Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День рождения коллектива






Ежегодный праздник, во время которого в теплой, непринужденной обстановке происходит творческий смотр верности традициям и идеалам коллектива, заботы о его чести, красоте жизни, единстве, о его друзьях – близких и далеких.

Подготовка к дню рождения коллектива (октябрятской группы, пионерского отряда, комсомольского коллектива, школы, пионерского лагеря и т.д.) как общей «завтрашней радости» (А. С. Макаренко) начинается задолго до праздничной даты (например, за месяц). На общем сборе-старте выбирается совет дела – праздничная комиссия из представителей всех первичных (классов) и микроколлективов (звездочек, звеньев, бригад). Между ними проводится конкурс на лучшие предложения к празднику, составляется его план, распределяется поручения между первичными коллективами (для выполнения отдельных дел могут быть созданы сводные отряды желающих).

В период подготовки к дню рождения каждый коллектив (сводный отряд) выполняет поручение общего сбора (например, изготовление и вручение гостям пригласительных билетов, оформление помещения, рассылка писем и подарков далеким друзьям), а также готовит сюрпризы-подарки другим первичным коллективам или всему коллективу, отдельным его членам или друзьям-гостям. Такими сюрпризами-подарками могут быть стенная или «живая», фото-, световая, радио-, киногазета, песня или сюита песен, стихи, самоделки «со значением», с дружеским розыгрышем, благодарностью, пожеланиями и т.д.

Сам праздник может быть проведен как традиционный вечер (сбор), который может включать и другие творческие дела в честь дня рождения коллектива (например, торжественную линейку у памятника героям или звездный марш-поход, трудовую операцию, сюрприз, веселую спартакиаду, фестиваль собственных фильмов, смотр-защиту творческих работ, большой общий сбор коллектива и его друзей – разговор о жизни в течение года и о новых перспективах).

Прологом праздничного вечера (сбора) становится встреча гостей. Это лучше всего сделать силами специального «гостевого» сводного отряда – представителей всех первичных (микро) коллективов. Члены такого отряда приглашают гостей в свои коллективы, где в тесном дружеском кругу беседуют, рассказывают о том, что сделали за год, показывают фотографии, альбомы, поделки, подготовленные подарки. Каждый первичный коллектив знакомит своих гостей с программой вечера, вручает им тексты своих любимых песен и вовлекает желающих в секретную подготовку сюрпризов. Последнее особенно важно: хотя участие гостей в коллективном выступлении будет носить характер экспромта, оно сразу же сблизит их с хозяевами вечера, превратит из зрителей в товарищей по творческому делу, поможет создать атмосферу общей увлеченности, общего радостного подъема.

После торжественного открытия вечера (когда может быть внесен флаг, спета песня-гимн) каждый первичный коллектив представляет собравшимся своих гостей, а в дальнейшем делает их участниками творческих дел, входящих в программу вечера, тепло провожает, на прощание вручив памятные открытки и попросив записать в специальной книге (например, в «Книге добрых напутствий») мнения об увиденном, советы, пожелания на будущее.

В программу праздничного вечера (сбора) могут входить разнообразные творческие дела и игры, например: сюрпризы-подарки первичных коллективов, сводных отрядов (групп);

чтение писем, телеграмм от далеких друзей, корреспонденции, посылаемой им с праздничного вечера («перекличка друзей»);

«экспедиция по году» – краткое обозрение наиболее ярких событий жизни коллектива в виде «живых картин», сценок, загадок, частушек и т.п.;

концерт-«молния» (лучше сводными объединениями, созданными тут же, на празднике, например «творческими объединениями тезок»);

эстафета-«ромашка» с веселыми задачами, отражающими жизнь коллектива за год, и т.п.;

игры-«молнии», хороводные танцы.

И конечно же, весь вечер должен быть насыщен любимыми песнями – веселыми и грустными, задорными и торжественными. Об этом заботятся ведущие – члены праздничной комиссии или специальный совет запевал.

КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Надежды Павловой, Людмилы Введенской, Светланы Архиповой)

Коммуне три года! Это много и мало. Каждый год приносит что-то новое, интересное. А что будет в этом году? Но в этот вечер мы об этом не думали. Ведь на дне рождения принято веселиться.

Первый этап праздника – подготовка сюрпризов-подарков.

Отряд «Кругозор» собрался в 8 часов утра (!) и так творчески работал до вечера, что потом все валились с ног. А вот «Веселятам» на все подарки хватило получаса. У каждого свои способности, свои возможности.

Вечер. Идут последние приготовления. На столах вместо тетрадей и карандашей – конфеты, лимонад, торты. На доске – транспарант из цветной бумаги: «Коммуне – 3», портрет Антона Семеновича Макаренко, в напольной вазе – букет осенних листьев.

