Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Сущность и эволюция философии науки. Актуальные проблемы науки ХХI века






9.1. Многозначность понятия «философия науки», его существенные характеристики.

Понятие «философия науки» многозначно: под ним может пониматься особое направление западной и отечественной философии или же речь может идти о философии науки как о философской дисциплине, исследующей бытие науки. В первом смысле, философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной (познавательной), теоретической деятельности. В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине XIX века в деятельности первых позитивистов. Вдохновленные огромными успехами науки, они связывали с ней задачи подлинного постижения мира.

Во втором понимании философия науки как философская дисциплина возникла в ответ на потребности человечества осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР во второй половине XX века. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявляет изменчивость и глубину методологических установок и расширяет границы самой рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки - получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, так как в ее рамках ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех убеждений.

Круг проблем философии науки достаточно широк: к ним можно отнести различные вопросы, например, как отличить научное знание от ненаучного? Каковы критерии научности? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке и вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания.

Если выделить стержневую проблематику философии науки, то первая треть XX в. была занята:

· построением целостной научной картины мира;

· исследованием соотношения детерминизма и причинности;

· изучением динамических и статистических закономерностей.

Внимание привлекают также и структурные компоненты научного исследования: соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обоснования; теории и факта.

Вторая треть XX в. была занята анализом проблемы соотношения эмпирического и теоретического обоснования науки. Предлагается также анализ парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы тематического анализа науки.

В последней трети XX в. обсуждалось новое, расширенное понятие научной рациональности, обострилась конкуренция различных объяснительных моделей развития научного знания, попыток реконструкции логики научного поиска. Возникает осознанное стремление к историзации науки, т.е. выдвигается требование соотношения философии науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Эта проблематика возвращает нас к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки; вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки.

Современная философия науки выполняет общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, т.е. на отношение мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности.

9.2. Инновации в современной философии науки: синергетика и эвристика.

Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX века. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), развитие междисциплинарных исследований, учет места и роли человека в процессе познания. В это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, искусственным путем были получены инсулин, интерферон и т.д. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонирование.

Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло за собой увеличение уровня его абстрактности и сложности. Так, например, развитие абстрактных методов в исследованиях физической реальности приводит к созданию, с одной стороны, высокоэффективных теорий, таких как квантовая хромодинамика, «теория Великого Объединения», суперсимметричные теории, а с другой - к так называемому «кризису» физики элементарных частиц.

Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80-90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Большой шаг вперед сделан в области решения качественных творческих задач. Так, на основе теории нечетких множеств создаются нечеткие компьютеры, способные решать подобного рода задачи. А внесение человеческого фактора в создание баз данных привело к появлению высокоэффективных экспертных систем, которые составили основу систем искусственного интеллекта.

На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Электроника - наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств, используемых для передачи информации. И если в начале XX в. на ее основе было возможно создание электронных ламп, то с 50-х гг. развивается твердотельная электроника (прежде всего полупроводниковая), а с 60-х гг. - микроэлектроника на основе интегральных схем. Развитие последней идет в направлении уменьшения размеров, содержащихся в интегральной схеме элементов до миллиардной доли метра - нанометра (нм), с целью их применения при создании космических аппаратов и компьютерной техники.

Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые «человекоразмерные комплексы»; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы «человек-машина», которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. С такими системами сложно, а иногда и невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем. Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающими становятся две основные идеи: идея этоса науки и идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое принципы системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий распространение эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Системный подход внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность рассмотрения систем как самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как отбор, который регулируют два типа механизмов:

1) адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств;

2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы.

Моисеев предложил принцип экономии энтропии, дающий «преимущества» сложным системам перед простыми. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX – начала ХХI века:

1) теории нестационарной Вселенной;

2) синергетики;

3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы, ноосферы и коэволюции.

1). Модель расширяющейся Вселенной существенно изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции. Но данная теория испытала трудности при попытке объяснить этапы космической эволюции от первовзрыва до мировой секунды после него. Ответы на эти вопросы даны в теории раздувающейся (пульсирующей, нестационарной) Вселенной, возникшей на стыке космологии и физики элементарных частиц. В основу теории положена идея «инфляционной фазы» - стадии ускоренного расширения. После колоссального расширения в течение невероятно малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается «великим объединением» теории элементарных частиц с моделью раздувающейся Вселенной. На этой основе удалось описать слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества. Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество. Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расширяющейся Вселенной вскоре после «Большого взрыва». Таким образом, устанавливается взаимосвязь между эволюцией Вселенной и процессом образования элементарных частиц, что дает возможность утверждать - Вселенная может представлять уникальную основу для проверки современных теорий элементарных частиц и их взаимодействий.

