиональной деятельности, а требовательность сделать разумной и доброжелательной. Текучка кадров среди психологов не способствовала повышению доверия к ним со стороны руководителей ОУ и педколлективов. Наберитесь терпения, проявите должную лояльность с тем, чтобы заработать авторитет.
Взяв на работу нового психолога, дайте ему время на наработку материала(например, месяц), а затем пригласите к себе для беседы по результатам работы Уделяйте внимание тому, чтобы донести администрации, директору цели и задачи вашей работы, самые интересные результаты, могущие быть наиболее полезными для ОУ
Преимущество при оценке должно быть отдано психологическому содержанию мероприятий, проводимых психологом, перед их формой. Оцениваться должны не внешняя красивость, четкость или количество проведенных мероприятий, а их содержание, глубина воспитательного воздействия, психологическая комфортность детей. Умейте донести истинное психологическое содержание до педагогов и администрации, родителей. Тогда ваши мероприятия будут оценивать по существу, а не по форме
Контроль количества проведенных психологом видов деятельности(мероприятий) можно легко подсчитать, используя нормативно-правовые документы педагога-психолога(См. пакет документов психологов образования г.Барнаула 2007-8г., подготовленный Гор.МО) Планируйте свою работу в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации. Количество проведенных вами в неделю видов индивидуальной и групповой работы не может быть ниже 18 часов. Планируйте методическую работу. Регулярно анализируйте свою деятельность
Требования излишней отчетности от психолога не помогут определить уровень его профессионализма и результативность работы. Оценивая выше названное, старайтесь вникнуть в суть работы психолога, почаще беседовать с ним на профессиональные темы, оцените, понимает ли психолог смыслы своей деятельности. Примите участие в семинарах, предлагаемых психологом для педагогов. Постарайтесь понять позицию директора. К сожалению, бывают и недобросовестные работники. Вот почему ваш работодатель требует отчетов, пытаясь предупредить такое явление. Регулярно представляйте директору необходимую отчетность. Информируйте директора о наиболее важных и интересных аналитических выводах по результатам любых направлений вашей работы.
Не требуйте от психолога заполнения ненужных(излишних) форм документации. Все формы документации утверждаются пакетом краевых и муниципальных комитетов по образованию. Требование любых других форм документации является НАРУШЕНИЕМ. Помните, что заполнение лишних форм документов приводит к напрасным потерям рабочего времени психолога и снижает эффективность работы с участниками образовательного процесса. Корректно, но настойчиво защищайте свои права. Изучите нормативно-правовую базу, регламентирующую формы документации, заполняемой психологом. Соблюдайте требования.
Постоянное привлечение психолога к различным видам работы, не входящим в его должностные обязанности, приводит к его профессиональной деформации и потере профессионального мировоззрения, профессиональных навыков. Старайтесь минимизировать для психолога возможность заниматься чужими профессиональными обязанностями. Придерживайтесь собственных профессиональных обязанностей. В случаях, когда возникает острая производственная необходимость в замене учителя, выбирайте психологические формы занятий, осуществляйте включенное психолого-педагогическое наблюдение в группе детей. Помните, что у вас, как у психолога, помимо выполнения предложенной вам работы, есть профессиональная сверхзадача
Используйте прогностические возможности психологической службы при планировании и организации различных мероприятий или педагогических ситуаций. Даже если квалификация психолога еще не очень высока, привлекайте его к планированию. Так вы поможете специалисту встать на более высокий уровень профессионального развития Стремитесь к тому, чтобы вы могли видеть ОУ как систему в целом. Понимать его цели и задачи и делать прогнозы, разрабатывать рекомендации по наиболее оптимальным путям развития.
Психолог должен подчиняться непосредственно директору. Не стоит делегировать руководство работой психолога своим заместителям. Личное общение поможет вам более быстро и правильно оценить профессиональный уровень специалиста, эффективно использовать в интересах дела его наработки Старайтесь уделять достаточное количество времени профессиональному общению с директором ОУ, администрацией.
Работа психолога является творческой, поэтому не терпит чрезмерно жесткой регламентации. Такая регламентация способствует выхолащиванию содержания. Защищая право психолога на творчество, вы обеспечите высокую результативность его деятельности и уважение учителей к специалисту и психологии в его лице. Право на творчество не предполагает безделие. Творчество – это сверхактивность. Поэтому вам необходимо вырабатывать определенную законом норму, стремиться к результативности своего труда и не лениться ее показывать.