7 часов. Все, как обычно, расселись по отрядам. Дежурный командир Галя Рогачева поздравила всех с днем рождения коммуны, прочитала поздравительные телеграммы от наших выпускников-«десантников».

Тамара Кучеренко заявила, что она хочет преподнести свой сюрприз. Ишь какая индивидуалистка! Все насторожились. Тамара исчезла за дверями и появилась... со Стешей Гузан, телеграмму которой читали минуту назад. Ай да сюрприз! Как только Стеша вошла, все начали хлопать, кричать, приветствовать ее. Мы были страшно рады видеть Стешу на нашем празднике. Она, конечно, была довольна не меньше нас.

После этого начались поздравления отрядов. Открывались секреты. Особенно интересный подарок достался «Веселятам»: «Кругозор» вручил им разноцветные колпачки, и они в тот вечер щеголяли в новых головных уборах. Сами «Веселята» «Кругозору» подарили юмористическую газету «Трень-брень» – дружеские шаржи на дела коммуны. Отлично!

Отряд «Слово» получает в подарок «слова» и составляет из них замечательный афоризм А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему!»

А «РВС» вступил в пионеры. На грудь командира отряда повязали пионерский галстук и дали наказ: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Традиционный концерт-«молния» в этот вечер тоже был необычным. Выступали ТОТы – «творческие объединения тезок»: «Нади и Аркадии», «Веры и Леры», «Вали, Гали, Оли и Коли», «Людмилы и Тамары» и особое объединение (из всех остальных имен) – «Винегрет». После 15-минутной подготовки первыми выступили «Веры и Леры». Ух, хитрющие: ходили по всем закоулкам, где мы готовились, подслушивали и наматывали на ус, а потом все это показали в виде репортажа о подготовке к концерту-«молнии»! И когда они выступали, то каждое объединение узнавало себя в дружеских шаржах и весело смеялось.

И другие ТОТы выступили не хуже. В заключение – новая сказка «Репка», показанная «Винегретом». Вопрос к зрителям: что такое Репка? Тема сказки животрепещущая – история современной педагогики.

Концерт прошел очень весело. А после него смотрели кимовский кинофильм о летнем съезде 1965 года. Комментировала Валя Ночевкина. Казалось бы, сколько раз мы его уже видели, но все равно без смеха и удовольствия нельзя было смотреть!

Но вот день рождения подошел к концу. Начался четвертый трудовой год коммуны. Впереди трудный и бесконечный путь исканий.

 

«ЖИВАЯ ГАЗЕТА»

Познавательное и организаторское дело-обозрение. Представляет собой серию коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о новостях жизни коллектива (и окружающей жизни), дают оценку сделанному и раскрывают перспективы на будущее.

В отличие от устного журнала цель «живой газеты» – помочь членам коллектива правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настроиться на решение новых задач. Отсюда – боевой, мобилизующий, задорный характер каждого номера, а также сравнительно короткое его существование – обычно не более 15–20 минут.

Материал для выпусков «живой газеты»:

положительный опыт своего коллектива и других коллективов, заслуживающий распространения и развития;

радостные события в жизни своего коллектива (например, дни рождения) и в окружающей жизни;

неприятности и конфликты и предложения о путях их преодоления;

планы и перспективы развития коллектива (ближние, средние, дальние).

Весь этот материал оформляется с помощью самых разнообразных средств (жанров, приемов), например таких, как лозунги-речевки, перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортажем, лозунгом-«приговором», «живые картины», карикатуры, дружеские шаржи и т.п., интервью, загадки, былины, частушки, шуточные оды, эпиграммы, шуточная энциклопедия, теневые картины, световые страницы (с помощью эпидиаскопа), песни, в том числе с новыми словами на популярные мотивы, и т.д.

«Живую газету» можно выпускать эпизодически и регулярно, в классе – силами микроколлективов (например, пионерских звеньев) и их старших друзей или сводными бригадами желающих; в школе – силами классных коллективов и их союзов (например, по очереди) или сводными объединениями.

Выступать с «живой газетой» можно на общем сборе, вечере, слете, а также на линейке (здесь «живая газета» не должна длиться более 5–10 минут).

Подготовка к выпуску «живой газеты» начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирают ее название, составляют план номера, придумывают жанры выступлений, создают отдельные группы, отвечающие за подготовку своего выступления. На одной-двух репетициях отрабатывают общие выступления, просматривают и обсуждают групповые. Очень важно после показа номера оценить его на «огоньке» участников, а если есть возможность – вместе со зрителями.

