Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 173






кретный налог, не является критерием для отнесения налога к ка­тегории федеральных, региональных или местных налогов. Напри­мер, федеральный налог — налог на доходы физических лиц — пол­ностью поступает в бюджеты территорий, на которых он был соб­ран1. Зачисление федерального налога в бюджет, или иной фонд субъекта Федерации, или местный бюджет (фонд) не придает этому налогу статуса регионального или местного налога. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, 72, 73, 123), ст. 12 части первой НК РФ проблема государственных и местных налогов является проблемой разграничения полномочий по установлению налогов. Если субъект -Федерации или орган местного самоуправления не устанавливает на­лог, а лишь расходует собранную посредством налога сумму, налог не является региональным или местным.

В ряде случаев субъектам Федерации предоставлены права по изменению условий налогообложения, установленных Федерацией, при этом пределы полномочий субъекта Федерации строго опреде­лены федеральным законодательством. Такие налоги нельзя отно­сить к региональным.

Так, в законах РФ о ряде налогов установлены предельные ставки налогов, а субъектам Федерации предоставлено право оп­ределять свою ставку в пределах установленной. Но это право может остаться и нереализованным. В таком случае федеральный налог взимается по ставкам, установленным федеральным зако­ном.

Например, налог на прибыль организаций частично поступает в бюджет субъектов Федерации. Статьей 284 гл. 25 НК РФ установ­лена максимальная ставка налога в части, поступающей в эти бюд­жеты, — 14, 5%. Если конкретный субъект Федерации не воспользо­вался правом определить собственную ставку, налог взимается по максимальной ставке.

Такой же принцип установлен и Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий»2. Если субъект Федерации не определил собственную ставку, налог взима­ется по максимальной ставке — 2% от среднегодовой стоимости имущества.

Таким образом, к налогам субъектов Федерации и местным на­логам можно отнести только те налоги, взимание которых невоз­можно без принятия субъектом Федерации или органом местного самоуправления соответствующего нормативного правового акта.

Общие и целевые налоги

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь кон­кретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов Доходов. Налоги, не предназначенные для финансирования кон-

1 Приложение № 2 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федераль­ном бюджете на 2002 год» // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030 2СЗ РФ. 2001. №33.

174 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

кретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представля­ется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, налог с владельцев автотранспортных средств в Москве имел це­левую направленность на реконструкцию кольцевой автодороги.

Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному государственному органу1.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных дохо­дов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают це­левой налог на восстановление минерально-сырьевой базы2.

Однако необходимо учитывать, что одним из конституцион­ных принципов установления налогов и сборов является прин­цип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обя­зательных условий стабильности государственного бюджета и га­рантии выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закреп­ленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114).

Установление целевых налогов должно быть обусловлено консти­туционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирова­ния того или иного расхода именно за счет целевых поступлений.

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.

Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от это­го налога: нет конкретного дохода — нет и конкретного расхода.

Регулярные и разовые налоги

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с оп -ределенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом дея­тельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с фи­зических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на до­бавленную стоимость — помесячно или поквартально.

1 Козырни А.Н. Указ. соч. С. 32.

2 Федеральный закон от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.