Следствием теории раздувающейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно развивающихся вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи. А возникновение жизни на Земле обосновывается на основе антропного принципа, устанавливающего связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц. Данные космологии, полученные в последнее время, дают возможность предположить, что потенциальные возможности возникновения жизни и человеческого разума были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики, когда формировались численные значения мировых констант, определившие характер дальнейших эволюционных изменений.

2). Вторым концептуальным положением, лежащим в основе принципа универсального эволюционизма, явилась теория самоорганизации – синергетика. Неоценим вклад в развитие этой науки бельгийского ученого русского происхождения, Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, который на основе своих открытий в области неравновесной термодинамики показал, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. Синергетика изучает согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Для того, чтобы было возможно применение синергетики, изучаемая система должна быть открытой и нелинейной, состоять из множества элементов и подсистем (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, органов, сложных организмов, социальных групп и т.д.), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям (незначительным случайным изменениям) и находиться в состоянии нестабильности, т.е. в неравновесном состоянии.

Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе; какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях; выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен. Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено в некоторых отношениях. С точки зрения синергетики могут быть поняты только массовые процессы. Поведение личности, мотивы ее деятельности, предпочтения скорее всего не могут быть объяснены с ее помощью, так как она имеет дело с макросоциальными процессами и общими тенденциями развития общества. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.

Во-вторых, синергетика не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, так как не рассматривает возможности человека прямо и сознательно противодействовать макротенденциям самоорганизации, которые присущи социальным сообществам.

В-третьих, при переходе на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального события, в то время как синергетика применима к исследованию таких процессов, которые детерминированы небольшим количеством фактов.

3). На этапе становления постнеклассической науки по новому зазвучали идеи В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, высказанные им еще в 20-х годах XX в., которые рассматриваются сегодня как естественнонаучное обоснование принципа универсального эволюционизма. Вернадский утверждает, что закономерным этапом длительной эволюции развития материи является биосфера - целостная система, которая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Это особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса. Биосфера является самоорганизующейся системой, чье функционирование обусловлено существованием в ней живого вещества - совокупности живых организмов, в ней живущих. Биосфера - живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием внутренних структурных компонентов, а также под влиянием все возрастающих антропогенных (имеющих человеческое происхождение) факторов. Благодаря последним растет могущество человека, изменяется структура биосферы. Под влиянием научной мысли человека и человеческого труда она переходит в новое состояние – ноосферу (сферу мысли). В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический, социальный), включенный в космическую эволюцию.

Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой Вселенная, общество и человек представляют собой единую целостность. Проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое. Как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки и наоборот. Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке, выразилась и в том, что европейская наука конца XX - начала XXI в. стала ориентироваться также и на восточное мышление. Возникают попытки слияния западной традиции, которая придает первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такой традиции, как например китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире.

Центральной идеей концепции глобального эволюционизма является идея коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого. Возникшее в области биологии понятие «коэволюция» сегодня характеризует корреляцию эволюционных изменений как материальных, так и идеальных развивающихся систем. Представление о коэволюционных процессах, пронизывающих все сферы бытия - природу, общество, человека, культуру, науку, философию – и ставит задачу еще более тесного взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания.

 

ЛИТЕРАТУРА

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977.

Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

Бройль Луи де. По тропам науки. М., 1962.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

ГадамерХ.Т. Истина и метод. М., 1988.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. М., 2000.

Касавин И.Л. Традиции и интерпретации. СПб., 2000.

Князева Е.М. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. 2001. № 10.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Курдюмов СП. Синергетика - новые направления. М., 1989.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лекторский В А Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Наука в культуре. М., 1998.

Лекторский В А Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.

Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М., 2000.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000-2001.

Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К.Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.

Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. М., 2000.

Пригожин И, Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 9.

Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. М., 1994.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПб, 2001.

Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопросы философии. 2002. № 5.

Розин В.М. Мышление в контексте современности // Общественные науки и современность. 2001. №5.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

Скрипит К.Д. Логические модели диалога. Ростов н/Д, 2001.

Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., 2001.

Современная философия науки. М., 1996.

Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

.Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании // Общественные науки и современность. 2002. № 2

Швырев B.C. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. №1.

Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.

Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

Яковлев В.А. Инновация в науке. М., 1997.

Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. СПб., 2000.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.