Одним из главных условий успеха «живой газеты» является дружная работа ребят и их старших друзей, которая строится как общая забота о коллективе: о преодолении недостатков в его жизни, о развитии и использовании хорошего опыта, о раскрытии радостных перспектив.

Пусть как можно больше членов коллектива пройдут через эту работу, будут авторами-исполнителями «живой газеты»: ведь она обладает поистине волшебной силой в борьбе с равнодушием, в воспитании многих ценных качеств, и прежде всего ответственности и чести, развивает творческие способности, навыки выразительной речи и культуры движения, сплачивает ребят и взрослых общими раздумьями, переживаниями, общей заботой, мажорным тоном, содействует взаимному воспитанию и самовоспитанию младших и старших.

КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Юрия Афанасьева)

Этот вид школьной газеты поистине удивительный плод фантазии, смекалки, творчества. Он неоценим в развитии многих важных качеств наших школьников, в том числе, например, в развитии речи.

Как правило, в школах проводятся линейки. На них подводится итог жизни за неделю, объявляются ближайшие цели, задачи, наконец, дежурные отчитываются о проделанной работе: сколько кто получил двоек, кто вышел на первое место, кто нарушал дисциплину и т.д. Сама линейка – это неплохо. Но приедаются и сладости, если они становятся постоянной пищей. «Живая газета» призвана разнообразить эту форму отчетов и оценки прожитого периода.

В свою очередь она, «живая газета», может быть очень разнообразной. Вот, например, дежурный класс представляет свой отчет в виде концерта. По ходу такого концерта читается письмо или сказка о том, как Миша не хотел, но поколотил двух девочек и как ему здорово потом попало, и т.д.

Своеобразие воспитательного воздействия заключается здесь в том, что «герои»-нарушители (впрочем, это могут быть и действительно положительные персонажи) видят себя в образах, воплощаемых товарищами. Такой вид «образной» критики действует не только на самого нарушителя, но в известной мере и на ему подобных. Однажды я увидел, как трое моих ребят прятали на крыше под снег кусок мяса, чтобы съесть его потом сырым. Плохого в этом ничего нет, но меня они обманули: сказали, что ищут мяч. Обманули и в том, что мясо будто бы взято не в столовой, а у А-ва, который живет в поселке (автор этого дневника работал в школе-интернате на Обском Севере).

Я пришел в учительскую и рассказал учителям о случившемся. Они были страшно возмущены. Поступили предложения: не пускать в кино, исключить из интерната, дать выговор и пр. То же самое я рассказал дежурному классу и предложил использовать в «живой газете» на линейке.

Вот какая сценка получилась.

Действующие лица: посторонний наблюдатель, директор, три кота из басни Крылова.

Посторонний наблюдатель: В субботу три кота (А, С и X) забрались в поварню и стащили кусок мороженого мяса.

Коты (дерутся): Хр-р-р! Как вкусно!

– Дай мне!

– Не цапай!

– У-у-у. Сам-то больше откусил.

– Отдай!

– Тише, директор идет!

Директор: Что это вы забросили на крышу?

Коты: Мячик!

Директор: Мячик?

Коты: Мя-я-чик.

Посторонний наблюдатель: «Вот один раз обманули», – подумал я.

Директор: А почему мячик какой-то продолговатый?

Коты: А-а-а его сплюснуло …

Посторонний наблюдатель: «Второй раз обманули», – подумал я.

Директор: А почему вы такие красные?

Коты: Погода хорошая … Морозец … Солнышко …

Посторонний наблюдатель: В третий раз обманули.

Директор (достает кусок мяса): Мя-я-чик чем пахнет?

Три кота (вместе): Мя-а-сом!

Посторонний наблюдатель (вытирая пот со лба): Уф! Все-таки признались, не обманули.

Непритязательная вроде бы сценка на самом деле была достаточным наказанием, «била» в цель точно. Ребята Севера очень любят мороженое мясо (оленину), пожалуй так же, как южане – сладкое мороженое. В школьном интернате мы даем два раза в неделю или сырую рыбу, или мороженое мясо. По вине кладовщика, да и моей лично, мы вовремя не закупили очередную партию оленины. Недели три ребята питались супами, кашей, отварным мясом. Когда наконец привезли оленину, произошла эта история. Да и обман был незлостным. Если бы я не спешил и сам не достал злополучный кусок мяса, они бы признались – об этом говорил весь их вид. Но оставлять без внимания любую нечестность нельзя. Так я и объяснил дежурной группе. А юмор на «нарушителей» подействовал. Они потом зашли ко мне, попросили прощения. И ценно здесь то, что не я их заставил сделать это, а они сами поняли...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.