Оказывайте психологу организационную помощь и поддержку как руководитель(включение в план работы ОУ основных мероприятий психолога для учащихся и педагогов). Это позволит обеспечить присутствие всех тех, кому адресованы мероприятия психолога, повысит их эффективность. Обращайтесь за организационной помощью и поддержкой к руководителю ОУ, используйте возможности включения психологических мероприятий в общешкольный годовой план работы
Для того, чтобы результаты диагностики могли быть полезными ОУ, помогайте психологу в целеполагании при планировании диагностик, предлагайте представлять аналитические выводы Планируя диагностическую работу, не забывайте о том, что диагностика не может являться самоцелью. Не теряйте цели из виду. Почаще задавайте себе вопрос: А для чего я планирую проведение данной диагностики? Что я буду делать с ее результатами? Какой смысл в них? Какая польза?
Не воспринимайте заботу психолога о сохранении психологического здоровья участников психологического процесса, как ненужные требования. Психолог старается решать свои профессиональные задачи для достижения основной цели психологической службы. Возможно не всегда ему удается найти нужную форму для своих предложений. Оценивайте в первую очередь содержание. Помните, что психолог не требует, а предлагает, участвует, поддерживает, помогает, убеждает.
Соблюдайте требования закона в отношении психолога. Рабочая неделя психолога составляет 36 часов, но активных их них только18, как и учителя. Для того, чтобы психолог смог обеспечить методически активные 18 часов, важно предоставить ему возможность Оставшееся рабочее время посвящать методической работе. Директор может закрепить данное положение в правилах внутреннего распорядка ОУ. Для контроля объема и качества еженедельной и годовой методической работы психолога требуйте ее планирования(См. пакет документов психологов образования г.Барнаула 2007-8г., подготовленный Гор.МО) Помните, что директор – человек занятой. У директора много хлопот и много сотрудников. Регулярно знакомьте директора с обновляющейся нормативно-правовой базой деятельности психологической службы в образовании и педагога-психолога.
Бессмысленно заставлять психолога формально проводить в ОУ все 36 часов в неделю(а иногда директора требуют и более длительного пребывания в ОУ), мотивируя требование тем, что некто может захотеть обратиться к психологу. Психолог – не скорая помощь. Он специалист, который работает с клиентами в отведенные для приема часы. Требование дирекции к психологу сидеть в ОУ на всякий случай демонстрирует лишь неуважение к специальности, к конкретному специалисту, обесценивает его труд в глазах потенциальных клиентов и способствует формированию потребительской позиции у участников образовательного процесса. Научитесь планировать свое рабочее время(в том числе и методические часы), грамотно подсчитывать время, необходимое на выполнение различных видов работ. Учитесь аргументировать свою позицию в отношении необходимости выделения времени для повышения квалификации, получения консультация и пр.
В настоящее время так и не определены часы для проведения психологом различных видов деятельности. Будет эффективно, если хотя бы часы на плановую диагностическую, просветительскую и профилактическую работу с группами будут проставляться в расписании. Поиски путей решения проблемы выделения определенных часов для работы психолога с учащимися(воспитанниками) должны стать одной из насущнейших задач профессиональных сообществ психологов и управленцев.
Помните, что психолог – не волшебник, а специалист, которому далеко не всегда удастся осуществить психологическую работу с «проблемными», «трудными» детьми или семьями. Поскольку в нашем государстве в настоящее время отсутствуют какие бы то ни было механизмы социального мотивирования граждан к обращению за социальной и психологической помощью и выполнения рекомендаций специалистов, важно помнить, что основным способом воздействия как педагога, так и психолога является убеждение родителей, учащихся в необходимости получения психологической поддержки и др. Старайтесь вместе с педколлективом и психологом в частности создавать систему, мотивирующую людей на работу с психологом. Проявите терпение и просвещайте педагогов, администрацию в вопросах, связанных с вашими профессиональными компетенциями. Развивайте навыки осуществления эффективного убеждения, которые пригодятся в работе с детьми и родителями, педагогами. Вместе с администрацией, директором, попробуйте простроить собственную социально-педагогическую, психолого-педагогическую систему мотивации участников образовательного процесса к получению психологической поддержки, коррекции у психолога, социального педагога
Обращение педагогов к психологу по личным вопросам может служить одним из самых надежных показателей его профессионализма и доверия к нему как специалисту. Уделяйте время работе с педагогом как личность, а не только как профессионалом. Соблюдайте принцип объективности: ваша задача помочь урегулировать проблему, а не встать на чью то сторону.
Помогите создать и оборудовать рабочий кабинет психолога. Вложите частичку своей души, эстетические чувства в оформление собственного кабинета. И помните, что отсутствие кабинета не является для настоящего профессионала препятствием для осуществления работы. Появятся результаты – будет и кабинет.
Организуйте контроль за сохранностью методических материалов и документации психолога. Перед увольнением психолога принимайте всю документацию по акту. Заполняйте отчетную документацию в соответствии с требованиями и сохраняйте рабочее место психолога в целости, даже если вы увольняетесь. Если вы пользовались собственными методическими материалами, составляйте акт об их временной аренде ОУ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.