Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 179






иметь общественно возмездный характер. Государство не может иметь потребности, отличные от потребностей общества, и расхо­довать налоговые поступления на эти цели.

Данный принцип развивает положения о социальном характере государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб и т.д. (ч. 1 и 2 ст. 7 Конститу­ции РФ).

Этот принцип крепко связывает налоговое право с бюджетным. Именно в рамках бюджетных процедур парламентарии как предста­вители налогоплательщиков одобряют планы расходования бюд­жетных средств, контролируют выполнение органами исполнитель­ной власти бюджетных назначений.

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интере­сов налогоплательщика и общества в целом. В обязанности платить налог воплощен публичный интерес всех членов общества. «Поэто­му государство вправе и обязано принимать меры по регулирова­нию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов об­щества»1.

Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов. Налог устанавливается с целью получения дохода, а не с целью принуждения к определенному поведению. Регулирующая функция налога не может возобладать над фискальной.

Данный принцип развивает положение Конституции РФ о пра­ве на труд, смыслом которого является право каждого на получение индивидуального дохода, а также положение о бюджете как основе функционирования государственного аппарата, условии выполне­ния государством его социальных функций.

Согласно этому принципу взимание налогов и сборов должно проходить на постоянной основе. Это возможно только в том слу­чае, если налогообложение не будет затрагивать капитал, являю­щийся источником дохода, не будет «резать курицу, несущую золо­тые яйца».

Поэтому если налоговое бремя, хотя и равное для всех налого­плательщиков, ведет к свертыванию производства, заставляет отка­зываться от занятия той или иной деятельностью, т.е. основания говорить о нарушении принципа приоритета финансовой цели взи­мания налогов и сборов.

В отношении физических лиц — плательщиков подоходного налога нечрезмерность налогообложения означает прежде всего наличие гарантий от изъятия той части дохода, которая покрывает

'Пункт 3 Постановления КС РФ от 17 декабря 1996г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 1! Закона

, --г- — ^~nwi 1-11 ^1дмилпи^| Kl Uyi-lMUU

Российской Федерации от 24 июня 1993 г полиции» //СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.

«О федеральных органах налоговой

12'

180 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

жизненно необходимые расходы лица: на питание, жилье, одежду и т.п.

Налоговую базу, т.е. часть объекта, подлежащую налогообложе­нию, составляет не весь полученный плательщиком доход, а лишь так называемый свободный доход. Человеку как минимум должны быть оставлены достаточные средства для поддержания жизнедея­тельности своей и семьи (необлагаемый минимум доходов).

С другой стороны, этот принцип означает, что финансовая цель может быть присуща только налогам и сборам. Другие платежи, взимаемые принудительно (штрафы, конфискации, другие санк­ции), не могут рассматриваться как источник пополнения доходов бюджета.

Развивая этот принцип, НК РФ закрепляет, что «налоги и сбо­ры должны иметь экономическое основание и не могут быть про­извольными» (п. 3 ст. 3). Это требование имеет два аспекта1. Во-первых, налоги должны быть эффективны с позиции самооку­паемости. Собранные суммы налога должны превышать затраты на его сбор. Во-вторых, при установлении налога должны учитываться как последствия для экономики в целом (макроэкономические по­следствия), так и последствия для отдельных налогоплательщиков (микроэкономические последствия).

Принцип ограничения специализации налогов и сборов. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственно­го бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций.

Целевые налоги абсолютно не исключаются, однако их установле­ние должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.

Для введения целевого налога необходимо обосновать с консти­туционных позиций необходимость финансирования конкретного мероприятия именно за счет целевых отчислений налогоплатель­щиков, а не иных источников.

Обоснованием данного принципа является закрепленное в Кон­ституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114), что достигается с помощью единой доходной базы.

Этот принцип ограничивает коммерциализацию государствен­ного управления. Это означает, что «1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полно­мочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извле­чение выгоды»2.

Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами. С точки зрения разграничения компетенции между орга-

1 Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный, расширенный) / Под ред. А.В.Брызгалина. М.' Аналитика-Пресс, 1999. С. 47-48.

2 Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. БЕК, 1994 С. 30






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.